Рейтинг
Порталус

"Материя" времени На фото:

Публикация №1107274619 01 февраля 2005

В предыдущей статье было отмечено, что в принятой ныне парадигме время – это исходное и неопределяемое понятие, из-за чего мы не можем обсуждать свойства времени. Тенденции современного естествознания таковы, что становится возможным говорить о времени как о субстанции, активной составляющей мира.

В субстанциональном подходе ко времени в качестве постулата предполагается, что изменения в любой системе происходят как замены элементов; эти замены названы генеральным процессом.

Замены элементов могут проходить на достаточно глубинных уровнях строения системы. Если взять большое число уровней, то можно описать достаточно большое количество явлений. Большое число уровней – это цена, которую мы платим за то, что о времени можно будет говорить на содержательном языке.

Полная версия публикации

ЗНАЕМ ЛИ МЫ, ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ? На фото: ЗНАЕМ ЛИ МЫ, ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ?, автор: admin

Публикация №1107274587 01 февраля 2005

Что и откуда "течет" в нашем Мире, порождая изменения и даря новое Миру? Что не позволяет Миру оставаться постоянным ни на "один миг"? Что же такое время? Механик скажет, что время – это движение, астрофизик – это расширение Вселенной, термодинамик – это рост энтропии, биолог – это жизнь, историк – это смерть, психолог – это сознание...


Время многолико. Это и явление Мира, обнаруживающее себя изменениями внутри и вне нас, и способ измерения изменений, именуемый часами, и конструкт человеческого разума, позволяющий описывать и сопоставлять изменения друг с другом.

Полная версия публикации

Проблема события в рецептивной теории литературы На фото: Проблема события в рецептивной теории литературы, автор: admin

Публикация №1107274561 01 февраля 2005

В рамках настоящей заметки нас интересуют два подхода к анализу значения художественного текста, имплицитно и эксплицитно функционирующие в теоретических и предметных исследованиях. Первый подход тесно связан с структуралистской эстетикой и выражается в так называемой “нормативной” поэтике, полагающей чтение текста как некоторого рода расшифровку (Deutung в смысле З.Фрейда) или конкретизацию каких-то данных в тексте точек неопределённости в смысле Р.Ингардена. Второй подход представлен герменевтической традицией и предполагает чтение текста как означивание, где означивается не сам читаемый текст, но некоторый идеальный конструкт сознания самого читающего, функционирующий как текст сознания читателя, по отношению к которому собственно читаемый текст является контекстом процесса означивания-понимания.

Полная версия публикации

Научный статус психоанализа На фото: Научный статус психоанализа, автор: admin

Публикация №1107274535 01 февраля 2005

А.М.Руткевич

Завершая курс лекций по введению в психоанализ, Фрейд писал: "Я думаю, что психоанализ не способен создать свое особое мировоззрение. Ему и не нужно это, он является частью науки и может примкнуть к научному мировоззрению. Но оно едва ли заслуживает столь громкого названия, потому что не все видит, слишком несовершенно, не претендует на законченность и систематичность. Научное мышление среди людей еще молодо, слишком многие из великих проблем еще не может решить. Мировоззрение, основанное на науке, кроме утверждения реального внешнего мира, имеет существенные черты отрицания, как-то: ограничение истиной, отказ от иллюзий. Кто из наших современников недоволен этим положением вещей, кто требует для своего успокоения на данный момент большего, пусть приобретает его, где найдет. Мы на него не обидимся, не сможем ему помочь, но не станем из-за него менять свой образ мысли".

Полная версия публикации

Концепция научной философии В.А.Смирнова На фото: Концепция научной философии В.А.Смирнова, автор: admin

Публикация №1107274440 01 февраля 2005

Место научной философии в системе
философского знания
В основе концепции научной философии выдающегося отечественного логика Владимира Александровича Смирнова лежит идея применения точных методов к анализу философских проблем. Если попытаться дать наиболее краткое определение того, что такое научная философия, то оно выглядит следующим образом: научная философия основывается на использовании методов науки. Но каковы могли бы быть эти методы? Очевидно, что по самой природе философии речь не может идти о преобладании таких исследовательских процедур, как наблюдение каких–либо находящихся в пространстве и времени объектов, экспериментирование с ними и т.д. Поэтому по преимуществу методы научной философии должны носить теоретический, абстрактный характер. Подобно тому, как для физики оказались плодотворными методы из математического анализа, теории функций и других математических теорий, в ряде областей философии и методологии нашли применение логические методы. Оказалось, что с их помощью возможно нетривиальное исследование самых разнообразных вопросов, относящихся к сфере компетенции философского познания.

Полная версия публикации

О ПРЕДЕЛЕ ЗАКОHHОСТИ На фото: О ПРЕДЕЛЕ ЗАКОHHОСТИ , автор: admin

Публикация №1107274371 01 февраля 2005

Законом называется договор, его участниками порученный исполнению внешнему лицу. Предметно таким лицом может быть человек, организация или текст, утвержденные участниками договора. В первом случае говорят о харизме, во втором о государстве, в третьем об обществе. Первый случай эффективен при разнице в степени образованности участников, второй - при различии в нравах, третий - при различии поколений. Практиче-ски имеет место комбинация этих трех способов.
При этом запрещены договора, составленные беспредметными условиями или ут-вержденные заочно. Исключение составляют религии, где внешнее лицо, называемое Бо-гом, по определению своевольно владеет предметами и являет себя в мыслях всех поко-лений. Таким образом человечество не смеет судить Бога, как верховного судью, но и ве-рующие не смеют утверждать собственное поведение угодным Богу, если это не явлено успехом в делах или благоприятностью событий.

Полная версия публикации

Вещи, свойства и отношения На фото: Вещи, свойства и отношения, автор: admin

Публикация №1107274296 01 февраля 2005

1. ВЕЩЬ, ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ, ТЕЛО

Слово «вещь», будучи широко употребительным в основном своем значении, в повседневном обиходе приобретает различные дополнительные значения, которые либо суживают, либо расширяют объем понятия, выраженного этим словом.

«Это вещь!»— говорит Соленый в пьесе А.П. Чехова «Три сестры». Слово «вещь», произносимое особым образом, означает нечто высокого качества.

В академическом «Словаре современного русского литературного языка» слово «вещь» обозначает понятие о всяком неодушевленном предмете. Но вместе с тем это понятие резко ограничивается указанием на то, что обычно вещь — изделие человека [108]. Быть может, именно это побудило В.П. Тугаринова считать понятие «вещь» слишком узким для того, чтобы подвергать его философскому анализу. В своей книге «Соотношение категорий диалектического материализма» он рассматривает вещи вместе с телами, частицами и веществами как частный случай предметов.

Полная версия публикации

К проблеме альтернативы теоретико-множественному подходу к построению логических систем На фото: К проблеме альтернативы теоретико-множественному подходу к построению логических систем, автор: admin

Публикация №1107274241 01 февраля 2005

Что можно сказать о саксонских королях Англии? А. Черч, следуя Фреге, склонен считать, что их было ровно семнадцать и что «не существует никаких переменных или неопределенных саксонских королей, которыми следовало бы увеличить их число» [1, С. 350].

Если историки не будут против, то утверждение о том, что королей было ровно семнадцать, не вызывает никаких возражений. И тем не менее, имеет ли логический смысл предложение «Какой-то саксонский король был разгромлен при Гастингсе?» С точки зрения обыкновенного, не особенно искушенного в логике человека, это предложение имеет смысл. А историк скажет, что мало того, что предложение имеет смысл, оно истинно.

Полная версия публикации

НОВЫЙ ПОДХОД К ВЗАИМОСВЯЗИ ИСТОРИИ, ИНФОРМАЦИИ И КУЛЬТУРЫ: ПРИМЕР РОССИИ На фото: НОВЫЙ ПОДХОД К ВЗАИМОСВЯЗИ ИСТОРИИ, ИНФОРМАЦИИ И КУЛЬТУРЫ: ПРИМЕР РОССИИ, автор: admin

Публикация №1107274202 01 февраля 2005

I. Общие соображения
Если события, решительно изменяющие состояние части социального организма, рассматриваются вне контекста социального целого, то оценки и прогнозы почти всегда бывают односторонними. Но простое погружение в этот контекст целого, без точного понимания целей и задач анализа, также может оказаться безрезультатным: понимание смысла рассматриваемых процессов возможно лишь когда простые сопоставления и синхронные сравнения с другими событиями и процессами в целостном социальном организме дополняются историческим анализом.

Полная версия публикации

“Парадоксы” квантовой механики глазами “реалиста-эмпирика”, “конструктивиста-эмпирика” и “конструктивиста-рационалиста” На фото: “Парадоксы” квантовой механики глазами “реалиста-эмпирика”, “конструктивиста-эмпирика” и “конструктивиста-рационалиста”, автор: admin

Публикация №1107273958 01 февраля 2005

1. Введение
В квантовой механике сложилась уникальная ситуация. Вот уже более 70 лет в этой развитой и эффективной науке сосуществует несколько спорящих между собой традиций (куновских “парадигм”), называемых “интерпретациями”. Главные из них – “копенгагенская”, отцами которой были Н.Бор, В.Гейзенберг, М.Борн, и “классическая”, отстаиваемая ориентировавшимися на идеалы ньютоновской классической механики А.Эйнштейном, Э.Шредингером, Л. де Бройлем. Последние сформулировали свои претензии к первым в виде набора парадоксов, доказывающих, с их точки зрения, неполноту и незаконченность квантовой механики как физической теории. Эти “парадоксы” интенсивно обсуждаются физиками и сегодня [см., например: 12; 28; 26; 32 и др.].

Полная версия публикации

Предыдущая
Следующая


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Публикации, отправленные в архив рубрики



О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама