Рейтинг
Порталус

Карпицкий Н.Н. Самосознание как несамотождественное бытие

Дата публикации: 26 июня 2013
Публикатор: Карпицкий
Рубрика: ФИЛОСОФИЯ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1372196203


Сайт автора: http://karpitsky.livejournal.com/

Карпицкий Н.Н. Самосознание как несамотождественное бытие // Наука. Философия. Общество: материалы V Российского философского конгресса. Новосибирск: Параллель, 2009. Т.2. С. 381.

Карпицкий Н.Н. Самосознание как несамотождественное бытие

Сознание – это самообнаруживающееся бытие. Теоретически можно допустить две формы самообнаружения: либо бытие обнаруживает себя всегда как тождественное себе, либо как нечто большее, чем оно уже было себе дано. Если бы бытие обнаруживало себя всегда как равное себе, то оно было бы дано себе как нечто постоянное, неизменное, неподвижное, т.е. как бытие абсолютного Единого, исключающего всякую множественность. Если же бытие обнаруживает себя постоянно как нечто большее, чем уже знает, то образуется разрыв между состоянием, которое дано как уже известное и состоянием, которое вновь обнаруживается. Этот разрыв порождает экзистенциальное пространство, которое заполнятся всем содержанием сознания: мыслями, чувствами, эмоциями, ожиданиями и т.д. Поскольку несамотождественность сознания каждый раз обнаруживается по-новому, то и все содержание сознания приобретает динамичный характер. Стремление к полноте жизни предполагает максимальное раскрытие содержания сознания путем расширения экзистенциального пространства. Постоянное расширение экзистенциального пространства сопровождается ощущением жизни, и чем динамичнее сознание, преодолевающее собственные границы, тем ярче ощущение жизни. Самообнаружение себя как преодолевающего собственные границы предполагает усилие, которое выводит за пределы самотождественного восприятия. Чем сильнее устремленность к полноте жизни, тем больше затрачивается усилий для дальнейшего расширения экзистенциального пространства. Однако после прохождения определенной границы наступает надлом, когда уже нет больше возможности прилагать новые усилия для жизни. В результате надлома возникает наклонность к возвращению в самотождественное состояние.
Полное возвращение к самотождественности означало бы исчезновение психической сферы и превращение человека в растение. Это происходит крайне редко. Обычно такая наклонность проявляется в форме инертности, тормозящей все усилия, направленные на что-либо созидательное. В силу этой инертности человек оказывается неспособным справиться даже с самыми простыми делами. При этом он чувствует нелепость своей слабости, но не может понять, почему никак не удается собраться с силами, несмотря на то, что ранее ему удавалось преодолевать несопоставимо более сложные трудности. В этом и состоит опасность инертности: так как она нелепа и иррациональна, ее не просчитывают и потому к ней очень часто не готовы. Даже очень сильный человек, достигая точки волевого надлома, становится беззащитной жертвой собственной слабости, и ему приходится прикладывать титанические усилия для решения самых простых задач. Я предполагаю, что на протяжении своей жизни всякий человек вынужден был вступать в борьбу с собственной инертностью, но эта борьба не была предметом специальной рефлексии, поскольку мало кто готов решиться признать собственную, ничем неоправданную и абсолютно нелепую слабость.
Инертность является внутренним фактором, ослабляющим ощущение жизни, боль является внешним фактором. Боль воспринимается всегда как нечто чуждое, отталкивающее. Когда она вторгается во внутреннее экзистенциальное пространство, то делает абсолютно отталкивающим тот его частный содержательный момент, в котором человек не приемлет собственного существования. Он хочет отторгнуть от себя болящую часть тела и исключить из своей жизни моменты претерпевания боли. Если боль захватывает человека полностью, то он начинает желать собственного несуществования. В силу этого самоотрицания внутри экзистенциального пространства образуется вакуум, который засасывает в себя другие содержательные моменты жизни, вплоть до ее полного коллапса.
Мужественное претерпевание боли не является лучшим путем противостояния ей, так как результат подобного претерпевания мало чем будет отличаться от коллапса жизни. Подлинное противостояние боли заключается в усилии, направленном на сохранение ощущения жизни путем принятия каждого ее момента независимо от наличия боли.

Опубликовано на Порталусе 26 июня 2013 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама