Рейтинг
Порталус

«Коммуникативная рациональность» как априори социальных наук (методологический обзор проектов) На фото: «Коммуникативная рациональность» как априори социальных наук (методологический обзор проектов), автор: admin

Публикация №1108501026 15 февраля 2005

К середине ХХ века в социальной теории произошли трансформациии, полностью изменившие очертания социальной онтологии. Основная парадигмальная характеристика современной социальной теории выражается тезисом о невозможности прямого доступа к социальным явлениям. Это означает, что всякое социальное явление непременно осмысляется в рамках ограниченной совокупности предпосылок. Это приводит к тому, что явление никогда не раскрывается полностью. Иначе говоря: видеть нечто – значит всегда видеть это нечто в каком-то аспекте. Таким образом, основной парадигмальной новацией в социальном познании в течение последних 60-70-ти лет является понятие «горизонта познания».

Полная версия публикации

Исчезновение очевидности На фото: Исчезновение очевидности, автор: admin

Публикация №1108501005 15 февраля 2005

Онтологическим основанием феноменологической философии Эдмунда Гуссерля является предпосылка неустрани­мой/первозданной очевидности живого присутствия предмета («selbst gegenwaertig»). «Очевидность» в своем первоначальном смысле обозначает тот факт, что познание имеет дело с действитель­ностью самой по себе, а не просто с явлениями, как сказал бы Кант. Понятие первозданной очевидности, введенное Гуссерлем в первой книге «Идей», противостоит кан­товскому различению «явления» и «вещи в себе». Кантовское различение имплицирует тезис, со­гласно которому познание не прикасается к тайне вещей самих по себе, а довольствуется только про­явлениями всегда остающегося неизвестным «Х».

Полная версия публикации

Доброта как эсхатологическая категория. 1-я и 2-я этики в переписке Георга Лукача и Пауля Эрнста На фото: Доброта как эсхатологическая категория. 1-я и 2-я этики в переписке Георга Лукача и Пауля Эрнста, автор: admin

Публикация №1108500986 15 февраля 2005

Обсуждаемая в переписке 1915 года между Георгом Лукачем и Паулем Эрнстом (о них позже) тема философии морали или этики как философии: а именно, соотношение между 1-й и 2-й этиками; основанной на интериоризации институциональных требований государства и общества этикой долга и обязанностей, с одной стороны, и этикой, основанной на "императивах души" (Лукач), - эта тема сегодня философски интересна и значительна с нескольких точек зрения. Во-первых, в той или иной форме, с теми или иными вариациями эта тема важна для всех цивилизаций и культур, может быть, за исключением китайской (в христианстве эта тема предстает как соотношение между ветхозаветной этикой Закона и новозаветной этикой благодати). Между тем в России сравнительно не изучен сам требуемый для освещения поставленных в помянутой переписке проблем материал: прежде всего, сама эта переписка, а также другие открытые в 70-е гг. и опубликованные в 70-80-е гг. прошлого века тексты и источники к ним Лукача того же периода, в первую очередь - заметки к ненаписанной им, но крайне важной для понимания его творчества книги о Достоевском. Во-вторых, изучение этого материала показывает, что более полно раскрыть философский потенциал русской классической культуры стремились не только отечественные мыслители Серебряного века, но и первоклассные западные умы того же времени. В-третьих, здесь мы воочию можем видеть таинство превращения некоторых мотивов этической рефлексии, проходящих через тысячелетия развития многих культур, в писанную этику с колоссальными философскими притязаниями. В-четвертых, суть этой этики как онтологии человеческого существования (души как подлинной реальности и ее решающих категорий) оказалась созвучной всему ХХ веку.

Полная версия публикации

ФИЛОСОФСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВЕРЕ На фото: ФИЛОСОФСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВЕРЕ, автор: admin

Публикация №1108500934 15 февраля 2005

Критическими точками, которые на протяжении полутора тысячелетий определяли направление истории становления западноевропейской христианской духовной культуры, были учения о вере Августина, Фомы Аквинского и Мартина Лютера. Все они возникали в конкретном социально-культурном контексте, который в первую очередь определялся основополагающей ролью христианской церкви в политическом и духовном развитии Европы.

Полная версия публикации

Кризисогенные факторы в образовании На фото: Кризисогенные факторы в образовании, автор: admin

Публикация №1108500914 15 февраля 2005

Кризис – это основная характеристика социума конца 20 века. Техногенный характер современной цивилизации, всплески модернизаций, а как результат крушение традиционных систем социальных ценностей и связей; идущие “вразнос” социальные институты, неспособные выстроить стабильную систему социальных зависимостей в новых условиях, привели к практически неуправляемым изменениям в сфере образования.

Проблемное поле и характер деятельности института образования во второй половине 20 века позволил уже в 1967году на Международной конференции в США, в которой приняли участие 52 страны, заявить о мировом, всеобщем кризисе образования. Сущность кризиса в итоговом докладе Джеймса Перкинса была определена как “неспособность идти в ногу с развитием общества; как несоответствие между надеждами отдельных личностей и потребностями общества, с одной стороны и возможностями системы образования – с другой.”.

Полная версия публикации

Социальная детерминация деятельности педагогического корпуса На фото: Социальная детерминация деятельности педагогического корпуса, автор: admin

Публикация №1108500891 15 февраля 2005

Размышления о проблемах образования, причинах его кризиса и необходимости реформирования определили постановку следующих вопросов:

Насколько объективно существующий социальный заказ конкретного общества и государства к конкретному социальному институту образования адекватно отражается профессиональным сознанием педагогического корпуса и реализуется в его деятельности?
При наличие каких предпосылок и условий общество и государство способно сформировать социальный заказ к институту образования?
Где кроется тот органический дефект в системе социального транслирования, который порождает противоречие между необходимостью и желанием института образования в лице своего профессионального корпуса просоответствовать реальным общественным отношениям и потребностям и отторжением данного социального института со стороны общественного организма в целом. Отторжением, которое проявляется в резком падении ценности образования, отсутствии полнокровного материально-технического и финансового обеспечения, падении престижа профессии “педагог”?

Полная версия публикации

АДАПТАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАНИЯ На фото: АДАПТАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАНИЯ, автор: admin

Публикация №1108500872 15 февраля 2005

Сегодня мы находимся в процессе изменения представлений о способностях, потенциале и целях человека. Рождается новое видение возможностей и сути человечества в целом, формируется новый взгляд на человеческую природу как целостную, единую, сложную систему. А когда меняется философия человека, тогда меняется все: философия политики, экономики, истории, меняется и философия образования, личностного развития, теоретические представления о том, как помочь человеку стать тем, чем он может и чем ему следует стать. Образованность, понимаемая сегодня не как многознание и владение набором профессиональных навыков, а как развитость разнообразных способностей системного характера, высокая степень их продуктивности, предполагает моделирование такой системы образования, в которой главенствующую роль занимала бы не традиционная трансляция знаний, умений, ценностей, норм поведения и т.д., а создание условий для максимально возможной адаптации и развития конкретной личности.

Полная версия публикации

Ю.А.Добролюбская - Становление культурно-антропологической парадигмы в современной археологии На фото: Ю.А.Добролюбская - Становление культурно-антропологической парадигмы в современной археологии, автор: admin

Публикация №1108500847 15 февраля 2005

Философские концепции первой половины ХХ в. (от Шпенглера и ранее) были во многом обусловлены археологическим «бумом» предшествующего столетия. Без него они были бы просто невозможны. Равным образом, эти идеи были во многом определены окончательным осознанием обществом тех масштабных археологических открытий древних цивилизаций, которые произошли в предшествующие полтора столетия. Ведь в начале XIX в. датский ученый Расмар Ниеруп следующим образом характеризовал современное ему знание о прошлом человечества: «Все, что дошло до нас с языческих времен, окутано густым туманом, ибо принадлежит к временной протяженности, которую мы не можем измерить. Мы знаем, что эта эпоха старше христианства, но то ли на несколько лет, то ли на целое тысячелетие – об этом мы можем только догадываться» [1: 36].

Полная версия публикации

Измененные состояния сознания в свете исследований культурной антропологии На фото: Измененные состояния сознания в свете исследований культурной антропологии, автор: admin

Публикация №1108500818 15 февраля 2005

Наиболее рельефно эмоциональные стороны культуры проявляются в виде состояний блаженства, эйфории, которые наблюдаются в ритуалах традиционных обществ. Но не менее распространены они и в современных «сенсотипах» Востока и Запада. Смысл изучения этой стороны культуры и ее функций связывается с соответствующими изменениями состояния сознания, которые принято называть «экстатическими» (или измененными).

Полная версия публикации

ВРЕМЯ, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ИНТЕРНЕТ На фото: ВРЕМЯ, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ИНТЕРНЕТ, автор: admin

Публикация №1108500559 15 февраля 2005

Годом Интернет по решению ЮНЕСКО был объявлен 1995-й. Это был год повсеместного распространения сети Интернет, когда сформировались основные способы передачи (протоколы) и представления (языки разметки) информации. Тогда же в сети появились представительства всех крупных компаний и сеть стала поистине Всемирной.

И, все-таки, основные изменения в мировом порядке, которые придут с эпохой Интернет, еще впереди.

Данное эссе призвано аргументировать идею, что это действительно новая эпоха.

Чтобы рассмотреть самые глобальные прошедшие изменения, проследим вкратце путь развития человечества.

Полная версия публикации

Предыдущая
Следующая


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 14 15 16 17 18 19 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Публикации, отправленные в архив рубрики



О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама