Некоторые проблемы вступления в Евросоюз восточноевропейских государств
Публикация №1096450547 29 сентября 2004 / МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
Для того, чтобы лучше понять суть проблем, связанных со вступлением восточноевропейских стран в Европейский cоюз, а также политических и экономических процессов, происходящих в них в настоящее время, хотелось бы коротко напомнить предысторию этих событий. Как известно, после демократических "бархатных" революций страны этого региона встали на путь движения в направлении традиционного западного общества — демократии и рыночной экономики. Именно формирование демократической политической системы в начале 1990-х гг. предопределило суть процесса трансформации в этих странах в последнее десятилетие и их решимость связать свою дальнейшую политическую и экономическую судьбу с Евросоюзом. В этот период им удалось создать относительно прочные государственные институты демократии, обеспечить разделение и баланс между различными ветвями власти, стабилизировать парламентскую систему. Ни в одном из государств Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) не сложилась президентская республика, не утвердилась, как, например, в Беларуси, сильная президентская власть. В условиях парламентской республики президент никогда не берет на себя определение политической и экономической стратегии и ответственность за их реализацию. Следует подчеркнуть, что решение о вступлении этих стран в ЕС является не прерогативой того или иного президента, а продуктом работы всей законодательной и исполнительной власти, всего общества.
Положение курдов в Турции в 80—90-х гг. ХХ в.
Публикация №1096450519 29 сентября 2004 / МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
В настоящее время наблюдается обострение курдской проблемы в Турции, суть которой состоит в экономической отсталости курдских районов, в политическом бесправии курдского народа, медленном развитии его общественной и культурной жизни, игнорировании его национальных прав.
Курдский вопрос уже многие годы занимает важное место в общественном развитии страны, поскольку он существенно влияет на социально-экономические, политические и национальные процессы. Правящие круги, в сущности, не приняли ни одного законодательного акта, направленного на хотя бы частичное решение этого вопроса. Так сложилось исторически.
Проблемы интеграции Испании в НАТО
Публикация №1096450495 29 сентября 2004 / МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
Официальной датой вступления Испании в НАТО считается 30 мая 1982 г., однако данный факт неоднозначно оценивается как ведущими политическими партиями, так и общественностью страны.
Дело в том, что с момента окончания Второй мировой войны и до смерти Франко (1975) реального диалога между сторонами не получалось. На то были объективные причины. Диктаторский режим, сотрудничавший с нацистами, вызывал отрицательную реакцию со стороны международных организаций и мировой общественности. Да и сама Испания не проявляла ярко выраженного желания присоединиться к НАТО. Имели место лишь попытки интеграции страны в структуры блока невоенного характера.
США на пути к мировому лидерству: итоги и уроки для нового столетия
Публикация №1096450472 29 сентября 2004 / МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
В ХХ в. мир трижды делился на два противостоящих лагеря. Результатом были три мировые войны: две "горячие", унесшие десятки миллионов жизней, и "холодная", главным итогом которой стало доминирование в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США. В течение одного лишь столетия, а точнее, его второй половины, "Америка из страны… изолированной в Западном полушарии, трансформировалась в державу мирового масштаба по размаху интересов и влияния"1. В результате "ни одна значительная проблема в мире не может быть сегодня решена без участия США или при их активном сопротивлении"2. Очевидно, что Соединенные Штаты оказали определяющее влияние на возникновение нового мирового порядка, в котором они являются единственной супердержавой и занимают главенствующее положение. Как отмечает министр иностранных дел Беларуси М. Хвостов, "американский фактор в мировой политике является сегодня определяющим. США остались единственной страной, которая проповедует, преследует и отстаивает глобальные интересы"3.
"Віленскае пытанне" ў міжнародных адносінах 1918—1920 гг.
Публикация №1096450444 29 сентября 2004 / МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
Заснаваная вялікім князем Гедымінам у 1324 г. Вільня на працягу некалькіх стагоддзяў была сталіцай Вялікага княства Літоўскага — дзяржавы, якая стала калыскай беларускага і літоўскага народаў. Пасля Люблінскай уніі 1569 г., калі Вялікае княства Літоўскае аб’ядналася з Польшчай у "дзяржаву двух народаў" — Рэч Паспалітую, — Вільня страціла статус сталіцы, але засталася буйным адміністрацыйным цэнтрам, вакол якога аб’ядноўваліся беларускія і літоўскія землі. Захавала яна гэты статус і пасля далучэння літоўскіх і беларускіх зямель да Расійскай імперыі ў канцы XVIII ст. У пачатку ХХ ст. Вільня стала не толькі духоўным і культурна-асветным, але і палітычным цэнтрам развіцця беларускага і літоўскага нацыянальнага руху. Першапачаткова літоўцы і беларусы выступалі разам і лічылі мэтазгодным цеснае аб’яднанне накшталт былога Вялікага княства Літоўскага з цэнтрам у Вільні.
Глобальные проблемы: типология и взаимосвязь
Публикация №1096450416 29 сентября 2004 / МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
На протяжении всего существования человечества перед ним постоянно возникают проблемы, требующие безотлагательного решения. Некоторые из них носят локальный характер, другие же, напротив, затрагивают крупные регионы планеты или мир в целом.
Голлизм как модель национальной безопасности Франции
Публикация №1096450389 29 сентября 2004 / МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
Становление Беларуси как суверенного европейского государства, необходимость создания условий для защиты ее независимости и территориальной целостности требуют построения системы обеспечения национальной безопасности в новых геополитических условиях. Методологической основой ее построения служит новая редакция Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, принятая в 2001 г.
Информационное неравенство на Ближнем и Среднем Востоке: мифы и реальность
Публикация №1096450363 29 сентября 2004 / МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
В наступившем столетии информационные технологии стали знаковым явлением, влияние которого на международные отношения очевидно. Но существуют разные ипостаси этого влияния. Одним из ключевых является формирование информационной стратегии. С другой стороны, существует проблема восприятия международных новостей, разных каналов средств массовой информации [1]. Цель данной статьи заключается в анализе некоторых аспектов потенциала информационного потребления стран Ближнего и Среднего Востока, а также возможностей и ограничений влияния западных СМИ на примере стран региона. Безусловно, рамки статьи не позволяют дать развернутую картину, но сделать некоторый набросок можно. Необходимость решения проблемы объясняется тем, что тезис о влиянии западных СМИ на третий мир уже стал аксиомой, но так как он был выдвинут почти 30 лет назад (1973) Движением неприсоединения на конференции в Алжире, то назрела по крайней мере академическая необходимость его пересмотра. Переосмысление требуется не с точки зрения опровержения тезиса о влиянии информационного Севера на Юг, а с точки зрения обозначения произошедших изменений в последние 7—8 лет. Исследований по проблеме диспропорции в информационных потоках между богатым Севером и бедным Югом проведено достаточно [2]. Введенный в конце прошлого века термин "информационный разрыв" лишь подтвердил утверждение развивающихся стран о культурном или информационном империализме. Однако положение о неравенстве и засилье западной информационной продукции необходимо разделить на две составные части. С одной стороны, существует диспропорция информационных потоков, с другой стороны — возможность культурного влияния Севера на Юг через крупнейшие СМИ первого.
Расширение Европейского союза на Восток в 1990-е гг.
Публикация №1096450340 29 сентября 2004 / МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
Геополитические изменения, произошедшие в конце 1980-х гг., поставили страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) перед необходимостью определения собственного внешне- и внутриполитического пути развития. Одним из таких ориентиров стал Европейский союз, а также ряд влиятельных европейских организаций, таких, как Совет Европы, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, НАТО. Членство, полное либо ассоциированное, в рамках таких организаций для постсоциалистических государств Центральной и Восточной Европы, а также постсоветских государств означало, прежде всего, своеобразное возвращение в Европу, избавление от страхов маргинализации, изоляции, а также определенный выход на рынки Евросоюза, к его ресурсам, возможность привлечения значительных иностранных инвестиций.
Начальный период "холодной войны" и формирование концепции глобального лидерства США
Публикация №1096450318 29 сентября 2004 / МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
Развитие внешней политики США в ХХ в. оказалось успешным и впечатляющим: будучи не самой влиятельной державой начала столетия, Америка к концу его добилась статуса единственной супердержавы с самой мощной и быстроразвивающейся экономикой, глобальными политическими и экономическими интересами. Взлет Соединенных Штатов оказал определяющее влияние на возникновение нового мирового порядка, в котором они занимают главенствующее положение.
Публикации, отправленные в архив рубрики
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK