Рейтинг
Порталус

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И СТИМУЛЯЦИЯ НЕЙРОПЛАСТИЧНОСТИ ПО СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ В УСЛОВИЯХ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ РЕКРЕАЦИИ

Дата публикации: 15 июля 2013
Автор(ы): Ирина Макаровна Мирошник
Публикатор: КООРДИНАТОР
Рубрика: ФИЛОСОФИЯ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1373873419


Ирина Макаровна Мирошник, (c)

УДК 616.862-05

И.М. Мирошник
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И СТИМУЛЯЦИЯ НЕЙРОПЛАСТИЧНОСТИ ПО СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ В УСЛОВИЯХ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ РЕКРЕАЦИИ

Центр комплементарной психологии и ЛОК-терапии, г.Харьков

ВВЕДЕНИЕ: ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

По прогнозам будущего в стремительно изменяющемся мире вероятен чрезвычайно быстрый технологический прогресс (сингулярность), который потребует модернизации не только экономики, политики, образования, но и трансформации самого субъекта эволюции — человека. Технологическая революция ставит перед наукой принципиально новую задачу формирования человека будущего в настоящем. Но многие современные ученые, идеологи, проектирующие будущее, видят решение задачи не столько в развитии человеческого потенциала тех, кто через 20-30 лет будет определять облик мира, сколько в постепенном выходе человека за пределы его видовой, человеческой сущности. С позиций идеологии «трансгуманизма» (термин Дж.Хаксли) ближайшая цель развития — «трансчеловек» — переходное звено в эволюционном процессе от человека к «постчеловеку», т.е. человек, модифицированный технологически с целью усиления старых способностей и обретения новых. Для достижения этой цели используется, так называемая, «разумная технология»: применение достижений науки и техники для превышения «естественных» пределов, налагаемых нашим биологическим наследием, культурой, и окружающей средой. Но и это только начало. С точки зрения инженеров будущего, изменения «трансчеловека» относительно человека будут ещё не столь велики, чтобы можно было говорить о новой эволюционной ступени; на последнюю должен взойти венец управляемой эволюции — «постчеловек», окончательно утративший свою видовую идентичность, культурно-исторические, этнические, религиозные, нравственные устои. Следует заметить, что программа трансгуманистов в некоторых положениях весьма созвучна идеям гуманистической психологии А.Маслоу [12;с.245], которая в последние 25 лет во многом определяет методологию личностно-ориентированного направления в психологии, образовании и психотерапии на постсоветском пространстве (подробнее см.: [23] ).
Анализируя современную социальную ситуацию развития детей и подростков в РФ, академик Д.И.Фельдштейн отмечает, что «сегодня имеется и нарастает опасность деструкции всей системы культурно-исторического наследия» [28;с.199]. Действительно, в стремлении к трансчеловеку наблюдается выход за пределы выработанных на пути культурно-исторического развития общечеловеческих идеалов, ценностей, смыслов, что влечет за собой неминуемую утрату инвариантной сущности человека как личности в триединстве природного, социального и духовного бытия.
Итак, сегодня перед науками о человеке и обществе стоит сложная задача поиска возможной идеологической альтернативы трансгуманизму, которая определит новые тенденции и пути эволюции, модернизации и потенциации способностей человека, но в то же время укрепит чувство культурно-исторической, этнической и общечеловеческой идентичности, а также будет формировать общественный лад, в котором возможна и достижима гармония человека с самим собой и с миром Природы-Социума-Духа. Без такой идеологии современные подростки уже сегодня под влиянием СМИ начинают делиться на сообщества сингуляристов, экстропианцев и пр., основываясь на некоторых различиях в идеале и образе трансчеловека, сформированном проектировщиками будущего. Но что ждет выходящих за пределы человеческой сущности в таком будущем? Ведь мы до конца не знаем, что станет с психикой и личностью человека, если систематически провоцировать активацию мозга искусственным вмешательством. Широко пропагандируемые трансгуманитарные «High Hume» или «H+» технологии, на наш взгляд, не могут решить задачу будущего, ввиду отсутствия действительно высокой гуманитарной методологии, включающей философско-психологические, мировоззренческие, культурологические проблемы [29].
Отметим, что в отечественной научной школе психофизиологии (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, А.А.Ухтомский, Н.А.Бернштейн, П.К.Анохин); психологии (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.В.Запорожец, Б.Г.Ананьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн, В.В.Давыдов, А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская); философии (Н.Бердяев, В.Соловьев, С.Франк, А.Ф.Лосев, М.М.Бахтин, М.К.Мамардашвили) существуют предпосылки, на основе которых может быть разработана реальная альтернатива трансгуманизму. Не случайно великий русский психофизиолог И.П.Павлов писал: "Самое главное, сильное и всепоглощающее впечатление, полученное при изучении высшей нервной деятельности... — это ее невероятная пластичность, ее колоссальные возможности: ничто не остается неизменным, незыблемым; и все всегда достижимо, все может быть изменено к лучшему, были бы только созданы соответствующие условия".
Как отмечалось в наших статьях и докладах, новый этап эволюции, характеризующийся возрастанием свободы выбора, стремительными изменениями образа жизни, трансформациями мира и человека требует создания новой эволюционной методологии, качественного изменения общепринятой диалектической (субординационной) парадигмы и перехода к новой Координационной парадигме развития, с позиций которой личность человека выступает как субъект природной, социальной и духовной ко-эволюции [22,23,24]. Нами было выдвинуто предположение, что Личностно-ориентированные высокие гуманитарные технологии (ВГТ), основанные на Координационной парадигме развития, принципиально отличающиеся от «H+» технологий, смогут обеспечить повышение качества и продолжительности жизни, улучшение состояния здоровья, создать условия для роста физических, эмоциональных, интеллектуальных и креативных возможностей человека при сохранении его самоидентичности и высокой адаптивной пластичности [24]. При широком внедрении личностно- ориентированных ВГТ продуктивной силой биологической, социальной и духовной ко-эволюции может стать не технологический прогресс как таковой, но опосредованное развитие и самоосуществление личности человека как субъекта гармоничной эволюции.
В условиях технологической сингулярности, глобальных изменений образа жизни альтернативой трансгуманизма может стать эволюция способностей человека не столько посредством его технологической модификации, но путем развития и потенциации сущностных способностей, в качестве главной из которых автор статьи определяет универсальную способность селективной динамической координации комплементарных противоположностей, которая эксплицируется в широком классе общих и специальных координационных способностей и проявляется в природном, социальном и духовном самодвижении [20,22,24].
С позиций новой Координационной парадигмы развития способность самокоординации — фундаментальное свойство материального и духовного мира, определяющее его самоорганизацию и движение как гармоничное развитие. Универсальные способности координации — это совокупность психофизических, социальных и духовных координационных способностей человека, являющихся необходимым условием успешного осуществления различных видов деятельности. Сегодня есть основания полагать, что эволюция и потенциация универсальных координационных способностей человека, органично связанных с пластичностью мозга, позволит повысить человеческий потенциал, раскрыть незадействованные ресурсы мозга, организма, психики, личности человека, которые и определят новый путь гармоничной эволюции, не разрушающей его инвариантной сущности. С позиций КПР координационные способности человека (психофизические, социальные, духовные) рассматриваются как не выявленный ранее вид общих способностей, которые определяют формирование в различных видах деятельности всего многообразия специальных координационных способностей, (например, художественных, математических, музыкальных), очевидно выходящих за рамки исследованных в психологии и физиологии двигательных, физических способностей координации движений (ловкости) [1]. Универсальные селективные координационные способности связаны с пластичностью ВНД и определяют психические возможности саморегуляции, обучаемости, интеллекта, креативности и развития в различных видах деятельности, в том числе многоплановой рекреационной деятельности. Важную роль в развитии универсальных кординационных способностей играет селективная координационная способность мозга — способность к самоизменению и саморазвитию, позволяющая ему посредством пластических перестроек (нейропластичности) в определенных условиях жизнедеятельности человека устанавливать новые нейронные координационные связи. Селективные координационные способности мозга проявляются в межполушарном взаимодействии, нейрональной и синаптической пластичности; они во многом определяют эффективность таких видов деятельности как обучение, развитие (в том числе когнитивное), саморегуляция, психофизиологической основой которых является пластичность ВНД. Динамическая селективная координация является основой всей психической деятельности. По сути речь идет о селективных координационных основах психических процессов, координационных законах селективной работы коры больших полушарий головного мозга.

КООРДИНАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ: ЗАКОНЫ И ПРИНЦИПЫ

Закон эволюции способов и форм динамической селективной координации и самокоординации. С позиций новой Координационной парадигмы, развитие способов и форм селективной динамической координации и самокоординации определяет возникновение качественных изменений, новых системных свойств и, соответственно, более совершенных способов и форм природной, социальной и духовной жизнедеятельности. Переход в новое качество возникает в результате количественного накопления скоординированных комплементарных изменений. Чем более совершенны способы и формы селективной динамической самокоординации вида, общества, государства, тем выше скорость их эволюции [22,24].
В новой парадигме развития координация является динамической, а субординационные механизмы управления гармонично дополняют координационные, выполняя стабилизирующую и консервативную функции. В классической диалектической парадигме, наоборот, развитие выражается в принципе субординации, а координация рассматривается как метафизическая, функциональная, сепаратистская, статическая. Эта субординационная, по сути, парадигма развития была использована, например, в классификации наук академика Б.М.Кедрова. Отметим также, что в истории науки сам термин «координация» традиционно не являлся семантически интегрирующим и динамическим (Конт, Спенсер, неопозитивисты, А.Богданов, эмпириокритицисты Мах, Авенариус и др). «Координация» была ограничена метафизическим и механистическим мировоззрением и традиционно противопоставлялась идее развития по диалектическому принципу субординации. А с позиций диалектической теории развития координационный тип связи никогда не являлся детерминантой сущностных изменений, поскольку полагалось, что он ограничен и характерен именно для метафизических, недиалектических систем. В системном анализе координация традиционно рассматривается как свойственная системам с более низким уровням организации; полагается, что с усложнением организации и самоорганизации, например, в органических системах, активность передается от частей к целому, то есть в развитии возрастает значение и роль субординационных связей в структуре целого. Принцип координации традиционно предполагал не развитие, а лишь механистическое движение, в котором связь и взаимопереходы между элементами не учитывались и представляли собой не более, чем процесс комбинирования. Поэтому важно подчеркнуть, что новая, Координационная парадигма развития принципиально отличается не только от диалектической (субординационной) парадигмы, но и попыток ее преодоления: эмпириомонизма А.А.Богданова, отождествляющего «физиологическое» и «психологическое», общественное бытие и сознание (метод подстановки); эмпириокритицизма Р.Авенариуса, Э.Маха, а также механистической теории А.Ф. Лазурского и др.
История показала, что диалектический путь развития, основанный на принципе субординации, закономерно ведет к разрушению гармонии мира и человека. Напротив, развитие по принципу динамической селективной координации комплементарных (взаимодополнительных) противоположностей — путь к гармонии. Мощным фактором этого гармоничного развития выступает мотив координации — стремление комплементарных противоположностей к согласованному взаимодействию. Этот амфотерный (двуединый) мотив координации — в сущности есть абсолютный мотив эволюции, определяющий гармонию развития. Равно как и наоборот, мотив эволюции — есть стремление к единству и координации (согласованности) комплементарных противоположностей, порождающих новые продуктивные амфотерные образования.
Сегодня есть основания полагать, что устойчивое гармоничное развитие, основанное на принципе координации и самокоординации — есть возможное решение задачи достижения синергии мира и человека, а так называемая «управляемая эволюция» — выход за пределы человека, ведущий к его самоуничтожению.
Закон единства и координации комплементарных противоположностей. В отличие от диалектической (субординационной) парадигмы, в соответствии с которой в качестве источника и движущей силы развития определяется единство и борьба взаимоисключающих противоположностей, в новой парадигме законом развития является единство и координация комплементарных противоположностей [20,21,22,23,24]. Причем, координация не просто взаимосвязанных противоположностей, а взимодополнительных, подходящих друг к другу, как ключ к замку и порождающих во взаимодействии новые, более совершенные образования на природном, социальном и духовном уровнях жизнедеятельности. Итак, динамическая селективная координация по принципу гармонической комплементарности рассматривается нами как сущность организации и самоорганизации эволюционирующих систем в условиях возрастания свободы выбора. Причем, в новой парадигме развития субординация и координация комплементарны, при этом субординация является статической, консервативной, стабилизирующей, а координация динамической. Единство координационного и субординационного факторов в эволюционных процессах обеспечивает устойчивое развитие.
Методологический принцип гармонической комплементарности в Координационной парадигме развития качественно отличается от общепринятого методологического принципа дополнительности Нильса Бора, в соответствии с которым для воспроизведения целостности явления необходимо применять в познании взаимоисключающие противоположности, то есть органически несовместимые, диахронные, «дополнительные» классы понятий (например, корпускула или волна). Напротив, методологический принцип гармонической комплементарности (от слова комплемент - дополнение, но не комплимент - «дежурная» похвала) отличается тем, что в реальности и ее познании органически совместимые, взаимодополнительные гармонические противоположности соответствуют друг другу, способны синхронизироваться, симультанно и согласованно взаимодействовать [20,21,22,23,24]. Например, комплементарность в биохимии - способность к избирательному соединению или взаимное соответствие в химическом строении двух макромолекул, обеспечивающее их антипараллельное взаимодействие - спаривание двух нитей ДНК .
Методологический принцип амфотерной детерминации развития. Для описания продуктивной, гармонической двойственности автором статьи впервые был введен в психологию термин "амфотерность" (от греч. amphoteros – обоюдный, и тот и другой, двусторонний) [9,17,20,21,22]. Амфотерными свойствами обладают, например, аминокислоты и белки. Психологическая амфотерность - это способность субъекта в зависимости от внешних и/или внутренних условий природной, социальной и духовной среды избирательно проявлять противоположные, комплементарные психические свойства. Методологический принцип амфотерной детерминации развития интегрирует принцип детерминизма С.Л.Рубинштейна («внешнее преломляется через внутреннее») и принцип детерминизма А.Н.Леонтьева («внутреннее действует через внешнее и этим само себя изменяет») [20,21,22]. Такой амфотерный монизм отличается от материалистического монизма, дуалистического параллелизма и антиномического монодуализма С.Франка.
Амфотерность комплементарных противоположностей многогранна: левое-правое полушария головного мозга, анализ-синтез, внешнее- внутреннее, каузальное-телеономическое, психическое-физиологическое, объективное-субъективное, зрение-слух, ощущение- представление и т. д. Координируясь во взаимодействии, комплементарные противоположности воссоздают синергичное целое. В соответствии с принципом амфотерной детерминации развития, личность человека, как особенное, - есть субъект координации единичного и всеобщего, свободы и необходимости на природном, социальном и духовном онтологических уровнях. Сущность личности триедина, форма существования - амфотерна. В отличие от дуалистического психофизического параллелизма В.Вундта и др., координирующее взаимодействие комплементарных противоположностей, в соответствии с новой парадигмой развития, осуществляется антипараллельно, то есть в скрещении и обращении [22,24]. Не случайно в христианстве именно в крещении и обращении происходит преображение личности, объединяющей земное и возвышенное, конечное и бесконечное.
Принцип координации по закону хиазмы и ее обращения (революции). Амфотерная детерминация развития создает мотив самодвижения, самоосуществления, как стремление к единству и координации комплементарных противоположностей, порождающих продуктивные амфотерные образования, способные стать источником нового развития, которое осуществляется по двойной спирали. С точки зрения КПР пары комплементарных противоположностей, каждая из которых амфотерна, взаимодействуют антипараллельно - по закону хиазмы (перекреста) и ее обращения (переворота) [20,21,22,24]. В результате синхронизации и координации комплементарных противоположностей путем скрещения и обращения рождается ковалентная третья субстанция, которая, обладая новыми системными качествами, наследует и сочетает свойства двух порождающих, но не является их синтезом, как таковым и образует с ними синергичное гармоническое триединство (принцип амфотерного «третьего»). По закону хиазмы и ее обращения работают координационные механизмы деятельности амфотерного мозга, перекрестно-обращенных движений верхних и нижних конечностей при ходьбе, рефлекторных и обменных процессов, взаимодействия и отражения, целеобразования, обратной связи и др. [20,21,22,24]. Фундаментальный системный механизм селективной динамической координации, позволяющий отобразить «одно через другое» и осуществить обращение отображенного, является источником преобразований – креативным механизмом деятельности мозга, организма, субъекта. Объективируя «внутреннее через внешнее» и субъективируя «внешнее через внутреннее», можно осуществлять качественные преобразования, формируя новые функциональные системы, психические свойства и способности личности [17,20, 21,22,24].
Психология комплементарности. Основная идея психологии комплементарности, базирующейся на законах и принципах Координационной парадигме развития, состоит в том, что (в отличие от взаимоисключающих, амбивалентных отношений) амфотерные координационные соединения комплементарных стимулов, знаков, символов, образов, идей, а также актуальных и потенцируемых психических процессов, состояний и свойств личности, стимулируют нейрональную пластичность, обладают развивающим, психокоррекционным и терапевтическим эффектами. Соединяясь и координируясь, комплементарные противоположности порождают новое образование – продуктивное, «амфотерное третье». Исходя из этого определения, парные анализаторы различных модальностей восприятия являются комплементарными. На принципе гармонической комплементарности построены не только взаимодействие полушарий головного мозга, структура ДНК, Система психологической координации в ЛОК-терапии, синергической интерактивной музыко-цвето-терапия (СИМ), но, если смотреть предельно широко, - гармония развития в целом. Различные формы и способы координирующего межличностного взаимодействия по принципу гармонической комплементарности играют важную роль в когнитивном развитии человека, в усвоении им культурно-исторического опыта. Формирование комплементарной психологии, то есть способности увидеть в другом не врага своего, а собственное дополнение до целого, - ключ к преодолению конфликтов, в том числе и политических [22,23,24]. Поэтому гармоническая комплементарность становится универсальным принципом, определяющим синергизм постиндустриальной персоналистической культуры [16].

ЭВОЛЮЦИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МОЗГА

Отметим, что традиционно в нейронауках эволюция нервной системы определялась доминирующей ролью субординационных связей. Как мы неоднократно отмечали, субординационный подход, основанный на выявлении управляющих центров и управляемых исполнительных структур и механизмов, на вертикальной организации и управлении, безусловно, был плодотворным, однако он может быть дополнен комплементарным координационным подходом. Есть основания полагать, что сегодня происходит смена парадигмы в науках о мозге: от локализационизма и модулярности к интерактивности и координационной парадигме развития. Вместе с тем надо отметить, что вплоть до последнего времени координационные способности мозга человека практически не изучались и теоретически не обосновывались. Исключение составляют механизмы сенсомоторной координации, координации движений, однако, как правило они теоретически обосновывались на уровне рефлексов (например, реципрокная координация движений при ходьбе). Напротив, в наших работах координация рассматривалась не только как рефлекторная деятельность мозга и организма, но и как творческая селективная деятельность субъекта, его особая координационная способность осуществлять согласование комплементарных явлений. При этом и, собственно, рефлекторную деятельность (например, условные рефлексы) можно рассматривать как психофизиологическую форму селективной динамической координации по закону хиазмы и ее обращения. С позиций КПР ассоциативные механизмы деятельности мозга, психики впервые рассматриваются как координационные по своей сути [20,21,22,24]. Эволюция координационных («ассоциативных») систем мозга становится показателем филогенетического статуса вида и его адаптивных возможностей, во многом определяя уровень развития аналитико-синтетических способностей мозга и способности к формированию поведенческих программ.
Анализируя эволюцию интегративной деятельности мозга с новых позиций, выделим расширение функциональной значимости координационных связей. Например, перекрестно-модальная селективная координация комплементарных ощущений и представлений в процессе сенсорно-перцептивной деятельности развивает креативные синестетические способности, интуицию, эмоциональную отзывчивость, творческое воображение, улучшает аналитико-синтетическую деятельность мозга, стимулирует нейрональную пластичность. Как известно, нейроны, активизирующиеся несогласованно, не способны связываться друг с другом. Напротив, в условиях, требующих симультанной активации определенных нейронов, между ними возникают координационные связи. Поэтому селективная динамическая координация в распределенных нейронных сетях (нейродинамическая координация) может рассматриваться в качестве основного механизма самоорганизации мозга. Создание условий для устранения дискоординаций в деятельности мозга, которые, с позиций КПР, лежат в основе многих психических расстройств, способствует достижению стойкой ремиссии, например, при шизофрении.


БАЗОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ КРОССМОДАЛЬНОЙ СЕНСОРНОЙ КООРДИНАЦИИ

Теоретико-экспериментальные исследования, которые легли в основу КПР и СПК с мотивационным эффектом обратной связи, проводились автором статьи, начиная с 1983 г. [13,14]. Интерпретация результатов этих исследований осуществляется с учетом новых тенденций в науках о мозге. В нашем диссертационном исследовании была впервые выявлена естественная возрастная динамика способности кроссмодальной сенсорной координации и доказано, что синестетические координационные способности, как личностные образования, могут быть развиты в онтогенезе. Автором статьи был разработан ряд экспериментальных и формирующих координационных методик: Звуко-цветового симультанирования (ЗЦС), Темброво-колористическая инструментовка, Образ движения, Аудио-визуальное симультанирование (АВС), Модифицированная методика личностных конструктов Келли. В дальнейшем на основе этих методик был разработан метод координации, который оказался весьма эффективным для создания психотехнологий развития личности, психокоррекции и психотерапии [15,17,18,19,20,21,24,25,30,31]. В диссертационном исследовании впервые экспериментально была доказана возможность применения цветового ряда (например, цветовых карт Люшера) для оценки характера музыкальной композиции и установления статистически значимого соответствия (координации) между психоэмоциональными состояниями человека, цветом, и музыкой. Методика ЗЦС, которая являлась основной экспериментальной методикой в нашем диссертационном исследовании, включает амфисенсорное воздействие и согласование, т. е. координацию музыкального и ряда цветовых стимулов, предъявленных симультанно [13,14]. Как показали наши экспериментальные психологические исследования (на выборке более 600 испытуемых), в естественной возрастной динамике наблюдается регресс способности кроссмодальной сенсорной координации, оцененный по методике ЗЦС, причем, критическим является возраст 9-11 лет [13;14;18]. Называя способность ЗЦС-координации имманентной, мы подчеркивали, что она не является результатом какого-либо вида научения [22]. В результате четырех занятий, проведенных по методике ЗЦС (без использования приемов обучения), во всех возрастных группах у детей наблюдалось улучшение показателей по ЗЦС относительно экспертных оценок, о которых участники эксперимента не информировались. Заметим, что испытуемые не имели опыта синестетической цвето-музыкальной координации, ибо в отличие от современного периода, во время постановки эксперимента в теории и практике музыкального воспитания детей не существовало методики использования цветовых карт для невербальной оценки эмоционального характера музыкальных произведений [2].
Наши дальнейшие исследования показали, что перекрестно-модальная селективная координация комплементарных ощущений и представлений в процессе сенсорно-перцептивной деятельности развивает творческое воображение, интуицию, эмоциональную отзывчивость, продуктивное мышление, когнитивные и креативные способности. Для этого субъект, используя одновременно не менее двух из пяти органов чувств, координирует гетеромодальные стимулы и приобретает новый сенсорный и эмоционально-когнитивный опыт. Применение методик звуко-цветовой и аудио-визуальной симультанной координации (АВС-координации) стимулирует процессы динамической селективной рекомбинации нейронных сетей с целью восстановления угасающих синестетических координационных способностей и первичной креативности [22,24].
Отметим, что селективная координационная способность звуко-цветового симультанирования (ЗЦС) носит имманентный характер, т. е. органично присуща ребенку, равно как и другие координационные способности, которые развиваются в соответствующих видах деятельности. Однако, когда социальная ситуация развития носит деструктивный характер и не создает условий для потенцирования творческих координационных способностей, они постепенно угасают, но могут быть восстановлены и развиты при создании определенных условий деятельности. Для доказательства этого важного теоретического положения в нашей диссертационной работе было проведено исследование воздействия социально-психологических факторов на возрастную динамику способности кроссмодальной селективной координации, оцененную по методике ЗЦС. Эти теоретико-экспериментальные исследования 1983-1986 г., основанные на традициях отечественной психологии, опровергали центральное положение гештальтистов о том, что структурность, целостность восприятия есть его изначальное качество, а не продукт развития, включающего наряду с предметностью детского восприятия продуктивные и репродуктивные социально-психологические факторы [13;14].
Принципиально важным как с теоретической, так и с практической точек зрения является вывод о том, что в отличие от условного рефлекса, способность ЗЦС-координации угасает не в отсутствии подкрепления, а в условиях репродуктивной, стереотипной деятельности, блокирующей творческую активность. Социальное блокирование креативности, жесткая однозначность знаний, получаемых учащимися, узкий круг обобщений, усвоение шаблонов и стереотипов, авторитарный (субординационный) стиль межличностного взаимодействия приводят к угасанию творческих координационных способностей личности, что, в свою очередь, в дальнейшем приводит к снижению нейрональной пластичности и становится пусковым механизмом формирования аддикций.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
И КООРДИНИРОВАННОСТЬ КАК ЛОВКОСТЬ

Отметим, что иногда встречающееся понимание координационных способностей человека как спортивных, физических с позиций новой Координационной парадигмы развития является методологической ошибкой. В психологии спорта термин «координационные способности» вплоть до последнего времени не имел существенного значения и даже четкого определения. Так в фундаментальной хрестоматии «Спортивная психология в трудах отечественных специалистов», изданной под. ред. докт. психол. наук И. П. Волкова [27], понятие «координационные способности» отсутствует, а термины «ловкость» и «координация движений» встречаются редко. В этой хрестоматии более определенно представлены лишь способности к конкретным видам упражнений и видам спорта. В книге видного российского психолога, профессора Е.В.Ильина «Психология спорта», изданной в серии «Мастера психологии» [7], термин «координационные способности» отсутствует, но вполне правомерно и грамотно применяется общепризнанный термин «координированность»: «Способность человека управлять согласованностью и соразмерностью движений, и удерживать необходимую позу называется координированностью» [7;с.111]. Анализируя виды координированности спортсмена, проф. Ильин пишет: «Координированность проявляется в ручной ловкости, телесной ловкости (и ее разновидности — юркости) и меткости, которые можно рассматривать как самостоятельные психомоторные качества» [7;с.112]. Аналогичная ситуация наблюдается в подавляющем большинстве учебников, учебных пособий, монографий, написанных известными отечественными и зарубежными специалистами по общей и спортивной психологии, где «координационные способности» даже не упоминаются. Наряду с этим в последнее время наблюдается рост русскоязычных интернет-публикаций по спортивной психологии, в которых все чаще используется понятие «координационные способности», не являющееся общепринятым. В связи с чем необходимо подчеркнуть, что для избегания терминологической путаницы следует четко различать спортивные координационные способности, как редко употреблявшийся синоним ловкости [1] или координированности [7], и основанный на законах и принципах координационной парадигмы развития, ранее неописанный в психолого-педагогической науке новый вид общих (универсальных) способностей, во многом определяющих психические возможности обучаемости, интеллекта, креативности и развития личности. Спортивные координационные способности с позиций новой парадигмы развития являются не более чем одной из частных форм общих координационных способностей личности, психофизиологической основой которых является пластичность ВНД. Осуществляемая в последнее время некоторыми спортивными психологами некорректная попытка на основе «ловкости» отождествить общее и частное понимание категории «координационные способности», в действительности приводит к еще большей путанице и дискоординации понятий не только в самой методологии и теории спортивных способностей, но и в психолого-педагогической науке в целом. Координационные способности человека, как и любые иные, развиваются в деятельности. Другими словами, развитие способов и форм селективной динамической координации и соответствующих координационных способностей осуществляется в различных видах и формах деятельности. Так, например, развитие двигательных координационных способностей музыканта-исполнителя (пианиста, скрипача и др.) обладает своими специфическими особенностями, отличными от спортивной ловкости, а музыкальное обучение в целом действительно развивает не только двигательные, но и эмоционально -интеллектуальные, когнитивные, духовные, творческие координационные способности личности. Следует отметить, что в отдельных видах спорта, таких как художественная гимнастика, фигурное катание, а также в аэробике, спортивных танцах, ритмической гимнастике и т.п., особенностью которых является движение под музыку, возникает комплементарное соединение спортивных и музыкальных координационных способностей, обладающее развивающим эффектом. С позиций координационной парадигмы развития, специальная лечебная физкультура (ЛФК), выполняемая под музыку, также обладает высоким терапевтическим потенциалом и гармонизирует психическую деятельность в целом, так как восстанавливает и развивает комплексные координационные способности пациентов. Здесь возникает впервые выделенный в нашем диссертационном исследовании эффект скоординированной симультанности, то есть динамической селективной координации комплементарных противоположностей, но не посредством согласования музыки и цвета или рисования музыки в процессе ее восприятия, а симультанной координации музыки и ритмизированных телесных движений субъекта. Аналогичным эффектом развития комплексных координационных способностей обладает танцевальная терапия.
Эволюция универсальных селективных координационных способностей в сенсорно-перцептивной, когнитивной, коммуникативной, творческой и др. видах деятельности рассматривается автором статьи в качестве главного фактора культурно-исторического развития человека как в онто- так и в антропогенезе. Поэтому, говоря о двигательной координационной способности с позиций новой парадигмы развития, мы далеко выходим за рамки предмета спортивной психологии. Например, в условиях активного действия субъекта координационная способность его реципирующей системы осуществлять двигательную динамическую селективную координацию со свойствами воздействующих предметов и явлений, играет ведущую роль в формировании адекватного психического образа и восприятии предметного мира в целом. Поэтому изучение универсальных координационных способностей мозга, организма, психики, личности человека должно стать объектом исследования общей психологии, физиологии ВНД, нейропсихологии, медицины, педагогики, искусствоведения и др. смежных областей знаний.
С методологической точки зрения, говоря о координации движений в спортивной психологии, было бы корректно указывать дескриптор «спортивные» координационные способности или использовать профессиональный термин «координированность». В противном случае допускается грубая методологическая ошибка, совершая которую некоторые спортивные специалисты дописались до того, что развитие координации движений в спорте играет чуть ли не определяющую роль в развитии интеллектуальных и духовных способностей. Следуя этой логике, наиболее высоким уровнем интеллекта и духовности должны обладать некоторые животные, у которых «спортивные», физические координационные способности (ловкость) более развиты, чем у человека. Новый путь эволюции человека не может проходить только через развитие физических координационных способностей, ставших миллионы лет назад важной предпосылкой для превращения обезьяны в человека (бипедия - прямохождение гоминидов). Будущее сегодня детерминируется развитием новых форм и способов динамической селективной координации и соответствующих координационных способностей, которые позволяют осуществлять селекцию и согласование комплементарных противоположностей на природном, социальном и духовном онтологических уровнях по закону хиазмы и ее обращения (революции). Создавая в настоящем условия для их формирования, мы фактически детерминируем будущее. Это и есть инновационные технологии формирования будущего, не требующие, в отличие от трансгуманизма, выхода за пределы человеческой сущности.

СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ (СПК)
С МОТИВАЦИОННЫМ ЭФФЕКТОМ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Итак, для формирования и развития универсальных селективных координационных способностей личности не достаточно выполнять физические упражнения на координацию движений. Для достижения этой цели автором статьи на основе законов и принципов Координационной парадигмы развития разработана Система психологической координации (СПК) с мотивационным эффектом обратной связи, представляющая собой совокупность психологических методов и средств, обеспечивающих развитие психофизических, социальных и духовных координационных способностей человека. Универсальные координационные способности проявляются в различных способах и формах селективной динамической координации. Например, способность интермодальной сенсорно-перцептивной координации проявляется в формах: звуко-цветовой симультанной координации (ЗЦС-координации), аудио-визуальной симультанной координации (АВС), арома-звуко-цветовой координации (АЗЦК) и др. Таким образом, с помощью инновационных технологий СПК осуществляется, основанное на субъектно-деятельностном подходе, развитие различных координационных способностей: сенсомоторных, психомоторных, интермодальных сенсорных, перцептивных, аттенционных, мнемических, имажинативных, поведенческих, когнитивных, вербальных, коммуникативных и др. С позиций этого революционного подхода, осуществляемое с помощью СПК формирование и развитие универсальных (общих) координационных способностей личности, стимулирует нейропластичность и позволяет не только эффективно проводить медико-психологическую реабилитацию, саморегуляцию и оздоровление пациентов различных возрастных и нозологических групп, но и осуществлять модернизацию способностей человека, значительно расширяя диапазон его потенциальных и актуальных возможностей.
Важно подчеркнуть, что с позиций новой Координационной парадигмы развития существует широкий класс общих, специальных и профессиональных координационных способностей личности, далеко выходящих за рамки спортивных: творческие; научные; гуманитарные; инженерные и др. Причем, развивая общие координационные способности личности по Системе психологической координации, можно создавать условия оптимальные для формирования и развития специальных и профессиональных координационных способностей.
В отличие от трансгуманистических «Н+» технологий, Личностно-ориентированные технологии модернизации и потенцирования способностей человека, основанные на принципах и законах Координационной парадигмы развития и Системы психологической координации (КПР и СПК) И.М.Мирошник, стимулируют нейрональную пластичность и развивают координационные способности без грубого искусственного вмешательства в деятельность мозга. Эти личностно-ориентированные ВГТ позволят сформировать элитные национальные кадры, которые смогут сами проектировать оптимальное будущее, отвечающее интересам, ценностям, экспектациям и культурно-историческим особенностям нации. Отметим, что КПР может рассматриваться как методологический базис не только в психологии, но и в других областях человеческой деятельности. Так, например, при организации экономического и политического взаимодействия в союзе нескольких стран, как равноправных субъектов, Координационная парадигма развития приходит на смену устаревшему диалектическому принципу субординации (подчинения) и позволяет реально организовать координацию и взаимопроникновение экономик и культур, обеспечивая гармоничное, взаимовыгодное развитие взаимодействующих субъектов.
Развитие координационных способностей политиков, руководителей, менеджеров высшего звена, государственных служащих, бизнес-элиты, психологов, медиков, педагогов, работников культуры является важным фактором, определяющим возможность и необходимость установления соответствия между реальным настоящим и идеальным будущим.
Теоретическая модель и инновационная технология формирования гармоничного образа будущего. Существенную роль в Системе психологической координации играет новая теоретическая модель и технология формирования гармоничного образа будущего, которая базируется на принципе амфотерной, двойственной детерминации развития (каузальной и телеономической) [17,20,21,22,24,30,31]. В процессе направленной трансформации психических состояний и свойств субъекта, в поле напряжения необходимого и возможного формируется мотив координации комплементарных противоположностей: актуального и потенциального, имманентного и трансцендентного, внешнего-внутреннего; каузального и телеономического, устойчивости и изменчивости, необходимости и свободы. Для возникновения мотивации самодвижения субъект трансформации должен осознать необходимое и возможное, то есть выразить, объективировать во внешних образах актуальное (каузальное) состояние и желаемое (возможное, телеономическое) состояние или свойство (образ-проект идеальной цели), например, с помощью художественных мультимедийных (аудио-визуальных) образов, а также художественных образов- персонажей литературы, кинематографии и других видов искусств. Опосредствованное объективированными образами психических состояний (свойств) личности, действие-осознание рассогласования необходимого и возможного выступает как мотив координации, запускающий процесс направленной трансформации субъекта: от актуального психического состояния - к желаемому (возможному или требуемому). Для реализации этой технологии в СПК с мотивационным эффектом обратной связи создаются психометрические пространства типологизированных художественных образов: литературных, поэтических, музыкальных, изобразительных, пластических, графических, драматургических, кинематографических и др., которые в совокупности задают мультимодальные психоэстетические координаты гармоничного развития личности [17,18,21,22]. Как показали наши многолетние исследования, возникающее в процессе творческого эстетического восприятия самодвижение личности путем динамической селективной координации с шедеврами отечественной и мировой персоналистической культуры, представленными в психометрических пространствах типологизированных художественных образов, обладает мощными развивающим и терапевтическим эффектами, повышает личностный потенциал. Психопрактика объективации актуального и потенциального «Я» в психометрические и художественные образы, создавая новые эмоциональные и когнитивные координационные связи, стимулирует нейропластичность, развивает когнитивные и креативные координационные способности, позволяет гармонизовать личность, а также значительно снизить показатели депрессии, агрессии, тревоги. Персоналистическая культура интегрирует выдающиеся произведения литературы, музыки, поэзии, живописи, кинематографии, театрального и других видов искусств, творческое восприятие которых вызывает общий подъем чувства Личности, ее собственного достоинства.
Итак, многое из того, что определит наше будущее в мировой экономической системе, решается именно сегодня. Разработка и внедрение личностно-ориентированных ВГТ, направленных на развитие универсальных селективных координационных способностей и оздоровление человека, реституцию семьи и духовных ценностей могут способствовать успешному решению задачи модернизации экономики в период становления VI технологического уклада [24].
Психологическое сопровождение в условиях рекреации по Системе психологической координации. Координационная парадигма развития и Система психологической координации с мотивационным эффектом обратной связи (СПК) И.М.Мирошник являются методологическим и методическим базисом Рекреационной психологической помощи, которая позволяет осуществлять оптимизацию психических процессов, состояний и свойств личности в целях повышения уровней психофизического, социального и духовного здоровья. С помощью амфотерных, диагностико-коррекционных психотехнологий, включенных в СПК: «ЗЦС», «АВС», «Координирующая психологическая картинная галерея», «Арома-Звуко-Цветовая координация» (АЗЦК), «Темп», «Баланс», «Я и другие», «Тонус», «Цвет сна» и др., а также авторских видеотренингов для проведения аудио-визуальной психокоррекции осуществляется развитие различных способов и форм селективной динамической координации и соответствующих координационных способностей мозга, организма и личности человека: симпатического и парасимпатического отделов ВНС; полушарий головного мозга; произвольного внимания; сенсомоторой; перекрестно- модальной; мнестической; поведенческой; коммуникативной; вербальной; эмоционально-когнитивной; «Я-реального» и «Я-идеального»; актуальных и потенцируемых состояний и свойств; мотивационно-смысловой и др. [3,5,9,11,21,22,24]. В СПК комплементарные стимулы, символы, знаки, образы, понятия используются не для образования ассоциативных связей, психофизиологической основой которых является условный рефлекс, а с целью формирования творческого механизма динамической селективной координации комплементарных противоположностей, позволяющего потенцировать универсальные координационные способности личности и развивать пластичность мозга.
В целом СПК с мотивационным эффектом обратной связи является высокоэффективным немедикаментозным средством, регулирующим состояние стресс-лимитирующих систем и нейрональную пластичность. Инновационные технологии Системы психологической координации успешно применяются для улучшения обучаемости, саморегуляции, повышения творческого потенциала, модернизации способностей и гармонического развития личности.
КПР и СПК И.М.Мирошник являются основополагающими в аудио-визуальной системе компьютерной музыко-цветодинамической терапии «Тоника» [3,15,18], реализующей «Способ направленной регуляции психоэмоционального состояния человека» (Патент РФ на изобр. №2033818), Личностно-ориентированной компьютеризированной психотерапии (ЛОК-терапии) [18,30], Рекреативной эстетической психокоррекции [21,22,24] и других инновационных технологиях, разрабатываемых автором статьи совместно с к.т.н. Е.В.Гаврилиным. ЛОК -терапия по Системе психологической координации реализована в мультимедийных программах для персонального компьютера (CD “Интерактивный Психологический Театр»), которые моделируют профессиональные сеансы психологического консультирования и психотерапии в среде мультимедиа. Аудио-Визуальная Система (АВС) «Тоника» и Программно-методический комплекс ЛОК-терапии были удостоены бронзовой и серебряной медалей на международной выставке инноваций в Брюсселе («BRUSSELS EUREKA '98", 47th World Exhibition of Innovation, Research and New Technology).
Эффективность применения Системы психологической координации с мотивационным эффектом психометрической обратной связи для психологического сопровождения в условиях рекреации доказана опытом многолетней работы санаторно-оздоровительных учреждений Украины [3,4,5,6,8,10,11,22,25,26,32]. Например, в соответствии с Методическими рекомендациями МОЗ Украины средствами ЛОК-терапии по Системе психологической координации осуществляется опосредование лечебных процедур и потенцирование позитивных психосоматических состояний. Для этого применяется инновационная авторская Технология потенцирования позитивных (требуемых, желаемых) психосоматических состояний с применением метода Арома-Звуко-Цветовой (визуальной) координации (АЗЦК Мирошник), в соответствии с которым осуществляется попарное перекрестно-модальное согласование комплементарных рядов разнохарактерных эстетических стимулов (ароматических, музыкальных, цветовых, изобразительных, тактильных, вкусовых) между собой и/или с актуальными и потенцируемыми психоэмоциональными состояниями, объективированными с помощью вербальных и невербальных психодиагностических методик с обратной связью (например, «Тонус» и «Баланс») [21,22,24,25]. То есть формирование необходимого психосоматического состояния осуществляется посредством активной перекрестно-модальной координации эстетических стимулов, выражающих это состояние, а также его вербальных дескрипторов. Такой процесс интермодальной координации синестетических образов и ощущений требуемого психосоматического состояния в единстве с психологической установкой развивает координационные способности пациента и формирует качественно новую функциональную психическую систему, вытесняющую сложившийся ранее психопатологический комплекс и блокирующую механизмы возникновения и развития психосоматического заболевания. С целью повышения эффективности этой процедуры в СПК применяются: координирующий цвето-психологический светодиодный фрейм Мирошник; нейрогимнастика с перекрестно- обращенными движениями; методика «Темп» для тренинга произвольного внимания и темпа сенсомоторных реакций, а также повышения работоспособности нервной системы и улучшения координации полушарий головного мозга. В результате применения инновационной Системы психологической координации происходит отчетливая стимуляция нейропластичности в ЦНС, мозг производит нейротрофины и создает новые нейрональные контуры, улучшающие память, стимулирующие креативное мышление, когнитивную деятельность, гармонизирующие психоэмоциональное состояние.
Для потенцирования позитивных психических свойств, оптимизации «Я-концепции» личности применяется инновационная психотехнология, включающая методику «Я и другие» в сочетании с методом «Арома-Цвето-Музыкальный психологический портрет» (И.М.Мирошник) и библио-кинотерапией с помощью DVD “Психологический кинотеатр» (Мирошник И.М., Гаврилин Е.В., 1996 г.). Для гармонизации конфликтных межличностных отношений, семейного психологического консультирования, коррекции сексуальных нарушений и др. применяется «Технология перекрестно-обращенной координации межличностных отношений» (Мирошник И.М., 1996).
Особенно эффективна ЛОК-терапия по СПК для коррекции и профилактики психических нарушений в период кризиса подросткового возраста и поэтому может также успешно применяться в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа [9,10,11,26]. Как показали многочисленные практические исследования: И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилин,1993-2012; Н.В.Сакун,2001 (санаторий для детей с родителями «Приморье»); В.А.Журавлев, 2003 (кардиологический санаторий «Роща»); Г.Д.Кулик, 2006 (детский оздоровительный санаторий «Смена»); И.Н.Соболь, 2007-2008 (детский санаторий им. Т.Г.Шевченко); Б.В.Михайлов, А.И.Сердюк, 2008-2012 (санаторий «Курорт Березовские минеральные воды»); А.И.Креслов 2009-2012 (детский клинический санаторий им. Н.К.Крупской); С.П. Запорожану, 2010-2012 (санаторий «Утес») и др., применение Системы психологической координации в ЛОК-терапии и других инновационных технологиях, основанных на Координационной парадигме развития, существенно, на 25-30%, повышают эффективность медико-психологической реабилитации. Эти практические исследования убедительно свидетельствуют в пользу того, что Личностно-ориентированные ВГТ, основанные на Координационной парадигме развития и Системе психологической координации, отвечают вызовам времени и могут обеспечить повышение качества жизни, улучшение состояния здоровья; создают оптимальные условия для раскрытия резервных возможностей мозга, эволюции способностей человека, при сохранении его самоидентичности и высокой адаптивной пластичности. Теоретические положения Координационной парадигмы развития, инновационные технологии Системы психологической координации и основанные на них личностные психопрактики могут быть успешно применены в медицине, образовании, психологии и рекреации.

Л и т е р а т у р а

1. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. — М.. Физкультура и спорт, 1991. — 288 с.
2. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду/Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман — М.: Просвещение, 1983. —255 С.
3. Гаврилин, Е.В. Методология и практика ЛОК-терапии по Системе психологической координации И.М.Мирошник в условиях санатория /И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилин// Вестник физиотерапии и курортологии. — 2011. — №4 —С.195—198.
4. Журавлев, В.А. Опыт апробации и внедрения личностно-ориентированной компьютерной психотерапии в кардиологическом санатории «Роща»/ В.А.Журавлев, Т.А.Приходько // Актуальные аспекты санаторно-курортной реабилитации: Матер. научно-практ. конф. — Харьков, 2003. — С.113—114.
5. Запорожану, С.П. Медико-психологическая реабилитация в санаторно-курортных условиях с применением Системы психологической координации И.М.Мирошник / С.П.Запорожану, Р.В.Светенко //Вестник физиотерапии и курортологии. — 2010. — №2. — С. 59 —61.
6. Запорожану, С.П. Высокие гуманитарные технологии персонализированной медицинской реабилитации по инновационной Системе психологической координации И.М.Мирошник в санатории «Утес» (Актуальные вопросы организации курортного дела, курортной политики и физиотерапии: Материалы XII конгресса физиотерапевтов и курортологов АРК) /С.П.Запорожану, И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилин, Р.В.Светенко, Т.А.Зеникова// Вестник физиотерапии и курортологии. —2012. —№2. — С.146.
7. Ильин Е.П. Психология спорта.— СПб.: Питер, 2008. — 352 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
8. Каладзе, Н.Н. Личностно-ориентированная компьютеризированная психотерапия И.Мирошник и Е.Гаврилина – инновационный метод курортной и восстановительной медицины/ Н.Н.Каладзе // Физиотерапия, курортология, медицинская реабилитация: стратегия и перспективы дальнейшего развития: Матер. Х Межд. научно-практ. конф. (Дополнение к журналу Вестник физиотерапии и курортологии) — 2010. — №3 —С.36—38.
9. Креслов, А.И. Медико-психологическая реабилитация и развитие личности подростков в санаторно-курортных условиях с применением Системы психологической координации И.М.Мирошник /А.И.Креслов, И.В.Кольцова // Вестник физиотерапии и курортологии. —2009. —№4. — С. 54—60.
10. Креслов, А. И. Психологическая помощь детям с ортопедической патологией по Системе психологической координации И.М.Мирошник на санаторно-курортном этапе реабилитации/ А. И. Креслов //Актуальные вопросы медицинской реабилитации, курортологии и физиотерапии взрослых и детей: Матер. ХI межд. научно-практ. конф. ВАФК (Дополнение к журналу Вестник физиотерапии и курортологии). — 2011. — №3 —С.139—140.
11. Креслов, А.И. Применение Системы психологической координации И.М.Мирошник для оптимизации санаторно-курортной реабилитации детей и подростков с ортопедической патологией/А.И.Креслов, И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилин// Материалы научно-практической конференции с международным участием, посвященной 150-летию курорта "Березовские минеральные воды" и 50-летию каф. психотерапии ХМАПО. Т.2.—Х.: Клинический санаторий "Курорт Березовские минеральные воды" (10-12 окт. 2012 г). Додаток до журналу "Медичні Дослідження". — С.128 —-130.
12. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики/ А.Маслоу. —Спб.: Евразия, 1997.
13. Мирошник, И.М. Возрастная динамика феномена звукоцветового симультанирования /И.М.Мирошник // Новые исследования в психологии. — М.,1990. — № 2. — С. 29—33.
14. Мирошник, И.М. Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися: Автореф. дисс. … канд. психол. наук./ И.М.Мирошник. — М., 1990.
15. Мирошник, И.М. Опыт клинического применения компьютерной системы "Тоника" в лечебно-диагностической работе/ И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилин //Психическое здоровье населения России: Матер. Всерос. научн.-практ. конф.—М.; Ижевск, 1994. — С.267-269.
16. Мирошник, И. Индивид, личность, постиндустриальное общество/И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилин// Свободная мысль (теоретический и политический журнал). —1996. —№7. —С.102-116.
17. Мирошник, И.М. Метод психологической реабилитации личности в условиях трансформации социальной системы. Аннотация дисс. … д-ра психол. наук. — Ин-т психологии РАН, рег. №14206/6215—1 (от 16.12.1999).
18. Мирошник, И. М. Основы личностно-ориентированной компьютеризованной психотерапии: монография/ И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилин. — Харьков: Рубикон,1999. — 240 с.
19. Мирошник, И.М. ЛОК-терапия и синергическая музыкоцветотерапия как базовые методы рекреативной психологической помощи/ И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилин//Вестник физиотерапии и курортологии. —2008. —№3. — С.25—32.
20. Мирошник, И.М. Метод психической координации и феномен синестезии/ И.М.Мирошник // Синестезия: содружество чувств и синтез искусств: Матер. междун. научно-практ. конф. — Казань: КГТУ им. А.Н.Туполева, 2008. — С.39—44.
21. Мирошник,И.М. Рекреативная эстетическая психокоррекция/ И.М.Мирошник//Вестник физиотерапии и курортологии. — 2009. —№2. — С.46—47.
22. Мирошник, И.М. Координационная парадигма развития как методологический базис рекреативной психологической помощи на курортном этапе медицинской реабилитации / И.М.Мирошник//Вестник физиотерапии и курортологии. —2010. —№4. — С.63—74.
23. Мирошник, И.М. Координационная парадигма развития в аспекте нового мировоззрения и методологии психологической помощи. (Текст доклада на XI конгрессе физиотерапевтов и курортологов АРК. — Евпатория, 5-6 апр., 2011). — Электронный ресурс: http://library.by/portalus/modules/psychology/readme.php?subaction=showfull&id=1315213836&archive=&start_from=&ucat=22&category=22
24. Мирошник, И.М. Координационная парадигма развития и высокие гуманитарные технологии/ И.М.Мирошник // Вестник физиотерапии и курортологии — 2012. — №1 —С.50-62.
25. Сердюк, А.И. ЛОК-терапия Мирошник и Гаврилина как инновационный метод психотерапии в санатории «Березовские минеральные воды»/ Р.В.Будаев, А.И.Сердюк//Вестник физиотерапии и курортологии. — 2009. —№2. —С. 116.
26. Соболь, И.Н. ЛОК-терапия И. Мирошник и Е. Гаврилина как метод психокоррекции и развития личности детей и подростков в период санаторно-курортной реабилитации/И.Н.Соболь//Мир психологии. —2008. —№3 (55). —с.186—197.
27. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция И. П. Волкова. — СПб.: Питер, 2002. — 384 с: ил. — (Серия «Хрестоматия по психологии»).
28. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности: Избр. тр.: В 2 т./ Д.И.Фельдштейн.— М., 2005.— Т.2.—С.199.
29. High Hume (биовласть и биополитика в обществе риска)/В.Ф.Чешко, В.И.Глазко. — М., 2009.
30. Особистісно-орієнтована комп'ютеризована психотерапія. Методичні рекомендаціі. Установа-розробник: Харьківська медична академія післядипломної освіти. Укладачі: І. М.Мірошник, Є.В.Гаврилін. Харьків —2001.
31. Miroshnik, Irina. The Amphoteric psychotechnology in POC-THERAPY/ I.Miroshnik, E.Gavrilin// Psychiatry: Uniqueness and Universality, July 12- 16, 2006, World Psychiatric Association (WPA) International Congress, PP.432 (Poster session). — Istanbul, Turkey, 2006—P.354.
32. Miroshnik, I. Application of POC-therapy in sanatorium conditions (13th AEP Congress, Munich, Germany. Poster session: Interdisciplinary II, P- 06-15) / I.Miroshnik, E.Gavrilin, B. Mykhaylov // European Psychiatry. —2005. — Vol. 20, Supplement 1. — P. 223—229.

Автор статьи: Мирошник Ирина Макаровна, кандидат психологических наук, г. Москва.
Директор Центра комплементарной психологии и ЛОК-терапии, г. Харьков.
Miroshnik Irina Makarovna, Candidate of Psychology, Moscow.
Director of the Center for Complementary psychology and POC-therapy, Kharkov.

Статья опубликована: Мирошник, И.М. Развитие универсальных координационных способностей и стимуляция нейропластичности по системе психологической координации в условиях санаторно-курортной рекреации / И.М.Мирошник//Вестник физиотерапии и курортологии. —2013. —№2.— С.97—107.

Опубликовано на Порталусе 15 июля 2013 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): координационные способности, нейропластичность, система психологической координации, трансгуманизм, эволюция, «H+», Координационная парадигма развития, личность, рекреация, будущее, transhumanism, «H+», coordinational paradigm of development, universal coordinational abilities, neuroplasticity, personality, recreation, future



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама