Рейтинг
Порталус

Карпицкий Н.Н. Значение иронии в процессе выхода из социокультурного кризиса

Дата публикации: 26 июня 2013
Публикатор: Карпицкий
Рубрика: ФИЛОСОФИЯ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1372221294


Сайт автора: http://karpitsky.livejournal.com/

Карпицкий Н.Н. Значение иронии в процессе выхода из социокультурного кризиса // Социогуманитарные науки в трансформирующемся обществе: человек и общество в условиях социально-экономического и социокультурного кризиса: сборник статей и тезисов докладов VIII всероссийской научной конференции. Май 2010. Липецк: Изд-во ЛГТУ, 2010. С. 11-13.

Карпицкий Н.Н. Значение иронии в процессе выхода из социокультурного кризиса

Инерционное развитие общества приводит к упадку, поэтому поступательное развитие нуждается в скачках и прорывах, вызванных творческими усилиями людей. В ситуации кризиса общество оказывается перед выбором, либо выйти на новый виток развития, либо перейти в стадию упадка. Специфика социокультурного кризиса в том, что сложившиеся в обществе ценностные ориентиры уже не могут противостоять инерции упадка, в силу чего кризис охватывает уже не отдельные сегменты, но все общество в целом. Поэтому выход из кризиса связан с критической переоценкой сложившихся ценностных ориентиров и поиском новых ценностных оснований. Факторы, которые, как казалось раньше, лежали где-то на периферии общественного сознания, в ситуации кризиса начинают играть решающую роль. Одним из таких факторов является особая форма общественного самосознания, проявляющаяся в ироническом отношении к сложившейся социальной ситуации.
В связи с этим можно выделить этапы развития отношения общественного самосознания к социальной ситуации. Первый этап – когда ситуация всех удовлетворяет, и поэтому ироническое отношение носит маргинальный характер. На втором этапе инерционные процессы порождают неудовлетворенность ситуацией. Ценностные ориентиры обесцениваются, и поэтому к ним начинают относиться несерьезно. Третий этап характеризуется поиском новых оснований для переоценки значимости сложившейся социальной ситуации. Если на втором этапе особое значение в качестве фактора общественного самосознания приобретает юмор, то на третьем этапе – ирония. Чтоб это обосновать, необходимо пояснить отличие иронии от юмора.
Опыт комического переживается как катарсическое освобождение от психологического груза, связанного с суетой, страхами, тревогами, заботами и т.д. Смех – предельная реализация этого катарсиса, достигаемого путем отрицания всего, что может психологически подавлять человека. Это отрицание относится не к самим фактам, а к значимостям фактов. Комическое восприятие ничего не меняет в самой действительности, меняется лишь способ ее восприятия, благодаря чему человек перестает чувствовать ее тяжесть. Это освобождение может осуществляться в двух формах: в юморе и в иронии.
Юмор – это такое восприятие ситуации, при котором в ней выявляется внутреннее противоречие (чаще всего – в виде игры смыслов или образов), которое обесценивает значимость ситуации, благодаря чему она становиться психологически нейтральной и не может более травмировать человека. В иронии значимость ситуации обесценивается другим способом – не через выявление внутри ситуации комического противоречия, а через выявление внешней по отношению к данной ситуации метапозиции, на которой человек оказывается в безопасности от травмирующего воздействия ситуации. Первоначально ирония означала притворство: человек притворяется, что находится в данной ситуации, но оценивает значимость происходящего уже совсем с другой позиции.
В демократическом обществе кризисы охватывают отдельные его сегменты, поэтому выявленная логика развития тут не является универсальной. Поскольку социокультурный кризис тоталитарного общества неизбежно приобретает всеохватывающий характер, постольку юмор и ирония здесь также приобретают важнейшее социокультурное значение.
Вся жизнь тоталитарного общества подчинена господствующей идеологии, и отношение к ней последовательно изменяется от серьезного к юмористическому и ироническому. Подчинение общества господствующей идеологии требует максимально серьезного отношения к ней. Без этого установление тоталитаризма в принципе невозможно. Для этого необходимо сделать действительность настолько страшной, чтобы люди начали убегать от нее в иллюзии, создаваемые официальной пропагандой. Чем страшнее действительность, тем сильнее стремление погрузиться в иллюзорный мир.
Моральная и интеллектуальная деградация власти ведет к явному противоречию между ее претензией на особую значимость и существующими реалиями. В этом обнаруживается неисчерпаемый источник юмора – ведь противоречия в символах, смыслах и образах носителей власти открывают бесконечные просторы для игры, обесценивающей значимость господствующей идеологии. Однако юмор еще не ведет к отрицанию самой ситуации, он только нейтрализует ее значимость. Именно поэтому большая часть населения Советского Союза, рассказывая анекдоты про своих правителей, тем не менее, оставалась лояльной власти.
Оппозиция власти возникает тогда, когда юмор сменяется иронией. В ироническом отношении человек ищет такую собственную позицию, с которой ситуация обесценивается. Ироническое восприятие системы предполагает, что иронизирующий находится на внешней по отношению к господствующей идеологии позиции. Если в период сталинских репрессий люди боялись власти и относились к ней серьезно, а в период хрущевской оттепели относились к ней юмористически, но не вставали в оппозицию, то в последние годы застоя восторжествовало ироническое отношение. Формально люди все делали как всегда: ходили на субботники, демонстрации, проводили всевозможные собрания, но все это делалось в виде игры, причем ее участники прекрасно понимали, что это только игра. Вся страна была вовлечена в общую постановку спектакля, и чем старательнее в нем играли люди, тем отчетливее проявлялось их ироническое восприятие действительности. Эта всеобщая ирония обесценила господствующую идеологию, и без ее поддержки существующая система развалилась. В результате возникла новая ситуация, которая породила опасность того, что логика предшествующего развития может быть вновь воспроизведена, пусть и не столь отчетливо.

Опубликовано на Порталусе 26 июня 2013 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама