Рейтинг
Порталус

Классическое и неклассическое в метафизике сегодня На фото: Классическое и неклассическое в метафизике сегодня, автор: admin

Публикация №1108110920 11 февраля 2005

5.1. Классическая метафизика в современном философском образовании
Рассмотрение круга проблем, связанных с классическими образами метафизики в современном философском пространстве, целесообразно конкретизировать на материале, не вполне традиционном для практики современного метафизического дискурса. Имеются в виду практически забытые на русской почве идеи ученика и последователя Лейбница Х. Вольфа.

Полная версия публикации

Исповедальное слово и экзистенциальный “стиль” На фото: Исповедальное слово и экзистенциальный “стиль”, автор: admin

Публикация №1108110880 11 февраля 2005

Любой духовно или душевно значимый контакт между людьми, основанный на стремлении ко взаимопониманию, кроме собственного ситуативного смысла, предполагает внутри себя смысловую ситуацию исповеди - исповедальное состояние как предельно возможное самораскрытие человека человеку. Прежде чем говорить о специфических качествах исповедального состояния как особого состояния человеческого сознания, необходимо уточнить, какой именно смысл мы вкладываем в понятие исповеди и исповедальности.

Семантика слова “исповедь”значений, три из которых мы можем определить по “Толковому словарю живого Великорусского языка” В.И. Даля. Во-первых, этим словом обозначается церковно-религиозный ритуал (Таинство) Покаяния. Во-вторых, часть этого ритуального действа - “устное признание грехов своих перед духовником”; в-третьих, исповедь - это “искреннее и полное сознание, объяснение убеждений своих, помыслов и дел” (В.И. Даль).

Полная версия публикации

СИНЕРГИЗМ - МИРОВОЗЗРЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМА На фото: СИНЕРГИЗМ - МИРОВОЗЗРЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМА, автор: admin

Публикация №1108110849 11 февраля 2005

Нынешнее положение и обозримое будущее нашей Родины проясняются с учетом разумных представлений о сути современной смены цивилизаций: на рубеже нового миллениума мир, веками поднимавшийся от земледелия к машинной цивилизации, а от нее - к электронной, вступил в новую эру приращения знаний о природе, человеке и обществе.
Распад мировой системы социализма и ее лидера Советского Союза произошел на историческом перепутье - совпал с третьей за последние два века революцией в познании Вселенной (ускоряющееся возвышение по ступеням классического, неклассического и постнеклассического естествознания), изменившей судьбы всех жителей Земли. Лихолетье 90-х годов - повергнувшее русский народ в вымирание, распад столетиями собираемой Державы, крушение мечты о величии Москвы и надежды на светлое будущее, немыслимый разгул коррупции, невосполнимый развал крупнейшего за все времена военно-промышленного комплекса, техническое отступление на десятилетия назад - по времени пришлось на десятилетие ускоренного продвижения стран "золотого миллиарда" и их лидера США в цивилизацию новых информационных отношений.

Полная версия публикации

О чувстве мироздания, или физические вопросы эстетики На фото: О чувстве мироздания, или физические вопросы эстетики , автор: admin

Публикация №1108110768 11 февраля 2005

В самом разгаре ХХ века прозвучал грозный диагноз - "две культуры". Сказал это человек, профессионально знакомый с миром естествознания, и свой в гуманитарной сфере. Физик по образованию и литератор по призванию, Чарльз Сноу пришел к тревожному выводу, наблюдая, как растет отчуждение, взаимонепонимание между людьми естественно-научных и гуманитарных профессий [Snow 1956].

Это явление, какую бы скорбь оно ни вызывало, обязано естественному расхождению двух областей, и, значит, само по себе вполне естественно. Те, кого тревожит расщепление человеческой культуры и его последствия для судьбы человечества, возлагают порой надежды на перемены в системе образования, во имя "стирания грани" между двумя культурами.

Полная версия публикации

Космология XX века в лицах На фото: Космология XX века в лицах , автор: admin

Публикация №1108110583 11 февраля 2005

Альберт Эйнштейн (1879-1955)

Космологию можно было бы назвать древнейшей частью естествознания, поскольку уже первые наблюдения астрономического характера подразумевали некий космологический фон. Однако фон этот был еще слишком гуманитарным, не отделимым от мифа, от религии. И даже мощное развитие физики в ХIХ веке не сделало космологию естественной наукой. Попытки распространить надежно установленные законы физики на Вселенную как целое натыкались на неразрешимые парадоксы.

Полная версия публикации

ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ На фото: ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ , автор: admin

Публикация №1108110186 11 февраля 2005

В настоящее время широко обсуждается круг проблем, связанных с глобализацией. Под последней часто понимают нынешнюю тенденцию к увеличению свободы движения капиталов и рабочей силы, к росту геоэкономической зависимости разных стран и регионов. С системной точки зрения первичным в этом процессе являются не товары, финансы и люди, а информация, точнее говоря, правила игры. Отличительной чертой этих правил является то, что они диктуют образ действий, самовоспроизводятся. К таким правилам могут относиться, например, верования, смыслы и ценности, язык, принятые нормы, поведенческие стратегии. В происходящей глобализации основную роль играют процессы распространения либерально-демократических ценностей, либерализации экономической политики, унификации законодательства, американизации культуры. В ходе истории подобная "экспансия информации" имела место не раз. При этом в большинстве случаев происходит "унификация", когда в конце концов остается один тип информации. Разнообразие уничтожается, уступая место единству. Эти процессы могут быть описаны в рамках компьютерных моделей, предложенных Д.С. Чернавским, С.Ю. Малковым и А.С. Малковым .
При рассмотрении сегодняшних реалий в развитии мира, на наш взгляд, естественно выделить ведущие переменные ("параметры порядка", в терминах нелинейной динамики). По-видимому, на самом высоком, обобщающем уровне их три. Первый - количество людей, живущих на Земле. Понятно, что в свернутом виде оно отражает итог пройденного исторического пути, а также показывает, какой объем ресурсов необходим человечеству. Второй параметр отражает технологический уровень, достигнутый мировым сообществом. Технологии - средства, жестко определяющие коридор возможностей в достижении поставленных обществом целей. Третий параметр характеризует сами цели, "большие проекты", которые осознанно или неосознанно реализует общество. Анализ происходящих изменений и нынешних тенденций показывает, что динамика каждого из этих параметров существенно изменилась за последние десятилетия.

Полная версия публикации

Роль Софии-Мудрости в истории происхождения философии На фото: Роль Софии-Мудрости в истории происхождения философии, автор: admin

Публикация №1108110148 11 февраля 2005

Нет философии без мудрости, как нет ее и без любви. Так, но крайней мере, думали древние греки - те, кто ввели в человеческую культуру и саму идею философии и ее имя - "любомудрие", происходящее, как известно, от слова "любовь" (гр) и слова "мудрость" (гр) .
В соответствии со своей идеей философия - это не какая-либо особая наука, нe искусство, не религия, не даже знание, художество или вера, а именно любовь - любовь к чему-то такому, что называется "мудростью". Совершенный образ этой любви начертан в платоновском "Пире" (203в-204с), где воплощающий ее неистовый Эрот выступает как демон-посредник между людьми и богами, между дольним л горним мирами. "Он, - пишет Платон, - находится также посредине между мудростью и невеже-ством, и вот почему. Из богов никто не занимается философией и не желает стать мудрым, поскольку боги и так уже мудры; да и вообще тот, кто мудр, к мудрости не стремится. Но не занимаются философией и не желают стать мудрыми опять-таки и невежды. Ведь тем-то и скверно невежество, что человек и не прекрасный, и не совершенный, и не умный вполне доволен собой. А кто не считает, что в чем-то нуждается, тот и не желает того, в чем, по его мнению, не испытывает нужды". Философия - это своего рода мистерия любви. Посвящаемый в нее влечется какой-то высшей силой от незнания к полноте знания и приводится в конце пути к состоянию исступления и самоотречения, ибо, окончательно овладевая предметом своей любви - мудростью, философ исступает из себя и перестает уже быть философом, растворяясь в мудреце. Поэтому истинная философия, как и всякая настоящая любовь, есть самопожертвование.

Полная версия публикации

Предыдущая
Следующая


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Публикации, отправленные в архив рубрики



О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама