Рейтинг
Порталус

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ И ПРАКТИКЕ НАРОДОВ РОССИИ На фото: СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ И ПРАКТИКЕ НАРОДОВ РОССИИ, автор: admin

Публикация №1107199569 31 января 2005

Социалистическая мысль в России, как показал исторический опыт, была одновременно национальным и интернациональным явлением. Не только марксистские философы, но и представители многих других философских направлений подчеркивали глубокие исторические традиции социалистической мысли в общественном сознании народов России. Например такой крупный русский философ как Н.А.Бердяев предпочитает видеть в русском народе такую “коммюнотарность”, т.е. общинность, которая детерминируется не реальными обстоятельствами жизни, а тем, что он определяет как “духовное, как бы метафизическое свойство русского народа, не прикрепленное ни к каким экономическим формам”. “Если не брать социализм в документальном смысле, – подчеркивает Н.А.Бердяев, – то можно сказать, что социализм глубоко вкоренен в русской природе. Это выражалось уже в том, что русский народ не знал римских понятий о собственности. О московской России говорили, что она не знала греха земельной собственности, единственным собственником являлся царь, не было свободы, но было больше справедливости. Это интересно для объяснения возникновения коммунизма”. Развивая свою мысль, Н.А.Бердяев также отмечает, что “русские умудрялись быть социалистами при крепостном праве и самодержавии. Русский народ самый коммюнотарный в мире народ, таковы русский быт, русские нравы. Русское гостеприимство есть черта коммюнотарности. Предшественниками русского социализма были Радищев и Пестель”1.

Полная версия публикации

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО ФИЗИКИ На фото: ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО ФИЗИКИ , автор: admin

Публикация №1107199538 31 января 2005

По оценке А.Б.Мигдала, “история естествознания — это история попыток объяснить однородные явления общими причинами” [1]. Стремление к такому единству отнюдь не исчерпывается мировоззренческими потребностями в объяснении мира: в физике оно всегда играло важную конструктивную роль в формировании новых теорий. Так, Г.Галилей, устранивший качественное различие между законами Неба и Земли, провозгласил и осуществил программу поиска единых основополагающих физических принципов, с помощью которых можно объяснить любое механическое явление. Его дело продолжил И.Ньютон, создавший великую теорию, ставшую знаменем классической физики.

Полная версия публикации

Феномен венецианской художественной традиции XVII века На фото: Феномен венецианской художественной традиции XVII века, автор: admin

Публикация №1107199517 31 января 2005

Репутация семнадцатого столетия как наименее продуктивного в истории венецианского искусства давно уже стала общим местом в искусствоведческой литературе. Превращение Венеции в этом веке в художественную провинцию признается как неоспоримый факт большинством историков искусства, включая столь авторитетных исследователей, как Р. Лонги, Д. Лоренцетти и Д. Арган. Несомненно, значимость венецианского художественного опыта семнадцатого столетия при сопоставлении с предшествующим шестнадцатым и последующим восемнадцатым веками — самыми блистательными эпохами венецианского искусства — предстает гораздо более скромной. Однако именно семнадцатое столетие обеспечило преемственность в сохранении и развитии местной художественной традиции. Образ некоего «летаргического сна», внезапно настигшего художественную жизнь города в начале века и столь же неожиданно сменившегося новым расцветом на рубеже следующего, не представляется убедительным. Своеобразие художественных процессов, происходивших в Венеции семнадцатого столетия, может быть раскрыто и осмыслено более полно с учетом феномена региональной художественной традиции.

Полная версия публикации

Парадигмы естествознания и субстанциональная темпорология На фото: Парадигмы естествознания и субстанциональная темпорология, автор: admin

Публикация №1107199433 31 января 2005

В течение XX века в естествознании возникли тенденции, которые приводят к изменению существующей научной парадигмы (Levich, 2000a). В истории науки часто оказывалось, что наиболее трудные проблемы естествознания требовали для своего решения пересмотра представлений о времени. Это демонстрируют, например, работы Л.Больцмана, А.Эйнштейна, Н.Козырева. Исследования Людвига Больцмана (1872) по анализу противоречия между обратимостью во времени уравнений механического движения и необратимостью уравнений статистической физики привели к постановке вопроса "Обратимо ли время?". Для согласования закона сложения скоростей классической механики с явлениями распространения света Альберту Эйнштейну (1905) оказалось достаточно уточнить операциональную процедуру установления одновременности удалённых друг от друга событий и ввести новый тип часов – "световые часы", или часы Ланжвена. Астроном Николай Козырев (On the Way...,1996; Korotaev, 2003), исследуя проблему происхождения источников энергии звёзд, пришел к гипотезе существования новой физической сущности, не совпадающей ни с материей, ни с полем, ни с пространством в обычном их понимании. Он назвал эту сущность "потоком времени".

Полная версия публикации

Парадоксы незавершенного трактата На фото: Парадоксы незавершенного трактата, автор: admin

Публикация №1107199311 31 января 2005

А.П.Козырев

К публикации перевода французской рукописи Владимира Соловьева "София".

У французской рукописи "София" странная судьба. Если бы она была завершена и опубликована, пусть даже и за границей, в России непременно разразился бы скандал - столь дерзкой была конфессиональная смелость двадцатитрехлетнего философа, претендующего на основание новой все-ленской религии и насмехающегося над незыблемыми догматами правосла-вия. Замысленная как докторская диссертация, "София" превратилась в "первичный бульон", в котором зародились идеи Соловьева, составившие затем основание многих его философских работ. Но перед нами не просто заготовка на будущее, но оригинальное, хоть и незавершенное произведе-ние философа, черновик, написанный в особую пору его жизни, в особом душевном состоянии, под непосредственным (и не вполне критически осмысленным) влиянием эзотерической литературы и личных мистических переживаний. Входя в эту "философскую лабораторию" Соловьева, читатель должен помнить, что автор эту свою работу не напечатал, от ряда идей он впоследствии отказался (например, от создания собственной космогонии), многое переосмыслил (к примеру, попытался избавиться от слишком узна-ваемого гностицизма в интерпретации теологических начал). Я, как пере-водчик и публикатор, как бы соразделяю ответственность за публикуемый текст с его автором и предполагаю, что публикация рукописи "София" оправдана значительностью и масштабом творчества В. С. Соловьева, необходимостью пристального изучения его наследия, в том числе и архи-вного.

Полная версия публикации

ЗАЗЕРКАЛЬЕ РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВ На фото: ЗАЗЕРКАЛЬЕ РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВ , автор: admin

Публикация №1107199269 31 января 2005

Мудрость древних мистерий
Если исходить из того, что термин мистерия (misterion) у древних греков означал «то, что предназначено только посвященным», можно предположить, почему тайные общества так влекли и продолжают притягивать к себе. Покров секретности создает атмосферу исключительности вокруг единоверцев, приобщения к опыту духовного совершенствования и постижения особой мудрости. Это — и экстаз тайных религиозных обрядов, и чувство обновления, вызываемое последовательными ритуалами посвящения, и, якобы, мгновенное познание «скрытых (древних) знаний».

Полная версия публикации

Приключения философии науки в России в ХХ веке На фото: Приключения философии науки в России в ХХ веке, автор: admin

Публикация №1107199229 31 января 2005

Обычно считается, что русская философия была преимущественно религиозной и оставила вне поля своего зрения науку. Это весьма распространенное мнение, но оно является заблуждением. Можно напомнить такие философские концепции науки первой четверти ХХ в., как эволюционистская гносеология Каллистрата Жакова, методологические идеи русского экономиста Николая Кондратьева, философская концепция ноосферы В.И.Вернадского, философские идеи представителей русского космизма К.Э.Циолковского и А.Л.Чи­жевского. Была предложена первая концепция философии техники (П.К.Энгельмейер, 1912–1913 гг.), организации вычислительных машин (А.Н.Щукарев). Уже в этот период были опубликованы работы по философии социальных наук (С.Л.Франк, Б.А.Кис­тяковский), по методологии истории (А.С.Лаппо-Данилевский, Н.И.Кареев), физики (Н.А.Умов), математики (Д.Д.Мордухай-Бол­товской, С.А.Богомолов, В.Ф.Каган), биологии (А.А.Любищев, А.Г.Гур­вич и др.). На основе этих конкретных и обстоятельных методологических исследований развивалась и философия науки: были предложены первые варианты построения методологии науки (В.Н.Ивановский, 1923 г.), теории науки (Г.А.Грузинцев, 1927 г.), применения количественных и математических методов к истории физики (Т.И.Райнов, 1929 г.), впервые в мировой научной литературе была сформулирована программа науко­ведения (И.И.Боричевский, 1925 г.). В этот же период А.А.Богдановым была создана тектология – наука о принципах организации систем, в которой методология оказывается частным случаем науки об организации (1913–1917 гг.).

Полная версия публикации

МОТИВЫ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ВРЕМЕНИ На фото: МОТИВЫ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ВРЕМЕНИ, автор: admin

Публикация №1107199200 31 января 2005

А.П. Левич

§1. Два лика времени

В парадигме современного естествознания время — исходное и неопределенное понятие. Любая наука базируется на подобных предпосылках.

В геометрии неопределяемые понятия — точка, линия, преобразование..., в теории множеств — элемент, принадлежность, множество, упорядоченная пара элементов..., в механике — материальная точка, расстояние, взаимодействие, время...

В дедуктивных науках на основе исходных фундаментальных понятий (используемых как очевидные и — по неявному соглашению — как одинаково понимаемые всеми исследователями) строится логический каркас науки.

Полная версия публикации

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ФОРМЫ В ЛИРИКЕ ДЕРЖАВИНА На фото: ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ФОРМЫ В ЛИРИКЕ ДЕРЖАВИНА, автор: admin

Публикация №1107199179 31 января 2005

Тенденцию к созданию синэстетического образа, пока еще далекую от театра, можно обнаружить уже в ранних поэтических опытах Державина. В 1770 г. он откликнулся стихами на крупное событие в русской художественной жизни – архитектор Баженов разработал проект нового кремлевского дворца. Грандиозное сооружение в стиле барокко должно было кольцом охватить старый Кремль, великолепная лестница вела бы к нему от самой Москвы-реки. Часть старых зданий была обречена на слом. Закладка дворца состоялась в 1773 г., но постройка его не осуществилась. Модель нового дворца стоила 60000 руб. и была выставлена для обозрения публики. Державин перед отъездом в Петербург написал стихи “На случай разломки старого Кремля для построения нового дворца”1.

Полная версия публикации

В КАКОЙ МАТЕМАТИКЕ ВОЗМОЖНЫ СТИЛИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ На фото: В КАКОЙ МАТЕМАТИКЕ ВОЗМОЖНЫ СТИЛИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ , автор: admin

Публикация №1107199128 31 января 2005

В этой работе вовсе не будет подвергнута сомнению осмысленность исследования стилей математического мышления. Было бы нелепо отрицать, что некоторые математики в большей степени склонны к "геометрическому" стилю, а другие - к "алгебраическому" стилю рассуждений (доклад С.С.Демидова). Точно так же несомненно, что имеет смысл различение интуитивного стиля и формального стиля в математике (статья Л.Б.Султановой). Возможно, что эти две пары оппозиций коррелируют между собой: интуитивный стиль близок к геометрическому, а формальный к алгебраическому, и исследование корреляций также представляет значительный интерес. Надеюсь, в нашем сборнике будет немало фактического материала, касающегося эмпирически фиксируемых стилей математического мышления, как и немало серьезных размышлений над такими фактами.

Полная версия публикации

Предыдущая
Следующая


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 13 14 15 16 17 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Публикации, отправленные в архив рубрики



О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама