Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ФИЛОСОФИЯ есть новые публикации за сегодня \\ 26.09.17

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ В КООРДИНАЦИОННОЙ ТЕРАПИИ, ПСИХОФИЗИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

Дата публикации: 10 сентября 2017
Автор: Ирина Макаровна Мирошник
Публикатор: КООРДИНАТОР
Рубрика: ФИЛОСОФИЯ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ →
Номер публикации: №1505035153 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Ирина Макаровна Мирошник, (c)

найти другие работы автора

Сайт автора: http://coordination.my1.ru/

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ В КООРДИНАЦИОННОЙ ТЕРАПИИ, ПСИХОФИЗИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

И.М. Мирошник

НПЦ модернизации психологической помощи, г. Москва,

psyhelp-777@mail.ru

 

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ. В наших работах обосновывается теоретическое положение о том, что диалектическая (субординационная) парадигма развития, ядром которой является закон единства и борьбы противоположностей, по сути есть алгебра войны и революции, а новая, альтернативная диалектике Координационная парадигма развития (И.М.Мирошник) — алгебра гармонии, задающая новую идеологию и политику комплементарности. В действительности они могут сосуществовать, однако в новом мире приоритеты должны быть отданы не алгебре революции и войны, определяющей историческое прошлое и настоящее, и даже не современной либеральной идеологии толерантности, а координационной парадигме эволюционного развития цивилизации — идеологии комплементарности, формирующей идеал возможного будущего.

В Координационной парадигме развития (КПР) как философии и методологии комплементарности системообразующими являются: закон единства и координации комплементарных (взаимосоответствующих) противоположностей (альтернативный диалектическому закону единства и борьбы взаимоисключающих противоположностей) и принцип синергической (гармонической) комплементарности; при этом координация впервые рассматривается как фактор развития, а субординация — как фактор стабилизации и сохранения изменений.

На основе современного понимания комплементарности в химии, молекулярной биологии и генетике, в контексте КПР принцип комплементарности определяется как универсальный общенаучный методологический принцип эволюционного развития и гармонии (Мирошник И.М., 2000-2016), существенно отличающийся от «физического» принципа и концепции дополнительности Н.Бора, построенных на отношении взаимоисключающих противоположностей; при этом отождествление биологического принципа «комплементарности» (Watson-Crick) и принципа дополнительности Н.Бора рассматривается как методологическая ошибка. В научной литературе имеется много случаев, когда авторы допускают эту методологическую ошибку (См. пример такой грубой ошибки в работе: Юзефавичус Т.А. Идея комплементарности в педагогике // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2015. № 2. с. 39-46).

По мнению зарубежных исследователей понятие «комплементарность» впервые было использовано в психологических трудах У. Джеймса для обозначения отношения взаимоисключения при описании «комплементарных» (несовместимых) модусов сознания, возникающих у больных, страдающих расстройством множественной личности, а также у больных шизофренией. Как известно, именно эти работы У.Джеймса вдохновили Бора на создание концепции дополнительности, охватывающей не только физику, но и биологию, психологию, культурологию и гуманитарное знание в целом. В последнее время принцип дополнительности Н.Бора введен в число методологических принципов психологии (см., например, В.В.Македонская, В.В.Никандров, «Общенаучные принципы познания как методологические основы психологии», Вестник СПУ, 2008, №1).

Напротив, общеметодологический принцип гармонической комплементарности И.М.Мирошник раскрывает избирательное взаимодействие комплементарных, взаимно соответствующих противоположностей, стремящихся к созданию синергичной, комплементарной пары. Высшим проявлением закона комплементарности (единства и координации комплементарных противоположностей) является продуктивная сила универсума — любовь и сопричастность к своему комплементарному «другому». Комплементарные противоположности подходят друг к другу как ключ к замку: одна ищет и находит в другой то, что ей самой не достает до целого (амфотерный мотив координации). Комплементарные противоположности, координируясь во взаимодействии, создают непротиворечивую, органичную целостность, способную порождать новое. В таком смысле «комплементарность» ранее не рассматривалась как общенаучная категория и, тем более, как универсальный методологический принцип эволюционного развития и гармонии.

Обобщение двух форм двойственности: неорганической, диахронной двойственности (принцип дополнительности Бора) и органической, синхронной двойственности (принцип комплементарности) осуществляется в философии и методологии комплементарности в новом методологическом принципе амфотерной детерминации развития. Принцип амфотерной детерминации развития интегрирует принцип детерминизма С.Л.Рубинштейна («внешнее преломляется через внутреннее») и А.Н.Леонтьева («внутреннее действует через внешнее и этим само себя изменяет»). Внешняя и внутренняя координационные деятельности и соответствующие координационные сферы комплементарны и образуют непротиворечивое амфотерное единство, являющееся источником развития. Именно в амфотерной, комплементарной среде, создающей условия для рождения нового, могла возникнуть и развиваться жизнь.

Таким образом, комплементарность (по определению И.М.Мирошник) — это фундаментальное эволюционное свойство природного, социального и духовного мира, его универсальная способность к селективной взаимной координации комплементарных противоположностей, то есть способность к избирательному взаимодействию, поведению с целю создания непротиворечивого целого (например, координационная способность нуклеотидов к избирательному соединению).

Комплементарность как эволюционирующее свойство мозга, организма, психики, личности и общества проявляется на природном, социальном и духовном уровнях жизнедеятельности в качестве универсальной   способности к динамической селективной координации, т. е. продуктивному избирательному взаимодействию, созданию новых координационных связей и динамических координационных систем. Эволюция комплементарности как универсальной координационной способности, формирующейся в коммуникативной и предметной координационной деятельности, определяет возникновение и развитие мышления и речи, сознания и самосознания.

Понимание комплементарного единства мира и человека созвучно традициям органического подхода в отечественной философии и резонирует с некоторыми положениями концепции личности Л.П.Карсавина, для которого симфоническая личность, как фундамент социальных ценностей, – есть органическое всеединство народности, государственности и культуры. С позиций философии и методологии комплементарности (И.М.Мирошник) сущность личности триедина, а форма существования амфотерна; личность человека — есть комплементарное единство и координация единичного и всеобщего, свободы и необходимости на природном, социальном и духовном уровнях жизнедеятельности.

КОМПЛЕМЕНТАРНОСТЬ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Основанная на законах и принципах Координационной парадигмы развития, философия, идеология и политика комплементарности в корне отличается от западной философии, либеральной идеологии и политики толерантности, развивает лучшие традиции русской философии и поэтому наиболее соответствует гармоническому симфонизму Российской Федерации и Евразийского союза. Напротив, толерантность, ингибируя способность к селективному (избирательному) взаимодействию со средой, снижает культурный иммунитет нации и ведет субъектов толерантности к дискоординации сознания, утрате самоидентичности и самоуничтожению.

Таким образом, альтернативная диалектике, синергетике, метафизике, КПР как методология и идеология комплементарности, принципиально отличается от либеральной идеологии толерантности, широко внедренной в России по Федеральной целевой программе, принятой правительством М.Касьянова в 2001 году (научный руководитель программы толерантности действ. член РАО А.Г.Асмолов, см., например: «Толерантность как идеология гражданского общества" — http://asmolovpsy.ru/ru/projects/1). Конечной целью глобальной трансформации человечества под флагом идеологии толерантности является формирующаяся «единая мировая цивилизация – глобальное общество», а страны, стремящиеся к сохранению своей национальной идентичности, должны понять объективность этого процесса и принять его. (См.: Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М.: Проспект, 2005).

За последние 15 лет в РФ идеология толерантности и эклектическое толерантное мировоззрение, спонсируемые западными кураторами, пронизали все сферы общественного сознания и бытия, что можно проследить по серии публикаций в научно-публицистическом вестнике «Век Толерантности» (гл. ред. А.Г.Асмолов), многочисленных книгах, монографиях, диссертациях и статьях. В различных работах толерантность определяется как базисное свойство личности, как профессиональное свойство личности педагога, как нравственная основа личности, как основа диалога цивилизаций и т. д. А в статье Н.М.Кишлаковой делается обобщающий вывод о том, что «идеология толерантности – это субстанциальная основа бытия народов, национальностей, государств, религий и мировоззрений в глобальном мире» (См.: Вестник Финансового Университета, 2015. -Т. 5. №. 3. C.45-49).

Анализ современной политической ситуации с позиций философии и методологии комплементарности (И.М.Мирошник) показывает, что под вывеской толерантности «глобальный мир» фактически поглощает самобытных субъектов исторического процесса и постепенно растворяет их в постисторической перспективе глобальной субординации американо-центристкого общества, а идеология толерантности по сути направлена на снижение духовного, культурного иммунитета нации и уничтожение исторической памяти народа в период имплантации в общественное сознание чужеродного трансперсонального мировоззрения "New Age", трансгуманизма, а также других идей концепта глобализации, вызывающих естественное отторжение в здоровом социальном организме.

Целенаправленное эклектическое смешение и болезненная интеграция несовместимых, взаимоисключающих мировоззрений, происходящие в процессе «постисторической» глобализации культуры, применение технологий расчеловечивания приводят к дискоординации общественного сознания и бытия, разрушают фундаментальные координационные механизмы эволюционного развития. Длительное искусственное снижение уровня самосознания и ослабление духовно-культурного иммунитета нации путем внедрения идеологии толерантности и технологий деперсонализации на определенном этапе закономерно приводят к разрушению коллективного мозга нации и гибели общественного организма в целом.

Напротив, формирование персоналистической культуры комплементарности личности, общества, государства, а также комплементарности религий, национальных культур в многонациональной, симфонической русской цивилизации повышает национальное самосознание, духовно-культурный иммунитет и эволюционный потенциал нации, позволяя решать стратегические задачи развития России: «Мы будем стремиться быть лидерами, защищая международное право, добиваясь уважения к национальному суверенитету, самостоятельности и самобытности народов, и это абсолютно объективно и объяснимо для такого государства, как Россия, с ее великой историей и культурой, с многовековым опытом не так называемой толерантности, бесполой и бесплодной, а именно совместной органичной жизни разных народов в рамках одного государства» (В.В.Путин, Послание Федеральному Собранию, 12-12-2013). Таким образом, в современном российском обществе, как социокультурной системе, одной из главных ценностей может стать комплементарность, отличие которой от толерантности, как важнейшей ценности современной западной цивилизации, фундаментально.

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ КООРДИНАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ВНКД). В координационной психофизиологии и психологии развития ВНКД рассматривается как процесс и результат эволюции форм и способов динамической селективной координации и самокоординации на природном, социальном и духовном онтологических уровнях. С новых теоретических позиций отражательная, рефлекторная деятельность мозга понимается как координационная деятельность, в основе которой лежит эволюционное свойство комплементарности — координационная способность мозга к продуктивному избирательному взаимодействию; при этом психическая деятельность впервые рассматривается как отражательная, координационная деятельность мозга. Таким образом, именно эволюция свойства комплементарности путем развития способности к селективной динамической координации комплементарных, взаимосоответствующих противоположностей лежит в основе эволюционной пластичности мозга, обеспечивающей новые возможности самосовершенствования человека.

КООРДИНАЦИОННАЯ ТЕРАПИЯ (КТ) базируется: на разработанных И.М.Мирошник: принципах и законах КПР; координационной теории деятельности и развития мозга, психики, личности; Системе психологической координации (СПК) с мотивационным эффектом обратной связи. КТ — это терапия развитием универсальных координационных способностей, то есть развитием базисного свойства комплементарности, определяющего эволюционную пластичность мозга и организма, психики и личности.

Координационная терапия и персонализированная психокоррекция по СПК Мирошник включает авторские инновационные методы и технологии: Личностно-ориентированную компьютеризированную психотерапию (ЛОК-терапию) с применением мультимедиа-программы «Интерактивный психологический театр» (И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилин, 1996, 2000+); кросс-модальную синестетическую терапию; аудио-визуальные психотренинги; персонализированную библио-кино-терапию; нейрокоординационное эстетическое ауто- и гетеропрограммирование; психопрактику нейропоэзиса, нейроэстетическую дыхательную гимнастику и др.

Инновационные методы и технологии КТ и персонализированной психокоррекции по СПК, основанные на методологии комплементарности, были внедрены в крупнейших санаториях Крыма, среди которых: санаторий "Приморье", Евпатория (1998); Детский санаторий "Смена", Евпатория (2005); Детский санаторий "им. Т.Г.Шевченко", Евпатория (2005); Санаторий "Нижняя Ореанда", Ялта (2006); Санаторий им. Н.К.Крупской, Евпатория (2007); Санаторий "Гурзуфский" (2007); Санаторий "Утес", Алушта (2008); Санаторий "Ай-Даниль", Гурзуф (2009) и др.

Опубликованные результаты многочисленных научно-практических исследований (1998-2016) доказывают, что координационная терапия и персонализированная психокоррекция по СПК Мирошник: стимулирует нейропластичность и нейрогенез; развивает селективные координационные способности мозга, его базисное свойство комплементарности; содействует полноценному оздоровлению и гармоничному развитию личности взрослых и детей в условиях санаторно-курортной рекреации; на 25-30% повышает эффективность персонализированной медико-психологической реабилитации и оздоровления пациентов различных нозологических и возрастных групп.

 

Эта статья (в формате тезисов, с небольшими сокращениями) опубликована: Мирошник И.М. Философия и методология комплементарности в координационной терапии, психофизиологии и психологии развития// Материалы XVII конгресса физиотерапевтов и курортологов Республики Крым «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУРОРТНОГО ДЕЛА, КУРОРТНОЙ ПОЛИТИКИ И ФИЗИОТЕРАПИИ», 13-14 апреля 2017 года, г. Евпатория// Вестник физиотерапии и курортологии, 2017, №3.

 

 

Опубликовано 10 сентября 2017 года



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): координационная парадигма развития, идеология комплементарности, толерантность, культурный иммунитет нации, принцип дополнительности, координационные способности, высшая нервная координационная деятельность, пластичность мозга, система психологической координации



© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?