Рейтинг
Порталус

Механизмы органической эволюции и прогресса познания На фото: Механизмы органической эволюции и прогресса познания, автор: admin

Публикация №1107017612 29 января 2005

Алексей Константинович Скворцов, доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник Главного ботанического сада РАН. Основные научные труды посвящены систематике и микроэволюции растений, а также общим вопросам эволюционной теории. Член редколлегии журнала ''Природа''.

ОБРАЩАЛИ ли Вы когда-нибудь внимание, дорогой читатель, на то, сколь широко для характеристики нашего познания используется терминология, относящаяся к царству растений? Еще от древних дошло до нас назидательное изречение для юношества: ''Studiorum radix amara, sed frucfus dulces'' (Корни учения горьки, зато плоды сладки). Про что-то очень важное мы говорим: ''Это коренной вопрос'', ''коренное отличие''. А ложные представления мы стараемся искоренить. Недаром среди первых афоризмов Козьмы Пруткова стоит: ''Смотри в корень''. Мы также говорим, что начиная с эпохи Возрождения рост знания шел столь интенсивно, что некогда единый ствол естественных наук начал делиться на самостоятельные ветви. В нашем столетии отпочкование специальных дисциплин стало особенно интенсивным; непрерывно появляются ростки все новых направлений. Распространение знаний мы сравниваем с посевом. ''Сейте разумное, доброе, вечное!'' В англоамериканской литературе распространение знаний прямо называется диссеминацией (dissemination of knowledge). Предполагается, конечно, что из этих посевов получатся хорошие всходы.

Полная версия публикации

Я БЫЛ АСПИРАНТОМ АСМУСА На фото: Я БЫЛ АСПИРАНТОМ АСМУСА , автор: admin

Публикация №1107017584 29 января 2005

Подобно герою "Трех мушкетеров" я был молод, честолюбив и спешил из отдаленной провинции в столицу. Мне пришлось преодолеть значительно большее расстояние, чем д'Артаньяну, правда, от Владивостока до Москвы меня вез поезд. И привез 3 сентября 1945 года. Москва встретила орудийными залпами и грандиозным фейерверком. Праздновалась победа над Японией, но при желании в этом можно было усмотреть и нечто символическое.

Полная версия публикации

Научный метод и ошибки На фото: Научный метод и ошибки , автор: admin

Публикация №1107017553 29 января 2005

БОЛЬШИНСТВО людей убеждено в существовании "научного метода. В то же время многие считают, что "научный метод" - это миф. Одна из причин такого мнения - понимание метода как совокупности правил, которые гарантированно, или без ошибок, должны давать результаты. Но метод, вообще говоря, - это только метод попыток или проб, или "проб и ошибок".

Полная версия публикации

О систематике антропологии На фото: О систематике антропологии , автор: admin

Публикация №1107017534 29 января 2005

Самые разнообразные и едва ли сопоставимые между собой усилия назывались философской антропологией. «Антропология с практической точки зрения» Канта претендовала на систематическое, но популярное руководство для знания света (Weltkenntnis), и как раз такое, чтобы можно было им пользоваться, т.е. практическое, причем выражение «свет» использовалось в таком же смысле, как, например, оно употребляется в характеристике «светский человек». Афоризмы житейской мудрости Шопенгауэра сходны по содержанию и намерениям, равно как и более ранние сочинения французских моралистов, которые можно принять за образец

Полная версия публикации

Серая тетрадь На фото: Серая тетрадь, автор: admin

Публикация №1107017467 29 января 2005

Над морем темным благодатным носился воздух необъятный он синим коршуном летал, он молча ночи яд глотал. И думал воздух: все проходит, едва висит прогнивший плод. (1) Звезда как сон на небе всходит, пчела бессмертная поет. Пусть человек как смерть и камень, безмолвно смотрит на песок, цветок тоскует лепестками и мысль нисходит на цветок. А воздух море подметал как будто море есть металл. (2) он понимает в этот час и лес и небо и алмаз. цветок он сволочь, он дубрава, мы смотрим на него направо покуда мы еще живем мы сострижем его ножом. А воздух море подметал как будто море есть металл. Он человека стал мудрее он просит имя дать ему. цветок мы стали звать андреем, он нам ровесник по уму. вокруг него жуки и пташки, стояли как лесные чашки. вокруг него река бежала свое высовывая (3) жало. и бабочки и муравьи, Над ним звенят колоколами, приятно плачут соловьи, летая нежно над полями.

Полная версия публикации

ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ НА ЖИВОТНЫХ На фото: ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ НА ЖИВОТНЫХ , автор: admin

Публикация №1107017446 29 января 2005

В настоящее время в связи с бурным развитием биологии и медицинских технологий биоэтическое мышление и проникновение биоэтических идей в экспериментальную биологию и медицину возрастает. По мере цивилизованности биоэтика экспериментирования на животных должна основываться на рациональном, научном подходе, и это должно быть выражено тем яснее, чем выше научные достижения. При решении реальных биоэтических проблем необходимо использовать принципы научной рациональности, ибо принцип научного подхода к анализу и решению этих проблем является необходимым неотъемлемым компонентом современной культуры, ее важнейшей ценностью, достоянием, выработанным в процессе долгого и трудного исторического развития. В целом научные аргументы этики отношения к животным, в том числе и лабораторным, должны основываться на биологических данных, а также научных и философских взглядах на природу человека и животных. Однако в этом вопросе еще много неясного, противоречивого и спорного: можно ли оправдать с этической, эстетической и юридической позиций эксперименты на животных, можно ли обосновать границы прав человека на проведение болезненных экспериментов на животных, могут ли высшие животные иметь больше прав на благополучие и жизнь по сравнению с низшими; свойственна ли высшим животным свобода выбора; имеется ли у высших животных сознание, и могут ли психические переживания существовать вне сознания; можно ли говорить об этике отношения к животным или же это касается только отношений между людьми.

Полная версия публикации

Традиция как философский принцип опознания бытия человека, народа, социума. На фото: Традиция как философский принцип опознания бытия человека, народа, социума., автор: admin

Публикация №1107017404 29 января 2005

Сейчас необходим философский прорыв в познании категории “традиция”.

В нашей литературе до сих пор широко распространены за редким исключением натуралистические и социоцентрические концепции, особенно в конкретных науках (например, в этнографии и этнологии, культурологии, использующих понятие традиции преимущественно в аспекте анализа “обычаев”, “обрядов”, “национальной психики” или, как сейчас принято называть, “менталитета”), в которых “традиция” осмысливается как “отвлеченное” и “внечеловеческое” начало, как способ принудительной, стандартной, стереотипизированной организации жизни какой-либо общности людей.

Полная версия публикации

Время - феномен или ноумен? На фото: Время - феномен или ноумен?, автор: admin

Публикация №1107017382 29 января 2005

Подобная идущая от Канта постановка вопроса типа "или - или" предполагает чёткое отделение объекта от наблюдающего субъекта. Объект воспринимается субъектом в виде явлений (феноменов), которые, в свою очередь, поддаются рассудочной интерпретации с помощью категорий и понятий, данных сознанием (ноуменов). Адекватно ли тогда познание природы "таковой, как она есть". Да, отвечали основоположники классического естествознания, но при условии, что оно проверяется опытом, который и есть высший критерий истины. В этом плане ноумены как продукты сознания вторичны по отношению к феноменам реальности, прямо воплощённым в опытах. Иными словами ноумены могут изменяться по мере углубления наших представлений о мире. Чем же в таком случае является время?

Полная версия публикации

ОБ ЭТИКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ На фото: ОБ ЭТИКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ , автор: admin

Публикация №1107017360 29 января 2005

Прежде всего я хочу сделать несколько оговорок.

Во-первых, эта статья очень субъективна. Я не пытаюсь создать стройную концепцию преподавательской этики. Не буду цитировать авторитетных авторов. Но испытываю потребность поделиться мыслями о том, что волнует меня как преподавателя.

Вторая оговорка касается характера изложения моего мнения относительно поставленной проблемы. Многое из того, что я здесь затрагиваю, высказывается в форме категорического императива, что вообще свойственно для представления большинства положений этики. В то же время этические требования очень трудны, и в реальной жизни педагога приходится зачастую от них отступать. Здесь положение то же, что в этике христианства: каждый верующий знает, что он грешен, что по слабости своей или недомыслию нарушает Христовы заветы, но обязан положить все душевные силы на то, чтобы этих нарушений было как можно меньше.

Полная версия публикации

СОВЕТЫ ЛЕКТОРАМ На фото: СОВЕТЫ ЛЕКТОРАМ , автор: admin

Публикация №1107017339 29 января 2005

Необходимо готовиться к лекции; собрать интересное и важное, относящееся к теме - прямо или косвенно, составить сжатый, по возможности, полный план и пройти по нему несколько раз. Еще лучше - написать речь и, тщательно отделав ее в стилистическом отношении, прочитать вслух.
_____Письменное изложение предстоящей речи очень полезно начинающим лекторам и не обладающим резко выраженной способностью к свободной и спокойной речи.
_____План должен быть подвижным, то есть таким, чтобы его можно было сокращать без нарушения целого.

Полная версия публикации

Предыдущая
Следующая


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Публикации, отправленные в архив рубрики



О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама