Публикация №1108062530 10 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
В философской науке сложилось сложное положение. С одной стороны, здесь вроде бы сохраняется своя парадигма, но, с другой стороны, эта парадигма не используется должным образом. Философия, по сути, перестала выполнять свои междисциплинарные функции, что открыло широкую дорогу всякого рода лженаукам. Наиболее интенсивно подмена науки лженаукой происходит в сфере общественных наук.
Публикация №1108062501 10 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Фундаментальный вопрос своей философии: "Как возможна природа?" - Кант мог ставить и отвечать на него лишь потому, что природа была для него не чем иным, как представлением о природе. Это, конечно, не только означает, что "мир есть мое представление", что мы, таким образом, и о природе можем говорить лишь постольку, поскольку она есть содержание нашего сознания; но это означает также: то, что мы называем природой, есть особый способ, которым наш интеллект соединяет, упорядочивает, оформляет чувственные восприятия. Эти "данные" нам восприятия цветного и вкусного, тонов и температур, сопротивлений и запахов, в случайной последовательности субъективного переживания пронизывающие наше сознание, еще не суть для нас "природа", но становятся ею благодаря активности духа, который составляет из них предметы и ряды предметов, субстанции, свойства и причинные связи. Между элементами мира, как они непосредственно даны нам, не существует, по Канту, той связи, которая только и делает из них понятное, закономерное единство природы. Точнее, она как раз и означает бытие - природой (Natur-Sein) самих по себе бессвязных и беспорядочно появляющихся фрагментов мира. Таким образом, картина мира у Канта вырастает в исключительно своеобразной игре противоположностей: наши чувственные впечатления для него чисто субъективны, ибо зависят от психофизической организации, которая могла бы быть иной у других существ, и от случайности, с какой они бывают вызваны.
К проблеме понимания и интерпретации исторического процесса как фактора самоопределения личности
Публикация №1108062477 10 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Европейская цивилизация выработала три основные формы теоретического отношения к истории: теологию истории, философию истории и научную историографию. Эти три формы теоретического постижения истории не выстраиваются в череду преемственности, ни одна из них в полной мере не замещает другой, в различные эпохи теология истории, философия истории, научная историография определяли и определяют горизонт теоретического постижения истории.
"О порядке приобретения ученых степеней"
Публикация №1108062457 10 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
...Пора пересмотреть установленный порядок приобретения ученых степеней, который заимствован нами от Западной Европы, где за него говорит вековая традиция. Перенося этот порядок к нам в Россию, совершенно упустили из виду, что жизненные условия, вызвавшие его на западе, давно уже переменились, а у нас и вовсе не имели места. За границей, однако, можно еще мириться с традиционным порядком, потому что ученая степень не имеет там большого значения и научная репутация создается на основании последующих трудов, ценность которых определяется литературною критикою. В России научные требования к диссертациям чрезвычайно повышены, и это обстоятельство нередко ведет к тому, что ученые силы притупляются на двух диссертациях, а научная деятельность ограничивается этими обязательными работами. Но дело идет не к тому, чтобы понижать научный ценз для лиц, желающих заняться преподаванием в высших учебных заведениях, - это было бы возможно только при значительной конкуренции ученых сил (тогда как у нас обнаруживается сильный недостаток их) и при развитой литературной критике, чего у нас также совсем не существует. Вопрос сводится к выработке такого порядка приобретения ученых степеней, который вполне надежно гарантировал бы обществу и правительству наличность ученых сил, способных принять на себя высшее научное образование юношества.
Публикация №1108062417 10 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Юрий Михайлович Лотман, его имя и то, что он сделал, принадлежат истории.
Эта простая констатация оказывается более трудной для понимания, чем можно предположить на первый взгляд. История - "река времян", где в бесконечной смене интерпретаций и обликов размываются исходные контуры явления, а тем самым - и его непосредственная, прямая индивидуальность. Принадлежать истории в том смысле, чтобы выступить в ней в своей исходной неповторимой определенности, на своем месте, значит как раз раскрыться в некотором "здесь и теперь" и не раствориться в текучей изменчивости восприятии.
УСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ ТЕРМИНОВ И ОТНОШЕНИЙ РОДСТВА
Публикация №1108062393 10 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
В последние десятилетия и в нашей стране, и за рубежом активно развивается наука, изучающая речь детей. В отечественных исследованиях последних лет эту науку все чаще стали называть “онтолингвистикой”. Исследования речи детей, речевого онтогенеза интересны и тем, кто хочет узнать что-то новое о языке (детская речь - это образное зеркало “взрослого” языка), и тем, кто занимается проблемой формирования речи ребенка и его развития - ведь речь оказывает существенное влияние на общепсихическое развитие ребенка.
Этические проблемы современной российской науки
Публикация №1108062344 10 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Социальное поведение регулируется правом и этикой. Право определяет однозначные общественные отношения, в то время как этика служит вектором поведения в неоднозначных, противоречивых ситуациях, не определяемых законом, - там, где пересекаются разные интересы, мотивы и системы ценностей.
Ситуация, в которой мы сегодня живем, в высшей степени неоднозначна. Отечественная наука оказалась на грани существования. Отсутствие ее базового финансирования при сохранении системы обучения и профессиональной подготовки, при ненасыщенных потребностях в специалистах в развитых и развивающихся странах и открытых государственных границах создали уникальное положение. Наша страна стала готовить и снабжать другие страны молодыми и зрелыми научными кадрами, обескровливая собственную науку и образование. Она столкнулась с совершенно новыми для нее проблемами, требующими нестандартных решений на всех уровнях - государственном, научного сообщества и индивидуальном. Общественное мнение - важнейший "орган" этики - раскололось на несовместимые осколки. Этика перестала цементировать нашу науку [1]. Престиж науки в обществе упал настолько, что сложился взгляд на ученого как на "нищего бездельника" [2]. Возвышенно- романтическому образу ученого посвящаются некрологи [3]. Необходимость фундаментальной науки, если и отстаивается в глазах широкой или элитарной публики, то только в качестве основы для решения прикладных задач - военных, потребительских или медицинских.
БУДУЩИМ СПЕЦИАЛИСТАМ НУЖНЫ ЗНАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Публикация №1108062320 10 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Что такое интеллектуальная собственность
В настоящее время происходит выбор варианта развития экономики России: развиваться далее за счет эксплуатации только природных ресурсов или за счет (в первую очередь) развития наукоемких отраслей и в целом интеллектуального потенциала страны.
Высшие учебные заведения готовят специалистов - инженеров, научных работников, менеджеров, будущая деятельность которых в значительной мере относится к сфере интеллектуального труда (см. [5]). Результатом интеллектуального творческого труда является интеллектуальный продукт, который в определенных случаях представляет собой товар и пользуется рыночным спросом, отражающим как его реальную потребительную стоимость, так и конъюнктурные факторы рынка.
ПРАВО НА АБОРТ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Публикация №1108062288 10 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Вопрос о возможности женщины прибегнуть к аборту настолько значим, что зачастую в зависимости от его решения государством оценивают степень демократичности общества. Как отмечает Б. Тобес,
"... проблема абортов в правозащитном контексте очень противоречива. С одной стороны встает вопрос о том, в какой степени еще не родившийся ребенок обладает правом на жизнь. С другой стороны, необходимо понять, вправе ли мать сама распоряжаться своим телом и обладает ли она вытекающим отсюда правом на физическую неприкосновенность и на личную жизнь. Как следствие такой неопределенности, очень сложно уравновесить права еще не родившегося ребенка и матери, сделать выбор между ними" *.
Публикация №1108062251 10 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Обычно, когда вопрос об НЛО ("неопознанных летающих объектах") обсуждается систематически, выясняется, что около 95% всех случаев их наблюдения объясняются естественными причинами, а остающиеся 5 "требуют дальнейшего исследования". Такое решение устраивает обе стороны: одну - по логике подавляющего большинства, другую - по наличию нерастворенного осадка. В итоге вопрос остается открытым. А не пора ли рассмотреть проблему под другим углом зрения? Сосредоточить внимание на том несомненном факте, что некоторые явления в земной атмосфере, о содержании которых, вообще говоря, ничего не известно, воспринимаются значительным количеством наших современников как явление сверхчеловеческого разума.
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK