Рейтинг
Порталус

Социальный аспект. Когда, где и чему учиться?

Дата публикации: 23 июня 2018
Автор(ы): Степан Непорада
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Номер публикации: №1529757711


Степан Непорада, (c)


Когда, где и чему учиться? Этот вопрос ребром стоит перед увольняемыми из армии

Ответить на вынесенный в заголовок вопрос так же просто, как и сложно. Дело в том, что по мере перехода от разговоров о военной реформе к ее осуществлению появилось множество официальных документов по обеспечению социальных гарантий военнослужащих. Но разобраться в них офицеру и прапорщику за служебными заботами обычно недосуг. Как говорится, пока гром не грянет...

Когда же грянет весть об увольнении ранее ожидавшегося срока, то может статься и поздно уже будет реализовать некоторые свои права. В частности, на бесплатное обучение гражданской профессии. А необходимость в этом, как доказывают специалисты по трудоустройству бывших военнослужащих, есть. Что делается для их профессиональной переориентации, рассказал в беседе с нашим корреспондентом заместитель начальника отдела организационного и укомплектования учебных центров по переподготовке военнослужащих при Главном управлении кадров Министерства обороны Российской Федерации полковник Анатолий Квитко.

- Анатолий Анатольевич, расскажите, пожалуйста, для начала, чем занимается ваш отдел?

- Наш отдел создан в 1992 году, с задачей развертывать программы переподготовки увольняемых военнослужащих на гражданские специальности. Начало реальной работе положило освоение 129 миллионов дойчмарок, выделенных немецкой стороной на переподготовку российских военнослужащих, выводившихся из Восточной Германии в соответствии с известным соглашением.

В России при участии Министерства обороны на германские деньги было создано 10 учебных центров. Их формировали на базе высших учебных заведений Минобразования и структур занятости населения. В Петербурге такой центр назвали "Перспектива". Он - один из ведущих по мощности, оснащению и набору специальностей.

- И что за специальности они предлагают военнослужащим для гражданских условий?

- Всего специальностей свыше двух десятков. По характеру деятельности их с долей условности можно поделить, в общем, на рыночные, технические и производственные. А в качестве конкретного примера можно привести специальности, по которым ведется подготовка в петербургской "Перспективе". Здесь их пятнадцать: директор предприятия, мастер деревообрабатывающего предприятия, менеджер в малом и среднем бизнесе (с английским языком и без), менеджер частного автосервиса (с английским языком и без), специалист частного автосервиса, слесарь по ремонту автомобилей, менеджер швейного производства, швея с навыками раскроя, бухгалтер, специалист по ремонту и обслуживанию ПЭВМ, пользователь ПЭВМ, пользователь ПЭВМ с навыками делопроизводства, секретарь (со знанием ПЭВМ и английского языка), деловой английский язык.

- Каким руководящим документом регламентируется порядок переподготовки?

- Приказом министра обороны N 320 от 1994 года. В соответствии с ним офицеры и прапорщики в год увольнения по оргштатным мероприятиям и состоянию здоровья или достижению определенного возраста состояния на военной службе и после увольнения еще в течение трех лет имеют право на бесплатную переподготовку по гражданской специальности.

- Бесплатно - обучение для самого человека. Но центр должен финансироваться...

- Российско-немецкая программа завершилась в мае этого года. Соответственно и финансирование по ней закончилось. С 1995 года действует российско-британская программа. Под нее не стали создавать новые центры, чтобы не распылять средства. Они направлены пяти из десяти уже давно и хорошо зарекомендовавших себя - московскому, петербургскому, ростовскому, нижегородскому, владивостокскому.

- Кроме названных вами десяти центров Министерства обороны, переподготовкой военнослужащих занимаются структуры и других ведомств. Ваш отдел контактирует с ними?

- Да, у нас сложились деловые связи, проводится обмен опытом, координируются действия.

- Что собой представляют эти центры?

- Министерство образования имеет 13 учебных центров. Они получили средства от Европейского союза - 14,5 миллиона экю. В них приобрели гражданские специальности около 20 тысяч российских военнослужащих.

Действует также Всероссийский центр переподготовки военнослужащих под руководством Владимира Михайлова. Это хозрасчетная организация. У них существует ряд региональных филиалов на базе вузов. Сначала они переучивали военнослужащих за счет различных общественных фондов. Сейчас их финансируют комитеты по занятости населения, направляющие людей на учебу. Или же сам человек оплачивает свою учебу, если не обладает правом на направление от структур трудоустройства.

Четвертый участник переобучения - Министерство труда и социальной защиты населения. У него есть территориальные органы федеральной службы занятости и учебные центры. Надо иметь в виду, что структура Минтруда рассчитана только на определенные категории военнослужащих. В соответствии с постановлением правительства они принимают только тех, кто уволен по оргштатным мероприятиям до достижения сорока пяти лет и зарегистрирован через органы занятости в качестве безработного.

- То есть самые социально незащищенные?

- Да. Надо сказать, не все, подпадающие под данную категорию, используют это право. Дело в том, что не каждый офицер согласится регистрироваться в качестве безработного, считая и сам статус, и процедуру его получения для себя унизительными.

- Судя по представленной вами картине, сеть структур переподготовки весьма разветвленная. Насколько она обеспечена финансово?

- В финансовом отношении истекающий год был не из лучших. Как я уже сказал, с мая прекратилось финансирование от немецкой стороны, завершившей выполнение своих обязательств на сей счет. Средств от британского министерства обороны хватает на финансирование деятельности только пяти наших учебных центров.

Других источников у нас пока практически нет. У Министерства обороны нет статьи расходов на социальную защиту военнослужащих в области переподготовки. Оно сейчас ставит эту проблему на правительственном уровне. Надеемся, будет учтено наше предложение, чтобы в бюджете в разделе "Национальная оборона" отдельной строкой закрепить выделение целевого финансирования на переподготовку военнослужащих, увольняемых в запас.

- А кто должен бы помочь Министерству обороны и поддержать это предложение? Как сейчас говорят, лоббировать вопрос?

- Предложения Министерства обороны готовятся на имя первого вице- премьера Анатолия Чубайса, который является руководителем экономической комиссии по поддержке реформ в Вооруженных Силах при Совете обороны. Речь в них идет о финансовом обеспечении строительства жилья для увольняемых из армии, о переподготовке военнослужащих и их трудоустройстве.

- Много надежд возлагалось на одобренную правительством 5 мая сего года Программу переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, подлежащих увольнению в запас или отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в местах компактного проживания. Но пока...

- Пока реализация ее задерживается. Министерство обороны высказывает озабоченность этим. Финансировать программу предполагается из внебюджетных источников - общественных фондов и от зарубежных инвестиций. Европейский союз обещал выделить под нее 4 миллиона экю. По докладам специалистов Минтруда, работа по их получению продвигается к завершению.

Эти деньги предназначаются на техническое оснащение учебных центров, учебно-методическую помощь, стажировку преподавателей. Из них же будет профинансирована подготовка 120 преподавателей для дистанционного обучения военнослужащих в отдаленных военных городках.

- Есть ли все-таки уверенность, что учебные центры заработают на полную свою мощность?

- По крайней мере, в слушателях недостатка у них не будет. Это точно. Ведь не секрет, что на ближайшее время - год-два - придется пик увольнений из армии в связи с оптимизацией ее численности. На 1998 - 2000 годы запланировано увольнение 170 тысяч военнослужащих. Из них примерно 80 тысяч нуждаются в переподготовке по гражданским специальностям.

Следовательно, объемы задач наших центров возрастут. Для их решения, помимо финансирования со стороны, самим центрам придется зарабатывать деньги. С этой целью они будут оказывать платные образовательные услуги. То есть заниматься самофинансированием.

- Насколько реальны упования на зарубежные инвестиции?

- Министерство обороны через военных атташе выходило с предложениями на этот счет в некоторых странах. И в ряде случаев есть положительная реакция. Руководством петербургской "Перспективы" подписан протокол о намерениях по сходной программе со шведской стороной. Она будет финансировать пилотный проект по переподготовке военнослужащих в Северо-Западном регионе. Идет работа с финской стороной. Есть меморандум о намерениях по переподготовке военнослужащих на Дальнем Востоке с участием японских структур.

- А со стороны войсковых структур, что должно сейчас делаться для организации переподготовки военнослужащих по гражданским профессиям?

- На данном этапе командованию и работникам кадровых органов хорошо бы, в частности, заняться профессиональной ориентацией тех, кого планируется уволить в течение ближайшего года. Ведь многие военнослужащие до самого увольнения не могут для себя решить, куда же пойти работать.

Мне приходилось разговаривать со многими, кому вскоре предстоит уйти из армии. И большинство из них, подавляющее большинство, рассчитывают трудиться в государственных органах. А вот к предложениям пойти в структуры рыночной экономики они просто психологически не готовы. Но реальности сегодняшнего и завтрашнего дня в нашей стране таковы, что число рабочих мест в госсекторе ограничено и сокращается.

В новых же секторах экономики шансов устроиться больше, особенно если военнослужащий пройдет соответствующую подготовку.

Помочь офицеру или прапорщику преодолеть психологический барьер ухода с государственной службы - задача, что и говорить, сложная. В решении ее большая роль отводится справочно-консультационным пунктам, которые предписано оборудовать в частях.

- Так ведь у самих командиров, в том числе и высокого ранга, обоснованно проявляется тот самый психологический барьер и неприятие рыночных отношений. Оно и понятно: вон, сколько мы слышим о разного рода дикостях в базарно-рыночной стихии.

- Но ведь есть и явления другого порядка. Сколь угодно примеров того, как бывшие военнослужащие ведут свое дело без соприкосновения с криминалом. Просто такое меньше бросается в глаза и, к сожалению, оказывается вне внимания кадровых военных.

Скажем, мало, кто из военнослужащих знает, что есть Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства. Он разработал программу совместно с Министерством обороны, в которую включены очень эффективные меры по вовлечению уволенных из армии в бизнес и предпринимательство. Причем намечается взаимодействие под эгидой государства с иностранными партнерами. Но опять же, браться за это надо, имея определенную подготовку. И лучше получить ее, пока состоишь на военной службе.

- Сколько длится учеба в ваших центрах?

- Типовая программа рассчитана на 520 часов занятий. Это 3 - 3,5 месяца учебы.

- А если человек еще не в такой категории, которая имеет право на бесплатное обучение гражданской профессии, но готов сам его оплатить?

- Если позволяют условия службы, никто не запретит ему учиться. Тем более что многие образовательные заведения идут в этом навстречу военнослужащим, предоставляют льготы. Хороший пример - действующий при Московском госуниверситете экономики, статистики и информатики учебный центр под названием Центральный институт конверсии военных кадров. Он предлагает военнослужащим обучение с частичной оплатой в сумме 420 тысяч рублей в месяц при общей полной стоимости курса 4 - 5 миллионов рублей. И в Северо-Западном регионе есть учебные заведения, предоставляющие военнослужащим льготные условия получения гражданской специальности.

- В связи с пиком увольнений в 1998 - 1999 годах, о котором вы сказали, ожидаются ли новшества в обеспечении переподготовки военнослужащих по гражданским профессиям?

- Новшества могут быть. Вот почему их следует ждать. Дело в том, что 16 октября на заседании правительства рассмотрена программа переподготовки и обеспечения занятости увольняемых с военной службы граждан. Представившее ее Министерство труда и социального развития предложило механизм, по которому государство будет тратить на переподготовку бывших военных только 50 процентов от общего объема потребного финансирования. Остальные деньги - брать из внебюджетных источников. Так что федеральным ассигнованиям проект отводил, можно сказать, символическую роль.

Участники правительственного обсуждения сочли, что проект недостаточно проработан. В частности, в нем не использован опыт развитых стран, где увольняемым в запас военнослужащим выдается персонифицированный финансовый документ, с помощью которого человек может сам выбрать центр переподготовки, а государство адресно оплатит эти расходы. Первый вице-премьер Борис Немцов и министр экономики Яков Уринсон отметили такой недостаток представленного документа: он допускает распыление средств и создание новых бюрократических структур.

По результатам обсуждения премьер-министр Виктор Черномырдин распорядился создать рабочую группу для переработки программы во главе с вице-премьером Олегом Сысуевым.

- Будем надеяться, создание механизма защиты будет завершено к тому моменту, когда он понадобится для решения судьбы десятков и десятков тысяч военнослужащих.

- Взыскательный подход на правительственном уровне к созданию этого механизма говорит в пользу того, что руководство страны не бросает увольняемых из армии на произвол рыночной стихии.

Опубликовано на Порталусе 23 июня 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама