Рейтинг
Порталус

Л. Толстой и Вл. Соловьев о любви и браке

Дата публикации: 24 февраля 2005
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ФИЛОСОФИЯ
Номер публикации: №1109255999


Тимофеева О. В.

Л. Толстой и Вл. Соловьев о любви и браке
Конец XIX века был непростым для русской культуры. Бурный промышленный рост, изменение образа жизни, распад старого быта вызвали сомнение в традиционных ценностях. Церковь уже не обладала прежним авторитетом. Что же пришло на смену? Традицию русского учительства продолжила художественная литература. Она стала политической трибуной и храмом.

Актуальной темой общественных дискуссий в конце XIX века был так называемый «женский вопрос», а шире проблемы семьи, брака, половой любви. Признанным авторитетом в этой области был граф Л. Н. Толстой. На семье строился тот идеально-патриархальный быт, который он живописал в «Войне и мире», который он сам пытался наладить в Ясной Поляне. Но ветры перемен разрушали этот островок стабильности, и в «Анне Карениной» мы видим семьи «несчастные по-своему». Последующий перелом в мировоззрении Толстого коснулся и этой проблемы.

Пощечиной общественному мнению стала повесть «Крейцерова соната». Она впервые была официально опубликована в 1891 году, а до этого распространялась в списках и нелегальных перепечатках. Повесть построена как исповедь человека, убившего свою жену из ревности и от избытка накопившейся во время брака ненависти. В послесловии Толстой высказывал свое отношение к браку, как к недолжному животному состоянию и призывал к целомудрию. Эффект повести был очень силен. Толстой во многом сказал правду, ту которую не принято было прежде говорить вслух.

В наше время, утверждал Толстой, никто не верит в таинство брака. Брак в наше время – обман и насилие, лицемерие и ложь. Муж и жена только обманывают и себя и людей, что они состоят в единобрачии, а живут в многоженстве и многомужестве. Брак предполагает духовное единение, а имеет место только физическое. Как может любовь освящать брак? Пресыщение служит помехой любви. Влюбленность истощается удовлетворением чувственности, и муж, и жена начинают ненавидеть друг друга. Дети не оправдывают брачный союз, они повторяют печальный путь своих родителей. Толстой ссылается в своих выводах на Библию, Шопенгауэра, Гартмана и буддистов. По его мнению, цель человечества – реальное единение людей, а смена поколений этому только препятствует.

Острота постановки и важность проблемы предопределили высокий накал полемики вокруг «Крейцеровой сонаты», в которой приняли участие критики различных направлений: от народников до священнослужителей. Свое понимание повести высказал критик реакционного «Русского вестника» Ю. Елагин, известный литературовед Н. К. Михайловский, критик «Русской мысли» М. Протопопов.

Христианскую точку зрения на брак высказал архиепископ Херсонский и Одесский Никанор в «Беседе о христианском супружестве против графа Л. Толстого» (Одесса, 1894 год). Он назвал «Крейцерову сонату» богохульством, насмешкой над церковью, издевательством над человеческим достоинством. Ссылаясь на Священное писание, архиепископ доказывал, что в размножении человеческого рода христианство видит первое и коренное благословение божье человеку. Безбрачное состояние признается церковью выше. Но и в браке нет греха. Это путь, по которому человечество может идти к совершенству. «Вообще христианство нельзя сказать благословляет, но попускает все здравые естественно-человеческие чувства, стараясь их возвысить до духовности, утончить до совершенства» (Арх. Никанор «Беседа…». Одесса, 1894. С. 46) Все искусство дает нам примеры возвышенной любви.

Примером гимна возвышенной любви может служить творчество философа и поэта Вл. Соловьева. В отрицании физической стороны любви он полностью согласен с Л. Толстым. В работе «Оправданиие Добра» он пишет, что деторождение не кажется ему достойным человека занятием. Этим актом человек, как животное, растворяет свою жизнь в жизни рода. Цель человеческой истории – создание Царства Божьего на земле – предполагает воскрешение всех людей и прекращение размножения.

Но чистая любовь – великая созидательная сила. Соловьев оставил нам, поистине платоновское по силе и красоте, произведение «Смысл любви». Человек лишен целости своего существа, он расколот на два несовершенных пола – мужской и женский. В истинной, целомудренной любви к другому полу он стремиться, надеется, мечтает восстановить эту целостность. Смысл любви – преодоление эгоизма, восстановление целого подлинного человека.

Опубликовано на Порталусе 24 февраля 2005 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама