Проблемное поле русской философии в XI веке
Публикация №1108680330 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Начиная разговор о русской средневековой философии, необходимо учитывать исторически сложившуюся социо - культурную обусловленность данного периода. Материалом для анализа могут служить немногочисленные и зачастую неизвестные источники - оригиналы. Этим, на мой взгляд, и привлекательна данная тема, потому как мало кто обращался к исследованию данного периода. Зачастую средневековую русскую философию лишают буквальным образом права на существование. Однако изучение даже доступных и общеизвестных памятников литературы Древней Руси доказывает существование своей философской концепции у мыслителей того времени.
Проблема человека в философии Г. С. Сковороды
Публикация №1108680310 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
«Для Сковороды ключ ко всем разгадкам жизни, как космической, так и божественной, есть человек, потому что все вопросы и все тайны мира сосредоточены для него в человеке... Не разгадав себя, человек не может ничего понимать в окружающем; разгадав же себя до конца , человек проникает в самые глубокие тайны Вселенной» (Эрн В. Ф. Г. С. Сковорода. Жизнь и учение. М., 1912. С. 214). Сковорода «логически записывает» жизнь, как она открывается человеком и для человека в ее всеобщности, необходимости и свободе. Таким образом, русская философия уже в самих своих истоках заявляет о себе в антропологической парадигме философского мышления.
НЕКОТОРЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕМИНИЗМА И ЭМАНСИПАЦИИ
Публикация №1108680289 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
С момента своего рождения феминизм тесно связан с эмансипацией. И в настоящее время он понимается прежде всего как освобождение женщин от дискриминации, другие тенденции остаются, скорее, исключением. При этом освобождение как цель редко ставится под сомнение. В то же время свобода является этической категорией, и стремление к освобождению неизбежно ставит моральные вопросы. Поэтому связь феминизма и этики не случайна. Темы, которые я хочу затронуть, являются, по моему мнению, ключевыми для понимания этой связи. Я начну рассуждение с того, от чего именно феминизм стремится освободиться, и для этого напомню о некоторых фактах женской дискриминации.
Принцип дополнительности в квантовой механике и метод феноменологии в словесном творчестве
Публикация №1108680258 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Философия, наука и искусство в своем классическом завершении исходят из общей позиции отношения человека к миру и сознания — к бытию. Эта позиция выражается через концепцию классического рационализма, основанного на классическом характере субъект-объектных отношении. Однако современное мышление признает односторонность классического рационализма и видит в ней одну из причин кризиса человеческого бытия. Проблема экзистенциального кризиса состоит, как известно, не в том, что классическая наука оказалась не в состоянии постичь мир в его бесконечном многообразии, а в том, что она создала излишне объективированную картину природы, природы в своей материальной замкнутости вне перспективы духовного развития, где не оказалось места для человека как духовного и свободного существа, как носителя живого духа сознания, через которое и происходит одухотворение природы. Следовательно, миропонимание должно охватывать, с одной стороны, мир объектов, а с другой стороны — их смысловое содержание в качестве живой сущности духа сознания.
Квантовая феноменология и полифония словесного творчества
Публикация №1108680127 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Феноменологическая концепция Эдмунда Гуссерля оказывает широкое влияние на различные сферы современного мышления. Феноменология обосновывает полифонический стиль мышления в науке и творчестве. Предметом нашего исследования является аналогия между полифоническим литературным творчеством и квантовой концепцией Нильса Бора, ибо, несмотря на различие предметных областей, один и тот же феноменологический подход обнаруживается в обоих упомянутых сферах.
Культурология как метод построения исторической типологии общения
Публикация №1108680107 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Культурология изучает общение в качестве одного из своих важнейших предметов. Похоже именно в этой области она выступает почти первооткрывателем и не пересекается с другими научными дисциплинами. Если наука, искусство, религия, материальная культура изучаются антропологией, историей с ее специфическими разделами, археологией, искусствознанием и филологией, то общение не стало предметом какой-либо из наук так, чтобы участие в его изучении культурологии вызывало сомнение в ее оригинальности. Социолога интересуют скорее абстрактные общественные отношения, чем конкретное деятельностное общение, а психолога — психические процессы, чьи связи с культурой, выступающей по отношению к ним в качестве особой — второй — реальности, очень сложны и меньше всего напоминают тождество. Культура общения и психология общения различны так же, как инвариант и вариации, как традиция и новации, как устойчивое и изменчивое, социальное и индивидуальное. Культурология изучает проявление социального в индивидуальном и поэтому она отличается и от социологии, и от психологии.
Звучащая философия: оксюморон или банальность
Публикация №1108680064 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
«Звучащая философия»: что могло бы означать это словосочетание? На наш взгляд, оно имеет, прежде всего, два смысла. (Другие смыслы возможны, но они, по-видимому, выводят нас за пределы собственно философии и указывают на некую смежную с ней деятельность или сферу культуры, например, на педагогику.) Первый — звучащая речь о философии или озвученная философия. Второй — особый жанр философии. В первом случае перед нами банальность, ибо исходное словосочетание ничего существенного не прибавляет к пониманию философии и лишь указывает на особую форму ее бытования. Во втором случае перед нами своеобразный симптом науки и — даже шире — культуры ХХ века.
Публикации Детской Академии - Веселой Научной Враки
Публикация №1108680018 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
В том, что мы открываем на своих страницах Детскую академию веселой научной враки, нет ничего не обычного - академии сегодня открывают все, кому не лень. Но мы открываем детскую академию, потому что убеждены - наукой должны заниматься дети. Они - самые ученые, потому что не любят читать книжки, зато любят смотреть телевизор. Это доказывает, что дети и так уже знают все науки. А взрослые только и делают, что читают, потому что не знают ничего. Кто читает больше всех, и есть абсолютный незнайка.
“О некоторых философских вопросах генетики”
Публикация №1108679988 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Тезисы доклада “Философские вопросы генетики”
1. Все более повышается интерес к философским проблемам естествознания, т.е. к наиболее общим чертам структуры материального мира и закономерностям протекающих в нем явлений.
2. Задача философии естествознания: помочь ученому в его стремлении дать адекватную характеристику явлений и процессов материального мира и тех превращений, которые в нем протекают.
3. Используя философию диалектического материализма, ученый должен видеть больше и глубже, он должен точнее оценивать факты и явления, совершенствовать логику научного мышления, эффективнее направлять усилия науки на потребности практики.
4. Характерные черты диалектико-материалистической философии: признание материальности мира, первичности материи, вторичности сознания. Метод изучения диалектический, т.е. все вещи и явления в связи, во взаимодействии.
5. Огромный вклад современного естествознания, особенно физики, в философию и теорию познания. “Природа есть пробный камень диалектики”. Развитие диалектико-материалистического учения об абсолютной и относительной истине, об относительности наших понятий в огромной степени основано на экспериментальных данных современной физики.
Сексуальное насилие над детьми. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших
Публикация №1108679950 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
ВВЕДЕНИЕ
Сексуальное насилие над детьми стало бичом современного общества. По некоторым оценкам, органы внутренних дел ежегодно регистрируют 7-8 тысяч случаев сексуального насилия над детьми, по которым возбуждаются уголовные дела. Однако в реальности, эти показатели значительно выше. В пользу такого предположения свидетельствуют данные анализа обращений по телефону доверия для лиц, перенесших сексуальное насилие, согласно которым только одна жертва из ста впоследствии обращается в милицию (Асанова Н.К., 1997). Иностранные авторы указывают, что проблема сексуального насилия в отношении детей приобрела известность в 70-х годах прошлого века, но затем длительное время оставалась в тени, пока вновь не стала остро актуальной в 60-х годах нашего столетия. В последние 10-15 лет медицинская общественность узнала о грандиозных размерах сексуального злоупотребления в отношении детей (СЗД), которым могут подвергаться последние как со стороны лиц незнакомых, так и со стороны родителей и других членов семьи. Ежегодно в США имеют место от 150 000 до 200 000 случаев вновь выявленного СЗД (Finkelhor D., Hotaling G.T., 1984). От 10% до 30% взрослых женщин в Великобритании были жертвами сексуального насилия в детстве, причем только в 25% случаев посягатель был неизвестен ребенку (Ashurst P., Hall Z., 1991).
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK