Рейтинг
Порталус

Карпицкий Н.Н. Синергийная антропология и радикальные антропологические тренды

Дата публикации: 26 июня 2013
Публикатор: Карпицкий
Рубрика: ФИЛОСОФИЯ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1372222203


Сайт автора: http://karpitsky.livejournal.com/

Карпицкий Н.Н. Синергийная антропология и радикальные антропологические тренды // Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) ГОУ ВПО «РГЭУ». № 4. 2010. С. 231-233.

Карпицкий Н.Н. Синергийная антропология и радикальные антропологические тренды

9-10 декабря в Новосибирске прошел Третий Антропологический семинар по теме «Синергийная антропология и радикальные антропологические тренды», организованный совместно Институтом синргийной антропологии (г. Москва) и Новосибирским государственным университетом экономики и управления (НГУЭИ). В задачи семинара входило осмысление современной антропологической ситуации, связанной с утратой определенности понимания человека и расширением радикальных антропологических трендов. Работа семинара не ограничивалась простым обменом мнений; в рамках общего методологического подхода участники провели совместную работу по определению круга проблем, связанных с современными тенденциями утраты и нового обретения человеком собственного человеческого содержания. Это потребовало, в свою очередь, динамического понимания человека и новых методов процессуального описания различных его состояний, включая и маргинальные.
Общее направление семинару задал профессор НГУЭИ С.А. Смирнов, выступивший в роли ведущего. Он показал, что современная ситуация «смерти субъекта», связанная с утратой собственной человеческой идентичности, привела к необходимости смены антропологической парадигмы и интенсивному развитию новых антропологических практик. С одной стороны, стабилизация образа жизни усыпляет человека, так как исчезает необходимость раскрывать собственные человеческие качества, с другой стороны, все большее значение приобретают маргинальные состояния человека, связанные с наркотическими, гендерными экспериментами, деформацией собственной телесности, выходом за границу социально приемлемого и т.д. Благодаря новейшим научным исследованиям реальные черты начинает приобретать постчеловек, ранее существовавший только в фантазиях писателей и режиссеров в образах киборга, мутанта или клона. Все это обуславливает необходимость формирования новой антропологии.
В своем выступлении «Онтология размыкания Человека как методология диагностики антропологических трендов» соруководитель семинара С.С. Хоружий (директор Института синергийной антропологии, г. Москва) показал, что хотя сейчас самого постчеловека в наличии еще нет, тем не менее, существуют тенденции развития человека в направлении трансформации в некое иное состояние, которое условно именуют постчеловеком. В связи с этим возникает вопрос о границах человеческого в человеке. Поднимая этот вопрос, С.С. Хоружий отказывается объективировать человека путем определения его сущности, так как в человеке нет ничего неизменного. Вместо этого он предлагает методологию описания энергийной конфигурации человека, позволяющую рассматривать человека в его изменчивых характеристиках. Однако среди антропологических практик существуют особые методики, приближающие человека к границе, за которой он стакивается с тем, что внеположено по отношению к его способу бытия. В связи с этим способ описания человека, разработанный в духовной практике исихазма, состоящей в методическом изменении себя для того, чтобы открыться действию запредельного человеку нетварного начала, может быть распространен на любые другие практики, подводящие человека к границе собственного человеческого существования. Этот способ описания, ставший предпосылкой синергийной антропологии, С.С. Хоружий раскрыл на основе идеи размыкания человеческого бытия. В размыкании человек может выходить за собственные пределы в разных направлениях, и не только в направлении духовного развития, но также в направлении погружения в аномальные психические состояния, переходящие в безумие, или в направлении онтологически ущербного виртуального бытия. В своем выступлении С.С. Хоружий продемонстрировал методы диагностики трансформации человека при его размыкании в самых разных направлениях, в том числе и тех, которые ранее относились к маргинальным и не заслуживающим серьезного философского обсуждения.
Как соруководитель С.А. Смирнов методически удачно выстроил семинар. В начале семинара теоретическую и методологическую базу дальнейшего обсуждения задал С.С. Хоружий. Затем состоялось обсуждение докладов, связанных с проблематизацией нового поля исследования. В частности, новосибирский исследователь М.Ю. Немцев в своем докладе «Антропология как вызов» заострил поставленные С.С. Хоружим и С.А. Смирновым вопросы, декан философского факультета Томского госуниверситета С.С. Аванесов в докладе «Любовь как синергийная стратегия» продемонстрировал динамический подход к пониманию человека на основе онтологического понимания любви в христианской антропологии, профессор Сибирского государственного медицинского университета Н.Н. Карпицкий в своем докладе «Антропоморфизм и возможность философской ксенологии» приблизился к границе понимания человека и того, что является принципиально иным по отношению к нему. Поднятые С.С. Хоружим проблемы получили развитие в выступлениях и других участников семинара, которые имели возможность на практике применить полученные знания диагностики современных маргинальных антропологических трендов во время обсуждения фильма И. Вырыпаева «Кислород». На следующий день О.И. Генисаретским была проведена философско-практическая сессия «Поставы когнитивно-стратегической навигации» в форме жесткой дискуссии по заданным ключевым понятиям: дианойа, диагональность, диахрония. Семинар закрыл ведущий С.А. Смирнов, еще раз обозначив основные проблемы и предложив продолжить их обсуждение в форме интернет-коммуникации.

Опубликовано на Порталусе 26 июня 2013 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама