Рейтинг
Порталус

СООТНОШЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Дата публикации: 22 октября 2014
Автор(ы): Е. А. Савченко
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ФИЛОСОФИЯ
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 10, 2010, C. 26-30
Номер публикации: №1413979498


Е. А. Савченко, (c)

Е. А. Савченко

 

кандидат педагогических наук, доцент Брянского государственного университета им. академика И. Г. Петровского

 

E-mail: deadsoft@yandex.ru

 

В статье проанализировано соотношение образования, культуры, государственности, раскрыты стратегические направления разрушения несиловых оснований государственности. Автор указывает, что в настоящее время ощутима деструкция педагогических классических идей. В связи с этим акцентируется внимание на усилении роли ценностей отечественной культуры в образовании, воспитании и развитии человека.

 

Ключевые слова: образование, культура, государственность.

 

"России нужен не шум, а ответственная идея - на десятилетия, на века. Эта идея должна быть государственно-историческая, государственно-национальная, государственно-патриотическая, государственно-религиозная... Эта идея должна исходить из самой ткани русской души и русской истории, из их духовного склада. Эта идея должна говорить о главном в русских судьбах и прошлого, и будущего, она должна светить целым поколениям русских людей, осмысливая их жизнь и вливая в них бодрость...". Эти слова известного русского философа XX в. И. А. Ильина приобретают особую значимость в начале третьего тысячелетия, когда общество переживает глубокий кризис ценностей, преодоление которого предполагает актуализацию культурологической составляющей системы образования.

 

Становление и развитие человека в социально-педагогическом понимании есть многоплановый процесс вовлечения человека в социально-культурные институты, культурно-образовательное пространство, воспитательную среду с различными видами деятельности. Человекотворческая природа культуры воспроизводит человека во всей его целостности. Интериоризация ценностей культуры способствует раскрытию творческого потенциала личности.

 
стр. 26

 

Каковы ценности, превалирующие сегодня в общественном сознании? Современный исследователь А. С. Запесоцкий отмечает, что сегодня "духовную угрозу несут самые различные факторы и явления (причем многие из них представляют опасность для всей человеческой цивилизации): интенсивные модернизационные процессы, некритичные заимствования извне и насильственное внедрение экономических и политических моделей; разрушение базовых ценностей христианской культуры и экспансия нетрадиционных религий: манипулирование с помощью СМИ общественным сознанием (дезинформация, демонстрация натуралистических сцен жестокости, убийств, расправ, насилия, распущенности; целенаправленное навязывание асоциальных и противоправных эталонов поведения и стилей жизни за счет подачи безоценочной информации о формах и способах существования преступного мира и т. д.)... Идеологический вакуум в общегосударственном масштабе, отсутствие ценностных оснований для национально-культурной идентичности, экспансия стандартов западного образа жизни вызвали рост асоциальных и противоправных форм поведения, гипертрофированную ориентацию массового сознания исключительно на достижение материального благополучия и гедонизма. Все это существенно модифицировало общественное сознание, и прежде всего молодежи, опасно приблизив его к черте душевной патологии" [1].

 

Негативное воздействие на становление молодых людей оказывает массовая культура как одно из средств подчинения объекта культурной экспансии. Некоторые европейские исследователи (А. Гобар, Е. Тибо и др.) считают, что проникновение американской массовой культуры, американизация национальных культур Европы представляют собой культурную войну. Так, французский культуролог А. Гобар в своей книге "Культурная война" пишет: "Культурная война уже началась, без положенного объявления, без барабанов и труб. Война при помощи лживых слов, при помощи обманчивых представлений, при помощи предательских улыбок. Классическая война целила в сердце, чтобы убивать и покорять; экономическая война целила в живот, чтобы эксплуатировать и обогащаться; культурная война целит в голову, чтобы парализовать, не убивая, чтобы покорить, испортив, и обогатиться за счет разложения культур и народов. Культурная война употребляет все свободы и злоупотребляет ими, чтобы проникать повсюду и разрушать изнутри все ценности, все различия, все духовные богатства народов".

 

Исследователи Центра проблемного анализа и государственного управленческого проектирования (научно-экспертная организация, утвержденная в 2006 г. представителями деловой, научной, политической элиты Российской Федерации для консолидации российского научно-экспертного сообщества с целью проведения исследований ключевых проблем развития России и выработки практический государственных управленческих документов для их решений; научный руководитель Центра - доктор политических наук В. И. Якунин; генеральный директор - доктор физико-математических наук, доктор политических наук С. С. Сулакшин) исследуют широкий спектр проблем, связанных с российской государственностью, образованием, воспитанием, культурой и др. Они констатируют, что на смену силовым методам межгосударственной борьбы и войн пришли технологии soft power, сетевые войны и несиловые воздействия. В современном мире для поддержания потенциалов государственности важнее ракетно-ядерного потенциала страны стали массовое сознание, демография, информационно-психологическое состояние, культура, наука, образование, воспитание, пропаганда, СМИ, нравственность, патриотизм. Разрушение этих потенциалов разрушает государство. Так произошло с СССР, так происходит и с современной Россией.

 

Авторы монографии "Новые технологии борьбы с российской государственностью" В. И. Якунин, В. Э. Багдасарян и С. С. Сулакшин указывают на следующие стратигемы разрушения идейно-духовного состояния общества, образования, традиций, этики, языка, воспитания, культуры и др. [3, с. 403-410] (табл. 1).

 

В настоящее время ощутима деструкция педагогических классических идей. Так, через тестовый принцип как средство оценки знаний обучающихся разрушается модель педагогического процесса. Следует отметить, что модель универсализации тестового контроля в образовательных системах стран Запада имела отрицательный результат, но в настоящее время реализуется в системе российского образования. Механизм тестирования

 
стр. 27

 

Таблица 1

 

Стратигемы разрушения идейно-духовного состояния общества, образования, традиций, этики, языка, воспитания, культуры и т. п.

 

Несиловые основания государственности

Стратигемы разрушения несиловых оснований государственности

Нормативно-управленческие и организационно-распорядительные решения по обеспечению жизнеспособности российской государственности

Образование

Разрушение исторически сложившейся национальной модели образования. Профанизация образования и "обустройство" утечки мозгов из России путем продолжения курса Болонского процесса. Распространение через ЕГЭ тестовых форм контроля, приводящих к ликвидации развивающих методик обучения. Выхолащивание воспитательных функций образования через перенос на образовательную сферу модели клиентских отношений. Внедрение ложных научных ориентиров и устаревших концептов в образовательные программы.
Организационная и кадровая деструкция сферы образования через ее системное недофинансирование.
Усугубление отрыва системы образования от реальных запросов и вызовов экономического развития России. Раскрутка образовательных программ по специальностям, набор которых обязан сырьевому профилю российской экономики при сдерживании внедрения образовательных программ инновационного типа.
Разрушение советской системы подготовки высококвалифицированных рабочих кадров посредством внедрения модели "всеобщности высшего образования". Дезавуирование образа российского учителя в условиях низкой оплаты труда

Раздел "О безопасности в сфере образования" в новой Доктрине безопасности России.
Поправки к закону "Об образовании".
Пересмотр концепций вступления России в Болонский процесс и введения Единого государственного экзамена. Закон "О корпоративном образовании".
Пересмотр остаточного принципа бюджетного финансирования. Разделение Министерства образования и науки на два: в области науки и в области образования. Программа восстановления традиций российской педагогики, роли воспитания и труда в образовательном процессе

Воспитание

Разрушение традиций российской педагогики.
Отрыв образования от воспитания. Отсутствие детских и юношеских досуговых, патриотических, профессионализирующих организаций

Программа преодоления демографического кризиса в России

Культура

Суррогатизация культуры, акцентирование масс-культуры.
Разрушение сети клубных и библиотечных центров в малых городах и селах. Внедрение англоязычных и голливудских стереотипов и образцов. Недофинансирование. Дезавуирование русской культурной традиции

Вышеуказанные решения

 
 
 
 
 
стр. 28

 

исключает триединую функцию и образовательные задачи: воспитывающую, обучающую и развивающую. Воспитание и развитие не учитываются, а остаются функцией обучения, которая заключается в воспроизведении (в назывном порядке) отдельных фактов, явлений, событий благодаря механической памяти. Логическое мышление, критическое отношение, умение находить нестандартные способы решений, творческий подход и другие качественные характеристики процесса воспитывающего обучения отсутствуют. При этом происходит замена основополагающего структурного компонента - целевого; целевая установка гармонического развития личности заменяется целевой установкой "формирование субъекта современного информационного поля". Изменение целевой установки влечет за собой изменение содержательного и других компонентов, из которых выхолащивается ценностно-ориентационная основа отечественного воспитания, на которой всегда воспитывался человек. Следствием разрушения модели организации образовательного процесса выступает разрушение традиционной модели воспитания. Культурные потенциалы, существовавшие в детско-юношеских досуговых, патриотических и других организациях, деструктурируются посредством экспансии массовой культуры. Национальные ценности и традиции русской культуры заменяются чуждыми содержательно-деструктивными стереотипами и образцами, чему способствуют СМИ, телевидение, реклама и др. В настоящее время наблюдается "ментальная, ценностно значимая несовместимость смысла, функций, назначения истинного искусства и насильственно внедренной, наступательно, агрессивно проявляющейся в жизни людей всех возрастов массовой культуры. Современная массовая культура античеловечна по направленности, силе и механизмам воздействия. Развиваясь по законам рынка вне соизмерения с целями и конкретными задачами отечественного образования, она наносит емкий, многомерный вред всем и каждому, подрывает основы социума, надругается над национальной отечественной культурой, заповедями и законами жизни предков" [2, с. 184].

 

В связи с указанным глобальное значение приобретает культуросообразная парадигма образования, ибо культура имеет первостепенное значение как в созидании цивилизации третьего тысячелетия, так и в конкретной жизнедеятельности человека. Философско-методологическое, историко-парадигмальное осмысление теории и практики культуры, образования, воспитания и других сфер социокультурной действительности позволяет осознать взаимосвязь и структурно-иерархическую соподчиненность культуры, образования, экономики, национальной безопасности, государственности. Такое осмысление дает основание для обоснования выбора путей функционирования современной отечественной системы образования при учете ее целостности и открытости в мировом информационно-образовательном пространстве.

 

Очевидность усиления роли ценностей отечественной культуры в образовании, воспитании и развитии человека, эволюции общества, сохранении государственности не вызывает сомнения. Культурообразующая роль, человекостроительная функция образовательной деятельности проявляется в национально-культурно-ориентированном содержании образования, способствующем становлению духовно целостного человека, гражданина своей страны, патриота, активного творческого субъекта социокультурного действия. Такое становление возможно благодаря превалированию ценностей отечественной культуры в социальных институтах, содержательное наполнение которых, на наш взгляд, выступает важнейшим условием сохранения государственности.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика. - М.: Наука, 2002.

 

2. Полозова Т. А. Единство культуры и образования - путь гармонии человека и общества // Мир психологии. - 2006. - N 4.

 

3. Якунин В. И., Багдасарян В. Э., Сулакшин С. С. Новые технологии борьбы с российской государственностью: Монография. - М.: Научный эксперт, 2009.

 
стр. 29

 

PARITY OF EDUCATION, CULTURE AND STATEHOOD

 

E.A. Savchenko

 

candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the Bryansk State University after I.G. Petrovsky

 

The article is devoted to analysis of parity of education, culture, and statehood. Strategic directions of destruction of not power bases of statehood are determined in the article. Author specifies that destruction of pedagogical classical ideas is under way nowadays. In this connection attention is focused on strengthening of role of domestic culture values in formation, education and development of a person.

 

Keywords: education, culture, statehood.

Опубликовано на Порталусе 22 октября 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама