Рейтинг
Порталус

ПЕРВЫЙ "РАБОЧИЙ УНИВЕРСИТЕТ" В РОССИИ

Дата публикации: 16 февраля 2018
Автор(ы): И. Н. КОВАЛЕВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Номер публикации: №1518789985


И. Н. КОВАЛЕВА, (c)

В начале 1908 г. на фасаде одного из трехэтажных домов в Нижне-Лесном переулке Москвы (в районе современной Кропоткинской набережной) появилась вывеска "Вечерние классы для рабочих". Сами учащиеся прозвали их "рабочим университетом". Более 20 лет действовало это учебное заведение, созданное в 1897 году. В условиях самодержавия оно сыграло немалую роль в повышении образовательного уровня передовых пролетариев и в их общественно-политическом воспитании.

С середины 90-х годов XIX в. в России начался третий этап освободительного движения, когда во главе революционной борьбы стал пролетариат. Быстро росло сознание рабочих, переходивших от экономических требований и стихийных протестов против эксплуатации к политической борьбе. Росла тяга рабочих к знаниям и культуре. Стремление к образованию не могло быть удовлетворено тогда "сверху". Поэтому вопреки официальной линии по инициативе передовой интеллигенции в разных местах России открывались курсы и школы для рабочих.

Осенью 1897 г. в газете "Русские ведомости" можно было прочитать: "Сегодня, 12-го октября... открытие вечерних и воскресных классов императорского Русского технического общества для рабочих района Пречистенского попечительства, на Остоженке, в д. Грязнова, в 2 ч. дня"1 . Незадолго до того на стенах рабочих общежитий и столовых, фабрик и заводов, прилегающих к Пречистенке (ныне ул. Кропоткина), были развешаны объявления, приглашающие записываться в "Вечерние классы для рабочих" с бесплатным обучением. Сразу же записалось 308 человек. Они и составили первый набор. В день открытия курсов во дворе здания начальной школы на Остоженке (ныне Метростроевская ул.), где должны были проводиться вечерние занятия, собралось множество людей: "именитые" граждане Москвы; руководство курсов, преподаватели, а главным образом - рабочие. Газеты дали описание торжественного ритуала открытия "Вечерних классов" с молебном, речами и т. д.2 . Никто из официальных лиц, разрешавших открыть курсы, не предвидел, что из общеобразовательных классов со временем вырастет своеобразный "рабочий университет", который станет одним из очагов революционный работы в среде пролетариата.

С первых дней существования курсам пришлось столкнуться с большими трудностями. Со стороны властей они не получали никакой поддержки. Можно было рассчитывать только на энтузиазм преподавателей, безвозмездно отдававших свои знания рабочим, а позже - на скудные средства благотворительного общества и поступления от концертов и лотерей в пользу курсов3 . До 1908 г. "Пречистенские классы" не имели собственного здания. Проводить занятия приходилось в разных, часто очень неудобных помещениях. Иногда в небольшой комнате собиралось по 100 - 200 человек. "Люди... сидели почти что вплотную. В каждом классе было по несколько групп, где занимались обыкновенно две учительницы, иногда и три. Атмосфера, нагретая лампами и дыханием людей, делалась до того спертой и душной, что лампы тускли. Приходилось прерывать занятия, чтобы открывать форточки и не только освежать комнату, но и впускать побольше воздуха, чтобы дать возможность дышать людям и гореть лампам, а то наступала такая темнота, что нельзя


1 Курсы были организованы Постоянной комиссией по техническому образованию при Московском отделении Русского технического общества.

2 "Русские ведомости", 13.Х.1897, и др.

3 Лишь 13 лет спустя, после долгих и трудных хлопот, Московская городская дума выдала курсам единовременное пособие в размере 2 тыс. руб., а с 1911 г. они стали получать ежегодную субсидию в сумме 3 тыс. рублей.

стр. 176


было работать"4 . Случалось и наоборот: слушатели собирались в больших но зато неимоверно холодных помещениях.

"Вечерние классы" сразу же вышли за рамки учебного заведения, дававшего слушателям лишь основы образования. После первого курса ("Общие классы"), где рабочие получали образование в объеме начальной школы, начал действовать второй курс, на котором преподавались в объеме реального училища русский язык, арифметика, геометрия, химия, физика, механика, история, география, естествознание, рисование, черчение и иностранные языки. Желающих готовили отдельно к экзамену на звание народных и домашних учителей, на аттестат зрелости и к поступлению в университет. В преподавании учебных предметов применялся лекционный метод, по некоторым дисциплинам велись семинарские занятия. Много необычного для того времени было на Пречистенских курсах. С 1904 г. рабочие-слушатели входили в педагогический совет и предметные комиссии. В 1905 г. представители слушателей объединились в делегатский совет, который играл важную роль в жизни курсов.

19 июня 1905 г. состоялась торжественная закладка здания курсов5 , а в январе 1908 г. они смогли наконец разместиться в собственном доме6 . Начался новый этап их работы. Они разделились на три отделения - низшую, среднюю и высшую школы, каждая со своим педагогическим советом. Единой деятельностью руководил общий педсовет с его административным органом - бюро заведующих. Каждая школа занимала свой этаж. Основная задача низшей школы заключалась в том, чтобы поднять уровень развития взрослых рабочих и пробудить в них интерес к знаниям. Средняя школа с трехлетним курсом обучения должна была давать более систематическое образование лицам, закончившим начальную школу. Высшая стала своеобразным научно-популярным отделением, где слушатели могли расширить общие знания и приобрести специальные. В двух больших аудиториях третьего этажа на 400 и 150 человек читались лекции по русской и всемирной истории, литературе, астрономии, физике, географии, геологии, антропологии, гигиене, физиологии, политэкономии, праву и др. Лекции сопровождались демонстрацией опытов и диапозитивов. Для желающих были организованы занятия по немецкому, французскому, английскому и латинскому языкам.

С первых лет существования курсов подобрался очень квалифицированный состав преподавателей. То были лучшие представители московской интеллигенции. Здесь читали лекции физиологи И. М. Сеченов и М. Н. Шатерников, химики А. Н. Реформатский и С. Г. Крапивин, ряд преподавателей Петровской сельскохозяйственной академии и Технического училища (ныне Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева и Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана). Передовые ученые "считали для себя... делом чести преподавать на этих курсах^ уделяя им много времени и труда"7 . Они стремились увязывать содержание читаемых ими курсов с современностью, воспитывать в рабочих стремление иметь цельное мировоззрение. Особенно много для политического развития давали занятия по истории и литературе. На уроках истории большое внимание обращалось на тяжелое положение народных масс и крестьянское движение в России. Там говорили о крестьянских войнах под предводительством С. Т. Разина и Е. И. Пугачева, об А. Н. Радищеве. "Переходя от одной эпохи к другой и рассказывая, как царское правительство в разное время подавляло народные восстания, - вспоминал об осени 1904 г. слушатель С. Ф. Фомин .(впоследствии член Союза писателей СССР), - профессор, подняв правую руку и указывая на висевший на стене портрет Николая II, сказал: "Из глубины народных восстаний в прошлом негасимое пламя революции и ее пафос дошёл до наших дней. И какие бы репрессии правительство ни применяло, им не погасить его"8 .

Слушателей курсов особенно интересовала история рабочего движения. Они изучали и обсуждали с преподавателями "Капитал" К. Маркса, работу Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", знакомились с такими научными трудами, как "Происхождение видов"


4 "Общее дело". Сборник статей. Вып. III. М. 1912, с. 102 - 103.

5 "Русские ведомости", 20.VI.1905.

6 Для получения средств на постройку здания был организован сбор пожертвований, который нашел широкий отклик ("Пречистенские классы императорского Русского технического общества в г. Москве". М. 1912, с. 69 - 70).

7 "Пречистенские рабочие курсы". Сборник статей и воспоминаний. М. 1948, с. 155.

8 Там же, с. 216 - 217.

стр. 177


Ч. Дарвина. "Дарвинизм, - вспоминал один из преподавателей, - вызвал большой интерес рабочей аудитории и сильно помогал общему развитию и революционному сознанию"9 .

Нелегко было вести на курсах революционную пропаганду. Ведь за ними следили, в огромной массе слушателей встречались и черносотенцы и агенты охранки. Любое неосторожное слово грозило лектору изгнанием с курсов. "Приходилось проявлять большую изобретательность, чтобы хоть в четверть голоса сказать, что было нужно"10 , - вспоминал преподаватель литературы В. В. Голубков (позднее член- корр. Академии педагогических наук СССР). Рабочих знакомили с произведениями А. И. Герцена, В. Г, Белинского, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева, Н. А. Некрасова, которые не значились в программе. Большой интерес вызывали сочинения А. М. Горького. На уроках читали вслух его "Песню о Соколе" и "Песню о Буревестнике". Романом "Мать" рабочие "зачитывались все без исключения"11 .

Немало интересного узнавали слушатели на уроках географии. "Мы чутко прислушивались, - вспоминал рабочий К. Ф. Лемберг (в советские годы - ответственный работник Мосэнерго), - ко всякому, даже вскользь оброненному слову, на лету ловили вольные мысли. Вот почему мы любили так в то время и лекции по "географии" А. С. Ковальской, которая волновала нас своими рассказами о житье-бытье рабочих в других странах. Лекциями по космографии Ковальская рушила коренившиеся в нашей среде религиозные предрассудки"12 . Преподаватели, побывавшие в других странах, нередко рассказывали о том, как живут люди на разных континентах. "Мы как бы воочию видели бесправие цветного населения и рабочего класса за рубежом, - говорил Лемберг о преподавателе географии А. У. Зеленко (в наше время - изве-'стный архитектор), - мы узнали, что демократия, проводимая прислужниками капиталистов, - призрак; статуя Свободы в нью-йоркской гавани - обман зрения"13 . А на занятиях по экономической географии России шел разговор о ее огромных природных богатствах, которые не принадлежат народу, о нищете и малоземелье трудового крестьянства и огромных имениях помещиков. Пречистенцы долго не могли забыть занятий, которые вел химик С. Г. Крапивин. "Многим из нас непонятное в окружавшем нас мире становилось ясным и понятным. И мы несли полученные знания в наш косный, полный предрассудков быт"14 . Восторженно отзывались рабочие об уроках физика Н. В. Степанова. "На его лекциях о законе всемирного тяготения, о свете у нас дух захватывало. Мы забывали, где сидим. Это были поэмы!"15 .

Каждую осень в Нижне-Лесном переулке возникали длинные очереди тех, кто хотел записаться на курсы. Рабочие приходили сюда из различных районов Москвы. Весть об этом учебном заведении распространилась по всему городу. Уставшие после тяжелого трудового дня, пролетарии тем не менее каждый вечер шли на занятия. Многим приходилось преодолевать большие расстояния пешком, ибо денег на извозчика не было. На сон времени оставалось тоже мало. "Придешь домой, - говорили слушатели, - в 12-м часу ночи, а вставать нужно в 6 часов утра, а иной раз еще раньше 6-ти часов"16 . Если занятия затягивались, то рабочим, жившим вдалеке от курсов, грозила опасность не попасть в общежитие: ворота запирались, и приходилось ночевать на улице17 .

Но никакие трудности не могли остановить рабочих в их стремлении к знаниям. "Вот они собираются, - рассказывает преподаватель истории М. Н. Коваленский (в советское время продолжал преподавать историю и стал автором учебника). - Целый длинный рабочий день у них за плечами, но надо еще учиться, надо еще работать головой. И они работают: жадно слушают лектора, два часа бродят по дебрям грамматики, арифметики, странствуют по Европе, Америке, уходят в седую старину и слушают про "избрание Михаила Федоровича и главнейшие последующие события", как гласит официальная программа... Откуда берется эта энергия, эта жажда знания, эта неистребимая нужда в науке?"18 . Думающая, любознательная аудитория была на курсах. "Какие замечательные слушатели были там! - говорил А. У. Зеленко. - С каким интересом и волнением слушали мои уроки...


9 Там же, с. 82.

10 Там же, с. 167.

11 Там же, с. 85.

12 Там же, с. 199.

13 Там же, с. 204.

14 Там же, с. 229.

15 Там же, с. 199.

16 "Общее дело", с. 87.

17 Там же.

18 "Пречистенские рабочие курсы", с. 148.

стр. 178


Аудитория забрасывала меня вопросами"19 . "Они были подлинными энтузиастами"20 , - так характеризовал своих слушателей работавший на курсах В. И. Пичета, ставший впоследствии видным советским историком, академиком.

Велик был интерес и к художественной культуре. На курсах делалось многое, чтобы научить слушателей получать радость от общения с прекрасным. В учебный план вводились уроки рисования. Желающих посещать их всегда оказывалось много, но не хватало денег, чтобы купить необходимые материалы. "Без средств невозможно вести рисование, - с горечью замечал преподаватель Н. Н. Комаровский, - иногда положительно опускаются руки. Ученики идут вперед, запросы становятся серьезнее, а удовлетворить их все труднее и труднее"21 . Был создан кружок ваяния, которым руководила известный скульптор А. С. Голубкина. Замечательный художник, она глубоко верила в творческие возможности рабочей молодежи и старалась пробудить в своих учениках "веру в знания, в искусство и в то, что нам, тогда малокультурным молодым людям, при настойчивой работе может быть доступно искусство и его понимание"22 , - вспоминал слушатель курсов!, впоследствии живописец Г. Г. Ряжский, ставший в советское Ефемя академиком. Многое давали учащимся экскурсии в музеи и на выставки. В Третьяковской галерее их знакомили с картинами "передвижников", в которых так ярко отразилась жизнь народа, его прошлое и настоящее. Очень полюбили рабочие драматическое искусство и художественное чтение. Занятия в драмкружках вели артисты Малого и Художественного театров В. О. Массалитинова и М. Н. Сумбатова-Южина, А. Д. Дикий и Е. Б. Вахтангов. Артистка Малого театра А. А. Бренко зимой 1914/1915 г. поставила со своими учениками три пьесы А. Н. Островского. Эти постановки были встречены московской общественностью с повышенным интересом. О спектакле "Без вины виноватые" газета писала: "Играли пьесу интересно, чувствовалась большая любовь к делу как артистов, так и режиссера"23 . На базе драматической студии Бренко создала затем первый рабочий театр.

Интересной и содержательной жизнью жил "рабочий университет". На курсах действовали и нелегальные кружки под видом дополнительных групп по изучению русского языка, арифметики или по подготовке к экзаменам. Проводились массовки "неслушателей" с различных фабрик и заводов под видом "воскресных чтений". Во время экскурсий устраивались нелегальные заседания социал-демократических кружков, хором пели "Варшавянку", "Дубинушку", другие революционные и народные песни. Некоторые преподаватели вели революционную пропаганду прямо на уроках. Большую работу на курсах развернули большевики В. Л. Шанцер (Марат), Р. С. Землячка, И. И. Скворцов- Степанов, В. П. Потемкин. "Рабочий университет" становился местом политического воспитания рабочих24 .

Вскоре после Февральской революции на общем собрании преподавателей и слушателей Пречистенские курсы были переименованы в Социалистические. В октябре 1917 г. пречистенцы принимали участие в боях с юнкерами на улицах Москвы. В 1919 г. на базе курсов был создан "Вечерний рабочий факультет", а в 1921 г. на той же базе открылось дневное отделение рабфака. Сюда приезжали учиться рабочие и крестьяне со всех концов страны. Наконец, в том же году университетское отделение курсов было преобразовано в Практический институт. В 1924 г. его учащиеся стали студентами трех реорганизованных московских вузов - текстильного, тонкой химической технологии и механического. История первого в России "рабочего университета" продолжалась.


19 Там же, с. 182.

20 Там же, с. 147.

21 "Общее дело". Вып. IV. М. 1912, с. 314.

22 "Пречистенские рабочие курсы", с. 252.

23 "Трудовая копейка", 31.I.1915.

24 "К 25-летию Пречистенских рабочих курсов". М. 1922, с. 55.

 

Опубликовано на Порталусе 16 февраля 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама