Порталус \\ Научная библиотека

ФИЛОСОФИЯ есть новые публикации за сегодня \\ 28.03.17



ПЕРЕПИСКА ИЗ ДВУХ КВАРТАЛОВ
публикация №1108304953

13 февраля 2005 Александр Павлович Шиманский ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ

Аннотация от автора: Москва, Юго-Запад.

Дорогой Андрей! Мне хочется начать с того, что захватило в Вашей статье “Сорок дней или сорок лет?” (“Новый мир”, 1999, № 5), — с анализа глубинных корней нашего национального несчастья. Там можно выписывать целые страницы. Ограничусь немногим:

“Русская „нравственная пружина” вся изоржавела к началу XX века, и потому так легко надломилась она в годы испытаний. Честные и трезво мыслящие люди видели это вполне явственно: „Влияние Церкви на народные массы все слабело и слабело, авторитет духовенства падал...

Открыть полную версию публикации



Ненаглядное пособие по математике
публикация №1108304903

13 февраля 2005 Александр Павлович Шиманский ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ

Аннотация от автора: ПРЕДИСЛОВИЕ

Рассказать вам садистский анекдот? Приходит детский писатель к читателям и говорит: "А я для вас новую книжечку написал - задачник по математике". Это, наверное, все равно, что в день рождения вместо торта поставить тарелку с кашей. Но если честно, книжка раскрытая перед вами, - не совсем задачник.

Для взрослых Нет, нет, задачи тут самые настоящие. Для второго, третьего и четвертого классов. Все они имеют решение и помогают закрепить пройденный в соответствующем классе материал. Однако главная задача "задачника" - не материал закреплять, и вовсе никакого отношения не имеют эти задачи к тому, что называется занимательной математикой. Думаю, что никакого профессионального интереса не вызовут эти задачи у победителей математических олимпиад. Задачи эти как раз для тех, кто математику не любит, привычно считает решение задач тоскливым и нудным трудом. Вот они пускай усомнятся!

Открыть полную версию публикации



Против евномиан и о богословии слово первое или предварительное
публикация №1108304874

13 февраля 2005 Александр Павлович Шиманский ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ

Аннотация от автора: Слово к хитрым в слове, и начну от Писания: се аз на тя горде (Иep. 50, 31), то есть на ученость, и слух, и мысль! Ибо есть, действителено есть люди, у которых при наших речах чешутся и слух, и язык, и даже, как вижу, и руки, которым приятны скверныя суесловия и прекословия лжеименнаго разума, и ни к чему полезному не ведущия словопрения (1 Тим. 6, 4. 20). Ибо Павел проповедник и вводитель слова сокращенна (Рим. 9, 28), учитель и ученик рыбарей, называет так все излишнее и изысканное в слове. Хорошо, если бы те, о ком у нас речь, также были несколько искусны в деятельном любомудрии, как оборотлив у них язык и способен приискивать благородныя и отборныя слова. Тогда мало, и вероятно менеше, чем ныне, стали бы они вдаваться в нелепыя и странныя мудрования и словами (о смешном деле и выражусь смешно) играть, как шашками. Но, оставив все пути благочестия, они имеют в виду одно — задать или решить какой-нибудь вопрос, и походят на зрелищных борцев, представляющих не те борьбы, которыя ведут к победе по законам ратоборства, но те, которыя привлекают взоры не знающих дела и похищают у них одобрение. И надобно же, чтоб всякая площадь оглашалась их речами, чтоб на всяком пиршестве наводили скуку пустословие и безвкусие, чтоб всякой праздник делался непраздничным и полным уныния, а при всяком сетовании искали утешения в большем зле — в предложении вопросов, чтоб во всяком женском тереме — этом убежище простодушия — нарушалось спокойствие и поспешностию в слове похищаем был цвет стыдливости! А если дошло уже до этого, если зло стало неудержимо н невыносимо, даже есть опасность, что и великое наше таинство обратят в низкое ремесло: то пусть сии соглядатаи окажут столько терпения, чтоб, когда отеческое сердце наше приходит в волнение, и чувства наши терзаются, как говорит божественный Иеремия (14, 19), им без ожесточения принять сие о них слово, и хотя несколько, если только могут, удержав язык, преклонить к нам слух.

Открыть полную версию публикации



ЯЗЫЧЕСТВО ЯЗЫКА
публикация №1108304840

13 февраля 2005 Александр Павлович Шиманский ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ

Аннотация от автора: Слово и миф. Между миром и человеком стоит язык. Мы не знаем мира, собственно вещей, но знаем слова, которыми он задается - мир, как текст.

Только благодаря языку, словам человек видит мир разъятым на элементы, вещи и явления. Слово есть чувство присутствия, бытия объекта, который и получает свое обозначение, словесный символ. Появление нового всегда вызывает потребность в его определении, выражении через новое слово. Но поскольку все в мире взаимосвязано в той или иной мере, образуя виды, роды явлений, то и в языке отражено родство явлений в родстве слов, их обозначающих. И если подлинная связь явлений открыта нам далеко не всегда, то связь слов

определить значительно легче и показывает она логику языкотворцев, проистекающую из логики языка=мышления.

Открыть полную версию публикации



«Потерянный рай»: сатира и мечта в русской утопической литературе первой трети XX в.
публикация №1108304769

13 февраля 2005 Александр Павлович Шиманский ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ

Аннотация от автора: Нравственные критерии выдвигаются в русской утопии на первый план, в то время как в европейских утопических сочинениях главное внимание уделено социальной организации общества или технической стороне жизни утопийцев. Специфика английской литературы, сформировавшей основной массив утопической и антиутопической литературы XIX-XX веков, состоит в том, что именно в Англии в результате необычайно бурного технического прогресса очень быстро стали очевидны многие его изъяны. Не случайно именно в Англии появились первые приобретшие мировую известность антиутопии, выставлявшие саму идею совершенного общества в карикатурном свете. Сатирическое же направление в русской утопии, довольно ощутимое, к сожалению, еще не получило должной оценки.

Открыть полную версию публикации



Опера как феномен европейской культуры XVII века
публикация №1108304735

13 февраля 2005 Александр Павлович Шиманский ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ

Аннотация от автора: XVII век является одним из самых любопытных этапов в истории музыкального искусства. Именно в этот период происходит изменение музыкального мышления, который нашел выражение как в появлении новых музыкальных жанров (в первую очередь — оперы и оратории), так и в появлении нового музыкального стиля (происходит вычленение собственно инструментальных жанров из общей массы вокально-инструментальных). Но сам перелом заключается в более существенном изменении — музыка становится эстетической потребностью. Если ранее музыка звучала преимущественно в храмах, либо служила обрамлением дворцовых празднеств, то «только с рождением оперы — в XVII веке — музыка стала предметом «чистого созерцания»» (Каган М.С. Музыка в мире искусств. СПб., 1976. С.172). Но ограничиваться в данном случае рамками столетия невозможно; время возникновения оперы представляет, скорее, переход от Возрождения к Просвещению.

Открыть полную версию публикации



«Не геометр да не войдет»: Andy Warhol
публикация №1108304699

13 февраля 2005 Александр Павлович Шиманский ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ

Аннотация от автора: Польский писатель — сатирик Станислав Лец однажды заметил: «Творите о себе мифы, боги начинали именно так!».

Энди Уорхол считается не только главой поп-арта, но и наиболее влиятельным художником послевоенной эпохи. Он никогда не заключал себя в башню из слоновой кости. Создание собственного образа считал «художественным событием». Видел в себе овеществленный объект искусства, и, одновременно, «реди — мейд», товар массового производства, лишенный субъективных черт.

Открыть полную версию публикации



Этос и его ритм
публикация №1108304679

13 февраля 2005 Александр Павлович Шиманский ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ

Аннотация от автора: Слово «этос» — греческого происхождения и имеет несколько значений: обычай, характер, поведение, образ мыслей. В древности оно обозначало обычное местопребывание животных и человека: жилище людей, стойло, хлев, логово, гнездо (в этих значениях слово этос встречается уже у Гомера). Затем слово «этос» приобретает новый смысл: нрав, обычай, характер, образ мыслей. Этими смыслами понятие «этос» наполняет философия: Эмпедокл говорит об этосе первоэлементов, Пифагор — как об устойчивом нравственном характере; этос у Гераклита — это природа или характер всех явлений, включая и человека. Дошедшее до нас и ставшее «крылатым» изречение Гераклита «характер человека (этос) есть его судьба (даймон)» отчеканивает в языковой формуле античное представление о характере и поведении человека, складывающихся на пересечении природного, материального и божественного, идеального. Неоднократно отмечалось, что углубление значения слова «этос» и смещение его смысла от местопребывания к характеру, устойчивой природе является многозначительным. Здесь усматривается зависимость характера человека и животных, их устойчивой природы, от совместного проживания, обще-жития.

Открыть полную версию публикации



Эстетическое как явленное этическое
публикация №1108304642

13 февраля 2005 Александр Павлович Шиманский ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ

Аннотация от автора: В XIX веке в философии и психологии разрабатываются понятия, с помощью которых пытаются объяснить структуру человеческого сознания. На смену метафизическим представлениям о сознании как о «tabula rasa» и «white paper» приходит понимание того, что сознание — не пассивная сущность, отражающая и записывающая знаки и символы внешнего мира, а нечто не равное самому себе, постоянно устремленное к чему-то, постоянно переступающее свои границы и выходящее за их пределы, постоянно движущееся и изменяющееся.

Открыть полную версию публикации



Тайна этоса
публикация №1108304620

13 февраля 2005 Александр Павлович Шиманский ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ

Аннотация от автора: Русское слово «этос» — греческого происхождения и имеет несколько значений: обычай, характер, поведение, образ мыслей. В древности оно обозначало обычное местопребывание животных и человека: жилище людей, стойло, хлев, логово, гнездо (в этих значениях слово этос встречается уже у Гомера). Затем слово «этос» приобретает новый смысл: нрав, обычай, характер, образ мыслей. Этими смыслами понятие «этос» наполняет философия: Эмпедокл говорит об этосе первоэлементов, Пифагор — как об устойчивом нравственном характере; этос у Гераклита — это природа или характер всех явлений, включая и человека. Дошедшее до нас и ставшее «крылатым» изречение Гераклита «характер человека (этос) есть его судьба (даймон)» отчеканивает в языковой формуле античное представление о характере и поведении человека, складывающихся на пересечении природного, материального и божественного, идеального. Неоднократно отмечалось, что углубление значения слова «этос» и смещение его смысла от местопребывания к характеру, устойчивой природе является многозначительным. Здесь усматривается зависимость характера человека и животных, их устойчивой природы, от совместного проживания, обще-жития.

Открыть полную версию публикации

ДАЛЕЕ:

| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 | Следующие 10 публикаций

Ваше мнение?