Рейтинг
Порталус

Карпицкий Н.Н. Ценности и ценностное самоопределение

Дата публикации: 26 июня 2013
Публикатор: Карпицкий
Рубрика: ФИЛОСОФИЯ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1372222970


Сайт автора: http://karpitsky.livejournal.com/

Карпицкий Н.Н. Ценности и ценностное самоопределение // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием 29-39 ноября 2010 г. Смоленск: Изд-во «Смоленская городская типография», 2010. C. 308-312.

Карпицкий Н.Н. Ценности и ценностное самоопределение

Всякий человек осознает значимость, важность для себя предметов, идей и явлений, без которых невозможна целостная гармоничная жизнь. Это чувство значимости основано на интуитивном понимании ценностей, которое не всегда ясно осознается человеком. Более того, человек вообще может не задумываться о ценностях, но это нисколько не мешает ему к чему-то стремиться, что-то любить или ненавидеть, чем-либо жертвовать, иначе говоря, ценностно относиться к собственной жизни. Весь мир людей и вещей воплощает в себе мир ценностей. Поскольку отношение к жизни у людей разное, то и мир ценностей многообразен и противоречив.
Ценности отражают отношение человека к жизни в форме предпочтения, важности, значимости. Они указывают на стремления человека к чему-либо, и сами становятся предметом его устремлений. В психологическом смысле ценности есть результат переживаний, возникающий в результате их соотнесенности, сопричастности. В историческом смысле ценности – это внешний ряд культурно-цивилизационной деятельности людей. В философском смысле – это смыслы, упорядочивающие жизненный опыт, отношение к себе, другим людям и миру в целом, которые человек выбирает в качестве жизненных ориентиров в результате свободного личностного самоопределения. Если ценности принимаются не свободно, а в силу внешнего принуждения, то они просто перестают пониматься человеком в качестве ценностей. В данном случае под свободой понимается способность поступать в соответствии с собой. Иначе говоря, причина поступка лежит не во внешних факторах, которые являются лишь мотивацией поступка, а в самой свободной воле. Поступить в соответствии с собой означает найти в себе самом принцип поступка. Этот принцип и есть ценность, а его поиск – ценностное самоопределение.
Стремление человека к общению и взаимопониманию с другими людьми обуславливает поиск общезначимого в собственном ценностном самоопределении, что может быть нормой для разных людей. В соответствии с этим норма задает определенные границы ценностного самосознания, разграничивая особенное, присущее конкретной личности, и общезначимое. Именно на основе норм становится возможным согласованное взаимодействие между людьми. Описывать ценности и ценностное отношение можно на двух уровнях. На одном уровне выявляются основания ценностей в бытии человека и культуры, а также раскрывается значение ценностей для самосознания человека и его отношения к жизни. На втором уровне описываются конкретные нормы, которые выделяются на основе ценностей, либо категории, дающие общезначимое представление об опыте ценностного отношения. Первый уровень понимания – философский, и на нем обосновываются ценности как таковые. Второй уровень понимания предполагает самостоятельный по отношению к философии конкретный дисциплинарный подход.
Философский подход связывает личную жизненную позицию философа и общезначимое понимание. Философия представляет собой индивидуальный путь осмысления общезначимого на основе личностного жизненного опыта. Философское обоснование предполагает описание этого осмысления логично и непротиворечиво в соответствии с философскими методами. Обоснование ценностей предполагает, чтобы знакомящийся с позицией философа мог, во-первых, выделить в описании общезначимое, с чем он мог бы соотнести свой опыт, во-вторых, повторить весь ход мысли философа, и, в-третьих, понять исходные жизненные предпосылки, которые лежат в основе рассуждений философа и понимания им ценностей. Усмотрение предпосылок в жизненном опыте человека и есть философское понимание ценностей. Задачи конкретных дисциплин, самостоятельных по отношению к философии, более скромные. Они предполагают только описание общезначимого содержания и не требуют его обоснования на личном жизненном опыте человека.
Если речь идет о ценностях, которые относятся к действиям свободной воли, то в соответствии с выделенными уровнями понимания следует выделять философскую этику и самостоятельные по отношению к философии нормативные дисциплины. Основная задача философской этики – обоснование этических ценностей, на основе которых формируются система нравственных норм и система внутренней духовной самодисциплины. Система нравственных норм описывается нормативной этикой. Нормативная этика представляет собой самостоятельную по отношению к философии дисциплину. Основная задача – описание нравственных норм, регулирующих взаимоотношения между людьми. При этом нравственное регулирование, которое относится к области межличностных отношений, следует отличать от правового регулирования, которое относится к людям как к равноправным субъектам безотносительно к их личностным особенностям.
Однако нормативная этика в ее традиционном понимании не охватывает принципы внутренней самодисциплины, которые описываются аскетикой. В религиозном понимании аскетика – это духовная практика, связанная с ограничением собственных страстей и психологических наклонностей. Она может пониматься и в негативном смысле, как отрешение от привязанностей к жизни, так и в позитивном смысле, как путь обретения целостной природы, подчиненной сердцу как средоточию духовной, душевной и телесной жизни. В христианской традиции под аскетикой понимается как духовная практика, так и определенная система знания, а именно, церковная дисциплина, описывающая духовную практику в системе определенных понятий. В христианской аскетике духовная цель определяет телесную дисциплину и ценность здоровья [1, с. 202]. Аскетика как система знания описывает не нормы поведения между людьми, а нормы внутренней жизни, которые могут никак не проявляться в отношениях с другими людьми, но тем не менее ведут к личному нравственному и духовному совершенствованию (воздержание от желаний, духовная работа над собой, целомудрие, отрешение от страданий и т.д.). Эти нормы внутренней жизни определяют все виды аскетических практик. Однако аскетика, как и нормативная этика, пользуется лишь описательными методами, которых недостаточно, чтобы выявить сущность ценностей, их жизненное содержание и значение для самосознания человека и его мировосприятия. Поэтому понимание природы ценностей предполагает философский подход.
Ценности – это особые смыслы, которые наделяют значимостью определенное содержание человеческой жизни, а именно: переживания, события, явления, предметы, поступки и цели. Ценности выявляются во внутреннем самоопределении человека к жизни, к другим людям и к миру в целом, благодаря чему человек определяет для себя, что в его жизни по настоящему важно, а что является всего лишь суетой. Ценности не принадлежат эмпирическому миру, поэтому они постигаются не органами ощущений, а умом, т.е. умозрительно. Иначе говоря, ценность – это смысл, однако, смысл особый. Понять вещь, значит, соотнести эмпирическую данность вещи с определенным смыслом. При этом смысл вещи должен быть также актуально представлен для ума, как вещь для органов ощущений. Если мы проводим в уме определенные вычисления, то необходимо удерживать в уме все числа, над которыми проводятся операции. Однако если человек совершает поступок, то ему не надо соотносить его с наглядно представляемой с ценностью блага, чтобы понять, дурной он или хороший. Этическую значимость поступка он чувствует непосредственно в самом волевом решении совершить этот поступок. В данном случае ценность осознается иначе, чем смыслы вещей или математических операций. Ценность осознается не как идеальная определенность, наглядно представленная в уме, а как внутреннее содержание волевого самоопределения, которое лежит в основе совершенного поступка. Иначе говоря, ценности выявляются в свободном волевом самоопределении человека, которое будем называть «ценностным самоопределением». Свобода воли является условием ценностного самоопределения, которое в свою очередь является условием свободного поступка, поскольку поступок состоит в выборе цели на основе ценностного самоопределения и реальных усилий для ее достижения.
Ценностное самоопределение – это процесс определения своего места в жизни, в ходе которого все, по настоящему важное, ради чего стоит жить, отличается от всего прочего: от имеющего лишь ситуативное значение (например, физиологических потребностей), от самого по себе не ценного, а служащего лишь средством для чего-то другого (например, денег или социального статуса) и от недостойного того, чтобы к нему стремиться (например, дурных пороков) [2, с. 12].
Благодаря ценностному самоопределению человек реализует свою свободу, наличием которой он отличается от животных. Животное не может ни изменить, ни вообще как-то отнестись к мотивациям своих поступков, определенных эмпирической и психологической ситуацией. Человек, самоопределяясь к ценности, определяет для себя новую значимость ситуации, порождая тем самым новую мотивацию собственных поступков. Этим определяется способность человека к обучению. Ведь многие животные обучаются быстрее людей, но как только пропадает мотивация дальнейшего обучения, они останавливаются в своем развитии. Однако если человеку неинтересно изучать новый предмет, он все равно может в своем самоопределении к ценности знания сформировать в себе новое желание учиться дальше. Человек является разумным в силу способности мыслить свободно. Благодаря ценностному самоопределению человек способен поступать свободно, нести моральную ответственность за свои поступки и осознавать себя как личность.
Поскольку ценности идеальны и не принадлежат эмпирической сфере, их подлинность или ложность невозможно определить эмпирическими методами наблюдения, измерения или эксперимента. Также сомнительно удостоверение ценностей ссылкой на внешние факторы, а именно на общественное мнение, авторитеты или традицию. Конечно, все эти факторы могут отражать накопленный поколениями опыт понимания ценностей, и в этом плане они выступают положительной мотивацией для ценностного самоопределения. Однако внешние факторы могут фиксировать и опыт приспособленчества человека к социальным обстоятельствам, культивирующий круговую поруку или конформизм, переходящий в эгоизм. В этом случае они создают негативную мотивацию, вынуждающую человека поступать не в соответствии с собственным самоопределением, а в соответствии с эгоистическими интересами, своими или группы, с которой он отождествляется. Кроме того, если бы ценности определялись внешними факторами, то оценка поступка зависела бы от бесчисленных обстоятельств, которые невозможно учесть, и человек всегда был бы неуверен, правильно ли он поступает. Именно это обстоятельство обусловило философский поиск абсолютных ценностей, которые первичны по отношению к психологическим и эмпирическим обстоятельствам, иначе говоря, априорны.
Человек признает подлинность ценностей не потому, что эта подлинность логически доказана, а потому что сами ценности осознаются как самоочевидные. Так бывает, если человек решается поступить справедливо вопреки обстоятельствам только исходя из самоочевидного понимания справедливости, а вовсе не потому, что имеет какое-либо рассудочное обоснование необходимости поступать справедливо, и тем более не потому, что вывел это обоснование из эмпирического опыта. Чаще всего эмпирический опыт нам показывает, что в жизни трудно найти справедливость, а логически мы можем обосновать любую этическую позицию. Если, благодаря принятию идеи справедливости, человек осознал себя как личность, то эта идея становится для него самоочевидной [2, с. 14]. Однако справедливость – это не только идея, но и ценность, т.е. особый смысл, осознание которого происходит в самоопределении через поступок. Только самоопределясь в поступках, человек узнает себя как личность. Человек начинает воспринимать ценность как самоочевидную и не требующую никакого дополнительного обоснования только в том случае, если он осознал ее в собственном личностном самоопределении.
Не только справедливость, но и вообще любая идея становится самоочевидной, если понимание ее способствовало формированию собственной личности. Одни люди считают самоочевидным, что благо абсолютно, и по отношению к нему можно оценить всякий поступок или событие, другие же полагают, что благо – это условная ценность, принятая как результат соглашения в определенных обстоятельствах. Благо самоочевидно, если его абсолютный характер удостоверяется жизненным опытом (т.е. всем тем опытом, который оказал влияние на формирование личности), и оно будет представляться условной сомнительной идеей, если никак не связано с самоопределением человека к себе и к жизни в целом. Таким образом, ценностное самоопределение – это этап становления личности, который проявляется в ее самоопределении через поступки.

Литература

Тарнапольская Г.М. Двойственное отношение к ценности здоровья в христианском сознании // Антропологические основания биоэтики: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием (г. Томск, 11-14 октября 2006 г.) — Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2006. – С. 200-202.
Тарнапольская Г.М. Философские основания онтологической интуиции подлинности // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. – Том 8 – Вып.1. – 2010. – С. 9-14.

Опубликовано на Порталусе 26 июня 2013 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама