Рейтинг
Порталус

Д. ДЭВИДСОН - МЕТОД ИСТИНЫ В МЕТАФИЗИКЕ На фото: Д. ДЭВИДСОН - МЕТОД ИСТИНЫ В МЕТАФИЗИКЕ, автор: mi

Публикация №1173864143 14 марта 2007

Когда мы совместно пользуемся некоторым языком, а это необходимо в целях коммуникации, мы принимаем также картину мира, которая в своих общих чертах должна быть истинной. Отсюда следует, что, выявляя общие особенности нашего языка, мы выявляем общие особенности реальности. Поэтому один из способов разработки метафизики заключается в изучении общей структуры нашего языка. Конечно, это не единственный истинный метод метафизики, такого просто не существует. Однако это метод, которым пользовались такие философы, как Платон, Аристотель, Юм, Кант, Рассел, Фреге, Витгенштейн, Карнап, Куайн и Стросон, далекие друг от друга по времени и по своим взглядам. Перечисленные философы не были согласны друг с другом относительно того, каковы важнейшие свойства языка и каким образом их лучше всего изучать и описывать, они приходили к различным метафизическим выводам...

Полная версия публикации

Д. Дидро - ЭЛЕМЕНТЫ ФИЗИОЛОГИИ На фото: Д. Дидро - ЭЛЕМЕНТЫ ФИЗИОЛОГИИ, автор: mi

Публикация №1173777207 13 марта 2007

Существа.
Надо начать с классификации существ: от инертной молекулы — если такая есть — до живой молекулы, микроскопического животного, животного-растения, животного, человека.

Цепь существ.
Не следует думать, будто цепь существ прерывается вследствие разнообразия форм; форма часто является лишь обманчивой маской, и недостающее будто бы звено существует, возможно, в виде некоего известного существа, которому сравнительная анатомия не успела еще отвести его истинного места. Это очень трудный и очень медленный способ классификации существ. Такая классификация может быть лишь плодом последовательных трудов многочисленных натуралистов...

Полная версия публикации

Д. Дидро - МЫСЛИ К ИСТОЛКОВАНИЮ ПРИРОДЫМЫСЛИ К ИСТОЛКОВАНИЮ ПРИРОДЫ На фото: Д. Дидро - МЫСЛИ К ИСТОЛКОВАНИЮ ПРИРОДЫМЫСЛИ К ИСТОЛКОВАНИЮ ПРИРОДЫ, автор: mi

Публикация №1173687870 12 марта 2007

К молодым людям, предполагающим заняться философией природы.
Молодой человек, возьми эту книгу и читай. Если ты дочитаешь ее до конца, ты сможешь понять и лучший труд. Я думаю не столько о том, чтобы обучить тебя, сколько о том, чтобы дать тебе возможность поупражняться, поэтому для меня не так уже важно, примешь ли ты мои мысли или отвергнешь их,— лишь бы ты прочел их со всем вниманием. Более искусный автор научит тебя познавать силы природы; для меня достаточно, чтобы ты испытал свои силы. Прощай...

Полная версия публикации

Ж. Деррида - Эссе об имени На фото: Ж. Деррида - Эссе об имени, автор: sl

Публикация №1173508740 10 марта 2007

Каждое из этих трех эссе: "Страсти", "Кроме имени", "Хора" - представляет собой независимое произведение и может читаться как таковое. Если мы посчитали возможным опубликовать их одновременно, то потому, что несмотря на особое происхождение каждого из них, единая тематическая нить пронизывает все три. Они формируют своего рода "Эссе об имени" в трех главах или трех периодах...

Полная версия публикации

Ж. Деррида - Грамматология На фото: Ж. Деррида - Грамматология, автор: sl

Публикация №1173422040 09 марта 2007

В первой части этой книги, "Письмо до письма", дается общий очерк некоторой теоретической схемы (матрицы). Здесь намечаются исторические вехи и предлагаются критические понятия. Они подвергаются проверке во второй части - "Природа, культура, письмо". Это - проверка на примере, хотя, строго говоря, само понятие примера здесь неприменимо. Чтобы обосновать наш выбор и показать необходимость того, что ради удобства мы называем примером, нам приходилось действовать терпеливо и неспешно. Речь идет о чтении того, что можно было бы назвать "эпохой" Руссо. Точнее - это лишь подступ к чтению: потребности анализа, сложность проблем и сама суть нашего замысла позволяет нам ограничиться небольшим и мало известным текстом под заглавием "Опыт о происхождении (origine) языков". Мы должны будем объяснить, почему этому тексту уделяется такое важное место. Наше чтение останется незавершенным и по другой причине: оно будет не демонстрацией нового метода, но скорее попыткой выработать, несмотря на все возникающие при этом трудности, сами проблемы критического чтения - тесно связанные в свою очередь с главным замыслом нашего очерка. Наше толкование текста Руссо непосредственно зависит от тех рискованных соображений, которые мы предлагаем в первой части. Требуется, к примеру, чтобы при этом чтении можно было отвлечься (хотя бы в основном) от традиционных категорий истории, то есть, истории идей и истории литературы, но прежде всего - истории философии...

Полная версия публикации

М. ДАММИТ - ИСТИНА На фото: М. ДАММИТ - ИСТИНА, автор: sl

Публикация №1173335040 08 марта 2007

Фреге полагал, что истина и ложь являются референциями предложений. Предложения не могут замещать суждения (propositions), то, что Фреге называет «мыслями», поскольку референция сложного выражения зависит только от референции его частей; тогда как, если мы заменим единичное понятие, появляющееся в предложении, другим единичным понятием с той же самой референцией, но с другим смыслом, смысл всего предложения, т. е. мысли, которую оно выражает, изменится. Единственное, что должно в этих обстоятельствах оставаться неизменным, так это истинностное значение предложения. Выражения «является истинным» и «является ложным» выглядят как предикаты, применяемые к суждениям, и можно подумать, что истина и ложь являются свойствами суждений; но сейчас стало ясным, что связь между суждением и его истинностным значением не похожа на связь между столом и его формой; скорее, она похожа на связь между смыслом точного описания и реальным объектом, к которому относится это описание...

Полная версия публикации

Н.В. Головко - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В ЭПИСТЕМОЛОГИИ НАУКИ I: ПРЕОДОЛЕНИЕ ЛОГИЦИЗМА На фото: Н.В. Головко - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В ЭПИСТЕМОЛОГИИ НАУКИ I: ПРЕОДОЛЕНИЕ ЛОГИЦИЗМА, автор: sl

Публикация №1173248580 07 марта 2007

Проблема теоретических и операциональных ограничений появляется у Х. Патнэма в контексте анализа теоретико-модельного аргумента против метафизического реализма и сразу рассматривается не только в контексте «оснований математики», как проблема того, что формальная система «не может схватить интуитивное понятие (намеренную интерпретацию понятия) множества», но и в контексте эпистемологии и семантики, как проблема соотношения теории и данных опыта, как проблема того, что эмпирический контекст теории, определяя ее истинность, не в состоянии определить отношение указания терминов...

Полная версия публикации

Гутнер Г.Б. - Знание как событие и процесс На фото: Гутнер Г.Б. - Знание как событие и процесс, автор: sl

Публикация №1173165689 06 марта 2007

При обсуждении характера и самой возможности всякого знания возникает проблема представления объекта знания как целого. Идет ли речь о ясном представлении вещи или о способности ориентироваться в ситуации - всегда вещь или некоторое положение вещей рассматривается как известное, если оно представимо не в виде отдельных друг от друга фрагментов, а как определенная завершенность, представленная актуально и сразу (а не частями). Однако сама возможность такого представления должна быть, с другой стороны, поставлена под вопрос. Ведь всякая когнитивная деятельность разворачивается во времени. Любой когнитивный акт (восприятия, переживания, построения) должен быть рассмотрен как длящийся. В такой ситуации все то, на что направлен этот акт, теряет целостность, поскольку в потоке чистого дления актуально существует только точка, момент "теперь"...

Полная версия публикации

Н. Гудмен - О создании звезд На фото: Н. Гудмен - О создании звезд, автор: sl

Публикация №1173086347 05 марта 2007

Бóльшую часть того, что Хилари Патнэм пишет о "Способах создания миров", я могу только приветствовать. И хотя я мог бы пожелать изменить некоторые места в его статье, искать ошибки, говоря "Браво!", было бы не слишком уместно. Более соответствующим здесь, вероятно, станет довольно общее обсуждение некоторых вопросов, обычно поднимаемых в связи с радикальным релятивизмом со строгими ограничениями и ирреализмом, проявленными в моей книге...

Полная версия публикации

Э. Гуссерль - ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИКАЛИСТСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА НОВОГО ВРЕМЕНИ На фото: Э. Гуссерль - ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИКАЛИСТСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА НОВОГО ВРЕМЕНИ, автор: smd

Публикация №1172902200 03 марта 2007

Философия, начиная с античности стремилась быть "наукой", универсальным знанием универсума сущего, не смутным и релятивным обыденным знанием, а рациональным знанием. Но истинная идея рациональности и в связи с этим истинная идея универсальной науки не была достижима в античной философии - таково убеждение основателей рационализма нового времени...

Полная версия публикации

Предыдущая
Следующая


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 12 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Публикации, отправленные в архив рубрики



О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама