Рейтинг
Порталус

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. (НА ПРИМЕРЕ РАБОТ АРХИМАНДРИТА ГАВРИИЛА, Ф. Ф. СИДОНСКОГО И В. Н. КАРПОВА)

Дата публикации: 15 декабря 2014
Автор(ы): Ю. В. Заборских
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ФИЛОСОФИЯ
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 2, 2011, C. 52-54
Номер публикации: №1418645131


Ю. В. Заборских, (c)

Ю. В. Заборских

 

аспирант Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

 

Тел.: 8 - 926 - 363 - 70 - 80; e-mail: yu-ri20@mail.ru

 

Русская философская историография всегда проявляла интерес к вопросам формирования и развития национального характера и мировоззрения. При этом существенный интерес представляют сочинения историков русской философии первой половины - середины XIX в.: архимандрита Гавриила, Ф. Ф. Сидонского и В. Н. Карпова. Данные авторы указывают на взаимную обусловленность русской национальной философии и русского национального характера (мировоззрения).

 

Ключевые слова: архимандрит Гавриил, Ф. Ф. Сидонский, В. Н. Карпов, русская философия, философская историография, русский характер, русское мировоззрение.

 

Наиболее известным историком русской философии первой половины XIX века является архимандрит Гавриил (Н. В. Воскресенский) (1795 - 1868) - автор первого произведения по истории русской философии ("История философии").

 

По мысли архимандрита Гавриила, на характер философии оказывает существенное влияние психологический склад народа и его история. Для архимандрита было очевидным, что "каждый народ имеет свой особенный характер, отличающий его от прочих народов, и свою философию, более или менее наукообразную, или, по крайней мере, рассеянную в преданиях, повестях, нравоучениях, стихотворениях и религии" [1, ч. 6, с. 5] (курсив наш. -Ю. З.). указывая на признаки русского национального характера, определяющие форму философствования в России, архимандрит Гавриил пишет: "Россиянин богобоязлив, до бесконечности привержен к вере, престолу и отечеству и послушен, нерешителен и даже недеятелен там, где подозревает какое-либо зло от поспешности, трудолюбив, хитер, непобедим в терпении, рассудителен, по отношению к любомудрию отличительный характер его мышления есть рационализм, соображаемый с опытом" [1, ч. 6, с. 5]. Таким образом, философию автор рассматривает в качестве выражения народного духа, а изучение ее истории - в качестве одного из ключевых способов постижения русской нации.

 

Национальной особенностью русской философии, пишет архимандрит Гавриил, является сочетание веры и знания, рассудочности и набожности. По выражению исследователя, "русская философия одолжена своим развитием духовенству русскому" [1,ч. 1, с. 24], отсюда следует, что философия неразрывно связана не только с интеллектуальным, но и с нравственным развитием личности. В качестве одной из характеристик русской философии архимандрит Гавриил отмечает отсутствие стремления к созданию теоретических систем и разработке строгого категориального аппарата (в отличие, например, от немецкой классической философии). Касательно отношения русских философов к построению философских систем показательным является высказывание Н. А. Бердяева, указывавшего, что цель философии - не создание системы, а творческий познавательный акт в мире, то есть самоактуализация в акте познания.

 

Вопросам нравственного развития личности уделял внимание и один из ведущих историографов того времени Ф. Ф. Сидон-

 
стр. 52

 

ский (1805 - 1873). В 1833 г. вышло сочинение Ф. Ф. Сидонского "Введение в науку философии", ставшее одним из первых опытов "запараллеливания" историко-философского и педагогического дискурсов. Изучение истории русской философии представлялось Ф. Ф. Сидонскому как исследование русской цивилизации и русского мировоззрения. Ведь именно на его основе и возникает национальная, "самобытно-русская" философия.

 

Ф. Ф. Сидонский указывает на способ развития философии в России. Он подчеркивает, что результаты интеллектуального развития других народов (прежде всего европейских), предваривших русских на почве философии, не должны забываться нами или оставаться бесплодными, переходя на нашу почву. Напротив, они должны быть обработаны и "приноровлены" к русскому сознанию "под воздействием гения славян" [2, с. 5].

 

Ф. Ф. Сидонский указывает на промежуточное положение России между Востоком и Западом. Восток, по мнению историографа, богат жизнью, но беден интеллектуальной деятельностью. Запад же, напротив, деятелен и склонен к критическим изысканиям. По мнению исследователя, русские сначала были носителями элемента неподвижности и только недавно (то есть в конце XVIII - начале XIX в.) стали приобщаться к интеллектуальной культуре Запада, элементом которой и является философия. Таким образом, процесс изучения и критического осмысления истории философии (другими словами, процесс историко-философского исследования) является одним из ключевых способов интеллектуального и нравственного совершенствования не только личности, но и нации в целом.

 

Подчеркивая большое значение изучения философии для русских, Ф. Ф. Сидонский одновременно указывает на причину относительной неразвитости философии в современной ему России. Причину этому мыслитель видит в исторических обстоятельствах, например, в чрезвычайном загосударствлении общественной жизни или в незнании истинного предмета философии. В итоге из рассуждений Ф. Ф. Сидонского вытекает следующее: изучение философии полезно для интеллектуального и нравственного развития личности, однако интерес к ее изучению сдерживается негативными оценками творчества отдельных философов. Следовательно, одной из основных задач философской историографии является корректное изучение философии с целью создания основы для нравственного развития личности, социальной группы и общества в целом. Таким образом, цель философской историографии - не только непредвзятая историческая реконструкция, но и актуализация философского наследия, демонстрация значимости и общественной важности тех или иных составляющих философского дискурса.

 

Значительной фигурой для отечественной философской историографии первой половины XIX в. является В. Н. Карпов (1798 - 1867). Особый интерес в данном контексте представляет сочинение В. Н. Карпова "Введение в философию" (1840), где он ставит вопрос о специфике русской национальной философии. Одну из основных ее черт исследователь видит в "нерасчлененности" философии и жизни. Философия в России имеет практическую цель, а именно - определить место человека в мире [3].

 

Русская философия, по мысли В. Н. Карпова, синтетична по своему характеру. Она строится на гармонии всех сил человеческого духа (прежде всего ума и сердца), объединенных в вере. Таким образом, русская национальная философия отражает русский способ мировосприятия и воспроизводит его в последующих поколениях.

 

На мировоззрение русского человека, утверждает историограф, оказывают влияние национальный быт, условия общественного развития и православная вера. Если русский народ желает остаться самим собой, пишет В. Н. Карпов, ему необходима и особая национальная философия, соответствующая традициям его существования. Русская национальная философия должна иметь в виду, прежде всего, определение места человека в мире и способ его отношения к миру. В этом, согласно В. Н. Карпову, -главная педагогическая задача существования любой национальной (в том числе и русской) философии.

 
стр. 53

 

Раскрыв требования природы русского человека, философия должна прояснить ему его обязанности по отношению к отечеству и религии. А эту педагогическую функцию, утверждает В. Н. Карпов, может выполнить только национальная философия, так как каждая философия разнится по своему характеру в зависимости от особенностей того народа, внутри которого она возникает.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Гавриил, арх. История философии. - Ч. 1,6. - Казань, 1840.

 

2. Сидонский Ф. Ф. Введение в науку философии. - СПб, 1840.

 

3. Никольский А. Русская духовно-академическая философия как предшественница славянофильства и университетской философии в России // Разум и вера. - 1907. - N 5. - С. 665.

 

MORAL DEVELOPMENT OF A PERSON IN RUSSIAN PHILOSOPHICAL HISTORIOGRAPHY OF FIRST HALF OF XIX CENTURY (ON EXAMPLE OF WORKS OF ARCHIMANDRITE GABRIEL, F. SIDONSKY AND V. KARPOV)

 

Yu. V. Zaborskikh

 

post-graduate student of the Moscow State University after M. V. Lomonosov

 

Russian philosophical historiography always showed interest to problem of formation and development of national character and outlook. Thus essential interest is represented by compositions of historians of Russian philosophy of the first half - middle of the XIX century: archimandrite Gabriel, F. Sidonsky and V. Karpov. The authors specify mutual conditionality of Russian national philosophy and Russian national character (outlook).

 

Keywords: archimandrite Gabriel, F. Sidonsky, V. Karpov, Russian philosophy, philosophical historiography, Russian character, Russian outlook.

Опубликовано на Порталусе 15 декабря 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама