Роль музея в культурологическом образовании
Публикация №1108112547 11 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Доказано: никого ничему научить невозможно. Задача многократно усложняется, если надо не только научить разбираться в основных культурологических понятиях, но и сформировать нравственно-эстетическое отношение к миру, то есть научить видеть явления культуры и понимать, какие из них «культурные», а какие скорее «антикультурные». И тем не менее учить надо. Значит, задача в том, чтобы разбудить в юном человеке стремление научиться.
Пространство музея: постмодернистское прочтение
Публикация №1108112520 11 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Давно прошли те времена, когда дерево было просто деревом, а башмак — просто башмаком. В наше время практически не осталось предметов и явлений, которые бы не были многократно усвоены культурой, объяснены, переработаны и наделены определенным (а чаще и довольно неопределенным) смыслом. Отличительная черта нашей, возможно уже подходящей к своему завершению, эпохи постмодерна — это множественность плоскостей рассмотрения одной и той же вещи, когда акценты смещаются от означаемого к означающему. Все большее значение приобретает контекст, а сам текст при этом может рассыпаться, утрачивать четкую структуру. Суть даже не в том, что дерево отсылает нас и к оси мира (мировое древо), и к теплу костра, и к извечной тяге ввысь, к небу, к солнцу, к богам. Суть в том, что дерево — это уже не совсем дерево и часто даже совсем не дерево, а совокупность довольно отвлеченных смыслов, приписываемых нами реально существующему объекту.
Публикация №1108112500 11 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Маргинальность, маргинализация, маргинальный… В ХХ веке эти понятия, становясь все более популярными, приобретают четкую терминологическую определенность, детально разрабатываются, но, как ни странно, теряют свою суть. Латинский корень margo означает «граница, межа». Итак, этимологически маргинальный значит пограничный или находящийся по ту сторону границы. В гуманитарных науках маргинальным называют то, что не вписывается в общепринятые правила и концепции, это нечто дополнительное или даже противоположное. В философии так называют ряд направлений, развившихся вне или в противовес доминирующим в ту или иную эпоху правилам господствующей философской традиции. Значит, маргинализм появился тогда же, когда была определена «магистральная линия» и появилась, следовательно, возможность сформулировать дополнительные, противоположные, то есть маргинальные пути развития мысли.
Маргинальные фигуры в философии культуры ХХ века
Публикация №1108112479 11 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
На протяжении всего ХХ века проблема соотношения традиций и новаций является для философии (и для культуры вообще) очень актуальной, сложной, неоднозначной. Развитие часто идет по принципу отталкивания, противопоставления, маргинализации.
Слова «маргинальный», «маргинализм» произошли от латинского корня margo, означающего «граница, межа». Более ста лет назад маргиналиями называли заметки на полях книги или рукописи [1]. Итак, этимологически маргинальный — это находящийся на границе или по ту сторону границы, то есть не вошедший в основной текст, дополняющий или даже противоположный. Философские словари, вышедшие во второй половине ХХ века, определяют маргинализм как «общее название ряда направлений в философии, развившихся вне или в противовес доминирующим в ту или иную эпоху правилам рациональности, представленным в господствующей философской традиции, часто антисоциальных или асоциальных» [2]. Таким образом, философский маргинализм появился тогда же, когда была определена «магистральная линия» философии и появилась, следовательно, возможность сформулировать дополнительные, маргинальные, противоположные пути развития мысли.
Кунсткамера и трансформация представлений о сакральном в петровскую эпоху
Публикация №1108112414 11 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
В разные эпохи существовало различное понимание сакрального. Интересно проследить, как изменялось содержание представлений о сакральном в период петровских реформ — в эпоху, сыгравшую особую роль в истории России.
Концепции повседневности в зарубежной культурологии
Публикация №1108112383 11 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Повседневность как специальная область исторических исследований была обозначена и стала популярна относительно недавно. Хотя основные сюжеты истории повседневности, такие как быт, одежда, труд, отдых, обычаи, в отдельных аспектах изучались давно, однако системно стали предметом исследования только в последние десятилетия. К сожалению, в советские годы уделялось мало внимания истории повседневности, но в последние годы появилось достаточно большое количество монографий и статей, посвященных повседневности, причем как зарубежных, так и отечественных авторов. Сегодня, в рамках возрождения интереса к данным темам, возвращаются имена тех, кто стоял у истоков создания этого направления во второй половине XIX начале XX вв. В России это были: Е.А. Терещенко, Н.И. Костомаров, И.Е. Забелин, С.В. Ешевский и многие другие; в Европе Э.Э. Виолле-ле-Дюк, Э. Фукс, П. Гиро, А. Бокуэ, Г. Хартман, М. и К. Квеннеллы. Без этих имен сложно адекватно представить развитие концепций повседневности.
Публикация №1108112353 11 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Аннотация
С позиций диалектического материализма, хорошо известного большинству соотечественников, излагается технократическая схема развития окружающего нас материального мира. Высказывается предположение о том, что в результате развития окружающего нас материального мира последовательно возникают следующие формы движения материи: 1) мертвая природа, 2) живая природа и человеческое общество, 3) искусственная природа. Научно-техническая революция - это большой скачок, или процесс скачкообразного возникновения новой формы движения материи - искусственной природы. Мы являемся свидетелями и участниками этого большого скачка.
Публикация №1108112318 11 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Введение
В настоящей статье излагается технократическая схема развития окружающего нас материального мира. Сама по себе идея не нова, но некоторая новизна заключается в попытке подвести под эту идею философскую базу диалектического материализма.
Диалектический материализм - это философское направление, хорошо известное большинству соотечественников. В советские времена мы знакомились с этим направлением при изучении общественных дисциплин.
Диалектический материализм декларирует первичность материи по отношению к сознанию, единство материального мира, который непосредственно окружает нас и включает в себя нас самих. Диалектический материализм декларирует, что материальный мир пребывает в непрерывном развитии.
Гармония и астрология в трудах Кеплера. 1995. (Данилов Ю.А.)
Публикация №1108112293 11 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Гармония и астрология в трудах Кеплера
Не будет преувеличением сказать, что из всех своих современников Иоганн Кеплер был, пожалуй, одной из наиболее ярких, противоречивых и драматических фигур, романтиком (в смысле В.Оствальда) и еретиком, постоянно бросавшим вызов догмам, будь то догмы астрономии, религии или астрологии.
„H„~„p„‰„u„~„y„u „y„|„y „‚„u„†„u„‚„u„~„€„y„‘? - „^„{„ѓ„„„u„~„ѓ„y„Ђ„~„p„|„Ћ„~„Ќ„u „y „y„~„„„u„~„ѓ„y„Ђ„~„p„|„Ћ„~„Ќ„u „p„ѓ„Ѓ„u„{„„„Ќ „Ѓ„u„‚„r„Ђ„Ѓ„Ђ„‚„‘„t„{„Ђ„r„Ђ„z „|„Ђ„s„y„{„y
Публикация №1108112250 11 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
„P„‚„Ђ„q„|„u„}„p „Ѓ„Ђ„ѓ„„„‚„Ђ„u„~„y„‘ „‚„u„|„u„r„p„~„„„~„Ђ„z „ѓ„u„}„p„~„„„y„‰„u„ѓ„{„Ђ„z „}„Ђ„t„u„|„y „t„|„‘ „Ѓ„u„‚„r„Ђ„Ѓ„Ђ„‚„‘„t„{„Ђ„r„Ђ„z „|„Ђ„s„y„{„y „ѓ„r„‘„x„p„~„p „ѓ „Ђ„Ѓ„y„ѓ„p„~„y„u„} „‚„u„†„u„‚„u„~„€„y„p„|„Ћ„~„Ќ„‡ „y „y„~„„„u„~„ѓ„y„Ђ„~„p„|„Ћ„~„Ќ„‡ „Ђ„ѓ„Ђ„q„u„~„~„Ђ„ѓ„„„u„z „‘„x„Ќ„{„p. „B„Ђ„Ѓ„‚„Ђ„ѓ „Ђ „„„Ђ„}, „~„p„ѓ„{„Ђ„|„Ћ„{„Ђ „{„Ђ„~„ѓ„„„‚„…„{„„„y„r„~„Ќ„} „t„|„‘ „|„Ђ„s„y„{„y „Ђ„{„p„x„Ќ„r„p„u„„„ѓ„‘ „Ђ„„„{„p„x „Ђ„„ „y„~„„„u„~„ѓ„y„Ђ„~„p„|„Ћ„~„Ќ„‡ „p„ѓ„Ѓ„u„{„„„Ђ„r „Ѓ„u„‚„r„Ђ„Ѓ„Ђ„‚„‘„t„{„Ђ„r„Ќ„‡ „‘„x„Ќ„{„Ђ„r „y „~„p„ѓ„{„Ђ„|„Ћ„{„Ђ „r„Ђ„Ђ„q„‹„u „„„u„Ђ„‚„u„„„y„‰„u„ѓ„{„y „r„Ђ„x„}„Ђ„w„~„Ђ „t„|„‘ „ѓ„u„}„p„~„„„y„{„y „Ђ„ѓ„„„p„„„Ћ„ѓ„‘ „r „‚„p„}„{„p„‡ „„„u„Ђ„‚„y„z „‰„y„ѓ„„„Ђ„z „‚„u„†„u„‚„u„~„€„y„y, - „Ђ„t„y„~ „y„x „s„|„p„r„~„Ќ„‡ „r„Ђ„Ѓ„‚„Ђ„ѓ„Ђ„r „t„p„~„~„Ђ„z „ѓ„„„p„„„Ћ„y.
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK