Рейтинг
Порталус

ОСТРОВСКИЙ. ОН ДАРИЛ ЛЮДЯМ СВЕТ И НАДЕЖДУ

Дата публикации: 29 апреля 2014
Автор(ы): Таиса КОЗЛОВА, студентка Высшего института управления
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ФИЛОСОФИЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1398765761


Таиса КОЗЛОВА, студентка Высшего института управления, (c)

Известный миру автор романа "Как закалялась сталь" Николай Островский начал работать над своим произведением при помощи тоанспаранта. Слепой, неподвижный человек водил карандашом по прорезям в картонной папке: буквы наползали одна на другую в неровных строчках. И книгу стали писать под диктовку его друзья и родные. Впервые главы романа "Как закалялась сталь" появились на страницах журнала "Молодая гвардия" N 4 в 1932 году, а затем в издательстве "Молодая гвардия" вышла отдельная книга. Роман сразу же после выхода в свет получил признание особенно у молодых читателей, а его автор снискал любовь и уважение. О судьбе Павки Корчагина читали вслух на комсомольских собраниях, в библиотеках записывались в очередь за романом. -"Жизнь бессильна меня ограбить, - писал в 1936 году Н. Островский, - книга переводится на голландский, чешский, греческий и болгарский языки. На днях закончатся переговоры в Англии и Франции о ее издании. Намечаются издания в Швеции, Норвегии, Дании..."

Писатель, награжденный орденом Ленина, бригадный комиссар. Таким увидел Николая Островского немецкий художник-антифашист Генрих Фогелер и создал его портрет, который передал Николаю Алексеевичу вместе с письмом: "Дорогой товарищ Островский. Для меня было художественным переживанием писать ваш портрет. Надеюсь, что многим портрет этот расскажет о Вашем сильном характере и Вашей творческой силе, дающей такие художественные картины борьбы с нашим врагом". Борьбу с врагом продолжил Николай Островский и своим новым антифашистским романом "Рожденные бурей". Над этой книгой он работает в московской квартире в последний год своей жизни. В двух комнатах небольшой квартирки писателя сохранилось все так, как было при нем. В кабинете царит полумрак. Единственное окно зашторено плотными занавесками, заглушающими звуки и не пропускающими лучи солнца. Яркий свет раздражал слепого человека, и обычно в кабинете зажигали лампу под красным абажуром. На кровати лежит палочка, конец ее обернут салфеткой. Николай Алексеевич этой палочкой мог поправить волосы, стереть со лба пот, жестикулировал. Кистью правой руки мог дотянуться до звонка сигнализации и к телефонной трубке, висящими над кроватью. На стене - карта Испании. Николай Островский просил отмечать на ней красными флажками продвижение интернациональных бригад, а черными - фашистов. Гражданская война в Испании, кажется, волновала писателя больше, чем состояние собственного здоровья. "Держится ли Мадрид?" - вопрос, который он задавал своим близким незадолго до смерти. Сам писатель-боец до последнего дня жизни работал над романом. Он спешил жить.

В короткие минуты отдыха просил читать ему книги, слушал музыку. "Я очень люблю музыку. Это один из немногих видов искусства, доступных мне", - говорил Николай Алексеевич. Когда-то он сам хорошо играл на гитаре, пел. Мировая классика, украинские и русские народные песни, модные танцевальные ритмы 30-х годов - патефонные пластинки с их записями и ноты музыкальных произведений хранятся в музее писателя. Библиотека Николая Островского насчитывает более двух тысяч томов. Книги подбирались по списку, составленному по просьбе Николая Алексеевича. "Больше всего его интересовала художественная, историческая и военная литература... Салтыков-Щедрин, Толстой, Чехов, Гончаров, Пушкин и др. Очень просил достать ему Байрона, Брокгауза и Эфрона, Шекспира, Шиллера, Гейне, Мольера и Гете. Интересовался приключениями А. Дюма, Д. Свифта, К. Дойля", - вспоминал один из современников Н. Островского, помогавший в комплектовании библиотеки. Книжные шкафы расположены в столовой-гостиной. В этой комнате часто собирались гости: друзья Островского, многочисленные посетители, иногда целые делегации молодежи - "сплошной человеческий конвейер", как говорил сам писатель. М. Кольцов так писал о Н. Островском в своей статье "Мужество":

"Николай Островский лежит на спине, плашмя, абсолютно неподвижно. Одеяло обернуто кругом длинного, тонкого, прямого столба - его тела, как постоянный неснимаемый футляр.

Но в мумии что-то живет. Да. Тонкие кисти рук - только кисти - чуть-чуть шевелятся. В одной из них слабо держится легкая палочка с тряпкой на конце. Слабым движением пальцы направляют палочку к лицу, тряпка отгоняет мух, дерзко собравшихся на уступах белого лица.

Живет и лицо. Страдания подсушили его черты, стерли краски, заострили углы. Но губы раскрыты, два ряда молодых зубов делают рот красивым. Эти уста говорят, этот голос спокоен, хотя и тих, он только очень редко дрожит от утомления.

- Конечно, угроза войны на Дальнем Востоке очень велика. Если мы продадим Восточно-Китайскую, конечно, на границе станет немного спокойнее. Но вообще-то - разве они не понимают, что опоздали воевать с нами? Ведь мы сильны и крепнем все больше. Ведь наша помощь накопляется и прибывает буквально с каждым днем. Вот на днях мне прочли из "Правды"...

Тут мы делаем страшное открытие. Не вся, нет, не вся голова этого человека живет! Два больших глаза своим тусклым, стеклянным блеском не отвечают на солнечный луч, на лицо собеседника, на строчку в газете. Ко всему - человек еще и слеп.

- Большинство речей писательского съезда я слышал по радио. Но должен сказать, многого в речах не хватало. Мало, по-моему, отражена была тема обороны. И по докладам Ставского о работе с молодыми я ждал больше выступлений. Нам хотелось бы получить от более умелых товарищей их опыт: как рыскать по жизни, как находить интересное, ценное, какими глазами все это наблюдать...

Он говорит медленно, серьезно, следуя ходу своей мысли, будничным тоном..."

Нельзя не удивляться мужеству, с которым человек переносит тяготы и невзгоды повседневной жизни. Но негаснущее стремление жить и дарить людям свет и надежду даже тогда, когда, казалось бы, это уже невозможно, заслуживает наивысшей награды, и награда эта - признание.

Вот какие письма писали Н. Островскому преданные друзья:

"Дорогой друг, пользуюсь случаем еще раз поблагодарить вас за то творческое волнение и энтузиазм, который вы влили в наш коллектив своею прекрасной работой, подарившей нам образ замечательного Павки Корчагина. С каждым днем у нас и у всего коллектива растет уверенность, что наша работа будет достойна ее автора-любимого нами писателя... С пламенным приветом. Всеволод Мейерхольд. Зинаида Райх".

Прочитав первый роман Островского, многие задаются вопросом "Зачем?"; для чего надо было так слепо, неоправданно и необдуманно бросаться навстречу смерти и каждый раз, вновь заглядывая ей в глаза, капля за каплей терять бесценное СВОЕ здоровье. "Нет! Не надо!" - скажет один, другой человек. Скорее всего в конечном итоге так скажет большинство - ТОЛПА. Но толпе присуще свойство выражать мнение, которое не требует глубоких размышлений, толпа всегда схватывает то, что легко доступно, что лежит на поверхности. И это лишь "одна сторона медали"... Другая ее сторона заключена в великой движущей силе духа таких людей, как Николай Алексеевич, которые, не задумываясь о себе, бросаются навстречу всему, что стоит на пути к миру и спокойствию соотечественников, друзей, родных и близких людей. Они стремятся сохранить ВСЕ, что дорого сердцу. И без таких людей не было бы побед, не было бы, может быть, ни Вас, ни меня, ни необъятной нашей страны, которой, без сомнения, каждый гордится, какая бы она ни была, ведь она дала вам жизнь и воспитала; и без сомнения, каждый любит ЕЕ.

А это из статьи, опубликованной 24 декабря 1936 года в газете "Правда", о романе "Рожденные бурей":

"Умер Островский.

А всего несколько дней назад по пяти часов в день я сидел около его кровати: мы работали над рукописью "Рожденные бурей", готовя ее к печати, спорили о героях, сокращали ее, вносили поправки.

Его работа над книгой не имела ничего общего с вялым корпением литературного ремесленника, изготовляющего занимательное чтиво. Он писал с той же страстью, с бесстрашием и презрением к смерти, с какой скакал на коне по улицам взятого нами города, когда сзади разорвался польский снаряд, ударивший его осколком в спину.

Его новая книга раскрывает образы замечательных, героических и бесстрашных людей, каким был и сам Островский. Действие развертывается на Украине в 1918 - 1920 гг. в момент крушения немецкой оккупации. Сюжет развивается в сложных условиях борьбы украинского и польского народов против оккупантов, против польских капиталистов и помещиков. Украинское и польское крестьянство сообща борется за свое освобождение: в городах организуются подпольные ревкомы, крепнет партия, создается комсомол.

Молодежь, как и в первом романе Островского, стоит в центре внимания писателя. Это - молодые рабочие, юноши и девушки, создающие в подполье комсомольскую организацию, принимающие участие в восстании и уходящие потом в партизанские отряды.

Герои Островского горят верой в свое дело и борются за него, не щадя себя. Это - цельные, большие и благородные характеры, образцы настоящих людей, волнующие своей подлинной человечностью, достойные для подражания нашей молодежи.

Первая книга описывает начало вооруженной борьбы партизан с панской Польшей. По замыслу Островского во второй и третьей книгах должна была быть изображена борьба с петлюровщиной, польско-советская борьба 1920 года и освобождение Украины от польских оккупантов.

Островский успел закончить только первую из 3-х книг своего нового романа..."

Виктор Кин.

Будучи прикован к кровати и лишен возможности какой-либо физической деятельности, Николай Алексеевич продолжал своим творчеством пробуждать в людях все положительные качества их характеров, учил борьбе за свободу, за жизнь... и тысячи раз с уст людей срывались слова благодарности, восхищения и одобрения. И ради этого, ради внутренней потребности быть просто полезным другим человек СПОСОБЕН НА ОЧЕНЬ МНОГОЕ...

И это доказали своим жизненным примером многие корчагинцы в советское время, молодые люди-борцы и бойцы, которые делали свою жизнь по Николаю Алексеевичу Островскому.

* * *

Николай Зотович Бирюков (1912 - 1966). Родился в городе Орехово-Зуево Московской области. Осенью 1930 года студент-практикант Индустриального техникума работал прорабом на строительстве нового цеха Дулевского фарфорового завода. При устранении аварии Николай пробыл в ледяной воде несколько часов. Для его здоровья эти часы оказались роковыми: в результате обострившегося ревматизма он потерял способность двигаться. Лишь руки частично сохранили подвижность.

Еще находясь в больнице, Николай решил попробовать свей силы в литературе. Для подготовки требовался упорный труд. Он учился сразу в двух институтах - в литературном и иностранных языков. На занятия уходило по 18-20 часов в сутки.

Николай Зотович - автор эпопеи "На крутых перевалах", вобравшей в себя шесть повестей и романов. "На хуторах", "Воды Нарыма", "Чайка" и ряд повестей. За роман "Чайка", посвященный собирательному образу партизанок - участниц Великой Отечественной войны, Николай Зотович Бирюков был удостоен Государственной премии. Книга переведена на 42 языка мира. Самоотверженный труд талантливого писателя отмечен двумя орденами - Трудового Красного Знамени и "Знак почета". После смерти в 1970 г. в его доме в Ялте был открыт музей.

* * *

Зинаида Михайловна Туснолюбова-Марченко (1920 - 1980).
Родилась в Полоцке. Когда началась Великая Отечественная война, Зинаида поступила учиться на курсы медсестер. На фронте с апреля 1942 года в должности санинструктора стрелкового полка. В течение восьми месяцев она вынесла с поля боя 128 раненых. В бою под станицей Горшечная Курской области в феврале 19^-3 года, спасая бойца, была тяжело ранена и, пролежав сутки в снегу, обморозилась. В Свердловском госпитале врачи спасли ей жизнь, но вынуждены были ампутировать ноги и кисти рук. Зинаида Михайловна перенесла восемь сложнейших операций, научилась самостоятельно ходить на протезах и писать с помощью специальной манжетки. Большую моральную поддержку Зинаиде оказали книги, и прежде всею роман Н. А. Островского "Как закалялась сталь".

В 1944 году она обратилась с письмом-призывом в газету 1-го Прибалтийского фронта: "Отомстите за меня, за мой родной Полоцк". В ответ на это обращение в Красной Армии началось движение "За Зину Туснолюбову", ее именем были названы экипажи самолета и танка. После войны Зинаида Михайловна обрела семью, вырастила двоих детей. Работала диктором на радио родного Полоцка и вела большую общественную работу.

В 1957 году ей было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1965 году Зинаиде Михайловне была вручена высшая награда Международного Красного Креста - медаль имени Флоренс Найтингейл - национальной героини английского народа, посвятившей свою жизнь уходу за больными и ранеными.

Российская земля, народы нашей Отчизны дали миру много выдающихся личностей, истинных героев, отстаивавших и отстаивающих интересы нашей Родины, жертвующих свое здоровье и саму жизнь во имя лучшего, достойного будущего. Примеры молодым есть с кого брать. Дело за каждым из нас.

Опубликовано на Порталусе 29 апреля 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама