Рейтинг
Порталус

«Душенька» И.Ф. Богдановича: критика или апология масонства? На фото: «Душенька» И.Ф. Богдановича: критика или апология масонства?, автор: admin

Публикация №1109001703 21 февраля 2005

И.Ф. Богданович, работая над текстом своей поэмы «Душенька» (1-я ред. — 1783), как известно, опирался на достаточно широко распространенный в мировой литературе и фольклоре сюжет (№№ 425 и 428 по классификации Аарне — Томпсона), который до него разрабатывал, в частности, Ж. де Лафонтен в своей повести «Любовь Психеи и Купидона» (1669). Именно это сочинение французского писателя стало, по признанию самого Богдановича и единодушному мнению исследователей, отправной точкой в процессе создания «Душеньки».

Полная версия публикации

Дискурсы, жанры и стили в культуре раннего Нового времени На фото: Дискурсы, жанры и стили в культуре раннего Нового времени, автор: admin

Публикация №1109001679 21 февраля 2005

В контексте европейской истории начало XVII в. отмечено становлением качественно иной социальной, научной и культурной парадигмы. Средневековые и ренессансные принципы окончательно подтверждают свое несоответствие духу времени — времени колоссальных открытий и перемен в человеческой жизни. Необходимость кардинальных изменений оказывается настолько очевидной, что это сказывается в самых разнообразных областях креативной деятельности представителей вида Homo sapiens, непосредственно оправдывающих свое «биологическое» наименование. В самом деле, довольно трудно назвать сферу человеческих интересов, в истории которой XVII век не стал бы эпохой мировоззренческого переворота или хотя бы не породил множество принципиально важных инноваций. В истории культуры такие инновации были связаны в том числе с формированием особого дискурса, становлением иной стилистики и генезисом новых жанров.

Полная версия публикации

Барокко и классицизм, или триста лет спустя На фото: Барокко и классицизм, или триста лет спустя, автор: admin

Публикация №1109001658 21 февраля 2005

Среди многочисленных художественно-эстетических направлений и течений, выделяемых современными культурологами, барокко и классицизм занимают совершенно особое положение. Именно они стали первыми целостными и осознающими самоё себя системами в истории европейской культуры. Значение этих направлений для последующего развития искусства и литературы Нового времени было весьма важным; достаточно лишь упомянуть, что под знаком всевозможных модификаций барокко и классицизма процесс культурной эволюции в странах Европы, Северной и Латинской Америки проходил в течение двух столетий, а необарочные и неоклассицистические тенденции прослеживаются отдельными специалистами даже в культуре многоликого XX века.

Полная версия публикации

XVII век как альфа и омега истории западноевропейской культуры На фото: XVII век как альфа и омега истории западноевропейской культуры, автор: admin

Публикация №1109001635 21 февраля 2005

Представление о XVII веке как особом периоде в истории западноевропейской культуры прочно утвердилось в современной науке. Историки, философы, литературоведы, искусствоведы, культурологи говорят о переходном характере семнадцатого столетия, основываясь при этом на безусловных фактах, подтверждающих эпохальное значение культурных и научно-технических революций того времени. Колоссальные достижения философской мысли, стремительное развитие литературы, музыки, живописи, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, важнейшие открытия и изобретения в области математики, физики, астрономии, химии, биологии позволяют говорить о некоем глобальном прорыве, своеобразной гуманитарной революции в истории человеческой цивилизации, которая тем самым не только поднялась на более высокую ступень в своем развитии, но и вступила на качественно иной путь эволюции.

Полная версия публикации

Фермент На фото: Фермент, автор: admin

Публикация №1109001613 21 февраля 2005

- Я преклоняюсь перед тобой, о великий Сын Солнца!

Командор мрачно смотрел на распластавшегося перед ним оборванного грязного дикаря, чей лоб и ладони усердно выбивали пыль из раскаленного местным светилом песчаного грунта.

Абориген, казалось, уловил недовольство пришельца. Он взвыл от отчаяния нечеловеческим голосом, желая лишь одного - чтобы его смерть хоть немного задобрила пришедшего бога.

"Только еще суицида не хватало", - подумал Командор и медленно натянул улыбку на лицо. Правой рукой он коснулся головы аборигена и как можно мягче произнес - "не бойся".

Полная версия публикации

ПЛОТИН И ТРАДИЦИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ПАТРИСТИКИ На фото: ПЛОТИН И ТРАДИЦИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ПАТРИСТИКИ, автор: admin

Публикация №1109001587 21 февраля 2005


Философия Плотина (205-270) - последнее и, пожалуй, одно из самых значительных достижений античного умозрения. Плотин по праву считается крупнейшим мыслителем, вобравшим в себя достижения почти всех древнегреческих философских школ. Становление и расцвет неоплатонизма проходили одновременно с формированием христианской патристики. Церковные учителя были хорошо знакомы с античной мудростью и это отчетливо запечатлено в их трудах. Христианское вероучение, ищущее рационально-догматического самоопределения, часто вынуждено было заимствовать культуру умозрения у неоплатоников. Один из исследователей проблемы соотношения неоплатонизма и патристической традиции - Э. Иванка - отмечает, что когда христианские мыслители обращаются к платонизму - это не только образец и источник вдохновения, но и опасность для ортодоксального вероучения. Хотя подходы к решению важнейших онтологических проблем и многие ключевые понятия платонизма получают в христианстве иной смысл и выполняют иные функции чем в античной мысли, все же при их некритическом использовании они вносят в патристическую литературу оттенки прежнего значения, что приводит к двусмысленности и неопределенности у некоторых христианских авторов [1].

Полная версия публикации

Культурологическое источниковедение: проблема мемуаристики На фото: Культурологическое источниковедение: проблема мемуаристики, автор: admin

Публикация №1109001542 21 февраля 2005

Современный этап развития общественных наук характеризуется вовлечением в научный оборот все более широкого круга источников, стремлением к максимально возможной полноте их использования, совершенствованием методик работы с ними.

Полная версия публикации

Культурологический потенциал мемуарного источника: поиски новой парадигмы На фото: Культурологический потенциал мемуарного источника: поиски новой парадигмы, автор: admin

Публикация №1109001518 21 февраля 2005

С тех пор, как в 1855 г. П.П. Пекарский на страницах «Современника» предпринял одну из первых в русской периодике попыток проанализировать мемуарные источники, многие историки и литературоведы обращались к их исследованию. Накоплен немалый теоретический материал, благодаря которому мы имеем довольно развитую структуру специфических черт различных произведений мемуаристики, их типов и жанров, их эстетических особенностей и характера их документальности. Этот материал нам предстоит вписать в пространство культуры.

Полная версия публикации

Концепт рая в апокрифической литературе На фото: Концепт рая в апокрифической литературе, автор: admin

Публикация №1109001494 21 февраля 2005

Если понимать культуру как «способ преодоления хаоса» (Вяч.Вс. Иванов), то становится понятным ее «вечное возвращение» к теме рая как воплощению «золотой середины» между духовным и материальным, внутренним и внешним. При любой, предлагаемой апокрифами модели мира, рай имплицирует сему «центр», «пуп мироздания», «начало» и «конец», и устремленность к нему героев произведений воплощает доктринальную суть христианства — идею возвращения как общечеловеческого покаяния (мифологема о блудном сыне) и обретения изначальной Истины.

Полная версия публикации

Образы-знаки предощущаемых искусств в литературе романтизма На фото: Образы-знаки предощущаемых искусств в литературе романтизма, автор: admin

Публикация №1109001462 21 февраля 2005

Творцами экспериментальных видов искусства (например, светому-зыки) неоднократно было отмечено, что появление новых, подчас еще не установившихся и не определившихся в своих границах видов художест-венной деятельности было предсказано художественной литературой часто задолго до их рождения и самоопределения. Особенно много предугады-ваний новых искусств обнаружилось в романтической литературе.

Полная версия публикации

Предыдущая
Следующая


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Публикации, отправленные в архив рубрики



О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама