Рейтинг
Каталог
Порталус
база публикаций

ПЕДАГОГИКА есть новые публикации за сегодня \\ 17.12.18


МОСКОВСКОЕ КОММЕРЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ

Дата публикации: 16 мая 2018
Автор: Л. В. Кошман
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Номер публикации: №1526470068 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Л. В. Кошман, (c)

найти другие работы автора

Открытие Коммерческого воспитательного училища в Москве, возникшего по инициативе и при финансовой поддержке купечества, состоялось 22 июля 1804 года. Оно стало заметным событием общественной жизни столицы. "Московские ведомости" в нескольких номерах извещали о его открытии "в наемном доме на Таганке". Директор училища Я. И. Рост произнес речь "О целях учреждаемого училища и превосходстве торговли" 1 . Некоторые представители купечества (градский глава Д. Ф. Фалеев, купцы М. П. Губин, В. Г. Жигарев, Д. Ф. Угрюмов, А. Г. Чороков) отказались взыскать долги с должников и перевели эти 229 тыс. руб. "на нужды училища" 2 .

В дореволюционной литературе имеется несколько работ об этом учебном заведении 3 .

В начале XX в. В. Н. Сторожев опубликовал материалы архива Купеческой управы и Московского дома градского общества с комментариями. Они составили несколько томов "Истории Московского купеческого общества", один из которых посвящен Коммерческому училищу 4 . Автор излагает позицию московского купечества по вопросам торгового образования, воспитания детей купечества и мещанства. В советское время этот сюжет практически не привлекал внимания исследователей 5 .

Первое Коммерческое училище в Москве было открыто еще в 1773 г. при Воспитательном доме на средства горнопромышленника П. А. Демидова. Однако в то время "никто из достаточного купечества империи" не был увлечен идеей учреждения подобного заведения. Детей для обучения набирали в Петербурге, т. к. в Москве "к отдаче в Коммерческое училище из тамошнего купечества и ниже кого из других желающих не явилось". И в 1799 г. оно было переведено в Петербург 6 . Дело изменилось в начале XIX в., когда временно наметилось распространение либеральных настроений. "Дух эпохи" коснулся и области просвещения. Принимались меры для создания в России общеобразовательной школы, возникло министерство народного просвещения. Вместе с тем продолжала существовать закрытая сословнай школа. Необходимость образования для третьего сословия становилась все более ощутимой. Теперь "здравомыслящие из московского купечества" сами пропагандировали такую идею. Напомним о более поздних выступлениях Н. А. Полевого 7 , о Т. В. Прохорове, который, имея в виду собственные интересы, первым из русских фабрикантов открыл школу при своем ситцевом заведении: там наряду с рабочими обучались дети купцов 8 .

В 1810 г. в Москве было учреждено "Общество любителей коммерческих знаний", членами которого наряду с аристократами стали торговцы и фабриканты. Общество взяло на себя заботу о "прочном существовании Практической коммерческой академии" 9 . К числу сторонников образования купечества и мещанства принадлежал и М. П. Губин, московский градский глава в 1802 - 1803 годы. Он-то и явился инициатором создания Коммерческого воспитательного училища. Губин происходил из орловских купцов 10 , с 70-х годов XVIII в. числился московским купцом II гильдии,


1 Московские ведомости, 2.IV, 16.VII, 27.VII.1804.

2 Там же, 27.VII.1804.

3 Обозрение важнейших событий и перемен, происшедших в Московском коммерческом училище в первое 25- летие существования оного училища далее - Обозрение). М. 1832; Краткая историческая записка о 50-летнем существовании Московского коммерческого училища. 1804 - 1854. - Московские ведомости, 23, 27, 30.XII.1854; Московское коммерческое училище. Сто лет жизни. 1804 - 1904. Составлено секретарем педагогической конференции Н. Виноградовым. М. 1904.

4 История Московского купеческого общества. Учреждения, недвижимости и капиталы Московского купеческого общества. Т. IV, вып. 1. Императорское Московское коммерческое училище на Остоженке. М. 1914 (далее - Сторожев В. Н. УК. соч.).

5 В Большой Советской Энциклопедии в статье "Коммерческие училища" (БСЭ. Т. 12. 1973, с. 518) ошибочно объединены сведения о двух училищах, возникших в Москве в 1804 г., одно - на средства Московского купеческого общества, другое - как частный пансион, переименованный в 1806 г. в Московскую практическую коммерческую академию.

6 Сторожев В. Н. УК. соч., с. 4, 6.

7 Полевой Н. А. Речь о невещественном капитале. М. 1828; его же. О воспитании вообще и особенно купцов. - Московский телеграф, 1829, ч. 29, N 18 - 19.

8 Кошман Л. В. Фабричные школы в России в первой половине XIX в. - Вестник Московского университета, 1976, вып. 2, история, с. 18 - 19.

9 Столетие Московской практической академии коммерческих наук. 1810 - 1910. М. 1910.

10 Русский архив, 1907, вып. 12, с. 495.

стр. 186


в 1790 г. объявленный им капитал составил 52 тыс. рублей. Продолжая вести торговлю в России и за границей с оборотом до 900 тыс. руб., он в 1790-е годы приобрел на Урале доменные и молотовые заводы, принадлежавшие ранее Мосоловым и Демидовым, построил там новый завод и стал одним из крупнейших промышленников. В Московской и Калужской губерниях он владел ситцевыми, миткалевыми, писчебумажными заведениями 11 . Во втором поколении семья Губиных получила дворянство (принималась во внимание благотворительная их деятельность) 12 .

В июле 1803 г. в объединенном собрании Московского купеческого и мещанского общества было решено открыть "на общественный купеческий счет" коммерческий класс "для воспитания и обучения в нем беднейших мальчиков купеческого и мещанского сословия до 50 человек". Составление плана и сметы по содержанию училища поручили Рубину; купеческое общество ежегодно обязывалось отпускать на содержание училища 15 тыс. руб. асс.; в учебное заведение могли поступать дети иногородних купцов и мещан, и "для сведения их" было решено "напечатать Примерное постановление со штатом" 13 . Училище должно было готовить "кандидатов коммерции" для работы в купеческих конторах и стать сословной школой. "Примерное постановление" было утверждено министром народного просвещения П. В. Завадовским, который внес в него ряд поправок. Представляют интерес те из них, которые касаются руководства училищем. "Примерное постановление" отводило важнейшую роль в управлении градскому главе. Он должен был являться "главным начальником училища" 14 . Согласно утвержденному правительством плану, во главе училища находился совет, состоявший из градского главы и его помощника, в ведение которых входило "исправлять генерально все экономические дела" (распоряжаться капиталом училища), четырех почетных членов из купцов, руководившего учебно- воспитательной работой директора. Таким образом, градский глава не стал главным начальником, а должность директора Губиным вообще не предусматривалась 15 . План Завадовско-го стал первым уставом училища, действовавшим до начала 1850-х годов.

В 1804 г. в училище были зачислены 10 человек на счет Купеческого общества, 10 - на иждивение частных благотворителей и 11 пансионных 16 . В 1806 г. число желающих поступить туда превысило вакансии 17 . Действовал 8-летний срок обучения. Полный штат воспитанников определился в 1811 году. Что касается пансионных, то взимаемая за их обучение плата постоянно росла, пополняя капитал учебного заведения 18 .

О практической значимости Коммерческого училища в XVIII и первой половине XIX в. говорят следующие данные: за 1773 - 1799 гг., до перевода в Петербург, в первое поступили 239, окончили его 46 человек 19 . В 1804 - 1854 гг. во втором начали обучение 895 воспитанников, окончили - 462 20 . Все ученики принадлежали к купечеству и мещанству. Среди штатных воспитанников преобладали дети мещан и обедневших купцов, среди пансионных - дети крупного купечества, в том числе сыновья известных промышленников Титова, Мазурина, Кукина. Выпускники работали в купеческих конторах, комиссионерами, управляющими делами имений, в делопроизводстве государственных учреждений, управляющими фабрик, служащими в фабричных конторах и т. п. 21 .

Училище содержалось на средства Купеческого общества и частные пожертвования. Из казны не было отпущено на него ни


11 Сторожев В. Н. УК. соч., с. 29, прим.; Павленко Н. И. История металлургии в России XVIII в. М. 1962, с. 113, 148.

12 Павленко Н. И. УК. соч., с. 513 - 514.

13 Материалы для московского купечества. Общественные приговоры. Т. 1. М. 1892, с. 276 - 277.

14 Строжев В, Н. УК. соч., с. 41, 43.

15 Там же, с. 43, 44.

16 Там же, с. 62, 102.

17 Там же, с. 64.

18 Московские ведомости, 23, 27.XII. 1854.

19 Сторожев В. Н. УК. соч., с. 26.

20 Московские ведомости, 25.XII.1854.

21 Обозрение, с. 64 - 66. Одним из учащихся, принятым в 20-е годы XIX в., был И. А. Гончаров, о котором имеется запись в журнале училищного совета от 5 августа 1822 г.: "По препоручению симбирской купеческой жены, вдовы Авдотьи Гончаровой в училище отдан ее малолетний, от роду 10 лет, сын Иван в числе полных пансионеров, который читать и писать по-российски, немецки и французски умеет и обе части арифметики знает достаточно; обучался также закону божию, российской грамматике и основаниям всеобщей географии". В 1830 г. по семейным обстоятельствам он был отчислен из училища до окончания срока (Сторожев В. Н. УК. соч., с. 185 - 186).

стр. 187


одного рубля. В 1806 г. на средства купечества для него купили дом на Остоженке (ныне на этом месте находится Московский институт иностранных языков им. М. Тореза). На покупку и перестройку дома под руководством архитектора Д. И. Жилярди израсходовали около 150 тыс. рублей 22 . В училище имелась значительная библиотека из произведений отечественных писателей "по всем отраслям наук и художеств". Почетный член совета училища, владелец крупнейшей в России типографии С. И. Селивановский и московский книготорговец М. ГЪ Глазунов пожертвовали библиотеке значительное количество книг. Библиотека пополнялась также за счет изданий, подаренных авторами 23 . Были оборудованы учебные кабинеты, а в 1826 г. создан кабинет технологии, в котором представлены этапы машинной и ручной обработки хлопка и льна. В том же году расширили преподавание технологии и естественной истории, в черчение ввели "копирование с готовых чертежей, к фабрикам и заводам относящихся". Эти изменения были вызваны потребностями развивавшейся промышленности.

Купечество, вкладывая капиталы в училище, преследовало прежде всего собственные цели, и, когда министр просвещения обратился в 1803 г. к торговцам Москвы с предложением "принять на себя ежегодный взнос 2000 руб. на содержание учреждаемых 4 уездных училищ", купеческое общество отказалось это сделать, ибо оно "имеет уже на единственном своем иждивении особое училище под названием "Коммерческого",., а напротиву того в частных и уездных училищах преподаются науки юношеству всякого звания и не одним только детям купеческого сословия" 24 .

Своеобразной вехой в истории училища стал 1812 год: в силу обстоятельств, вызванных Отечественной войной (восстановление сгоревшего дома и оборудования, кабинетов и библиотеки), возросли расходы Купеческого общества на содержание училища 25 . С середины 20-х годов XIX в. происходит ряд конфликтов между градским главой и директором. Поводом служило недовольство Купеческого общества вмешательством директора в распределение общественных сумм и установление контроля над их расходованием. Градский глава А. А. Мазурин в записке почетному опекуну училища кн. С. М. Голицыну высказал пожелание купечества о пересмотре некоторых пунктов плана 1804 г., т. к. "настоящее воспитание и учение юношества не соответствует цели общества, по желанию коего оное училище учреждено и содержится иждивением общества" 26 . Однако эти пожелания не были учтены правительством; наоборот, последовавшие распоряжения еще более ограничили права Купеческого общества по руководству учебным заведением. Указом Николая I от 30 марта 1830 г. вводилась должность обер-директора, назначенного императором из членов Московского опекунского совета, которому подчинялись "все части училища"; это лицо имело "главное надзирание над учителями, учащимися и экономией заведения" 27 .

В 1840 г. вновь возник вопрос о характере обучения в училище. В записке, поданной представителями купечества, говорилось: "Общество, не находя полезным распространять училище Коммерческое, основало в 1834 г. особое Мещанское училище", в существовании которого находит "явную потребность... Воспитывающиеся там мальчики, получив только первоначальное образование, поступают прямо, по желанию хозяев и в мальчики при лавках, и в писцы при конторах торговых и фабричных, следовательно согласуются с духом торгового сословия" 28 . В 1849 г. в связи с подготовкой нового устава Коммерческого училища Купеческим обществом был создан Комитет для обсуждения деятельности училища. Он отметил, что "желательно было бы обращать особое внимание сверх предметов общего образования на главнейшую цель основания училища, состоящую в приуготовлении воспитанников к занятию мест конторщиков в купеческих конторах" 29 .

Таким образом, в 40-е годы XIX в., когда уже наметились важные изменения в социально- экономическом статусе России, свидетельствующие о развитии капиталистического уклада, торгово-промышленная буржуазия не только еще не выступала с программой широкого бессословного образования, а, наоборот, стремилась к сохранению


22 Там же, с. 89; Обозрение, с. 31 - 32.

23 Обозрение, с. 33.

24 Материалы для московского купечества. Т. 1, с. 337.

25 Сторожев В. Н. УК. соч., с. 122, 287.

26 Там же, с. 251.

27 Там же, с. 252.

28 Там же, с. 287.

29 Там же, с. 344 - 345, 349.

стр. 188


сословных рамок в образовании. Правительство, которое само распространяло сословный принцип, поддержало пожелания купечества. В утвержденном в 1851 г. уставе было записано, что "училище сохраняет первоначальное свое назначение приготовлять сведущих бухгалтеров, контролеров и приказчиков в фабричные заведения и конторы" 30 . Училище приобрело ярко выраженный характер специального учебного заведения и по сравнению с 1804 г. значительно увеличило количество "профессиональных" предметов 31 .

Следовательно, на практике цели, которые преследовала торгово-промышленная буржуазия, поддерживая идею образования, были направлены на обучение "хороших купцов" и носили утилитарный характер, а просветительство с его основными программными положениями 32 не было в дореформенное время характерно для взглядов московской ее части.


30 Там же, с. 371.

31 В 1804 г. из специальных предметов в училище преподавались: купеческие выкладки и начала бухгалтерии; география, особенно коммерческая; коммерческие сведения с разделением на банкирские, собственные и коммерческие; натуральная история и технология; стиль и сочинение, особенно купеческих писем на русском, немецком, французском языках. В 1854 г. в числе специальных предметов были: химия "с приспособлением оной к искусствам и фабрикам", естественная история, технология, товароведение, коммерческая и общая арифметика, бухгалтерия, наука о торговле, история промышленности, коммерческая география (Сторожев В. Н. УК. соч., с 47 - 48; Московские ведомости, 30.XII.1854).

32 См. Ленин В. И. ПСС. Т. 2, с. 519.

 

Опубликовано 16 мая 2018 года



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): МОСКОВСКОЕ КОММЕРЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ



Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

Прямая трансляция:

Сегодня в тренде top-100


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама