Рейтинг
Порталус

Понимание онтологического статуса небытия

Дата публикации: 20 июня 2011
Автор(ы): Солодухо Н.М.
Публикатор: natsolod
Рубрика: ФИЛОСОФИЯ ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ →
Источник: (c) http://izvestija.kgasu.ru/files/N1(5)2006/Soloduho_126133918920028.pdf
Номер публикации: №1308581208


Солодухо Н.М., (c)

Сайт автора: http://www.famous-scientists.ru/1537/

126 Известия КГАСУ, 2006, №1(5)
УДК 11+14+16: [51+53]


Н.М. Солодухо

ПОНИМАНИЕ ОНТОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА НЕБЫТИЯ

Хотя небытие преследует нас по пятам, грозит нам
разрушением и смертью, о небытии мы почти ничего
не знаем. Существует мнение, что небытие скрыто от
чувственного и интеллектуального взора.
Чем же замещается незнание небытия? Прежде
всего, религиозной верой и мифологией. Земное
небытие трактуется как вечная загробная жизнь или
как мифическое царство мертвых – Аид. Философия и
наука дают знание о бытии, при этом диапазон науки
yже, но результаты ее точнее. О небытии же, о ничто
философия еще пытается что-то говорить, а наука
вообще молчит. Мартин Хайдеггер точно подметил:
“О Ничто наука ничего знать не хочет” [1, С.16 ].
Европейская философская традиция, идущая от
Парменида (“Есть бытие, а небытия вовсе нету” [2,
С.295]), отказывает небытию в онтологическом статусе,
в лучшем случае – признает гносеологическую
значимость категорий “небытие” и “ничто”. Сам же
Парменид утверждал, что путь, направленный на
познание небытия, знанья не дает: “Не допускай свою
мысль к такому пути изысканья. Небытия ни познать
… не сможешь, Ни в слове выразить” [2, C. 295]. Но
такая “Философия бытия” не дает ответа на вопрос,
откуда все есть, откуда само бытие, из чего происходит
реальное существование.
В отличие от этого “Философия небытия” пытается
дать свой ответ на этот вопрос: мир бытия понимается
как гигантская флуктуация в онтологически
неопределенном океане небытия [3]. Другая версия:
бытие возникает как результат собственного отрицания
или аннигиляции небытия. Бытие есть
самоуничтожение Ничто. Или, Бытие есть
самоуничтожающееся Ничто. Но и обратно:
самоуничтожение, аннигиляция бытия приводит к
небытию, к ничто [4].
“Философия небытия” - это в целом новая для
европейцев философская парадигма, восточной же
культуре она более близка: индуистское великое
растворение мира и его проявление – День и Ночь
Брамы; беззвучные, невидимые, глубочайшие врата
рождения мира – Дао у китайцев. Философия небытия
предлагает нетрадиционный взгляд на мир в целом,
рисует непривычную картину мироздания. Она как
философское учение кардинальным образом меняет
устоявшееся мировоззрение, в котором центральное
место занимает бытие и его проявления. Взамен такому
миропониманию “Философия небытия” предлагает
совсем иное – за исходный пункт, за точку мирового
отсчета она берет не бытие, а его противоположность
– небытие. Именно не бытие, как это считается в
подавляющем большинстве философских систем, а
небытие выступает основополагающей, исходной
философской категорией в предлагаемом учении. В
этом принципиальный отход от сложившейся в истории
философии традиции. Даже в тех философских
системах, где так или иначе использовались понятия
небытия, не-сущего, ничто и т.п., они не являлись
основополагающими, а служили дополнением,
прибавлением, противоположностью к центральным
понятиям бытия, сущего, существования и т.п. Это
касается и Демокрита, и Платона, и Аристотеля, … и
Гегеля, и Сартра. Правда, есть некоторые исключения
из общего правила, скажем, средневековый философ
и теолог Экхарт.
Бытие или небытие, с чего берет свое начало мир?
Этот вопрос должен быть признан исходным
философским вопросом [5, С.7-10]. Бытие в самом
общем виде, по определению, есть существование как
таковое. Небытие – несуществование вообще. Эти
крайне абстрактные определения бытия и небытия
должны быть дополнены: бытие – существование чего-
либо, небытие отсутствие конкретного существования.
Так все же, небытие есть или его нет? Если небытия
нет, то его нет совсем. Если оно есть, то следует
выяснить его реальность, пределы существования и
возможности понимания.

Признавая, что небытие есть, тем самым
признается, что небытие существует. (Как существует,
- это уже другой вопрос). Следовательно, бытие
(существование) имманентно присутствует в небытии,
которое есть. В таком случае бытие – момент небытия.
В небытии есть зародыш бытия. В противном случае
следует отказаться от рассмотрения проблемы
существования абсолютного небытия, так как без бытия
к нему не остается подхода.
Гегель, анализируя проблему единства бытия и
ничто (проблему становления), признает
существование ничто (а через ничто и – небытия); он
говорит: “Ничто, взятое в своей непосредственности,
оказывается сущим, ибо по своей природе оно то же
самое, что и бытие. Мы мыслим ничто, представляем
его себе, говорим о нем; стало быть, оно есть” [6, т.1,
С.162]. И здесь Гегель уточняет, о каком существовании
идет речь: “ничто имеет свое бытие в мышлении,
представлении и т.д.” [6, С.162], т.е. оно существует
субъективно. А далее он делает вывод по поводу ничто:
“не оно есть, не ему, как таковому, присуще бытие, а

Известия КГАСУ, 2006, №1(5) 127

лишь мышление или представление есть это бытие” [6,
С.162]. Ничто, по Гегелю, связано, соприкасается с
некоторым бытием, не отделимо от него, находится в
некотором наличном бытии.
У Гегеля много остроумных замечаний по поводу
взаимосвязи, взаимопроникновения, совпадения бытия
и ничто, и все же за исходную категорию этой
диалектической пары в своей философской системе
он берет бытие. Правда, у него есть и оговорки, типа:
“Недозволительно, стало быть, говорить: ничто –
основание бытия или бытие основание ничто…” [6,
С.164].
Могут сказать: поскольку бытие – это все
существующее, а небытие, которое есть, также
существует, то небытие – часть всего существующего,
т.е. часть бытия. Следовательно, бытие, включающее в
себя существующее небытие, шире и основательнее
небытия.
Такого рода рассуждения не могут считаться
удовлетворительными, поскольку небытие есть
отрицание, отсутствие бытия, реального
существования чего-либо, а потому существующее
небытие не только включается в то, что существует в
качестве бытия, и связано с ним, но и исключается из
него. К тому же было бы правильным говорить о том,
что бытие есть отрицание небытия, его отсутствие.
Все может начинаться с самого простого и
неразвитого, в пределе – с ничего. Таковым является
чистое небытие. Это абсолютное начало всего сущего.
Бытие, как отрицательность, есть несуществование
небытия (небытие небытия - в трактовке А.Н.Чанышева
[7, С.160]). Следовательно, бытие включает в себя
несуществование как момент отношения к своей
противоположности – небытию.

Парадокс существования несуществующего
обнаруживается уже у античных философов. Так, еще
в V в. до н.э. у Демокрита атомы (“чего”) – это
“существующее”, а пустота (“ничего”) –
“несуществующее”. Однако, как отмечают
комментаторы (Аристотель, Асклепий, Александр и
др.), у Левкиппа и Демокрита пустота не менее
существующая (реальна), чем атомы. Пустота (пустое
пространство) не только условие движения атомов, и
пустота и атомы – первосущности (первоосновы) всех
тел. Причем Аристотель и атомы и пустоту называет
материальными причинами существующего. В учении
Демокрита, в отличие от элеатов, тела не являются
сплошными, они пористые: образованы из атомов и
пустоты – промежутков, пустот между атомами
(внутренняя пустота), или пор (как их называет
Эмпедокл). При этом Александр, ссылаясь на
Аристотеля, говорит, что согласно Демокриту, атомы
и пустота существуют в равной мере в каждой части
чувственно воспринимаемых вещей [8, С.251].
Александр, комментируя “Метафизику”, обращает
внимание на то, что уже Аристотель, по-видимому,
указывает на противоречивость точки зрения
Демокрита. С одной стороны, Демокрит принимает,
во-первых, что никакая вещь не может возникнуть из
ничего и, во-вторых, что пустота нечто
несуществующее. Однако, с другой стороны, он
утверждает, что “все возникающее не в меньшей мере
состоит и возникает из пустоты, чем из полного” [8,
С.266]. В этом случае, как видно, Демокрит допускает
возможность возникновения телесного из
несуществующего.

Итак, небытие содержит в себе момент бытия,
поскольку небытие существует. А бытие содержит в
себе момент небытия, т.к. не существует в качестве
небытия. Отсюда мы имеем бытийное существование
(бытийное бытие) и небытийное существование
(небытийное бытие). К этому надо добавить
рассмотрение вопроса о бытийном несуществовании
(бытийном небытии) и небытийном несуществовании
(небытийном небытии). Как видим, небытие и бытие
диалектически сращены, но каково их реальное
соотношение – вопрос чрезвычайно сложный.
Начнем с того, что небытие подстилает бытие. В
единстве небытия и бытия небытия гораздо
(неизмеримо) больше, чем бытия. На каждую единицу
бытия приходится бесконечное (минус один)
количество единиц небытия. Так, бытие конкретного
нечто как такового в данном месте и в данное время
означает небытие всего остального (безграничного
многообразия форм) в данном месте и в данное время.
Для уточнения понимания бытия и небытия можно
использовать субъектный и предикативный подходы.
Субъектное определение бытия будет следующим –
существующая реальность; предикативное
определение бытия – реально существующее.
Соответственно, субъектное определение небытия –
несуществующая реальность; предикативное
определение небытия – реально несуществующее.
Если способ существования бытия – нечто, то
способ существования небытия – ничто. При этом
следует различать ничто предметное и ничто
беспредметное. Ничто предметное имеет
направленность на предмет как таковой, на конкретный
предмет бытия. Отсутствие последнего или его
видоизменение приводит к предметному ничто. Ничто
беспредметное не имеет ориентации на конкретный
предмет бытия. Беспредметное ничто выражает
отсутствие форм бытия вообще. Ничто предметное –
из сферы относительного небытия. Ничто
беспредметное – из сферы абсолютного небытия. И
относительное, и абсолютное небытие оказываются
реальными. В небытии заложен заряд миллиардов
возможностей, из которых реализуется в бытии всегда
лишь одна. Прошлое и будущее – в небытии, настоящее
– бытийно. Если пространство и время принадлежат
бытию, то бесконечность и вечность – достояние
небытия.

128 Известия КГАСУ, 2006, №1(5)

Конкретное небытие имеет несобственное время –
бытийное время. Временнaя система отсчета
относительного небытия заключена в реальных формах
бытия. Собственное время абсолютного небытия –
вечность. А потому небытие пребывает в безвременье.
Абсолютное небытие есть всегда.
Конкретное небытие локализовано в
несобственном, бытийном пространстве. То, чего еще
нет или уже нет, – нет вполне ощутимо для субъекта
бытия. Особенно остро ощущается смерть – небытие
близкого человека. Абсолютное небытие не имеет
пространственной локализации. Собственное
пространство абсолютного небытия – бесконечность.
Абсолютное небытие всюду в собственном
пространстве – бесконечности и нигде в пространстве
бытия. Абсолютное небытие – небытийная реальность.
Оно реально не существует как бытие, но оно есть в
качестве вечности и бесконечности. Разговор о
субстанциальном небытии – настоящая метафизика.
Это разговор о реально существующем
сверхчувственном основании мира.

Конкретное небытие есть не между бытийными
предметами: небытие не пустоты, не пустота и пустое
пространство, как это представлял Демокрит. Оно есть
везде, с другой, обратной, “изнаночной” стороны
бытия. Небытие – другой слой, незримо
присутствующий за бытием, сопровождающий бытие.
Если быть еще более точным, то бытие – это даже не
особый слой, который расположен “за”. Небытие
“внутри” бытия, наполняет и пронизывает его. Это
сущностное небытие имманентно бытию. Сущностное
небытие обеспечивает возможность возникновения
относительного небытия конкретных бытийных форм.
Бытие есть небытие прошлого и небытие будущего.
Небытие – настоящее прошлого и будущее
настоящего. Выход из небытия и вхождение в небытие:
для каждого предмета возможен лишь один выход из
небытия и одно вхождение в небытие. Это закон
перехода небытие – бытие – небытие. В этом законе
корень необратимости всех явлений. Из него вытекает
однократность жизни каждого человека.
Таким образом, конкретные формы бытия имеют
преходящий характер: все, что имеет свое начало (а
начало имеет все), имеет и свое окончание. Все из
небытия приходит и в небытие уходит. Небытие есть
как отсутствие. Есть вполне реально, есть
онтологически. Абсолютное небытие запредельно,
потусторонне, трансцендентно (по отношению к
бытию), относительное небытие присутствует в форме
отсутствия в феноменологически наблюдаемом бытии.


Литература

1. Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

2. Парменид. О природе // Антология мировой
философии. В 4 т. Т.1. Философия древности и
средневековья. Ч.1, 1969.

3. Солодухо Н.М. Небытийная основа Вселенной:
флуктуационная концепция бытия // Космическое
пространство в науке, философии и богословии:
Материалы VII Междунар. семинара. – СПб.,
1994. – С. 93-95.

4. Солодухо Н.М. Бытие и небытие как предельные
основания мира // ВФ, №6, 2001. – С. 176-184.

5. Солодухо Н.М. Философия небытия. – Казань, 2002.

6. Гегель Г. Наука логики // Соч. в 3 т. Т.1. – М., 1970.

7. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // ВФ, №10,
1990. – С. 158-165.

8. Лурье С.Я. Демокрит: Тексты, перевод,
исследования. – Л., 1970.

Опубликовано на Порталусе 20 июня 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): небытие, ничто, бытие, онтология, метафизика



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама