Рейтинг
Порталус

ТЕОРИЯ "АВТОСОИЗМЕРЯЮЩИХСЯ" СТОИМОСТЕЙ

Дата публикации: 24 февраля 2005
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ФИЛОСОФИЯ
Номер публикации: №1109228439


ТЕОРИЯ "АВТОСОИЗМЕРЯЮЩИХСЯ" СТОИМОСТЕЙ

--------------------------------------------------------------------------------

Трудовая теория стоимости (А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс) утверждает, что стоимость товаров формируется в соответствии с величиной трудозатрат их производства.
Но этой теорией не был создан механизм, показывающий процесс формирования стоимости на основе соизмерения величин трудозатрат производства обмениваемых товаров.

Субъективно-психологическая теория стоимости (У.Джевонс, Ф.Визер, Л.Вальрас, В. Парето) утверждает, что стоимость товаров формируется в соответствии с величиной их полезности.
Но и эта теория не смогла создать механизм, показывающий, как из субъективных представлений участников товарообмена о величине полезности товаров формируются объективные и устойчивые пропорции обмениваемых товаров.

Предлагаемая читателям теория стоимости описывает механизм "автосоизмерения" стоимостей обменивающихся товаров, механизм, где стоимость товара формируется:

Без соизмерения величин трудозатрат производства обменивающихся товаров.
Без соизмерения величин полезностей обменивающихся товаров.

Без соизмерения качественных показателей обменивающихся товаров, т.к. в предлагаемой теории стоимости товары с разными уровнями качества представлены как разновидовые товары (одновидовыми считаются неотличиные друг от друга товары).

Без соизмерения количественных показателей обменивающихся товаров, т.к. в предлагаемой теории стоимости товары с различными количественными показателями представлены как разновидовые товары. Необходимость такого подхода определяется тем, что в практическом товарообмене далеко не всегда соблюдается строгая прямая пропорциональность между количеством товара и его ценой (оптовая цена, розничная).

То есть в предлагаемой теории стоимости товарообмен всех товаров без исключения, включая все виды услуг, описывается одной формулой или системой противоположностей "товар - товар", включая обмен на товар-посредник - деньги разных видов и межвидовой обмен самих денег. Эту формулу также можно записать и в виде "товар - цена", т.к. ценой товара в предлагаемой теории стоимости является все то, что покупатель отдает в обмен на товар. Законы формирования цены и стоимости денег ни чем не отличаются от законов формирования цены и стоимости всех остальных товаров.

Чем отличается процесс формирования стоимости товаров посредством осознанного соизмерения величин трудозатрат их производства или величин их полезностей от "автосоизмерения" обменивающихся товаров можно увидеть в следующей аналогии.

Представим себе, что нам поставили задачу, разлить воду из емкости в два цилиндрических бидона разного диаметра, но одинаковой высоты. Бидоны снабжены кранами для слива воды и стоят на столе, а воду нужно разлить таким образом, чтобы уровни наполнения бидонов были одинаковые.

В соответствии с осознанным соизмерением величин трудозатрат производства товаров или величин их полезностей мы должны высчитать объем имеющийся воды и разделить его пропорционально объемам бидонов. В соответствии же с механизмом "автосоизмерения", мы должны соединить сливные краны шлангом, и вылить воду в один бидон. Уровни в бидонах немного "поборовшись" друг с другом, в конечном счете, станут абсолютно одинаковыми.

В практическом товарообмене осуществляется такая же "борьба" уровней, только не уровней жидкости, а уровней удовлетворения обменом его участников.

Эта "борьба" имеет разнообразные виды.
Это не только "борьба" системы "покупатель - продавец" по поводу оценки товара.
Это и конкуренция, как между покупателями, так и между продавцами.
Это и попытки покупателей найти нужный товар по более низкой цене у других продавцов и на других рынках.
Это попытки предпринимателей найти своему капиталу более выгодное применение.

Все эти виды "борьбы" участников товарообмена за поддержание каждым из них своего уровня удовлетворения обменом является движущей силой и процесса формирования равновесного рынка, и процесса формирования цены и стоимости товаров.

Понятно, что главной из всех этих видов "борьбы" является "борьба" противоположностей системы "покупатель - продавец".


Продавец в наших рассуждениях это товаропроизводитель и перепродавец предельно упрощенного вида: это не коллективы с различными формами собственности на средства производства, а субъекты-предприниматели.

Автор приносит свои извинения экономистам за неудобства, связанные с тем, что терминология предлагаемой теории стоимости несколько отличается от общепринятой. Но это отличие определяется не прихотью автора, а логикой предлагаемой теории. Эти терминологические разночтения аналогичны тем, которые имеют место, например, в электротехнике, где в практике использования электрического тока родился термин "ток течет от плюса к минусу". Дальнейшее же развитие теории электричества выяснило, что электроны, - движение которых и есть ток, - движутся не от плюса к минусу, а наоборот.
То же самое происходит и с экономическими терминами, которые были рождены в экономической практике и вне теории стоимости, отражающей суть товарообмена. И потому, естественно, что этими терминами невозможно описать суть этого процесса.
Например, по логике предлагаемой теории стоимости стоимость труда, производящего добавленную стоимость, не имеет иного вида, как только произведенной им стоимости.
То есть стоимость труда и добавленная стоимость это две стороны одной медали. И потому цена этой "медали" со стороны стоимости труда рождает цену этого труда, а со стороны добавленной стоимости рождает то, ради чего функционирует труд - прибыль товаропроизводителя. Понятно, что при такой логике включать в затраты производства оплату труда нет никакой возможности.
К тому же, на базе предлагаемой теории стоимости автор пытается построить еще и теорию распределения прибыли коллективного товаропроизводителя в соответствии с трудовым вкладом каждого члена коллектива в производство этой прибыли. То есть пытается построить теорию равновесия рынка труда, где однозначность таких понятий как "прибыль" и "цена труда" становится принципиальной.
По мнению автора, терминологией, родившейся вне логики этих теорий, невозможно описать суть этой логики. Поэтому желающим разобраться в этих теориях, необходимо набраться терпения, и, не раздражаясь, воспринимать термины именно так, как они описываются.

Краткая бухгалтерия предлагаемой теории стоимости имеет следующую логику.

Стоимость товара равна сумме перешедшей в стоимость товара стоимости средств его производства и добавленной стоимости или, что то же самое, стоимости воплощенного в товар труда предпринимателя.
Денежная форма перешедшей в стоимость товара стоимости средств его производства есть финансовые издержки производства товара.
Денежная форма воплощенного в товар труда предпринимателя (денежная форма добавленной стоимости) есть цена этого труда или прибыль предпринимателя.
Сумма финансовых издержек производства товара с ценой труда предпринимателя есть цена производства товара.
Объективная (равновесная) стоимость товара соответствует объективной цене, которая покрывает издержки и приносит предпринимателю объективную (равновесную) прибыль.
Субъективная (неравновесная) стоимость товара соответствует субъективной цене, величина которой может варьировать от нуля до многократного превышения объективной цены производства этого товара.

Стоимость товара формируется в "борьбе" противоположностей некоторого количества систем "покупатель - продавец" по поводу оценки товара данного вида.

Понятно, мнение покупателя о цене товара формируется из его представлений о полезности этого товара.
Но у каждого покупателя свое представление о полезности приобретаемого товара и о той цене, которую можно отдать в обмен на эту полезность.
К тому же, даже для одного и того же человека полезность одного и того же товара в разное время, в различных обстоятельствах может быть различной.
Но в чем единодушны все покупатели, всех рынков, во все времена так это в стремлении снизить цену приобретаемой полезности.

Понятно и то, что мнение продавца о цене товара складывается из финансовых затрат производства товара и его представлений о цене своего труда, производящего товара.
И что касается цены своего труда, то все продавцы единодушны в своем стремлении к ее завышению.

В равновесном рынке, где конкуренция, как между покупателями, так и между продавцами не позволяет ни одной из противоположностей в процессе "борьбы" проявить свою субъективную волю и повысить уровень своего удовлетворения обменом в ущерб интересам своего антипода, "борьба" завершается в точке баланса интересов системы "покупатель - продавец", где удовлетворение покупателя ценой товара определяется осознанием того, что все покупатели данного рынка приобретают товар данного вида по такой же цене.
Удовлетворение продавца ценой товара определяется осознанием того, что все продавцы продают этот товар по такой же цене.

В "борьбе" отдельно взятых систем "покупатель - продавец" формируется система "товар - цена".
Итог этой "борьбы" - обмен и рождение субъективной формы системы "товар - цена" в виде знаний покупателя и продавца о цене конкретного товара.
Некоторое количество таких субъективных форм образуют знания участников товарообмена о том, какая цена товара данного вида формируется на данном рынке, или, что то же самое, сколько стоит этот товар на данном рынке.

Знания субъектов экономических взаимосвязей о формируемой тем или иным рынком цене товара данного вида есть стоимость этого товара.

С позиции диалектики стоимость товара есть диалектическая форма одновидовых систем "товар - цена".
С позиции гносеологии стоимость товара есть формирующаяся из субъективных мнений объективная истина.

Знания человека в виде отражения реальности его сознанием имеют субъективную форму.
Знания, изложенные на бумаге, приобретают объективную форму.
Стоимость рождается как отражение сознанием человека видовых цен товаров, т.е. рождается как субъективное явление, которое в бухгалтерских отчетах приобретает объективную форму.

Цена это индивидуальное свойство товара. Стоимость - видовое свойство.
Цена товара это цена индивида. Стоимость товара - цена вида.
Цена рождается "борьбой" системы "покупатель - продавец". Стоимость рождается совокупностью таких систем.
Понятия "цена" и "стоимость" соотносятся так же, как и понятия "конкретный стол" и "стол вообще".
Цена товара абсолютно объективное явление, т.к. представляет собой товар, обмениваемый на данный товар.
Стоимость товара рождается как субъективное явление в виде знания участников товарообмена о видовой цене товара.

В реальном товарообмене понятия "цена" и "стоимость" часто употребляются как синонимы. И это естественно потому, что возможность употребления того или иного понятия зависит исключительно от субъективной точки зрения самого человека.
Если товар человеком воспринимается как конкретная вещь, то цена товара будет ценой этой вещи. А если товар человеком воспринимается как представитель вида товаров, то в этом случае цена товара превращается в видовую цену - стоимость.

Стоимость товаров формируется не в самих товарах, а в головах людей, обменивающихся этими товарами.
Причем, мнение людей, формирующих стоимость товара на том или ином рынке, может не совпадать с мнением людей вне этого рынка.
Например, любители абстрактной живописи, считающие Малевича гениальным художником, формируют своим мнением высокую стоимость его картинам и в частности картине Черный квадрат.
Мнение же людей, считающих эту картину мазней в квадрате, не оказывает на ее стоимость никакого влияния, т.к. это мнение людей, находящихся вне рынка любителей абстрактной живописи.

Сформированная в равновесном рынке стоимость товара воспринимается как "норма", как "этот товар стоит такой цены" как "объективная цена товара". То есть рождается эталон, в соответствии с которым в дальнейшем (при неизменности условий товарообмена) формируется цена товара данного вида. Или, что то же самое, рожденная диалектическая форма одновидовых систем "товар - цена" в дальнейшем - как ей и положено - определяет развитие своего содержания.

Поэтому в равновесном рынке при неизменных условиях товарообмена цены товаров устанавливаются практически без "борьбы" системы "покупатель - продавец", или, точнее, "борьба" приобретает вид обоюдного осознания равноценности обмена, осознания "нормальных" цен и прибылей. Из чего, видимо, следует сделать вывод о том, что равноценность товаров явление абсолютно субъективное.
А тот факт, что в равновесном рынке цены товаров тяготеют к ценам производства этих товаров, объясняется тем, что продавец тяготеет к покрытию издержек и получению, как минимум, объективной прибыли, т.е. тяготеет к удовлетворенности обменом.
Так что, равенство между ценой товара и ценой его производства не означает никакой иной эквивалентности, кроме психологической в виде обоюдной удовлетворенности обменом.

В неравновесном рынке, где у одной из противоположностей появляется возможность проявить свою субъективную волю и повысить уровень своего удовлетворения обменом в ущерб удовлетворенности обменом своего антипода, рождается субъективные (неравновесные) цены и стоимости товаров.

Формирование субъективных цен и стоимостей товаров, ущемляя интересы соответствующих участников товарообмена, рождает их деятельность, которая, в конечном счете, способствует устранению причин этого отклонения, деятельность, которая является движущей силой, "толкающей" рынок к равновесию, к "норме", т. е к такому его состоянию, где рождаются объективные цены и стоимости товаров.

Таким образом, механизм авторегуляции рынка и механизм автосоизмерения стоимостей это один и тот же механизм, "центром" которого является удовлетворенность обменом основной массы его участников.

Объективная цена товара никогда не отклоняется от его объективной стоимости.

Субъективная цена товара отклоняется от объективной стоимости за счет возможности одной из субъективных противоположностей проявить свою субъективную волю.

Товар, не способный на данном рынке к обмену, не имеет на данном рынке стоимости, независимо ни от величины воплощенного в нем труда, ни от того, что в другое время или на другом рынке он может иметь стоимость.

То есть о конкретной величине стоимости, - включая и величину объективной стоимости, - конкретного товара можно говорить только имея в виду конкретное время и конкретное место товарообмена.
И если, к примеру, на мини рынке у нашего подъезда сформировались равновесные цены и стоимости каких-то товаров, то на рынке за углом нашего дома может сформироваться совсем иное равновесие (совсем иные величины объективной стоимости тех же товаров) .

Поэтому "необозримая множественность равновесий", о которой говорит академик В.М.Полтерович ( Кризис экономической теории ), есть естественный и закономерный факт.

И если равновесие отдельно взятого рынка можно представить в виде равенства уровней жидкости в сообщающихся сосудах, то равновесие национального рынка даже небольшого государства представляет собой океан с необозримым множеством несовпадающих друг с другом равных уровней водной поверхности на каждом гребне волны и в каждой впадине.

А для выяснения причин того, что один и тот же товар имеет необозримое множество различных величин объективных стоимостей, необходимы маркетинговые исследования каждого рынка, учитывающие, множество факторов, начиная с таких фундаментальных, как уровень доходов покупателей того или иного рынка, их национальные, территориальные и религиозные особенности, и заканчивая такими мимолетными, как подхлестнувшие спрос инфляционные ожидания, рожденные несоответствующими действительности слухами.

Таким образом, стоимость товаров формируется в "борьбе" мнений участников товарообмена о цене конкретного товара. Объективная стоимость товара рождается при равновесии "борющихся" субъектов, т.е. в равновесном рынке.
Субъективная стоимость товара рождается, когда у одной из противоположностей в силу некоторых обстоятельств появилась возможность повысить уровень своего удовлетворения обменом в ущерб интересам своего антипода.

Если стоимость труда наемного работника формируется исключительно субъективной волей работодателя, эта стоимость может быть много меньше формируемой равновесным рынком объективной стоимости воплощенного в товаре труда наемного работника.

С позиции предлагаемой теории стоимости прибавочной стоимостью является та часть произведенной работником стоимости, которая не уничтожается в процессе удовлетворения работником своих потребностей, и которая может служить источником накопления капитала, а также может служить источником обогащения работодателя посредством присвоения им этой стоимости в виде субъективной надстройки над объективной стоимостью своего труда с занижением относительно объективной стоимости труда намного работника.

Главная ошибка авторов и трудовой теории стоимости, и субъективной заключается в том, что все они пытались отыскать абсолютно объективные и единые для всех времен и народов, для всех рынков и всех участников товарообмена "атомы", из которых складывается объективная величина стоимости обмениваемых товаров.
В трудовой теории стоимости этими атомами должны были быть единицы измерения трудозатрат производства товаров.
В субъективной теории ими должны были стать объективные единицы измерения субъективных потребностей участников товарообмена.
В реальности же таких атомов не существует.
В реальности объективная величина стоимости товаров формируется в виде объективной истины в "борьбе" субъективных мнений об этой величине конкретных участников товарообмена конкретного рынка и в конкретный момент времени.
При изменении каких-то элементов этой конкретики, меняется субъективное мнение участников товарообмена о величине стоимости тех же самых товаров, меняется, соответственно, и объективная величина их стоимости.
То есть общий закон об относительности истины остается в силе и для объективной величины стоимости товаров.

Опубликовано на Порталусе 24 февраля 2005 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама