Рейтинг
Порталус

МОСКОВСКОМУ УНИВЕРСИТЕТУ - 225 ЛЕТ

Дата публикации: 15 февраля 2018
Автор(ы): Ю. С. КУКУШКИН, Д. К. ШЕЛЕСТОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Номер публикации: №1518699803


Ю. С. КУКУШКИН, Д. К. ШЕЛЕСТОВ, (c)

Член-корреспондент АН СССР Ю. С. Кукушкин, Д. К. Шелестов

Всякий раз, когда людские потоки нескончаемой рекой устремляются к Мавзолею В. И. Ленина, они минуют при входе на Красную площадь большую мраморную доску, вмонтированную в здание Государственного исторического музея. На ней высечены черты лица ученого, знакомые по школьным учебникам, а ниже - контур стоявшего здесь в XVIII в. трехэтажного здания с башенкой. В нем в 1755 г. находился только что основанный по замыслу М. В. Ломоносова первый русский университет.

Уже в первое столетие своего существования Московский университет стал, по определению Н. Г. Чернышевского, "без всяких сравнений" значительнейшим "из ученых учреждений России по влиянию на жизнь общества и развитие нашего просвещения"1 . Его авторитет еще более возрос, получил принципиально новую основу и содержание в результате коренных социально-экономических и культурных преобразований Октября. Повседневно испытывая заботу и внимание Коммунистической партии и Советского государства, Московский университет является ныне признанным во всем мире флагманом советской высшей школы, крупнейшим центром науки и культуры первого в истории развитого социалистического общества.

У древка университетского знамени прикреплен высший орден страны, носящий имя Ленина. На алом бархате знамени золотыми нитями вышито имя М. В. Ломоносова. Эти навек вошедшие в жизнь Московского университета имена символизируют две эпохи его развития: более шести десятилетий героических советских лет и ровно на 100 лет больший дореволюционный отрезок пути. Величины их временных рамок, образно говоря, обратно пропорциональны значимости свершенного в каждой из этих эпох, противоположных по самой своей сущности. Но преемственность поколений неразрывна, как и процесс развития Московского университета, который и сегодня, качественно преобразованный социалистической эпохой, продолжает лучшие дореволюционные традиции.

Историография Московского университета еще ждет своего исследователя. Между тем деятельность университета привлекала внимание ученых уже в первые десятилетия его существования. Дореволюционная литература насчитывает десятки названий. Естественно, что эти работы имеют далеко не одинаковое значение. Полностью в духе господствовавшей тогда дворянско- монархической идеологии составлены единственные в дореволюционной историографии два крупных издания по истории Московского университета, приуроченные к его столетию2 .


1 Н. Г. Чернышевский. Избранные философские сочинения. Т. 2, М. 1950, стр. 17.

2 С. П. Шевырев. История Московского университета. М. 1855. О научном уровне книги свидетельствует, например, данная в ней периодизация истории универ-

стр. 21


Вопреки документам, на основе которых еще А. С. Пушкин писал, что Ломоносов "создал первый университет"3 , история возникновения и развития его искажалась, затушевывалась демократическая направленность его деятельности4 . Почти ничего нового в разработку истории университета не внесла и буржуазная историография5 . Как бы компенсируя отсутствие литературы к 150-летию университета, которое пришлось на 1905 г., дворянские и буржуазные историки воспользовались юбилеем Отечественной войны 1812 г. и выпустили ряд работ об университете, также в основном проникнутых духом верноподданничества6 .

Большое значение имеет довольно обширная мемуарная литература о Московском университете7 . Многие его воспитанники, профессора и преподаватели оставили воспоминания, которые способствуют изучению истории университета на всех этапах его дореволюционной деятельности. Некоторые из этих мемуаров являются уникальными свидетельствами об общественной жизни университета, его роли в революционно-демократическом движении. К этому типу литературы может быть отнесено и творение А. И. Герцена "Былое и думы", в котором немало страниц отведено университету. Однако вклад Герцена в историографию университета не сравним ни с какими мемуарами. А. И. Герцен, II. Г. Чернышевский, Н. П. Огарев и другие революционные демократы не только выступили против официальной концепции истории университета и, по существу, поддерживающих эту концепцию либералов, но и раскрыли подлинное значение первого русского университета в общественной жизни страны, в развитии в ней образования, культуры и науки. Большую роль при этом сыграли такие издания, как "Отечественные записки", "Современник", "Колокол", публиковавшие материалы о Московском университете и университетском вопросе в целом. Именно революционные демократы положили начало научному подходу к истории отечественного университетского образования. Испытавшие их влияние Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, К. А. Тимирязев и другие ученые выдвинули входе шедшего во второй половине XIX - начале XX в.


ситета, которая определена "по царствованиям", а более дробно - по времени деятельности кураторов и попечителей университета. Дополнением к этой книге являлся коллективно подготовленный двухтомный "Биографический словарь профессоров и преподавателей Московского университета" (М. 1855), в котором делалась попытка посредством биографических справок изложить историю науки в университете. Кроме того, вышли работы о гимназии и пансионе университета: В. И. Страхов. Краткая история академической гимназии, бывшей при Московском университете. М. 1855; Н. В. Сушков. Московский университетский благородный пансион. М. 1858.

3 А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений. В 10-ти тт. Т. 7. Л. 1978, стр. 191.

4 С этой же целью в книге Шевырева и в ряде других работ преувеличивалась деятельность иностранной профессуры в Московском университете и принижалось значение вклада русских профессоров, хотя уже в первой четверти XIX в. появились публикации, свидетельствующие об их подлинной роли (см., например, "Речи, произнесенные в торжественных собраниях Московского университета русскими профессорами оного". Тт. I-IV. М. 1818 - 1823).

5 В 1905 - 1907 гг. появились работы по истории общественно- демократического движения в университете (см., например, М. К. Леи к е. Тайное общество братьев Критских. "Былое", 1906, N 6; А. А. Титов. Из воспоминаний о студенческом движении 1901 года. М. 1906, и др.).

6 М. К. Любавский. Московский университет в 1812 г. М. 1913; см. также: "Московский университет и С. -Петербургский учебный округ в 1812 г.". СПБ. 1912; В. Эйнгорн. Московский университет, губернская, гимназия и другие учебные заведения Москвы в 1812 г. "Чтения в обществе истории и древностей российских" (ЧОИДР). Кн. 4. 1912; II. Ликин. Московский университет в Н. Новгороде в 1812 г. "Журнал Министерства народного просвещения", 1915, N 6, ч. 57. Из более ранних работ см.: Н. Попов. Московский университет после 1812 г. "Русский архив", 1881, кн. 1.

7 "Московский университет в воспоминаниях современников". М. 1956. Воспоминания об университете зафиксированы в библиографическом указателе "История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях". Тт. 1 - 3. М. 1976 - 1979.

стр. 22


обсуждения университетского вопроса ряд положений, имеющих важное значение и для понимания дореволюционной истории Московского университета.

Но научный анализ этой истории стал возможен только на основе марксизма- ленинизма. В. И. Ленин, созданная им большевистская партия в предоктябрьские десятилетия дали исчерпывающую оценку университетского вопроса, роли и места революционного движения студенчества. Неоценимое значение имеют указания Ленина по вопросам развития Московского университета после победы Великого Октября8 . Ленинские рекомендации, а также разработанные в 1917 - 1923 гг. положения, связанные со становлением советской высшей школы, решением задач воспитания и образования9 , как и документы КПСС10 , легли в основу изучения истории Московского университета.

Первые работы о ее советском периоде появились еще в 20-е - 30-е годы11 . Тогда же были осуществлены отдельные исследования по дореволюционной тематике12 . Широкое изучение истории Московского университета началось на рубеже 30-х - 40-х годов. К этому времени завершилось формирование советской системы высшего образования. Московский университет по праву занял в ней место ведущего вуза страны. В 1940 г. были изданы работы как по советскому периоду истории Московского университета13 , так и о его развитии начиная со времени основания14 . Несмотря на ряд недостатков, они способствовали фронтальному изучению истории университета.

Десять лет спустя, в первой половине 50-х годов, началась подготовка двухтомного труда "История Московского университета", который увидел свет в 1955 году. Это был плод творчества коллектива ученых всех факультетов МГУ. Авторы его охарактеризовали основные этапы дореволюционной (т. 1) и советской (т. 2) истории университета, направления его учебной и научной деятельности, показали развитие демократических традиций и место Московского университета в развитии русской и советской культуры, науки и образования. Почти одновременно вышли и другие работы: очерк15 , в котором впервые сжато излагалась вся история университета; исследования по отдельным периодам и проблемам истории МГУ за годы Советской власти 16 , монографии об основании университета17 , о развитии в нем общественно-политической мысли, революционного движения18 .


8 В. В. Сорокин. В. И. Ленин и Московский университет. "Очерки истории советской науки и культуры". М. 1968.

9 В. И. Ленин. О науке и высшем образовании. М. 1971; его же. О воспитании и образовании. М. 1973; его ж е. О молодежи. М. 1977.

10 "КПСС о культуре, просвещении и науке". Сборник документов. М. 1963.

11 "Первый Московский государственный университет за первое советское десятилетие". М. 1928; "Московский государственный университет к XX-летию Великой социалистической революции". М. 1937, и др.

12 См., например: В. И. Орлов. Студенческое движение Московского университета в XIX столетии. М. 1934; А. Малеин. "Изобличитель" - журнал студентов Московского университета. "Звенья". III-IV. М. -Л. 1934, и др.

13 "185 лет Московского ордена Ленина государственного университета имени М. В. Ломоносова". М. 1941.

14 "Ученые записки" Московского университета, юбилейная серия, 1940, вып. 50- 51. Важное историографическое значение имеют и последующие выпуски (52 - 56), посвященные истории науки.

15 А. М. Сахаров, Д. К. Шелестов. Московский университет за 200 лет. М. 1955.

16 "Из истории Московского университета. 1917 - 1941". М. 1955; В. И. Бессонова. Московский университет за первые годы Советской власти. "Вопросы истории", 1955, N 5, и др.

17 М. Т. Белявский. М. В. Ломоносов и основание Московского университета. М. 1955; его же. М. В. Ломоносов - наш первый университет. М. 1961; см. также: Н. А. Пенчко. Основание Московского университета. М. 1952.

18 "Московский университет и развитие философской и общественно- политической мысли в России". М. 1957; И. А. Федосов. Революционное движение России во второй четверти XIX в. М. 1958.

стр. 23


Вторая половина 60-х - 70-е годы ознаменовались дальнейшим углубленным изучением истории МГУ. Этому способствовали огромная теоретическая работа партии, решения XXIII-XXV съездов КПСС, труды Л. И. Брежнева19 . Для историографии Московского университета20 в эти годы характерен упор преимущественно на проблематику советского периода. В 1967 г. вышло новое издание по истории МГУ - коллективный труд "Московский университет за 50 лет Советской власти". Он открывается обстоятельным очерком истории МГУ с 1917 г.21 , в котором показано значение социалистических преобразований для университета, раскрыты такие проблемы, как авангардная роль партийной организации и деятельность работающих под ее руководством комсомольской и профсоюзной организаций университета. Один из центральных и наиболее крупных разделов труда характеризует развитие науки в МГУ. Завершающий очерк раскрывает деятельность университетского коллектива в канун 50-летия Советской власти.

Воспитанникам университета, которые боролись за установление и упрочение Советской власти, посвящены две книги22 , созданные сотрудниками Научной библиотеки имени А. М. Горького. В них опубликовано 44 биобиблиографических очерка, рассказывающих о замечательных ленинцах, шагнувших из университетских аудиторий в революцию и самоотверженно боровшихся за ее победу. О героических подвигах студентов, преподавателей и сотрудников университета в 1941 - 1945 гг. на фронтах и в тылу повествует вышедшая под редакцией А. М. Сахарова к 30-летию Победы книга "Московский университет в Великой Отечественной войне". В ней впервые обстоятельно рассказано о героической деятельности коллектива МГУ по обеспечению победы. С ее страниц предстают герои-фронтовики, покрывшие себя неувядаемой славой.

Выше названы только некоторые работы, раскрывающие одно из основных направлений историографии Московского университета, связанное с советским периодом его развития23 . Библиография университета весьма обширна24 и постоянно пополняется новыми изданиями25 . Ряд книг ("Московскому университету - 225 лет", "Летопись Московского университета", книга М. Т. Белявского "Их имена увековечены в Москве" и др.) приурочен к его 225-летию.

Можно ли в трех словах выявить главное в таком многосложном явлении дореволюционной российской действительности, каким был Мо-


19 См. Л. И. Брежнев. Ленинским курсом. Тт. 1 - 7. М. 1970 - 1979.

20 Определенное значение для ее развития имел выход в свет работ о советском университетском образовании в целом (см. А. С. Бутягин, Ю. А. Салтанов. Университетское образование в СССР. М. 1957; В. В. Украинцев. КПСС - организатор революционного преобразования высшей школы. М. 1963; "Высшая школа за 50 лет". М. 1967; Ш. X. Чанбарисов. Формирование советской университетской системы. Уфа. 1973, и др.), а также по истории ряда университетов ("Очерки по истории Ленинградского университета". Тт. I-III. Л. 1962 - 1976, и др.) и АН СССР (см., например, Г. Д. Комков, Б. В. Левшин, Л. К. Семенов. Академия наук СССР. Краткий исторический очерк. М. 1974).

21 См. также Л. В. Кошман, А. М. Сахаров. Московский университет в советское время. М. 1967.

22 "Воспитанники Московского университета - соратники В. И. Ленина". М. 1973; "Воспитанники Московского университета - большевики дооктябрьского призыва". М. 1977. Обе книги вышли с предисловиями В. И. Злобина.

23 Продолжается исследование и дореволюционной истории университета. См., например, Л. И. Насонкина. Московский университет после восстания декабристов. М. 1972; М. Т. Белявский, В. В. Сорокин. Наш первый, наш московский, наш российский. М. 1970. Эта книга посвящена памятным местам старых зданий университета, но вместе с тем она повествует и о многих сторонах его деятельности.

24 См. библиографические указатели: "К 200-летию Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова". М. 1958 (ротапринт); "Литература по истории Московского университета. 1917 - 1967". М. 1969; "Московский университет за годы Советской власти". М. 1978 (ротапринт).

25 См., например, "Мы из МГУ". М. 1978, и др.

стр. 24


сковский университет? Это сделал один из его выдающихся питомцев - Герцен, назвав университет в Москве "средоточением русского образования"26 . И именно таким виделся в дымке грядущих лет основываемый "в сердце Русского государства" университет Ломоносову, уловившему насущную национальную потребность в подготовке ученых людей "собственных, природных и домашних, которые бы служили, назад не оглядываясь... к чести отечеству"27 . Решение этой задачи являлось необходимым условием и вместе с тем органической частью упрочения независимости России, развития ее науки, общего подъема русской культуры, что стало, как справедливо отметил английский ученый, почетный профессор Московского университета Дж. Бернал, "делом всей жизни интеллектуального титана XVIII столетия Михаила Ломоносова... первого из целого ряда великих русских мужей науки"28 .

Гениальный русский ученый прозорливо видел, что подлинным средоточием национального образования университет может стать лишь при условии полного устранения феодально-сословных ограничений на право обучения в нем. Он выступил против превращения университета в дворянско- привилегированное учебное заведение, настаивал на том, чтобы в нем "всякого звания люди обучаться могли". Свою убежденность во внесословной ценности человека он проявил и в отношении к доступности университетского образования, считая, что "тот студент почтеннее, кто больше научится, а чей он сын, в том нет нужды"29 . Разрабатывая план создания первого российского университета как действительно национального высшего учебного заведения, Ломоносов исходил из потребностей развития страны. Но при этом он был чужд национальной ограниченности, находился на гребне мировой науки того времени, что также имело первостепенное значение для судеб создаваемого им университета.

Одна из особенностей революции XVI-XVII вв. в естествознании- прогрессивного переворота, подготовившего материализм XVIII в. и положившего начало современной науке, - заключалась в том, что эта революция в основном не коснулась старых университетов, больше того, порой встречала с их стороны активное противодействие. Такое положение сложилось не случайно. Западноевропейские университеты, возникшие в XII-XIII вв. и позже, в условиях господства феодализма и религии оказались в массе своей в тенетах богословского бесплодия и обскурантизма, стали центрами политической реакции. Недаром революционный французский Конвент закрыл все университеты страны как оплоты феодально-клерикальной контрреволюции. В этих условиях потребовалось немало усилий, чтобы развитие науки, сопровождавшееся созданием в ряде стран в XVII-XVIII вв. научных обществ, академий (в числе их была и Академия наук, созданная в Петербурге в 1725 г.), стало действительно сказываться и на университетах, по существу еще только начинавших в XVIII в. свою настоящую историю, связанную с подымавшейся научной мыслью.

Московский университет по времени возникновения находится у истоков этого прогрессивного процесса, что, конечно, не могло не сказаться на особенностях его создания и последующем развитии. Так, вопреки многовековым европейским канонам, в нем с самого начала не было богословского факультета. Основатель Московского университета с сарказмом высмеивал тех, кто "думает, что по псалтыре научиться можно астрономии и химии", а с помощью математики вычислить


26 А. И. Герцен. Собрание сочинений. В 30-ти тт. Т. 8. М. 1956, стр. 106.

27 Цит. по: И. Г. Петровский. Двести лет Московскому университету. "Вестник МГУ", юбилейный выпуск, 1955, N 4 - 5, стр. 3.

28 Дж. Бернал. Наука в истории общества. М. 1956, стр. 287.

29 Цит. по: И. Г. Петровский. Указ, соч., стр. 4.

стр. 25


"мгновение первого творения"30 . Богословие вообще не было включено в число дисциплин, преподаваемых в университете. Как факт первостепенной важности должен быть отмечен и разрыв с другой, казалось, непреложной традицией-университетским преподаванием на классическом языке европейского средневековья, каким была латынь. Уже в день открытия Московского университета его первый русский профессор Н. Н. Поповский убежденно заявил: "Нет такой мысли, кого на российском языке изъяснить было невозможно"31 . Внедрение русского языка в университетское обучение имело важное значение для упрочения доступности образования, создания русской научной терминологии, развития отечественной науки и культуры в целом.

Все эти и другие изначально прогрессивные меры заложили основу для того, "чтобы план университета служил во все будущие роды". Однако подобно тому, как создатель этого плана Ломоносов разработал его исходя из реальной действительности, так и само "служение" университета "во все будущие роды", содержание и направление учебной научной деятельности в нем, идейной борьбы в его стенах определялись общим ходом развития России, борьбой классов.

На протяжении почти полувека Московский университет оставался единственным русским университетом. Уже в первые десятилетия своего существования он стал оказывать огромное воздействие на развитие просвещения в России, приобрел значение- ее важнейшего культурного и научного центра, в котором неуклонно росли и крепли демократические и материалистические традиции. Своеобразную оценку материализма и демократизма университета дала реакция: в канун его 15-летия напротив его тогдашнего здания, на Лобном месте, по настоянию церковников впервые в России сожгли книгу, подготовленную в университете и проникнутую духом материализма и атеизма32 ; 40 лет спустя крепостники попытались вообще избавиться от ненавистного им учебного заведения - после освобождения Москвы от наполеоновских захватчиков они выступили против возобновления работы "наполненного духом якобинства" университета, само существование которого, считали они, "в столице вредно"33 .

Однако "опальный университет, - говоря словами Герцена, - рос влиянием", как своеобразный камертон отражая накал классовых схваток в стране. По образному выражению акад. М. В. Нечкиной, студенты подхватили знамя революции, выпавшее из рук декабристов на Сенатской площади, унесли и спрятали его в Московском университете. С этого времени он занял выдающееся место в революционно-освободительной борьбе за ликвидацию сначала феодально-крепостнического, затем буржуазно-помещичьего строя в России. "Революционным университетом" назвал его Ленин34 в 1905 году.

Десятилетия классовой борьбы в стране не прошли для Московского университета бесследно. Нахождение в самой гуще общественного движения обогащало и приумножало традиции университета, оказывало постоянное влияние на учебную и научную деятельность в его стенах. В свою очередь рост значения университета определялся высоким уровнем этой деятельности, который был обеспечен, наряду с влиянием передового общественного движения, тесной связью университетского обучения с передовой наукой.

"Отделить учебное от научного в университете нельзя" - эти сло-


30 М. Т. Белявский. М. В. Ломоносов - наш первый университет, стр. 48.

31 Цит. по: И. Г. Петровский. Указ. соч., стр. 4.

32 В 1769 г. была сожжена диссертация Д С Аничкова о происхождении религии, вызвавшая резкие нападки со стороны реакционеров.

33 "История Московского университета". Т. I. M. 1955, стр. 91.

34 В. И. Ленин. ПСС. Т. 11, стр. 377.

стр. 26


ва Н. И. Пирогова35 , окончившего Московский университет и принимавшего активное участие в его учебно-научной деятельности, отразили одну из основных традиций данного учебного заведения. Готовя кадры для науки, оно с самого начала вбирало в себя ее самые творческие силы. Именно они, служа делу прогресса, сочетая исследовательскую работу с педагогической, придали университетскому образованию его высокое значение, широту и фундаментальность. Воспитанники университета участвовали в развитии просвещения и здравоохранения, трудились в различных областях культуры, несли знания в народ и стремились улучшить его положение. Те из них, которые оставались при университетских кафедрах, продолжали дело своих учителей, включались в научную жизнь старейшего вуза страны. Самый характер развития образования в нем, связь его с творчеством выдающихся ученых способствовали утверждению здесь передовой науки, формированию ее школ и направлений. Почти все научные исследования в дореволюционной России были сосредоточены, как подчеркнул недавно президент АН СССР акад. А. П. Александров36 , при кафедрах высших учебных заведений. Московский университет по праву являлся крупнейшим центром таких исследований.

Еще в его первую годовщину ученики и последователи Ломоносова, "принадлежащие к сему наукам посвященному месту", выражали уверенность, что наступит пора, "когда процветут здесь мужи, закрытые натуры таинства открывающие"37. Время подтвердило их прозорливость. Научная деятельность Московского университета развертывалась в тот период развития науки, когда она в XVIII и особенно в XIX в. накапливала предпосылки для своей новой революции, начавшейся на рубеже XIX-XX веков. Лучшие ученые университета уже в течение первого столетия его деятельности заявили себя активными участниками этого прогресса знаний, а в последующие десятилетия выдвинули из своей среды корифеев, смело продолжавших материалистическую линию поступательного движения русской науки и принесших ей мировое признание. Развитие науки в стенах университета шло бок о бок с возрастанием его просветительской роли, ростом его влияния во всей русской культуре. Университет органически вписался в историю не только науки, но и литературы и искусства (театрального, музыкального, живописи). От него ведут свое летосчисление многие крупнейшие культурные учреждения: Исторический музей, начинавшийся с университетских художественных коллекций, Музей изобразительных искусств, Политехнический музей и другие.

Все лучшее было достигнуто вопреки политике самодержавия, которое с самого начала пыталось использовать Московский университет как одно из орудий диктатуры правящих классов. Дореволюционная история университета, необходимость и значение его коренной перестройки после победы Великого Октября не могут быть поняты без раскрытия этой политики и борьбы против нее представителей демократической и социалистической культуры. Уже при основании университета выявились две противоположные линии в определении его основной задачи. В отличие от демократически-просветительской позиции Ломоносова, видевшего значение университета в развитии образования и науки "к чести отечеству", шуваловское "доношение в сенат" (отражая дворянско- монархическую позицию создания университета исключительно в интересах господствующего класса) подчеркивало, что он призван "воспитать истинного христианина, верного раба и честного человека"38 .


35 Н. И. Пирогов. Избранные педагогические сочинения. М. 1952, стр. 392.

36 А. П. Александров. Смотр научных сил. "Правда", 15. IV. 1979.

37 М. Т. Белявский, В. В. Сорокин. Указ. соч., стр. 11.

38 Ш. Х. Чаибарисов. Указ. соч., стр. 32.

стр. 27


Самодержавие со временем исправило ради этого "ошибку", допущенную при основании университета, и ввело в нем преподавание богословия. Царизм употреблял всю силу власти, чтобы деятельность университета не выходила за пределы чиновничье-бюрократического учреждения. Не случайно "мерилом" педагогической и научной работы его профессоров была "табель о рангах". Насаждая в университете казенщину и рутину, всячески затрудняя доступ в его аудитории выходцам из народа, осуществляя другие реакционные меры, феодально-крепостническое, а затем буржуазно-помещичье государство старалось обеспечить подготовку угодных его правящим классам служителей.

Но к чести прогрессивных сил Московского университета (как и других университетов и подавляющего большинства высших учебных заведений страны) самодержавие могло осуществлять такую политику только в постоянной борьбе с этими силами. Потомки сановных держиморд, пытавшихся воспользоваться событиями 1812 г. для устранения университета из Москвы, десятилетиями травили передовых ученых, расправлялись с революционной частью студенчества, обрушивали на университет карательные санкции. В канун нового революционного подъема в стране они пошли, по сути дела, на разгром Московского университета. В 1911 г., когда на него обрушилась, по выражению страстного борца за союз науки и демократии К. А. Тимирязева, "бездушная оргия безответственного слабоумия", свыше 130 ученых были вынуждены покинуть университетские аудитории и лаборатории. Репрессии распространились и на студенчество. В 1911 - 1913 гг. из университета "выбыло" 4,5 тыс. студентов, значительную часть их исключили "за политическую неблагонадежность". Выдающийся ученый-геолог, которому также пришлось в то время оставить университетскую кафедру, В. И. Вернадский отмечал: "Вся жизнь русских высших школ, особенно университетов, сейчас представляет картину тяжелого кошмара"39 .

Революционная социал-демократия с первых шагов своей деятельности раскрыла неразрывную связь упадка высшей школы с кризисом существовавшего в стране самодержавного строя. Еще в 1902 г. в книге "Что делать?" Ленин указал, что задача передовых демократов "наталкивать людей, недовольных собственно только университетскими или только земскими и т. п. порядками, на мысль о негодности всего политического порядка"40 . Это ленинское положение определило отношение марксистской партии к революционно-демократическому движению студенчества, выступлениям передовой профессуры, которые не должны были замыкаться "в узкий круг своих университетских интересов"41 , а стать частью общей борьбы за свержение самодержавия и социальное освобождение трудящихся.

В галерее выдающихся сынов Московского университета одно из центральных мест по праву занимают первые русские марксисты, соратники Ленина, большевики дооктябрьского периода. Характеризуя возникновение большевизма, Ленин писал: "В течение около полувека, примерно с 40-х и до 90-х годов прошлого века, передовая мысль в России, под гнетом невиданно дикого и реакционного царизма, жадно искала правильной революционной теории... Марксизм, как единственно правильную революционную теорию, Россия поистине выстрадала полувековой историей неслыханных мук и жертв, невиданного революционного героизма"42 . Революционное студенчество Московского университета не стояло в стороне от этого процесса. Разбуженное дворян-


39 Там же, стр. 61.

40 В. И. Ленин. ПСС. Т. 6, стр. 86.

41 В. И. Ленин. ПСС. Т. 7, стр. 350.

42 В. И. Ленин. ПСС. Т. 41, стр. 7 - 8.

стр. 28


скими революционерами, идя затем в первых шеренгах революционеров- разночинцев, оно выдвинуло с конца XIX в. целую когорту марксистов, деятелей пролетарского, ленинского этапа освободительного движения в России, приведшего к победе Великой Октябрьской социалистической революции.

С созданием Советского государства в развитии университета началась принципиально новая эпоха. "Именно в Советской стране, - отмечает ректор МГУ акад. А. А. Логунов, - воплотилось в жизнь ленинское указание о том, чтобы знания и наука превратились в орудие освобождения трудящихся" 43 . Это указание, имевшее прямое отношение и к Московскому университету, нашло четкое выражение в принятой весной 1919 г. Программе РКП (б), которая особо отметила необходимость "довести до конца начатое с Октябрьской революции 1917 г. дело превращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества"44 . Таково было основное направление, определившее всю совокупность конкретных мер по коренной перестройке Московского университета. Необходимо было, не разрушая того лучшего, что десятилетиями накапливалось в его учебной и научной деятельности, утвердить ее на единственно научной основе марксизма-ленинизма. Университет должен был стать кузницей кадров строителей социализма.

На фронтоне университетского здания появился девиз: "Наука - трудящимся". Однако далеко не все профессора и преподаватели сразу поняли его значение. Привлекая на свою сторону лучшую часть старой профессуры, постепенно приобщая ее к строительству нового общества, Советская власть вместе с тем широко развернула подготовку кадров из среды трудящихся. Акад. И. Г. Петровский, бывший в 1920-е годы студентом МГУ, а в 50-х - начале 70-х годов его ректором, справедливо заметил, что "перед Советским правительством в отношении высшей школы в известном смысле стояли те же задачи, которые стояли перед Ломоносовым при организации Московского университета. Чтобы строить социализм, Советской власти нужно было иметь много квалифицированных специалистов, которые честно служили бы своей Родине, "назад не оглядываясь". Нужно было сделать высшую школу подлинно демократической, широко открыть двери высших учебных заведений рабочим и крестьянам"45 . Создав рабфаки, осуществляя другие мероприятия по преобразованию высшей школы, являвшиеся органической частью развернувшейся в стране культурной революции, Советская власть выполнила эту задачу.

Уже в первое десятилетие после победы Октября в перестройке МГУ были достигнуты значительные успехи. В годы первых пятилеток, когда завершился переходный период от капитализма к социализму и в СССР в основном был построен социализм, университет полностью преобразовал свою деятельность в соответствии с задачами социалистического общества. В 1940 г. в связи со 185- летием со дня основания он был награжден орденом Ленина, одновременно ему было присвоено имя Ломоносова. С честью пройдя вместе со всем советским народом через суровые испытания Великой Отечественной войны, коллектив университета в послевоенные годы добился новых успехов в учебной и научной деятельности. Они были отмечены в 1955 г., в ознаменование 200-летия университета, новой правительственной наградой - орденом Трудового Красного Знамени.


43 А. А. Логунов. Могучий потенциал науки. "Труд", 17. XI. 1977.

44 "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Изд. 8-е. Т. 2, стр. 48.

45 И. Г. Петровский. Указ. соч., стр. 7.

стр. 29


Свой 225-летний юбилей Московский университет встречает в составе восьми естественных и семи гуманитарных факультетов46 . Среди них - исторический факультет, пользующийся заслуженным авторитетом далеко за его пределами. "Теперь невозможно представить себе развитие советской исторической науки без истфака МГУ"47 , - отметил акад. Р. В. Хохлов, являвшийся в 1973 - 1977 гг. ректором университета.

Историческая наука по времени начала ее формирования как самостоятельной области знаний - ровесница Московского университета, а его основатель - Ломоносов по праву занимает видное место среди ученых, труды которых обеспечили превращение в середине XVIII в. исторических знаний в России в науку48 . Все последующее движение русской историографии неразрывно связано с Московским университетом, в стенах которого трудилось немало крупных специалистов как по отечественной, так и по зарубежной истории49 .

Развитие исторической науки в Московском университете после победы Великой Октябрьской социалистической революции уже охарактеризовано в литературе50 . В настоящее время, руководствуясь постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О повышении эффективности научно- исследовательской работы в высших учебных заведениях" (1978 г.), Ученый совет факультета совместно с Бюро Отделения истории АН СССР и научно- техническим советом Министерства высшего и среднего специального образования СССР уточнил основные направления исследовательской работы. Ими являются: методология истории, историография, источниковедение, методика исторического исследования; общие закономерности исторического процесса; история мирового революционного процесса и история КПСС; Великая Октябрьская социалистическая революция и построение социализма в СССР; развитой социализм и строительство коммунизма в СССР; история мировой системы социализма; история международных отношений; история мировой культуры; этническая история человечества; история древнейших народов и государств на территории СССР; история дореволюционной России; всеобщая история стран Европы и Америки. По всем этим проблемам готовятся учебники, учебные пособия и монографии51 . В их создании активное участие принимают специалисты, работающие в других вузах страны и в институтах АН СССР. Исторический факультет накопил значительный опыт в области координации научных исследований и объединения усилий ученых различных учреждений. Многие ведущие ученые АН СССР являются профессорами МГУ, входят в состав его Ученых советов.

У историков Московского университета существуют тесные связи с зарубежными коллегами. На основе договоров о межвузовском сотрудничестве Исторический факультет ведет планомерный обмен профессорами, аспирантами и студентами с Белградским, Берлинским,


46 Кроме того, в составе университета имеются: Институт стран Азии и Африки, Подготовительный факультет для иностранных граждан, Институт повышения квалификации преподавателей общественных наук и ряд других учебных и научных подразделений.

47 "Вопросы истории", 1974, N 9, стр. 161.

48 А. М, Сахаров. Историография истории СССР. Досоветский период. М. 1978, стр. 68.

49 Наиболее полная оценка их деятельности дана в "Очерках истории исторической науки в СССР" (I-IV. М. 1955 - 1966), а также в первом томе "Истории Московского университета" и в отдельных работах (см., например, Е. А. Ко см и иск и и. Столетие преподавания средних веков в Московском университете. "Историк-марксист", 1940, N 7).

50 См., например, "Вопросы истории", 1974. N 9.

51 Их конкретный перечень см.: "Наука в Московском университете". Отчет о научной деятельности за 1975 г. М. 1976, стр. 7 - 17; "Наука в Московском университете. 1976". Информационно-справочное издание. М. 1977, стр. 7 - 18.

стр. 30


Будапештским, Варшавским, Гаванским, Пражским и Софийским университетами. В последние годы проделана большая работа по согласованию учебных планов, что создало благоприятные условия для дальнейшего расширения сотрудничества университетов социалистических стран52 . Осуществляется также сотрудничество с учеными ряда университетов США, Японии и других стран.

Учебные планы и программы Исторического факультета строятся таким образом, чтобы студенты имели возможность воспользоваться всеми преимуществами университетского образования, которое характеризуется сочетанием учебной и научной работы, направленностью на решение самых актуальных и перспективных проблем, высокой идеологической боевитостью 53 .

На заре Советской власти А. В. Луначарский, характеризуя начавшуюся перестройку Московского университета в соответствии с задачами социалистического строительства, высказал с присущей ему образностью убежденность, что "мы имеем здесь необъятный рассадник сил будущего"54 . Жизнь подтвердила справедливость этих слов. За 225 лет своего существования университет выпустил около 180 тыс. специалистов. При этом за дореволюционные годы из стен университета вышло только 40 тыс. выпускников. Немалое значение приобрела в последние десятилетия и подготовка в университете зарубежных специалистов, особенно из социалистических и развивающихся стран. Университет имеет высокие награды: ордена "Знамя труда" (ГДР), Народной Республики Болгарии 1-й степени, "Дружбы" (Вьетнам), "За заслуги" (Польша) и Золотую медаль Яна Коменского (Чехословакия).

Выпускники университета успешно трудятся в системе высшего и среднего образования, в народном хозяйстве, в различных областях культуры. Активно работают в системе АН СССР, в других научных учреждениях. Многие из них не только получили образование в МГУ, но и стали здесь специалистами высшей квалификации. За время существования аспирантуры, с начала 20-х годов, университет подготовил около 20 тыс. специалистов высшей квалификации. Из их среды вышли ученые, внесшие весомый вклад в развитие советской и мировой науки. Ныне каждый пятый член АН СССР является воспитанником Московского университета.

Московский государственный ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени университет имени М. В. Ломоносова пришел к своему 225-летнему юбилею как ведущий учебно-методический и научный центр высшей школы. Партийная организация университета, весь его коллектив прилагают все силы и знания к выполнению решений XXV съезда КПСС, постановлений ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" и ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов", чтобы умножить свой вклад в коммунистическое строительство.


52 Подробнее об этом см. В. И. Тропин. Развивается сотрудничество университетов социалистических стран. "Вестник высшей школы", 1976, N 9, его же. Опыт сближения учебных планов. Там же. 1977, N 10.

53 Характеристику специальностей и дисциплин, преподаваемых на Историческом факультете МГУ, см.: "Московский университет. 1975 - 1976". Учебный процесс. Каталог-справочник. Гуманитарные факультеты. М. 1976, стр. 15 - 87; то же. 1977 - 1978. М. 1977; то же, 1979 - 1980. М. 1979.

54 А. В. Луначарский. Проблемы народного образования. М. 1923, стр. 198.

 

Опубликовано на Порталусе 15 февраля 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама