Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ФИЛОСОФИЯ есть новые публикации за сегодня \\ 21.09.18


Феноменологические закономерности массовой коммуникации.

Дата публикации: 23 июля 2008
Автор: А. Ефремов
Публикатор: А. Ефремов
Рубрика: ФИЛОСОФИЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1216800143 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


А. Ефремов, (c)

найти другие работы автора

Как известно, бинарность мышления – преобладающий в социуме способ познания. Бинарность предполагает двойственные, а значит, предельно простые, но и не допускающие компромисса, взаимоотношения, рассуждения, мнения, поступки (достаточно вспомнить «закон единства и борьбы противоположностей» в марксизме). Возникающие противоречия (в жизни, работе) разрешаются посредством уничтожения одной из полярных оппозиций. Для этого более сильная сторона уничтожает слабую не за счет качества, а за счет количества своей массы. Теория и практикам современных PR-технологий тому подтверждение.

Но, есть и иной способ познания, а, следовательно, и способ мышления – тринитарный. Здесь для разрешения любого противоречия предполагается «выход» субъекта в третью, стороннюю позицию, которая является более мягкой и тонкой по отношению к иному мнению, рассуждению, поступку. Сторонняя позиция здесь позволяет рассмотреть и оценить профессиональную ситуацию с точки зрения «бескровного» выхода из конфликта (кризиса).

Сторонняя позиция - это способ достижения равновесия в неустойчивом сочетании двух или более полярных мнений в пограничных ситуациях межличностного общения, профессиональной деятельности, массовой коммуникации.

Пограничные ситуации в массовой коммуникации, возникающие в информационном пространстве, прежде всего, касаются восприятия и понимания коммуникантами (адресатами, реципиентами) массовой информации, ее особенностей. Информативные особенности массовой коммуникации (в части воздействия массовой информации на адресата) мы обозначаем смысловым наполнением следующих характеристик: неопределенностью, условностью, дополнительностью.

Неопределенность (применительно к массовой коммуникации – это неопределенность отклика на массовую информацию) относится к феноменологическим закономерностям массовой коммуникации, т.е. объективно существующим, существенным связям социальных феноменов, возникающим в массовой коммуникации. К таким закономерностям также отнесем: закономерность неадекватности восприятия массовой информации; закономерность искажения смысла массовой информации; закономерность психологической самозащиты от массовой информации. Рассмотрим каждую закономерность.

Искажение смысла массовой информации. Это объективная (хотя, и противоречивая, т.е. феноменологическая) закономерность массовой коммуникации, которая действует тем сильнее, чем большее число людей использует какой-либо массив информации на входе и на выходе процесса потребления информации.

Неадекватность восприятия массовой информации. Проявляется в отображении человеком потребляемой информации и неадекватности самооценки. В массовой коммуникации к информации, какой бы она объективной ни казалась, невозможно относиться с такой степенью достоверности, которая была бы достаточной для формирования однозначного мнения и принятия серьезных решений относительно других людей и относительно самого себя.

Психологическая самозащита от массовой информации. Как закономерность проявляется в том, что каждый отдельный адресат, даже в общей массе, придает приоритетное значение собственной психологической безопасности и самозащите от посягательств на нее. Поэтому, возникает эффект, когда коммуникант «сторонится» массовой информации, какой бы привлекательной и профессиональной она ни была.

Неопределенность отклика на массовую информацию. Представляет собой закономерность массовой коммуникации, которая проявляется в психологических реакциях массового адресата (коммуниканта) на содержание информации. При этом адресат воспринимает информацию извне, как внешний раздражитель; психо-физиологические особенности массового адресата складываются из индивидуальных различий и особенностей личностного восприятия информации каждым коммуникантом; восприятие информации массовым коммуникантом всегда зависит от конкретной коммуникативной (социальной) ситуации; реакция на массовую информацию зависит от технических (технологических) особенностей ее передачи.

Условность (Conventionality), как информативная особенность массовой коммуникации (в части воздействия массовой информации на адресата) представляет также определенный интерес. Речь идет об условности, как общем признаке массовой рефлексии, т.е. отражения (Reflection) массовой информации (ее познания), в результате которого возникающие у адресата-коммуниканта ощущения, представления и понятия осознаются массами. При этом очень часто возникает эффект нетождественности (несоответствия) объекта информации и его образа – идеального продукта психической деятельности, который конкретизируется в той или иной форме психического отражения: в ощущениях, восприятии и т.д..

Дополнительность, как информативная особенность массовой коммуникации (в части воздействия массовой информации на адресата), представляет собой, пожалуй, самую сложную из приведенных трех характеристик. Имея философское значение, как понятие и регулятивный принцип современной философии Деррида, дополнительность имеет феноменологическое наполнение, т.к. постулирует принцип одновременной возможности-невозможности начала. Для психологии массовой коммуникации и, особенно, для практики связей с общественностью это означает, что начало любого действия всегда сопряжено с конструированием «иного начала». Уже начавшийся PR-проект может быть дополнен неожиданно открывшимися или спроектированными новыми возможностями, реализация которых становится началом нового направления или действия. Точно также новая информация, интересная массовому потребителю, может дополниться другими фактами (даже противоречащими исходным), и в этом случае могут возникнуть различные эффекты массовой коммуникации, обусловленные рассмотренными выше ее закономерностями. В целом же необходимо знать, что принцип дополнительности относится к фундаментальным методологическим принципам современной науки.

Что это может означать на практике? К примеру, проектирование и реализация PR-технологии в сфере массовой коммуникации должно базироваться на проектной методологии. Это означает, что проектируемая технология включает в себя описательный и смыслопорождающий компоненты своего содержания. Методологичность технологии в данном случае подчеркивает ее целостность. А это значит, что в содержании проектируемой технологии обязательно учитывается сочетаемость неопределенности, условности и дополнительности – как целостного непротиворечивого единства достаточно противоречивых оснований. В свою очередь, данные основания определяют необходимость включения в содержание технологии таких компонентов, которые бы востребовали аналитичность, эмоциональность и интуитивность личности. Благодаря этому возникает возможность компромисса между личностным восприятием одной и той же информации и восприятием массовым. Первое обуславливается знанием, опытом и навыками, полученными в ВУЗе и в практической деятельности. Второе – предполагает интуитивный акт – выход своей личности в «стороннюю позицию» по отношению к «массам» или к задачам своего проекта.

Опубликовано 23 июля 2008 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.


Ваше мнение?


Загрузка...