Рейтинг
Каталог
Порталус
база публикаций

ФИЛОСОФИЯ есть новые публикации за сегодня \\ 14.12.18


ВВЕДЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЛОСОФИИ

Дата публикации: 01 августа 2008
Автор: Дедюлина Марина Анатольевна
Публикатор: Дедюлина
Рубрика: ФИЛОСОФИЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1217582865 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Дедюлина Марина Анатольевна, (c)

найти другие работы автора

В условиях интенсивного развития информационных технологий и стремительными изменениями социального мира повышается значимость системы образования. В этой связи Б. Гершунский в работе «Россия: образование и будущее» отмечает, что проблемы образования и воспитания приобретают особую актуальность. Однако любые инновации обречены на провал, если они не «состыкованы» с программой воспитания, обучения и развития людей, которые должны принять предлагаемые им извне целевые установки [1].
Мобильность современного мира порождает социальную мобильность человека. Следующие один за другим технологические перевороты в производстве ставят человека в ситуацию необходимости переучиваться.
Следовательно, изменившаяся жизнь диктует необходимость использования новых информационных технологий во все новых и новых областях, консервативных, и традиционно гуманитарных и далеких от техники.
Современная система образования должна отражать проблему изменчивости мира, старения знаний, стереотипов мышления и действия, привычных форм, методов, приемов трудовой деятельности, способов ее организации. Естественно, что с каждым годом эти тенденции будут увеличиваться, и масштабы изменений предметного и социального окружения человека будут возрастать.
Вся европейская наука и образование, как известно, возникли и развились в недрах философии и философских школ. Без преувеличения можно сказать, что их расцвет в Античности был связан с интегративной и инновационной ролью философии в античной культуре. Это выражалось не только в том, что философия служила центром нового, по сравнению с древним Востоком, понимания и объединения науки, искусства и религии, но и центром формирования самой науки, которой в подлинном смысле слова до того и не существовало. Ведущую роль в модернизации образования сыграли также и впервые создаваемые средневековые университеты, призванные дать целостное гуманистическое и зарождающееся научное образование.
Идея систематизации человеческого знания с целью сведения многообразия познавательных форм к определенному единству, обладающему инвариантной структурой и претендующему на четкую логическую упорядоченность посредством объективных закономерностей, все еще привлекает к себе внимание философов. В настоящее время возможность реализации этой идеи и ее правомерность отстаивается сторонниками системно-синергетического подхода, которые уверены, что «точное, логически развернутое и доказательно фундированное гуманитарное знание нужно не меньше, чем логически строгое научное естествознание»[2].
Предварительные исследования по данной проблеме показали, что существует два возможных варианта решения этой проблемы:
1. состоит в том, чтобы свести гуманитарное знание к естественнонаучному, представив последнее в качестве основы, которая и является гарантом научности гуманитарного познания;
2. отличается от первого лишь перенесением акцента с естественнонаучного знания на гуманитарное. Отвергнув традиционные позитивистские решения, которые приводили к очевидной редукции, сторонники систематизации стали искать опору в теории систем и затем в синергетике (Т. Парсонса, Н.Луман, М.С. Каган ).
Оба из перечисленных подхода сводятся к тому, что не естественные науки должны быть основой наук гуманитарных, а гуманитарные — естественных. Точность и доказательность естественнонаучного знания проистекают из относительной простоты соответствующих систем, которые сравнительно легко поддаются теоретическому анализу и поэтому вполне обозримы, т. е. понятны, но отнюдь не из их совершенства. Подлинной же точности и научности, с другой стороны, можно достичь только при изучении самых сложных систем — социума, культуры и т.п., сложность которых как раз и является причиной отсутствия в настоящее время общепринятой научной методики гуманитарного познания.
Но существуют среди философов и позиции предлагающие отказаться от идеи объективного познания и научной систематизации познанного? Например, позиция Р. Рорти [3] заключается в том, чтобы с одной стороны, провозгласить естественные науки образцом для подражания для наук гуманитарных, а с другой — доказать способность искусства, религии или политики участвовать в познании ничуть не меньше, чем на это способны естественные науки. Он полагает что:
1. применение методов точных наук в гуманитарной сфере невозможно в силу того, что сам предмет исследования не имеет четких границ и весьма неточен, непостоянен и иногда вообще не поддается какой-либо фиксации;
2. ориентация на достижение соответствия теории и действительности друг другу превращает последнюю в сухой теоретический конструкт, лишенный содержания и жизни. Превратить культуру в логически упорядоченную систему невозможно даже не потому, что такая система была бы сверхсложной и потребовала бы знания всех ее бесконечных по числу элементов. То, что будет, не определяется ни законами логики, ни законами природы — оно всегда случайно, необязательно и спонтанно. Принципы и закономерности находятся уже после того, как нечто случилось, и было бы ошибочно думать, что они способны прогнозировать развитие ситуации в будущем;
3. научное познание, создавая картину мира, исключает из нее все, что противоречит логике и может быть названо абсурдным, в то время как абсурд так же важен для жизни человека, как и законы логики.
Из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что гуманитарное знание занимает центральное место в мире наук. В нем переплетаются потоки информации, идущие от всех других знаний, так как человек принадлежит природе, и обществу, и культуре, и в его существовании, функционировании и развитии особенно ярко проявляются общие законы бытия, рассматриваемые философией и математикой. Только в сейчас, человек имеет возможность осознать свое истинное место в мире, а значит устремить свою познавательную деятельность на то, что до сих пор было в ней второстепенным.
Очевидно, что от понимания самой философии зависит и методика ее преподавания. Прежде всего, необходимо избавиться от весьма устойчивого и распространенного предрассудка, по которому философия считается «чистой» наукой. В этом случае как учебная дисциплина она сводится к сумме знаний, набору «тем», которые студент должен «пройти», сдать и благополучно забыть – худший вариант; лучший – расширяется кругозор студента, приобретается определенный уровень «философской грамотности». При этом общая методика преподавания философии зачастую сводится к сумме частных методик изложения тех или иных разделов курса: онтологии, гносеологии, социальной философии и т. д. Высвободившись из «клетки идеологии», вузовская философия еще далеко не превратилась в то, чем она в сущности является, – одну из форм аккумуляции духовного опыта человечества, фундаментальное значение которой состоит в воспроизводстве духовной целостности человеческого существования.
В историко-философском проблемном поле философия реально представлена не как наука или методология наук, а как культура иррационального и рационалистического универсального миропонимания. Думается, что концептуальная задача преподавателя заключается в том, чтобы выявить в развитии философской мысли эту культуру и приобщить к ней студента. Методически это достигается, прежде всего, приобщением студента к оригинальным философским текстам, к анализу проблемных ситуаций, зафиксированных в мировом философском процессе и русской философской мысли, отражающей все перипетии многоаспектной и многотрудной отечественной истории. Философия всегда стремилась не столько к конструированию догматических познавательных схем мирового развития, предполагающих к тому же радикальное изменение социальных форм человеческого существования, сколько к объяснению, расшифровке происходящих изменений с целью обретения человеком духовной устойчивости в меняющемся, все более неопределенном мире. Последнее особенно актуально перед лицом последствий от внедрения в общественное производство всей той суммы научно-технических и социальных изобретений и открытий, которые были сделаны в прошедшие два столетия и поставили под угрозу само существование утилитарно-прагматической цивилизации.
Потребность в философском просвещении, в философствовании как способе мировосприятия и миропостижения сегодня, возможно, велика как никогда прежде, независимо от того, осознается ли это обществом, индивидом или нет. Социальный аспект потребности в философии определяется тем, что от духовности человека зависит преодоление современного кризиса ценностей, разработка и внедрение энвайроментальных стратегий, направленных на сохранение человека как биологического вида, наконец, степень свободы и само наличие гражданского общества в условиях всепоглощающей массовизации. Личностная же потребность в философии обусловлена тем, что, как отмечал К. Ясперс, «философии не может не быть, пока живут люди. Философия содержит притязание: обрести смысл жизни поверх всех целей в мире – явить смысл, охватывающий эти цели, – осуществить, как бы пересекая жизнь, этот смысл в настоящем – служить посредством настоящего одновременно и будущему, – никогда не низводить какого-либо человека или человека вообще до средства. Постоянная задача философствования такова: стать подлинным человеком посредством понимания бытия...» [4] .
Все вышесказанное, естественно, не только не исключает, но и подчеркивает необходимость овладения студентом содержательным минимумом стандарта по философии как учебной дисциплине. Но это овладение не должно быть механистически-формальным; в идеале оно должно способствовать личностному развитию студента, его формированию как специалиста, не только выполняющего на необходимом профессиональном уровне частные производственные задания, но и не отчужденного от универсального сущностного и проблемного миропонимания, от духовного мира, этических и эстетических ценностей. Личностное развитие студента должно быть ориентировано также на активизацию рефлексивного мышления как важнейшего способа становления и сохранения индивидуальности. В условиях прогрессирующей глобализации, информатизации и постоянно возрастающей социальной неопределенности именно актуализация индивидуального начала позволяет человеку осуществлять осознанный выбор и нести ответственность за него. Например, С.А. Левицкий писал, что, сохранение своего индивидуального лица «в обезличивающем потоке общественной стихии... есть категорический императив личного и человеческого достоинства, и этот «минималистский» идеал еще достижим. Если бы он стал недостижим, цивилизация потеряла бы право на эпитет “человеческая”» [5] .
Реалии начала XXI века, задачи гуманизации образования, становления инновационного образования объективно выдвигают на первый план подготовки специалиста его личностное развитие. Если еще недавно в процессе образования ставилась задача формирования личности, чей профессиональный, социально-психологический, мотивационный облик детерминировался внешними условиями, чьи интересы во многом нивелировались интересами общества, то сейчас совершенно необходимо в процессе образования способствовать формированию личности, способной на самореализацию и самоактуализацию вплоть до не конфронтационного, но толерантного противопоставления себя социальной среде. В этом контексте роль вузовского курса философии переоценить трудно. Представляется принципиально важным, чтобы в процессе приобщения к философии как «аккумуляции духовного опыта человечества» студент не только усваивал определенную сумму знаний, но и приобретал новый социально значимый опыт, «созидал себя», овладевал навыками философствования как способа и метода миропостижения и миропонимания.
Сердцевиной философствования является свободомыслие, главной ценностной ориентацией – толерантность. Философская культура становится полноправной составляющей профессионализма будущего специалиста. Она способствует формированию личности, всегда открытой усвоению новых знаний, умеющей адаптироваться к новым информационным, технологическим и мировоззренческим парадигмам, обладающей потребностью в самообразовании, осознающей образование как ценность. Методологически достижению этого способствуют образовательные технологии проектно-созидательной модели обучения. Ведущая доминанта организации и саморегуляции учения при этом – развитие мотивационно-смысло¬вой сферы личности; сверхзадача преподавания философии – формирование перманентного импульса к философскому самообразованию, понимание студентом ценности философии в постиндустриальном обществе.
Мобильность современного мира порождает социальную мобильность человека. Следующие один за другим технологические перевороты в производстве ставят человека в ситуацию необходимости переучиваться. Следовательно, изменившаяся жизнь диктует необходимость использования новых информационных технологий во все новых и новых областях, далеких от техники. Когда речь идет о философии, у многих философов возникают сомнения в возможности применения информационных технологий и интеллектуальных систем. Один из существующих аргументов, заключается в том, что уходит сущность философии, применение техники ведет к «технизации», «стандартизации мышления» и его неполноценности. Однако еще русский философ Н.А. Бердяев отмечал, что «главная космическая сила, которая сейчас действует и перерождает лицо земли и человека, дегуманизирует и обезличивает, есть …не капитализм, как экономическая система, а техника, чудеса техники. Человек попал во власть и рабство собственного изумительного изобретения – машины» [6].
Сразу отметим, что на наш взгляд, информационные технологии – это инструмент, который действительно позволяет качественно повысить уровень преподавания. Так, если вспомнить взгляды Сократа, прийти к пониманию истины можно только в живом диалоге. Занятия по философии – есть форма диалога между преподавателем и студентом. Процесс сотворчества преподавателя и группы, где каждый студент вносит свой вклад в процесс понимания истины делает каждое занятие по философии уникальным и неповторимым. Для того, чтобы этот диалог был более плодотворным и конструктивным возникает необходимость в использовании возможностей современных информационных технологий. В частности:
1. это создание мультимедийных учебников в оболочке «Прометей» ( эта работа ведется нами в ТРТУ с 2004 г.);
2. чтение лекций сопровождать показом слайдов (эта работа ведется нами в ТРТУ с 2006 г.;
3. формирование электронных библиотек по философии с набором основных произведений позволяет студентам ознакомиться с источниками (на кафедре истории и философии ТРТУ уже в течение 3 лет существует электронная библиотека по философии HTTP: //FILOSOF.HISTORIC.RU);
4. участие студентов в Интернет - конференциях с обсуждением основных проблем философии.
Удобство представления материала в электронном виде ( в электронной оболочке «Прометей») проявляется в том, что на одном носителе собраны воедино, одновременно и теоретическая часть в гипертекстовом виде, и рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов, и хрестоматия с основными философскими текстами, и словарь терминов и портреты философов. Приобщение студентов к участию и к обсуждению философских проблем на Интернет-конференциях с учеными-философами создает возможность реализовать компетентностный подход в образовательном процессе.
Таким образом, курс философии предстает как, квинтэссенция гуманитарных наук в техническом вузе. Именно использование интеллектуальных технологий позволяет сделать философское знание привлекательным для студентов, увлеченных техникой, компьютерами и Интернетом. Использование интеллектуальных систем при обучении философии повышает качество обучения, заинтересованность студента в самом процессе постижения основ философии.

Список литературы
1. Гершунский Б. А. Россия: образование и будущее. М., 1993.
2. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб.,1997. С. 22
3. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997.
4. Ясперс К. Философская вера. / Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. С. 500.
5. Левицкий С.А. Трагедия свободы. М.: Канон, 1995. С.365.
6. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М. 1994. С. 344.

Опубликовано 01 августа 2008 года



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): инновации



Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

Прямая трансляция:

Сегодня в тренде top-100


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама