Главная → ФИЛОСОФИЯ → Карпицкий Н.Н., Долотова А.А. Культурные предпосылки феномена самоизоляции молодого человека
Дата публикации: 26 июня 2013
Публикатор: Карпицкий
Рубрика: ФИЛОСОФИЯ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ →
Источник: (c) http://portalus.ru →
Номер публикации: №1372226369
Сайт автора: http://karpitsky.livejournal.com/
Карпицкий Н.Н., Долотова А.А. Культурные предпосылки феномена самоизоляции молодого человека
Проблема одиночества возникает перед молодыми людьми в связи с трудностями адаптации к социальной среде, либо неспособностью устанавливать личные отношения. И то, и другое обычно воспринимается как ущербность. Однако в японской культурной традиции, напротив, мы наблюдаем широко распространенное явление самоизоляции, причем молодые люди, добровольно ушедшие в затворничество, называемые хикикомори, вовсе не воспринимают себя ущербными. Хикикомори – это люди, добровольно отгородившиеся от окружающего мира. Впервые явление хикикомори, описал Тамаки Сайто в работе «Хикикомори как социальное явление», выпущенной в конце 90-х годов. Согласно его статистике в Японии насчитывалось где-то между полумиллионом и миллионом хикикомори. В более поздних публикациях Тамаки Сайто увеличивает предполагаемое число хикикомори до 1,2 млн. Это около пятой части всех молодых людей Японии до тридцати лет, что очень сильно расходилось с официальной статистикой министерства здравоохранения Японии: всего около пятидесяти тысяч человек . В легких случаях затворничество длится полгода-год и не является полным, т.е. молодой человек время от времени выходит на улицу, чтобы купить еды или заплатить за Интернет. Однако бывает и так, что молодой человек годами не выходит из своей комнаты, довольствуясь только той едой, которую родители просовывают ему под дверь. Подобные случаи встречаются и в других странах, однако, они редки, да и сами затворники чувствуют себя ущербными. Хикикомори же чувствуют себя вполне нормальными, и относятся к самоизоляции как к естественному отказу от того, что им более не нужно. Они могут общаться в чатах, но при этом не выделяют себя в отдельную социальную группу, не ощущают принадлежности к некоей «общности хикикомори».
Медико-психологическое объяснение феномена хикикомори не удовлетворительно, так как лишь у небольшого процента хикикомори имеются психопатологические предпосылки к затворничеству. Социальное объяснение явления хикикомори связано с трудностями адаптации ребенка к условиям японской школы. С поступлением в школу японский ребенок оказывается в жестком и даже жестоком мире, где многочисленные социальные ограничения и запреты сочетаются с издевательствами сверстников, поводом для которых может послужить малейшее отличие от окружающих. Распространенной причиной издевательств среди школьников может служить потребность в снятии напряжения, создаваемого суровыми школьными правилами и требованиями. Школьные нагрузки очень высоки, и изнурительные экзамены время от времени приводят к самоубийствам школьников. По сравнению со школой, учеба в вузе кажется уже легкой и психологически не напряженной. Однако в послевузовской перспективе доминирует работа, и новые нормы и правила оставляют очень мало места для личной жизни. Поэтому жизнь в браке, как правило, движется по быстро затухающей траектории. Несмотря на все эти трудности повседневной жизни, типичный японец остается дисциплинированным, работоспособным и никогда не забывающим своего долга. Каким-то образом ему удается примириться с трудностями повседневной жизни, хотя типичный западный человек в подобных условиях впал бы в депрессию. Выявленные социальные факторы могут объяснить саму причину распространенности девиантного поведения, однако они не объясняют, почему данное поведение проявляется именно в форме самоизоляции. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к культурным факторам, которые лежат в основе специфического для японцев отношения к жизни.
Такео Дои полагает, что для японской семьи характерно появление такого психологического феномена, как амаэ, который в современных условиях японского общества превратился в значимый социокультурный фактор. Слово «амаэ» обозначает особый вид эмоциональной зависимости ребенка от матери. Существительное «амаэ» образовано от глагола «амаэру» – «зависеть от благосклонности и злоупотреблять этой зависимостью», его также можно перевести как «испытывать потребность в зависимости». Амаэ соединяет в себе чувство беспомощности вместе с желанием быть любимым, незрелость, невинность, наивность, беспомощность, преданность. Это отношение может возникать не только между матерью и ребенком, но и между братом и сестрой, подчиненным и боссом, мужем и женой. Такео Дои говорит даже об идеологии амаэ и с ее помощью объясняет психологическое восприятие образа императора . Амаэ выражает стремление к собственному внутреннему миру, изолированному от внешних проблем и суеты. Для безопасности этого мира нужен защитник и покровитель, и если в какой-то момент молодому человеку начинает казаться, что он может существовать и без такого покровителя, то он может попытаться самостоятельно отгородиться от внешнего мира. Так, собственно, и появляется хикикомори. Феномен амаэ возникает тогда, когда человек начинает остро чувствовать границу между двумя мирами – миром напряженных социальных забот, который не оставляет места ни для личной жизни, ни для мечтаний, и внутренним миром, в котором человек спокоен и абсолютно свободен в своих фантазиях. Это расслоение на два мира распространяется и за пределы конкретной личности, проникая в массовую культуру, а его истоки следует искать в особенностях этнокультурного сознания японцев, связанного с их экзистенциальным отношением к жизни.
В Японии развита такая поп-культура, в которой жизнь представляется легкой, без ограничений и проблем. В этом оторванном от реальности мире начинает казаться, что каким бы неудачником ты ни был, судьба благосклонно улыбнется и подарит самую лучшую девушку/парня, все проблемы решатся сами собой. Однако в реальности жизненные проблемы, правила и перенапряжения на работе не оставляют надежды на реализацию каких-либо мечтаний. Эти два параллельных восприятия жизни никак не пересекаются, так как их пересечение привело бы не только к уничтожению мира фантазий, но и реального мира, который показался бы столь невыносимым, что жить в нем стало бы невозможно. Чтобы эти два мира не пересекались, необходим радикальный отказ от осуществления собственных фантазий в мире реальных забот.
Самое тяжелое для европейца, это осознание бессмысленности постоянных усилий, которые ни к чему не ведут, однако японцы давно научились преодолевать трудности вопреки ощущению бессмысленности. Секрет этой способности в особой культурной установке, а именно, в способности японца отказаться от реализации своих фантазий в реальном мире путем переориентации на внутреннюю глубину реальности, которую Г.М. Тарнапольская определяет как «присутствие ожидаемых, но еще не проявленных смыслов. Эти смыслы не упорядочивают саму эмпирическую жизнь (иначе они были бы проявлены), но соотносятся со скрытой от эмпирического восприятия внутренней жизнью человека» . Эта переориентация позволяет японцам не привязывать свои фантазии к эмпирической действительности и относиться к ним эстетически. Японское эстетическое чувство направленно на созерцание внутреннего, которое самодостаточно и не выражается в эмпирической действительности. Отсюда специфически японское эстетическое отношение к действительности, не предполагающее деятельного участия – ведь все равно в эмпирической жизни ничего не изменить. Японец может смириться с жизнью в самоизоляции, потому что она расслаивается для него на внешнюю эмпирическую действительность и скрытую внутреннюю жизнь. При этом скрытая внутренняя жизнь также расслаивается на сложную противоречивую динамику внутренней жизни и на чистую потенцию, которую Г.М. Тарнапольская называет «меональностью»: «В японской культуре сознание, не акцентируясь на форме, направлено на потенциальность, являющуюся меональной стороной глубины реальности. Эта меональность пассивна, т.е. она способна воспринимать любую форму, но не актуализировать ее» . Примирение с повседневной действительностью достигается за счет внутренней психологической работы, заключающейся в возвращении к первичному потенциальному состоянию психики, не знающему тех жизненных забот, которые японцу ежедневно приходится преодолевать.
Таким образом, отношение японца к самоизоляции совсем другое, нежели отношение к ней западного человека. В западной культуре любая самоизоляция от общества воспринималась бы либо как форма аскезы, т.е. как добровольный отказ, либо как форма болезни, т.е. как вынужденная утрата полноценного состояния жизни с ее радостями и удовольствиями. Это вполне логично для западного человека, полагающего, что подлинная самореализация есть переход из внутреннего состояния в эмпирическую действительность. Японец же полагает, что внутренняя самореализация не может и не должна раскрываться во внешнем эмпирическом мире, изоляция от которого нисколько не умаляет истинного содержания жизни. Поэтому хикикомори нисколько не чувствует себя ущербным, воспринимает свое состояние как вполне естественное и полагает, что живет вполне нормальной жизнью. Это объясняет, почему именно в Японии феномен хикикомори получил столь широкое распространение. Ведь подобные явления встречаются и в западных странах, однако, там уход в затворничество носит исключительный характер, так как связан с отказом от собственного представления о нормальной жизни. В Японии, напротив, молодой человек не воспринимает собственный уход в затворничество как отказ от нормальной жизни и поэтому не сталкивается с теми психологическими препятствиями, которые в аналогичной ситуации возникают у его сверстников из других стран.
Литература
1. Тарнапольская Г.М. Энергийная диалектика онтогенеза символа. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 203 с.
2. Doi T. The anatomy of dependence. – Tokyo: Kodansha International, 2002. – 192 p.
3. Dziesinski Michael J. Hikikomori Investigations into the phenomenon of acute social withdrawal in contemporary Japan. – Honolulu, Hawaii, 2003 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://towakudai.blogs.com/Hikikomori.Research.Survey.pdf
Опубликовано на Порталусе 26 июня 2013 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK