PORTALUS.RU → ФИЛОСОФИЯ → Карпицкий Н.Н. Задача художественного образования и вопрос о художественной истине → Версия для печати
Карпицкий Н.Н. Задача художественного образования и вопрос о художественной истине [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 26 июня 2013. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/philosophy/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1372221146&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 20.04.2024.
публикация №1372221146, версия для печати
Карпицкий Н.Н. Задача художественного образования и вопрос о художественной истине
Дата публикации: 26 июня 2013 |
Карпицкий Н.Н. Задача художественного образования и вопрос о художественной истине // Культурно-мистецьке середовище: творчiсть та технологiï: Зб. матерiалiв Четвертоï мiжн. наук.-творчоï конф. 11-12 листопада 2010 р. Київ: НАКККiМ, 2010. С. 156-158. Карпицкий Н.Н. Задача художественного образования и вопрос о художественной истине В художественном образовании контекст понимания выходит за пределы учебного предмета и задается личными эстетическими чувствами студента и преподавателя, произведениями искусства, художественными практиками, сложившимися традициями, новейшими течениями, творческими экспериментами и даже сложившейся на данный момент модой. Поэтому понимание данного материала, во-первых, носит изначально неопределенный характер, и, во-вторых, может принципиально изменяться по мере расширения контекста понимания. В связи с этим возникают вопросы, возможны ли формальные критерии оценки усвоения художественных дисциплин, и что преподаватель должен транслировать в качестве общезначимого знания, а что должно подаваться как субъективное мнение. Подобные вопросы связаны с проблемой понимания художественной истины. Истина – это соответствие знания действительности. Удостоверение общей истины разными людьми предполагает наличие общезначимого опыта. В науке истина – это соответствие знания эмпирически удостоверяемым реалиям, подтверждаемым независимым наблюдателем методами наблюдения, измерения или эксперимента, а общезначимость определяется характером самого эмпирического опыта. В философии истина – это адекватность выражения личностного самоопределения человека и его жизненного опыта в философской системе. Жизненный опыт индивидуален, поэтому общезначимость здесь достигается не в самих философских позициях, а в методах их обоснования, предполагающих логичность и последовательность раскрытия хода мысли философа, который читатель может воспроизвести и понять жизненные предпосылки рассуждения философа. В связи с художественным творчеством становится проблематичным говорить не только об общезначимости опыта, но и общезначимости художественных стилей, методов и приемов, которые уникальны у каждого автора. Но без общезначимости понимание искусства было бы невозможным, и эту общезначимость можно найти в определенных процедурах, обеспечивающих понимание художественных стилей. Эти процедуры состоят в расширении контекстов понимания. Здесь можно провести аналогию с пониманием юмора. Допустим, русский рассказывает иностранцу анекдот. Понимание анекдота зависит от двух факторов – личного чувства юмора и культурного контекста восприятия. С первым фактором ничего поделать нельзя, но второй фактор можно изменить. Для этого иностранец должен направить усилия на понимание культурного контекста, в котором этот анекдот воспринимается русским. Хотя чувство юмора индивидуально, как индивидуальна и реакция на анекдот, сама возможность понимания контекста этого анекдота указывает на наличие общезначимых способов выражения одного культурного контекста в другом, или, как говорил Ю.М. Лотман, перевода одной семиотической системы культуры в другую. Можно сказать, что эстетический вкус, как и реакция на художественное произведение, также индивидуальны, тем не менее, должны быть общезначимые процедуры перевода культурного контекста восприятия художественного произведения в иной культурный контекст восприятия, приводящие к его расширению. Таким образом, понимание контекста художественного произведения в качестве необходимого условия предполагает понимание другой культурной традиции, в контексте которой создано это произведение. Можно выделить две стратегии процедуры расширения контекста. В соответствии с концептуальной стратегией выстраивается теоретическая система, которая дает иной целостный взгляд на мир, характерный для другой культурной традиции. В соответствии с ассоциативной стратегией происходит расширение поля ассоциаций восприятия культурных феноменов за границы привычного восприятия и раскрытие этих феноменов в контексте других культурных традиций. Это определяет основную задачу художественного образования: изучение различных культурных контекстов и способов их расширения. Опубликовано 26 июня 2013 года Картинка к публикации:Полная версия публикации №1372221146 → © Portalus.ru Главная → ФИЛОСОФИЯ → Карпицкий Н.Н. Задача художественного образования и вопрос о художественной истине При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна! |
|