Рейтинг
Порталус

Учение о бытии

Дата публикации: 22 ноября 2008
Автор(ы): Сысоева Любовь Семеновна
Публикатор: Сысоева Любовь
Рубрика: ФИЛОСОФИЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1227377503


Сысоева Любовь Семеновна, (c)

Учение о бытии

1. Бытие и его структура
2. Материя и ее атрибуты
3. Научно–философские картины мира

I. Учение о бытии – это исходная мировоззренческая проблема, которой занимается такой раздел философии, который называется онтологией. В религиозной картине мира учение о бытии занимает также первостепенное место. «Бытие» - так называется первый раздел в Библии, где говорится о сотворении мира, о прародителях человека, его истории вплоть до десяти заповедей человеческого бытия, которые открыл Иегова на горе Хорив Моисею.
Бытие – это все, что существует, это сам человек и весь человеческий и природный мир. Бытие – это реальность, как объективная реальность, так и субъективная, равная бытию человеческого ego – Я. Бытие – это то, что есть, это то, что присутствует.
Если говорить о структуре бытия, то в него входит:
1) природа, существующая до человека и вне человека;
2) сам человек как сложное образование –
это его бытие природное, социальное, духовное, психическое,
т.е. это тело, социальная организация, дух и душа.
Человеческое бытие не сводится к телу человека, оно вынесено за пределы его индивидуальной телесности. Итак,
3) в бытие входит весь тот предметный (дерево, гора, река и т.д.) и духовно–предметный мир (дом, книга), который создает человек и который вынесен за пределы субъекта. Это так называемая вторая природа, которой живет человек и которая есть его бытие.
Бытие, стало быть, природно–, социально-, духовный мир, что и наполняет содержанием онтологическую категорию сущего.
В бытии «второй природы» – в искусственном окружающем мире учтены закономерности естественного, без которого невозможен мир второй природы, и труд, и знания человека.
Вторая природа создана человеком для удовлетворения своих потребностей. Вторая природа – это тоже объективная реальность, но это комплексное образование – это природно-, духовно–, социальная реальность. В нее входит все – начиная от носового платка и кончая театрами и музеями. Сюда входит вся культурная реальность, созданный человеком мир культуры.
В отличие от первой природы в ее непреходящем бытии через конкретные преходящие стадии развития, состояния и вещи, вторая природа тесно связана и зависит от времени человеческого существования.
Первая природа существует независимо от человеческого сознания (до экологического кризиса); вторая - является зависимой от человеческого сознания, является его воплощением. Но это тоже объективная реальность, это опредмеченные, отлитые в формы объективной реальности природные материалы и свойства, а также знание и труд, деятельность человека. Это все очень многообразно: от конкретной тетрадки до улыбки чеширского кота (кота нет, а улыбка есть как у Льюиса Кэрролла в «Алисе в стране чудес»).
Бытие человека. Человек принадлежит к 3-м реальностям: он – бытие природы, телесное бытие, он – бытие социально–духовное; он – бытие психическое, он еще и субъективная реальность.
Кратко охарактеризуем эти формы бытия.
1. Бытие первой природы, т.е. существующей до человека и вне его установлено путем естественно-научного и социально-практического опыта человека. Сейчас не нужно доказывать долго, что вещи, тела, процессы, состояния природы существовали и существуют до, вне и независимо от сознания, от сознания человека – это определенно доказано.
Отдельные вещи возникают и исчезают, а бытие природы существует как непреходящее (надеюсь).
Следовательно, бытие природы отличается от других форм бытия тем, что оно непроизводно, остальные виды (или формы) бытия производны от бытия природы.
Бытие человека, второй природы вещей, произведенных человеком, бытие духовного, социального – это формы бытия, производные от бытия природы.
Существовать, быть – это не значит быть воспринимаемым (как обэтом говорил Беркли, философ и теолог начала ХYIII в.). Вселенная, с точки зрения современной философии, существует независимо от чьего-либо восприятия (хотя наши представления о ней – зависят, вне интерпретации нет представления о ней).
2. Бытие «второй природы» – т.е. вещей, предметов, состояний, произведенных человеческой деятельностью - еще одна составляющая того бытия, которое называется понятием «окружающий мир».
3.Человек как природное тело принадлежит к природному бытию вещей и тел, возникающих и исчезающих. Из этого факта следует, что человек подвластен всем законам жизни, в том числе законам наследственности. И, кроме того, все телесные особенности человека, его природно–биологические параметры должны учитываться в социальном существовании, вплоть до соблюдения экологического баланса человеческого организма (Наполеон устал с 1808 г., стал совершать ошибки и закончил бесславной смертью, Буало с 40 лет не работал, Пушкин погиб в 37, но уже искал смерти, Н.В. Гоголь на 42-ом году жизни сошел с ума, А.П.Чехов умер в 44 г., Джек Лондон настолько устал в зените славы, что добровольно ушел из жизни).
Однако, человек не только первая, но и вторая природа – и как вторая природа – он есть общественный индивид, живущий по законам общества. И как социум он есть дух, душа, мысль. Вспомните, этот вопрос уже поднимался Декартом, который существование человека, т.е. бытие человека, определял мыслью: Cogito ergo sum. Но, правда, Декарт никак не связывал мыслящую субстанцию – человека с его же субстанцией, принадлежащей природе, - организмом. Принадлежность человека 2-м природам дает своеобразное триединство человека: он есть единство природного, социального и духовного. А потому на него возлагается такая ответственность в космической, природной и социальной Вселенной.
Поэтому бытие человека как индивида деятельного и мыслящего создает еще два вида реальности: это объективно существующее – бытие общественное, которое и создает мир культуры. Объективируя в нем свой дух, человек воспроизводит себя духовно в духовных ценностях культуры. В деятельности существует и повседневность. Понятие “повседневность” восходит к категории “жизненного мира” Э. Гуссерля, определявшего его как пространство изначальных очевидностей: “Он естественным образом заранее дан всем нам как отдельным лицам в горизонте нашей сочеловечности” [Гуссерль Э. Избранные работы. – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. – 464 с.]. Жизненный мир, или мир повседневности – это сфера непосредственно переживаемого опыта, внутри которого “практически разыгрывается вся наша жизнь, остается неизменным в его собственной существенной структуре, в его собственном каузальном стиле” [там же]. Через повседневность воссоздаются социальные практики, упорядочивается восприятие окружающего мира и систематизируется социальный опыт. Реальность повседневного мира представляет собой мир опыта деятельного субъекта, в котором он конструирует поведение и взаимодействие с другими людьми на основе самоочевидных желаний, мир здравого смысла, обыденных представлений, рутинообразной деятельности, осуществляемой в общеизвестных и привычных жизненных ситуациях.
Но человек есть еще и субъективная реальность, индивидуальная реальность. Это тоже огромная составляющая реальности, бытия: это вся психика человека, сознание, бессознательное, начиная с коллективных форм представления и архетипов коллективного бессознательного.
Для понимания субъективной реальности мы будем анализировать понятия сознания, психики человека, ментальности, включающей в себя все слои психики.
II. Для понимания объективной реальности в философии существует понятие материи. Это очень старая категория, анализ которой носил сначала субстратный характер: в Древней Греции у Фалеса материя - это вода, у Гераклита – огонь, у Анаксимандра – 4 первоэлемента: воздух, вода, огонь земля, у Анаксимена – многокачественная частица апейрон.
Субстанциальное понимание материи возникло с эпохи Возрождения: материя – это субстанция – носительница, основа всех свойств предметности: протяженности и мышления.
Материю как объективную реальность нельзя отрывать от сознания, т.к. объективная реальность, вторая природа выступает и овеществленным сознанием. Поэтому материю можно определить как объективную реальность, существующую вне нашего сознания, но не обязательно независимо от нашего человеческого сознания. Социальная реальность – это тоже материализованное бытие, но назвать ее существующей независимо от сознания нельзя. Следовательно, все, что существует вне нашего человеческого сознания, в том числе и объективированное сознание (например, ставшее книгой) называется материей. Книга, пока она не прочитана, не становится содержанием нашей психики, ума, сознания остается объективной реальностью.
Материи как объективной реальности характерны всеобщие атрибуты, т.е. свойства, неотъемлемые качества: движение, пространство, время, отражение.
Движение есть способ существования материи.
1. Это доказывается тем, что существование материальных систем обусловлено взаимодействиями различного рода. Космические системы существуют благодаря гравитационным взаимодействиям. Макроскопические тела - благодаря механическим, химическим, физическим взаимодействиям. Микроскопические явления благодаря взаимодействиям элементарных частиц; электрон благодаря взаимодействию положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных нейтронов; существование атома ядра обусловлено взаимодействием протонов и нейтронов. Существование общества – социальной активностью, деятельностью людей.
2. Взаимодействиями объясняются все свойства тел: твердость, упругость, теплопроводность, электропроводность, возникновение химических соединений, тяжесть, вес, социальные институты в обществе.
3. Взаимодействия определяют структуру всех материальных систем, т.е. определяют организацию элементов структуры. Невозможно представить себе тело вне взаимодействия: оно не обладало бы никакими свойствами, организацией, оно не могло бы просто существовать. Такое тело никак себя не обнаруживало бы, а, следовательно, невозможно было бы говорить о его существовании.
«Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т.е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во Вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением»[1, c.391]. Есть еще более краткое определение движения как изменения вообще.
Покой понимается как 1) отсутствие движения в каком-либо отношении;
2) отсутствие какой-либо определенной формы движения;
3) как стабильность, относительная устойчивость определенной формы движения материи.
Движущаяся материя или материальное движение – это одно и то же.

II. Рассмотрим уровни организации материи и соответствующие им формы движения

Уровни организации материи и формы движения:
1. Суператомный уровень: вещества, макромир, тела твердые, жидкие, газообразные:

Движение тел-
Механическая форма Движение атомов-
Химическая форма Движение атомов-
Физическая форма

С этого началась наука механика, изучая движения небесных тел, затем уже к сер. XIX века развились физика и химия. Эти формы движущейся материи изучают науки механика, физика, химия. На этом уровне материя постигается как вещество в его внутренних и внешних формах и геометрических параметрах, которые выражаются геометрией Эвклидова пространства.
Макротехнологии - это технологические процессы, построенные на изучении этих форм движения, их взаимопревращениях. Пример: паровой двигатель работает на основе превращения тепловой энергии(физической формы) в механическую.
Переход к микротехнологиям начинается в XX веке с изучением взаимодействий на уровне микропроцессов, ядерных взаимодействий.

2. СУБАТОМНЫЙ УРОВЕНЬ материи и взаимодействия
1. Внутриатомные связи
2. Связи элементарных частиц и внутриядерные связи
3. Электромагнитное поле По мере продвижения в «элементарный» уровень сталкиваемся с все возрастающей сложностью взаимодействий, а не с более элементарным ; элемент. ч.= частица и волна

Науки, изучающие этот уровень материи, начались в XX веке (ядерная физика, радиоэлектроника. Микротехнологии используются в работе атомных электростанций, лазеров и других приборах и аппаратах с радиоактивным излучением.

3.ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Геомеханическое движение Триада наук о земле развивается с XIX века
Геофизическое движение
Геохимическое движение

Геомеханическое движение - геомеханика выступает как изучение тектонических процессов в земной коре, «дрейф» материков, океанические приливы и отливы.
Геофизика изучает геофизические процессы в твердых сферах, в гидросфере, атмосфере, геомагнетизм. Этим занимаются такие науки, как метеорология, климатология, океанология, гравиметрия, гляциология, сейсмология.
Геохимия – это множество наук, изучающих химический состав земли, распространенность и способы сочетания химических элементов в природных процессах.

4. ПЛАНЕТАРНЫЙ УРОВЕНЬ бытия материи создают звездные, галактические, межгалактические взаимодействия Их изучает множество наук, среди них - космология, астрофизика.
5. БИОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ бытия материи - это взаимодействия внутриклеточного характера, межклеточные связи, жизнедеятельность организма, организменные взаимодействия биоценозов, биогеоценозов, биосферные взаимодействия. Изучением этих процессов и материи на этом уровне занимается целый цикл биологических наук, например, гистология, ихтиология, лесоводство и др.
Изучение биологических процессов, биологических систем, связано не только с практическими взаимоотношениями человека и природы, но и с созданием нового типа технологий, которые называются биотехнологиями. Новый принцип организации биологических систем связан именно с изучением и моделированием процессов живой природы. Именно с моделированием биологических процессов связано создание самоорганизующихся и самообучающихся систем.
С изучением этой формы движения наметился переход от неорганической техники к бионике и биотехнологиям.
С созданием технологий высокого класса связаны ноосферные процессы т.е. выход человеческой разумной деятельности в космическое пространство.

6. СОЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ организации бытия материи обеспечивают 1)социальная деятельность, процессы деятельности, направленные на удовлетворение биосоциальных потребностей человека;
2) межиндивидуальные связи внутри деятельности различных социальных институтов, например, государственная деятельность, учебный процесс, семейные отношения и т.п.
3) Межнациональные, глобальные связи человечества.
Науки, изучающие эти взаимодействия, очень многочисленны. Это - социальная философия, право, педагогика, этнология, психология, этика, эстетика, глобалистика и др.
Социум, т.е. человечество, развивается, движется благодаря связям между поколениями, которые именуется социальным наследованием. Это новый тип движения, без него человечество топталось бы на одном месте. Социальное наследование – это более высокий уровень по сравнению с биологическим наследованием, который происходит в результате передачи благоприятных, целесообразных признаков, в результате естественного отбора в борьбе за существование. Люди не просто наследники генетической программы, но и материальной, и духовной культуры предшествующих поколений, которые осваивает последующее поколение и развивает дальше.
Человек живет в своеобразном социальном поле, в котором есть много точек притяжения, нитей взаимодействия, что в целом и называется социальной жизнью со своими социальными технологиями – семейными (гендерными) учебно-педагогическими, государственно-правовыми, художественно – эстетическими и др.
7. НООСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ – это интегральная деятельность всего человеческого интеллекта во взаимодействии со всем космосом (В. И.Вернадский).
Но чтобы выступить ноосферной силой, человечество должно освободиться от болезней социальной энтропии (распада, хаоса), бедности, несправедливости, распрей, кровопролитий.

Мы проследили цепочку взаимосвязей: Уровень организации материи – движение - науки – технологии.
Структурная и генетическая связь форм движения может быть выражена в следующей таблице:

Механическое движение - движение земных и небесных тел
Физическое движение - молекул и частиц
Химическое движение - атомов
Биологическое движение - способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот
Социальное движение - социальная деятельность, производство, жизнь человека
Структурная связь форм движения заключается в том, что каждая последующая (высшая) включает в себя предыдущие, но не сводится к их сумме, представляя качественно новое образование.
Генетическая связь может быть представлена следующим образом:
Физика – это механика молекул и частиц.
Химия- физика атомов.
Биология – химия белков, образующая жизнь.
Социум – жизнь человека как социальная деятельность.


материя предстает
в виде пирамиды,
сужающейся кверху
______________________
масса человечества несравнима
мала по сравнению с массой биосферы
_____________________________________
живое вещество биосферы несравнимо мало
по сравнению с массой планеты Земля
__________________________________________
лишь ничтожная часть Вещества образует планеты –
носительницы жизни
___________________________________________________
ничтожная часть материи находится в состоянии вещества, твердых тел
______________________________________________________________
субатомный наибольший
____________________________________________________________________

Однако малая масса более высоких уровней организации возмещается высокими витальными (жизненными) и динамическими потенциями (силами). И наоборот, например, инфузория – туфелька в течение 5 лет может при благоприятных условиях дать массу протоплазмы, превышающей в 104 раза объем Земли.
Мощь человечества связана не со способностью к количественному росту народонаселения, а с работой его объединенного интеллекта.

НЕИСЧЕРПАЕМОСТЬ МАТЕРИИ вглубь и вширь.
1) ВГЛУБЬ: атом состоит из электронной оболочки и атомного ядра
Джозэф Джон Томсон открыл электрон в 1897г., Ноб. премия в1906г.
Эрнест Резердорф исследовал атомное ядро. В 1908 г. – Ноб. премия.
Атомное ядро состоит из нуклонов: протонов и нейтронов – частиц = по массе, но различающихся по другим свойствам.
Лорд Дж. Чедвик открыл нейтрино: тяжелую нейтральную частицу
Электрон – позитрон /1932/ П. Дирак
Хидеки Юкава – мю-мезон /Нобел. премия/, одновременно пи-мезон был открыт.
Эра гиперонов с 1950 г.
В настоящее время открыто более дюжины мезонов и гиперонов. Античастицы с противоположным знаком электрического заряда, знаком магнитного момента, знаком нуклонного заряда, знаком странности. Более 350 элементарных частиц, в основном нестабильных (виртуальных, резонансных).
Протон – антипротон /1950/, барионы.
С.Саката, японский ученый предложил структурную модель элементарных частиц.
В. Гейзенберг, немецкий ученый – единое нелинейное спинорное уравнение поля.
2) ВЗАИМОПРЕВРАЩЕНИЯ:
Атом радия: атом родона + ядро атома гелия //
Ядро атома урана: ядро атома бария + ядро атома криптона + др. элем. частицы
Электрон + позитрон = 2  (фотоны)
Кварки: открыты как составные элементы адронов, масса их пока не определена.
3) Закономерности микромира другие, чем в макромире. Малые массы, большие скорости, прерывность действия, законы квантовой механики.
4) ВШИРЬ:
Солнечная система = 100 млр. Звезд.
Известно несколько млр. Галактик(15 млр. галактик)
5)Закономерности бесконечно малого и бесконечно большого сходятся
Теория фридмонов: сверхбольшое есть одновременно сверхмалое: Вселенная == элементарной частице; элементарная частица ===Вселенной.

III. Атрибуты движущейся материи - пространство и время

1. Определения пространства и времени.
Пространство – это форма координации сосуществующих объектов. Это протяженность, сосуществование, отделенность, порядок расположения относительно друг друга материальных объектов.
Метрика пространства – это конкретные параметры описания пространственных форм, например, для макромира - геометрия Эвклида.
Время – форма координации последовательно существующих и сменяющих друг друга объектов.
Время не просто длительность, а тоже имеет свои измерения: емкость, полноту, плотность мгновений, нагруженность моментов.
Концепция абсолютного времени понимала его как чистую длительность. Оно представало как мировые часы, на фоне хода которых, происходят все события. Однако это не так. Так же, как и пространство – это не просто вместилище всех вещей, а свойство, связанное со спецификой материального объекта.
Вследствие этого в зависимости от уровня организации движения материи, ей свойственны пространственно-временные характеристики. Абсолютные пространство и время И.Ньютона были заменены на атрибутивные в соответствии с открытиями А. Эйнштейна.
Поэтому пространство для различных уровней организации материи свои - время в субатомном мире, макромире, планетарно-геологическом, биологическом, социальном. Вследствие атрибутивности пространство и время и всеобщи и дискретны.
В субатомном уровне характеристики сосуществования и последовательности, как и формы движения не похожи на пространство и время в макромире. Так, тут существуют величины 10 в17 степени лет (электрон), 10 в 22 степени лет (протон).
В микромире действует принцип дополнительности, когда одновременно не возможно определить координату (пространственная характеристика) и импульс- скорость (временную). Тут существует свой пространственно–временной континуум: т.е. взаимосвязь пространства и времени.
Существует особая характеристика как спин вращательного движения, понятия многомерного пространства и времени, даже нулевого пространства и времени (виртуальные частицы, частицы-резонансы) и мн. др. (квантово-волновая картина мира).
Суператомный уровень – организация вещества характеризуется эвклидовым пространством (3-х мерным) и одномерным временем, текущим от прошлого, через настоящее к будущему. Оно и характеризуется как то абсолютное время, изучаемое в законах классической механики.
Планетарно-геологический уровень: время и пространство определяются астрофизическими процессами: становления планет, Солнца, звезд, межгалактическими, галактическими взаимодействиями. Время существования здесь также определяется процессами внутренней деятельности объектов. Есть гипотеза, согласно которой: если солнечная энергия иссякнет, то изменятся все другие пространственно–временные характеристики в космическом мире.
Земля, по своим пространственно-временным характеристикам зависит от Солнца и других планет, а также от внутренних процессов, происходящих внутри ядра Земли. Земля имеет свои геологические характеристики пространства и времени, также имеют их и другие планеты.
Например, все слышали о такой пространственно-временной характеристике как разбегающиеся галактики, где скорость разбегания увеличивается по мере увеличения расстояния разбегания.
Биологический уровень. Пространственно-временные характеристики зависят от обменных процессов, от пищеварения, удвоения веса от момента рождения, т.е. от специфики движения. Бабочка – однодневка успевает за один день совершить весь жизненный цикл от рождения, создания потомства и до смерти.
Время по И.И. Мечникову («Этюды оптимизма»), как длительность существования живых организмов тоже определено внутренними природными процессами. И я их
выписала в табличку. Продолжительность жизни связывают: со временем роста; со временем удвоениявеса после рождения; с особенностями процессов питания и обменными процессами.
Коловратки – 50-60 час.
Матки пчел 2-3 г.
Муравьи 12 лет
Собака До 16-18 лет
Овца До 12-14 лет
Корова До 16-18 лет
Лошадь От 15 до 30 лет
Верблюд До 40 лет
Рыбы До 60 лет
Лосось До 100 лет
Щука До 267 лет
Черепаха До 100 и более лет
Попугаи До 50-60 лет и более
Слоны До 30 лет, самое большее - 100
Коршуны и орлы До 100 лет
Биологическое человеческое время существования равняется 4 млр. сердцебиений, т.е. = 115 годам; 68-72 года – средняя продолжительность жизни – это уже сокращенное социальными трудностями время.
В «Раковом корпусе» у Солженицина рассказывается такой анекдот. «Раздавал Аллах зверям время жизни; дал им по 50 лет. А человек пришел последний, и у Аллаха осталось только 25. И стал обижаться человек: мало. Аллах говорит: пойди сам попроси, может, у кого лишнее, отдаст. Пошел человек; встретил лошадь. Попросил. Лошадь отдала 25. Потом у собаки, отдала 25. Потом у обезьяны: отдала 25. Вернулся человек к Аллаху, рассказал. Тот и говорит. Как хочешь, сам так решил. Первые 25 будешь жить как человек; вторые – работать как лошадь; третьи – лаять как собака; а еще 25 - над тобой будут смеяться как над обезьяной.

Социальное пространство обладает сложной структурой:
1. Пространство непосредственного обитания (жилище, поселение).
2. Зоны хозяйственных циклов.
3. В земледельческих обществах – зоны плодоносных земель.
4. В целом, социальное пространство – это пространство человеческой деятельности.
5. Социальное пространство специфически преломляется в историческом мировоззрении, менталитете.
Так, в зависимости от менталитета различаются: освоенное и чужое пространство (первобытное общество); с одной стороны – это упорядоченное Солнцем пространство обитаемой Земли; с другой стороны – темный хаос (Античность).
В Древнеегипетской цивилизации освоенное пространство по берегам Нила воспринималось как центр мироздания. А течение Нила с севера на юг задавало главное направление в пространстве.
Пространство Средневековья: огромный покров лесов и небольшие возделанные прогалины. Пространство лесов имело свой и хозяйственный, и мировоззренческий смысл. Для большинства мир ограничивался горизонтом ближайшего леса. Но средневековый мир знал и более широкие пространства деятельности: святые места, крестовые походы.
Странники, странствующие рыцари, калики перехожие – паломники, бродяги раздвигали границы средневекового пространства. Человек – вечный странник на Земле – так учил Христос: оставьте все и следуйте за мной. Средневековые путешествия отразились в иконографии. Для средневекового пространства еще свойственна одна характеристика. Оно напоминало броуновское движение молекул, т.е. было очень хаотичным. Паломники избегали рыцарских замков, поскольку тут происходили грабежи, шли извилистыми тропинками, между ярмарочными местами, по перевалам, бродами, так как на мостах тоже грабили.
Реально рисовался небесный мир – рай. Основанием для такого понимания средневекового пространства служили реальные формы деятельности: с одной стороны – натуральное хозяйство: с другой – религия, крестовые походы и паломничество. Возникающие ментальные представления формировали, в свою очередь, образ жизни.
В Новое время пространства начинают сокращаться, в известной мере начинают унифицироваться, т.к. происходят общие явления в труде, в политике, во взаимодействии города и деревни.
Социальное пространство организуется как системная целостность социального бытия человека: деятельности, общественных отношений, духовной жизни, второй природы.
Составляющие системного целого меняются, создавая историческое социальное пространство. Параметры технических устройств, искусственных садов, водоемов, архитектуры городов – все это социально-пространственные структуры. Они историчны. Города античной эпохи непохожи ни на города Средневековья, ни на современные. Л. Мамфорд говорил, что в античном стиле можно строить бани, вокзалы и цирки).
Одна и та же эпоха в зависимости от традиций, национальной деятельности, этнических особенностей также создает своеобразие социального пространства. Например, традиционный японский дом: в нем социальное пространство дома организуется в соответствии с количеством тотами – напольных циновок.
Американский небоскреб связан и обусловлен не только техникой, но и деятельностью больших масс людей в одном месте, высокой стоимостью земельных участков.
Историчность социального пространства обусловливается характером труда и его производительностью. Малая доля искусственной среды и земледельческий характер труда создает деревню.
Возрастание промышленного труда, техники, искусственной среды (второй природы) ведет к урбанизации пространства.
Новое соотношение города и деревни в современном мире означает создание мегаполисов, что меняет характер социального пространства людей.

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ – ( хронос- время)

1. Время земное, астрономическое. То, с чем мы имеем дело в астрономическом времени, – это инструментальное время (в античной мифологии – это Кронос, Хронос, пожирающий своих детей). Это время оказывается отвлеченной величиной в историческом бытии людей. Если бы в социальном бытии действовало бы только время астрономическое, то единственным временем было бы время движения от колыбели к могиле. Тогда все процессы, мешающие этому продвижению, можно было бы считать помехами в человеческой жизни.
Материя человеческой жизни и ее движение не исчерпывается только физиологическими процессами, поэтому астрономическое время - это лишь одно измерение.
Длительность времени, его равномерность везде есть нечто существенным образом отличное от действительной, неравномерной, но многомерной и разномерной реальности временного существования человека. Социальное время, определяемое социальной деятельностью как материальным и духовным движением – ставится в зависимость от способов и форм человеческой деятельности.
Время человеческого бытия – это не время существования, а время осуществления.
Выделяется историческое, общественное и личностное время.
Социальное время (общественное, историческое) – это внутренне время социальных процессов, которое вписано в астрономическое время.
Социальное время как историческое определяется мерой изменчивости социальных отношений.
На ранних стадиях человеческой жизни, в родоплеменном, а потом в традиционном обществах, воспроизводивших общественные отношения того же уровня (земледельческие цивилизации) время носило как бы циклический характер. Повторение, воспроизведение – характерные особенности традиционного времени.
Устремлен человек был не в будущее, а в прошлое, в воспроизведение традиций, в золотой век.
События на небе были временем человеческих дел. Время человеческих дел – это солнечный и лунный календарь. Астрология – это первоначальная астрогеономия – связь земных событий с тем, что делается на небе. Однако, связь событий на небе определяется и тем, что делается на Земле, зависит от земных событий.
Так, переход от пастушества к земледелию означал новый календарь, т.е. новые единицы счета своего хозяйствования. Это был переход от Лунного календаря к Солнечному.
В средневековье социальное время также – это Церковное время: время Рая, грехопадения, искупления грехов, вечной жизни. Ежегодный календарь – это религиозные события и праздники, которые с ними связанны [2].
Наши предки, а многие и сейчас так выражают свое временное бытие: дело было в Рождество или на Пасху, в Ильин День, Петров день и т.д.
Ориентация на будущее возникла значительно позже.
Машинное производство привело к изменению социальных отношений, ускорению всех процессов социальной жизни. Это нашло отражение в пословице «Время – деньги». Изменилось отношение к внешнему времени. Астрономический земледельческий цикл, который являлся измерением времени, заменился тиканьем часов, отбивающих не только час, но и указывающих на минуты. Создавалось из-за часовой меры измерения представление о равномерности времени.
На самом деле, как видим, историческое социальное время течет неравномерно. Оно как бы уплотняется и ускоряется вместе с повышением производительности труда и прогресса техники. Время как бы спрессовывается, будучи насыщено событиями.
Социальное время состоит из множества индивидуальных личностных времен. Но это не тождественно индивидуальному органическому времени.
Хотя события в органической человеческой жизни являются основанием для деления на временные отрезки самой человеческой жизни: рождение, грудное вскармливание, участие в детских играх (игра в куклы, например. Говорят о возрасте: она еще в куклы играла), половая зрелость, вступление в брак, рождение детей, появление внуков. Эти события вносят изменения в образ жизни, являются основанием периодизации индивидуальной человеческой жизни, но этой периодизацией не исчерпывается индивидуальное личностное время. Оно определено событиями человеческих свершений.
Биологическое время может быть незначительным, а социально значимых событий столько, что хватит на несколько биологических жизней. Часто человек становится вследствие этого бессмертным, вечным.
Психологическое время как личностное. Я знаю: время растяжимо,Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы наполняете его. Один и тот же астрономический промежуток времени психологически может быть и коротким и длинным.
Время и пространство и здесь, в социальном и личностном времени, составляют пространственно-временной континуум. Пространственные характеристики часто заменяют временные. Он живет в 5 мин. от работы; его дом находится на расстоянии 2-х часов на электричке от Москвы и т.д. Временем измеряем пространство, а пространство временем.
За тридевять земель - пространственная характеристика, но и временная одновременно.

III. Научно-философские картины мира

1. Механистическая картина мира

Научно-философская картина мира – особая форма теоретического знания, имеющая исторический характер. Посредством нее интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска, создается представление об онтологии мира.
Термин «картина мира» используется в различных смыслах. В мировоззренческом смысле – это образ мира, модель мира, видение мира.
1. Первый этап становления и функционирования научно-философской картины мира связан со становлением в культуре Нового времени механистической картины мира как единой, т.е. общенаучной, естественнонаучной и общеобъяснительной. Она получила название классической механистической картины мира (ньютоновской).
В 1686 г. Ньютон опубликовал свою книгу «Математические начала натуральной философии», где описал основные понятия, необходимые для создания картины мира, получившей название механистической, – это масса, ускорение, инерция.
В 3-ей книге «Начал» описывается закон всемирного тяготения, его основное содержание – гравитация, лежащая в основе механизма действия всемирного тяготения.
Мир классической физики – мир атемпоральный, лишенный времени. Такой мир, если он сотворен, должен быть сотворен «единым махом».
Механическая природа, сотворенная и управляемая по единому, полностью доминирующему над ней плану, прославляет своего создателя и тем самым великолепно удовлетворяет запросы как теологов, так и физиков. Она не противоречит религиозной картине мира, вписывается в культуру и порождена культурой этого времени.
Таким образом, основной миф, на котором строилась механистическая картина, можно рассматривать как результат сложившегося в конце средних веков особого комплекса условий резонанса и взаимного усиления экономических, политических, социальных, религиозных, философских и технических факторов [3, с. 97].
«Классическая наука была порождена культурой, пронизанной идеей союза между человеком, находящимся на полпути между божественным и естественным порядком, и богом, рациональным и понятным законодателем, суверенным архитектором, которого мы постигаем в нашем собственном образе» (там же).
Таким образом, классическая наука претендует на открытие единственной истины о мире, единого языка, который дает нам ключ ко всей природе.
Закон всемирного тяготения одинаково применим к движению атомов, планет или звезд в галактике. Любое тело, каковы бы ни были его размеры, обладает массой и действует как источник ньютоновских сил и тяготения. Для произвольно выбранной динамической (одно тело) системы законы движения всегда представлены в виде формулы F= m • а.
В мире классической динамики все события обратимы, подобно событиям в кинопленке, прокрученной с конца на начало, и считаются столь же вероятными.
С признанием законов Ньютона природа становится законопослушной, покорной и предсказуемой, вместо того, чтобы быть хаотичной, нерегулируемой и непредсказуемой.
Это не значит, что классическая картина полностью не состоятельна. Классическая физика и поныне остается своего рода естественной точкой отсчета. Как описание детерминированных, обратимых, статичных траекторий ньютоновская динамика и поныне образует центральное ядро всей физики.
Ее язык позволяет выразить в явном виде статический характер, придаваемый классической динамикой описываемым ею системам.
В любой изолированной системе энергия, как в случае свободного падения тел, сохраняется.
Еще в конце XIX века необратимость (потерю энергии) связывали с трением, вязкостью, теплопроводностью. Необратимость была первопричиной потерь и непроизводительных расходов энергии. Сколько было попыток создать вечный двигатель (Perpetuum mobile).
В XIX веке необратимость еще можно было приписать неполноте наших знаний, несовершенности наших машин и утверждать, что природа в основе своей обратима.
Ныне мы понимаем, почему первый синтез, достигнутый наукой, ньютоновский синтез, не мог быть полным. Описываемые динамикой силы взаимодействия не могут объяснить сложное и необратимое поведение материи.
Единственные объекты, поведение которых действительно «просто», существуют в нашем мире на макроскопическом уровне. Первые объекты, выделенные Ньютоном, действительно были просты: свободно падающие тела, маятники, движения планет.
Однако теперь мы знаем, что эта простота отнюдь не является отличительной чертой фундаментальных оснований мира: она не может быть приписана остальному миру.
Теперь нам известно, что природа отнюдь не «комфортабельна» и не «согласована» таким образом, как полагали прежде.

2. Квантово – механическая картина мира

Уже в конце XIX века на микроскопическом уровне законы классической механики уступили место квантовой. Было установлено, что фотон – квант – частица света электромагнитного излучения обладает наряду с корпускулярными свойствами волновыми: это одновременно волна и частица.
Луи де Бройлем двуединое корпускулярно-волновое представление было распространено на все виды материи. Квантовая механика (волновая) описывает движение микрообъектов как вероятностное движение в стохастических (статистических) объектах. Для этого создано было Шредингером специальное уравнение.
Квантово–механическая теория строится на универсальной взаимопревращаемости частиц.
В ХХ веке произошел переход от классической механики к квантово–механической, на основе которой создается неклассическая научно-философская картина мира. Этот переход выявляет ряд принципиально новых обстоятельств:
а) исчезает возможность одновременного определения координаты и импульса (скорости) частицы;
б) изучение поля таким образом представлено как вероятностное описание поведения квантовых волн; был введен принцип дополнительности;
в) описание частиц высоких энергий проводилось в рамках специальной теории относительности А. Эйнштейна. В ней устанавливается соотношение между энергией Е, импульсом P и массой m. Энергия частиц не может быть меньше, чем рассчитанная по формуле Е = mc².
После того, как в 1921г. А. Эйнштейн был удостоен Нобелевской премии, он работал над построением единой теории поля, объединяющей тяготение, электромагнетизм и включающей в себя квантовую механику как следствие.
Таким образом, на смену ньютоновской физике однозначно детерминированных объектов пришла релятивистская, основанная на теории относительности А. Эйнштейна.
Необратимость и случайность рассматриваются теперь не как исключение, а как общее правило. Классическая наука простого пассивного мира уступила место другой картине мира, более глубокой, и развита далее.

3 .Современная эволюционно-синергетическая картина мира

Современная физическая теория, дающая новую объяснительную картину мира, – это теория неравновесных систем, получившая название синергетики (термин «синергетика» ввел Герман Хакен). И.Р. Пригожин за дальнейшую разработку теории неравновесных диссипативных систем получил Нобелевскую премию 1977 г.
Преамбула Пригожина к раскрытию новой картины мира в книге «Порядок из хаоса» такова.
Кто не замечал, например, что большинство раковин закручено в одну сторону, т.е. симметрия (равновесность) нарушена. Л. Пастер пошел дальше и усмотрел в диссиметрии, т. е. в нарушении равновесия характерную особенность жизни. Как теперь известно, молекула самой важной нуклеиновой кислоты – ДНК имеет форму винтовой линии, закрученной влево.
Диссиметрия обусловлена единичным событием, случайным образом отдавшим предпочтение одному из 2-х возможных исходов. После того, как выбор произведен, в дело вступает автокаталитический процесс и левосторонняя структура порождает левосторонние структуры.
В более общем плане это означает, что в сильно неравновесной химии возможна «адаптация» химических процессов к внешним условиям. Этим сильно неравновесная область отличается от равновесности, где для перехода от одной структуры к другой требуются сильные возмущения или изменения граничных условий [3, c. 222].
Переход к вероятностному состоянию сопровождается введением новых сущностей. По-иному раскрывается 2-е начало термодинамики. Раньше оно толковалось однозначно как переход, эволюция от порядка к хаосу, энтропии – к состоянию более вероятному, хаосу, дезорганизации как наиболее свойственным системам Вселенной (отсюда возникла и теория тепловой смерти Вселенной).
Теперь эволюция к хаосу может быть понята иначе: сильно неравновесные (неупорядоченные) системы могут породить порядок из хаоса. Источником этого порядка является именно неравновесность, она есть тот механизм, который создает порядок из хаоса.
Г. Хакен, И.Р.Пригожин дали и экспериментально подтвердили иные выводы из 2-го начала термодинамики, нежели Р. Клаузиус и Л. Больцман: из их интерпретации тепловых процессов следовало, что возрастание энтропии (хаоса) соответствует возрастанию беспорядка во всей Вселенной, что и является причиной ее тепловой смерти.
В противоположность этому И. Пригожин пишет, что наша интерпретация второго начала другая. Второе начало рассматривается как принцип отбора, приводящий к нарушению симметрии, он вводит вероятностную интерпретацию, которая связана с необратимостью как усилением беспорядка.
Эволюционная парадигма может быть разной. Она охватывает изолированные системы, где происходит эволюционирование к хаосу, и открытые системы, эволюционирующие к более высоким формам сложности.
От внутренней необратимости и энтропии происходит процесс перехода изучения к диссипативным (рассеянным) структурам в сильно неравновесных системах [3, с.372].
Хаос позволяет по-иному сформулировать то, что нам предстоит познать [6, с. 217].
Синергетика исследует класс систем, находящихся за пределами границ термодинамического равновесия (т.е. сильно неравновесных).
Синергетика пришла к открытию новых фундаментальных свойств вещества в условиях сильного отклонения от равновесия; в ней исследуются явления в точке неустойчивости и определяется та новая структура, которая возникает за порогом неустойчивости.
Вопреки принципу хаоса Л. Больцмана (энтропия) спонтанно устанавливается новый молекулярный порядок. Например, если ресурс трофики (питания) в системе одноклеточных организмов истощается, то они кооперируются в стадии агрегации (так происходит с амебами).
Необходимым условием реализации самоорганизационных процессов упорядочения неравновесной системы является ее незамкнутость по отношению к внешней среде. Явления самоорганизации в данном случае связаны с падением энтропии, возникают когерентные (согласованные) отношения. Вдали от равновесия каждая часть системы видит всю систему целиком. Можно сказать, что в равновесии материя слепа, а вне равновесия «прозревает».
Представленное Г. Хакеном[5 ] название новой науки «синергетика» обусловлено тем обстоятельством, что здесь в основе самоорганизации лежит «совместное действие многих подсистем, в результате чего на макроскопическом уровне возникает новая структура и соответствующее ей функционирование» (Новейший словарь по философии. Минск, 2001).
Переработка энергии на микроскопическом уровне приводит в конце концов к упорядоченности на макроуровне, т.е. возникает порядок из хаоса.
Синергетика вводит в число новых фундаментальных категорий понятия хаос, хаосмос, хаотическая динамика. Хаос или энтропия при определенных условиях становятся прародителями порядка. Хаос выступает в качестве физического обеспечения неравновесности, т.е. как фактор самоорганизации. Хаос на микроуровне – это не фактор разрушения, а сила, выводящая на тенденцию самоструктурирования нелинейной среды. (Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов). Хаотические частицы чувствуют время, распознают информацию, различают прошлое и будущее, правую и левую стороны.
И.Р. Пригожин: Космология рассматривает теперь все мироздание как беспорядочную среду, в которой выкристаллизовывается порядок. Ее основное свойство – нелинейность, а нелинейность… имеет более чем один тип решения. Эта теория делает фундаментальным статус случайности.
Если в рамках линейной парадигмы случайностью можно было пренебречь, то в рамках анализа нелинейных систем именно случайные флуктуации (отклонения) оказываются одним из решающих факторов эволюции.
Отсюда идея многовариативности путей эволюции, идея выбора, идея необратимости эволюции.
Синергетика рассматривает самоорганизующуюся систему как специфический вероятностный по своей природе объект.
Фундаментальным механизмом, обеспечивающим реализацию нелинейного развития выступает в синергетике бифуркация. Критическое состояние выбора называется точкой бифуркации. Она имеет форму вилки. Бифуркация – это выбор системой решения, иногда выстраивающейся в целый веер бифуркационных точек
Согласно Н.Н. Моисееву, стохастичность (вероятность) мира вкупе с существованием бифуркационных механизмов определяет непредсказуемость эволюции и ее необратимость, а, следовательно, необратимость времени. Слабые флуктуации здесь могут приводить к сильным отклонениям. Например, в фильме Дэвида Кронеберга «Муха» в опыте телепартации муха внесла грандиозные изменения в тело, а затем и в судьбу человека. Порядок через флуктуации открывает перед нами неустойчивый мир, в котором малые причины порождают большие следствия. Это прекрасно в художественной форме описано Р.Бредбери в рассказе «И грянет гром» и получило название «эффекта бабочки».
Эволюция в этом контексте интерпретируется как процесс последовательных бифуркационных переходов, в рамках которых, по выражению Тоффлера, «случайность возникает вновь и вновь как феникс из пепла»[ 7].
Мир порядка из хаоса, из флуктуаций не подчиняется законам линейной причинности, но этот мир не произволен и его нельзя толковать как мир, в котором «Бог играет в кости».
Диссипация (рассеяние, хаос), диссипативные процессы сыграли свою роль на начальных стадиях космогенеза, в пространственных характеристиках живых организмов (например, в выборе рисунка окраса); в неживой природе - в дрейфе материков, циркуляции атмосферы, формировании облаков. Это все синергетические процессы. Кроме того, формирование термитников, колоний муравьев происходит в рамках этой парадигмы.
Биосфера в целом и различные ее компоненты, живые и неживые, существуют в сильно неравновесных условиях.
Синергетическая парадигма применяется и к социальным процессам. Так, А. Тоффлер рассматривает кризис индустриального общества как точку бифуркации – переход к информационному обществу.
Становление синергетической парадигмы в современном естествознании по всем критериям может быть оценено как становление новой картины мира.
Закончу словами из книги И.Р. Пригожина, И. Стенгерс «Время, хаос, квант» [5.с. 223]. Мы должны отыскивать узкую тропинку, затерявшуюся между 2-мя концепциями, каждая из которых приводит к отчуждению: концепцией мира, управляемого законами, не оставляющим места для новаций и созидания, и концепцией, символизируемой Богом, играющим в кости, концепцией абсурдного, акаузального мира, в котором ничего нельзя понять.
Реальный мир управляется не детерминистическими законами и не абсолютной случайностью. В промежуточном описании физические законы приводят к новой форме познаваемости, выражаемой невидимыми вероятностными представлениями [см.5, с.224].

Использованная литература
1. К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т. 20.
2. Ле Гофф Ж. Цивилизация Средневекового Запада. М.:Прогресс, Прогресс-Акадеимя, 1992. 376 с.
3. Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс,1986. 432 с.
4. Можейко М.А. Нелинейных динамик теория // Новейший словарь по философии. Минск: Интерсервис. Книжный дом, 2001. С. 672-674.
5. Хакен Г., Хакен-крелль. Тайны восприятия. Синергетика как ключ к мозгу. М.: Институткомпьютерных исследований, 2002. 272 с.
6. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М.:Эдиториал,2001. 240 с.
7. Тоффлер Э. Предисловие к книге Пригожина И., Стенгерс «Порядок из хаоса»
М.,1986.
8. Черникова И.В.Философия и история науки. - Томск: Изд-во НТЛ, 2001.- 352с.





Опубликовано на Порталусе 22 ноября 2008 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Объективная реальность, движение, пространство, время, научно-философская картина мира.



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама