Рейтинг
Порталус

Особенности пенсионного обеспечения в ФРГ

Дата публикации: 29 сентября 2004
Публикатор: maskaev
Рубрика: ПОЛИТОЛОГИЯ МИРОВАЯ ПОЛИТИКА →
Номер публикации: №1096450205



АВТОР: Татьяна Постовалова

ИСТОЧНИК: "БЕЛОРУССКИЙ ЖУРНАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ" №1 2002 ГОД


Постовалова Татьяна Александровна — кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского процесса и трудового права юридического факультета Белорусского государственного университета

В Федеративной Республике Германия право на пенсию относится к категории абсолютных прав. Отягощенное многими деталями и усложненное реформами пенсионное право является сложным и казуистическим видом социального права.

Необходимость в пенсионных реформах 1957, 1992, 1996 и 2001 гг. была вызвана объективными причинами: демографическими и инфляционными1.

Государственная пенсионная система ФРГ включает два вида страхования: обязательное и добровольное. Под действие обязательного страхования подпадают все наемные работники, а с 1 апреля 1999 г. и лица самостоятельного труда. В государственной системе обязательного страхования предусмотрено десять видов пенсий:

— по возрасту, при достижении 65 лет;

— вдовам и вдовцам;

— лицам, имеющим не менее 35 лет трудового стажа и достигшим 63-летнего возраста;

— женщинам при достижении 60 лет;

— при утрате профессиональной трудоспособности;

— для нетрудоспособных при достижении 60 лет;

— в связи с утратой общей трудоспособности;

— по безработице при достижении 60 лет;

— сиротам;

— на воспитание ребенка, у которого умер один из родителей.

Размер пенсии прямо зависит от величины отчислений каждого работника в течение всей его трудовой жизни. Поэтому каждый пенсионер вправе претендовать на ту пенсию, которую он "накопил". Такого понятия, как "минимальная пенсия", не существует, а имеется несколько видов гарантированных пенсий; некоторые из них можно получать одновременно. На протяжении десятилетий в пенсионном обеспечении действует накопительный принцип, а не принцип солидарности поколений.

При начислении пенсий в основу положены общие принципы пенсионного страхования и условия выплаты пенсий по возрасту (старости). Пенсия при достижении определенного возраста не назначается автоматически. Для этого нужно волеизъявление лица, выраженное в подаче заявления на бланке установленного образца. Право на пенсию имеет только тот, кто ее "заработал". Это право не передается, а возникает только при соблюдении определенных условий, главным из которых является наступление пенсионного возраста. По общему правилу, право на пенсию возникает при достижении 65 лет, хотя существует ряд пенсий, где возраст снижается до 63 или 60 лет. Чтобы получить право на тот или иной вид пенсии, нужно иметь определенное количество застрахованной трудовой деятельности (от 5 до 35 лет). Кроме вышеперечисленного, для получения пенсии по какому-либо особо выделенному в законодательстве основанию необходимо выполнить целый ряд предпосылок и дополнительных условий, касающихся личности пенсионера.

Существует целый ряд пенсий, которые выплачиваются не пожизненно, а на определенное время. Это так называемые "пенсии на время". Кроме того, пенсии по возрасту могут выплачиваться в полном или частичном объеме. Законодательство не допускает одновременного получения таких пенсий, как пенсия по возрасту и пенсия на воспитание ребенка, оставшегося без одного родителя; пенсия по достижении 60 лет и 63 лет при стаже более 35 лет.

В законодательстве не предусмотрено такое понятие, как общий трудовой стаж, равный для всех видов пенсий. Для того чтобы получить пенсию по возрасту (65 лет), нужен трудовой стаж 5 полных лет (60 месяцев). В него, кроме непосредственного рабочего времени, засчитывается время нахождения в изгнании, если оно продолжалось до 1 января 1992 г. С 1 января 1992 г. зачет отменен. В трудовой стаж засчитывается и время по уходу за ребенком до года, если он родился до 1 января 1992 г., или до трех лет, если он родился после 1 января 1992 г. Кроме того, может быть засчитан трудовой стаж, определенный одному из супругов с целью выравнивания пенсионных прав того супруга, который почти не работал, а был занят ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Как правило, это женщины. Необязательно, чтобы стаж в 5 лет носил непрерывный характер, 60 месяцев работы могут приходиться на разные периоды жизни. Главное, чтобы в период работы выплачивались установленные законом взносы на пенсионное страхование. На иностранных супругов льготы по уходу за ребенком и ведению домашнего хозяйства не распространяются.

На основе принципа добровольности почти каждый проживающий в Германии может иметь право на пожизненную государственную пенсию даже тогда, там и при таких обстоятельствах, которые вообще исключают возможность получить когда-либо пенсию в рамках системы обязательного государственного пенсионного страхования, например пенсию для иностранцев или лиц без гражданства, постоянно проживающих в ФРГ.

Из числа лиц, правомочных платить добровольные взносы, исключаются только те, кто достиг возраста 65 и более лет, но права на пенсию не имеют в связи с отсутствием минимального 5-летнего стажа, и те, кто получает полную государственную пенсию по старости2.

В отличие от частной системы пенсионного страхования государственная включает не только выплату пенсии при достижении пенсионного возраста, но и оплату мероприятий, входящих в реабилитацию, т. е. комплекс оздоровительно-восстановительных мер по восстановлению здоровья и профессиональной переориентации любого работника по найму или того, кто вносит взносы на добровольной основе. Пенсионное ведомство в таких случаях не только оплачивает оздоровительно-восстановительные мероприятия, проводимые медико-курортными и реабилитационными учреждениями и центрами, но также делает выплаты работнику в переходный реабилитационный период и возмещает расходы на транспорт и помощь на дому. Сюда же входит оплата лечения и восстановления здоровья детей застрахованного работника.

Государственная страховая касса не имеет права повысить предусмотренный законом взнос выше установленного процента. Так, в 2000 г. взнос составил 19,3 % от общего заработка, который вносился работником по найму в равных долях с работодателем. В зависимости от ежегодного процента пенсионных отчислений определяется минимальный и максимальный взнос на пенсию. Сумма взноса определяется на основании финансовых возможностей лица, но не меньше минимального взноса. Минимальный ежемесячный взнос в 2001 г. составлял 64,8 евро, а максимальный в старых федеральных землях — 863,1 евро, в новых — 712,3 евро.

Еще одним очень важным преимуществом добровольного пенсионного страхования является возможность сохранения права на получение пенсии по инвалидности или при неспособности к профессиональной или любой другой трудовой деятельности. Такую пенсию можно получить в любом возрасте при соблюдении определенных условий, а именно нужно иметь не менее 5 лет признаваемого общего стажа (60 месяцев), а в последние 5 лет перед наступлением инвалидности не менее 3 лет платить обязательные или добровольные взносы в пенсионную кассу. Этот 5-летний срок может продлеваться на время безработицы, болезни, воспитания детей до 10-летнего возраста, на время получения пенсии по инвалидности и т. д. Пенсионные взносы, как обязательные, так и добровольные, уплачиваются за каждый месяц (без перерыва), иначе право на пенсию по инвалидности безвозвратно утрачивается.

Итак, добровольное пенсионное страхование имеет смысл в следующих случаях:

— для восполнения недостатка общего стажа;

— для сохранения права на пенсию по инвалидности или профессиональной непригодности;

— для получения реабилитационных услуг при недостатке общего стажа, ухода на пенсию не в 65 лет, а в 60 или 63 года;

— для увеличения размера пенсии, для включения неучтенного времени в общий стаж (время учебы, безработицы и других перерывов в работе).

К 1999 г. для пенсионных выплат на уровне установленного в ФРГ стандарта обеспечения жизни потребовалось большая сумма денег. Причиной таких огромных расходов явилось снижение рождаемости, увеличение пенсионеров и инфляция. За 23 года даже ограниченная инфляция (3 %) приводит к обесцениванию денег в два раза3. Поэтому 11 мая 2001 г. был принят Закон о поддержке старости (Altervermogengesetz) — фактически это Закон о государственной поддержке частного пенсионного страхования. Эта программа государственной поддержки частных договоров стоимостью в 10,92 млрд евро рассчитана на 21 млн трудящегося населения, подлежащего обязательному государственному страхованию. Каждый наемный работник (на лиц, занимающихся самостоятельным трудом, и государственных служащих Закон не распространяется) получит государственную финансовую поддержку к будущей дополнительной пенсии. В Законе предусмотрены два вида государственной поддержки: система прямых доплат к частным договорам пенсионного обеспечения и система списания с заработка, облагаемого подоходным налогом, определенных сумм в рамках "особых расходов", потраченных работником на создание пенсионного частного капитала.

О том, какая из систем государственной поддержки (или обе системы в комплексе) могут быть применены к каждому конкретному работнику, будет решать местный финансовый орган, исходя из принципа финансовой выгоды для работника при сдаче им ежегодной декларации о доходах. По предварительным расчетам, уменьшения подоходного налога могут ожидать те, кто живет один, не имеет семьи или получает за труд больше среднестатистической зарплаты. Государство освободит от обложения подоходным налогом в 2002 г. сумму заработка около 525 евро при условии вложения этих денег в частные договоры пенсионного страхования. Соответственно каждые последующие 2 года государство в лице финансового органа будет увеличивать льготную сумму еще на 525 евро, с тем чтобы в 2008 г. иметь окончательную сумму максимального списания с доходов в размере 2100 евро.

Требования государства о дополнительном накоплении капитала для обеспечения старости сводятся к тому, что в 2002 г. должно быть отчислено не менее 1 % годового заработка, в 2004 — 2 %, а в 2006 — 3 %. Начиная с 2008 г. процент отчислений должен составить 4 %. Таким образом, предполагается за счет частных накоплений затормозить резкое снижение размера пенсий. Кроме того, размер обязательных взносов в государственное пенсионное страхование к 2002 г. снизится на 20 %, а к 2030 г. — на 22 %4.

Финансовую поддержку получит только тот, кто заключит договор частного пенсионного страхования, проверенный государственным надзорным органом, и кто получит сертификат "качества и надежности вкладов". Договор должен соответствовать всем без исключения 12 критериям надежности, предусмотренным в Законе. В Берлине на базе Федерального пенсионного ведомства предполагается создать центр контроля за выплатами, в котором будут заняты не менее 1000 человек.

Большим преимуществом нового Закона является то, что в нем впервые реализован фактор наличия в семье детей. Государство дополнительно поощряет накопление капитала "на старость" в тех семьях, где имеются дети. Если работник воспитывает одного или нескольких детей, то сумма увеличивается более чем в два раза. К 2008 г. доплаты должны доходить до 187,2 евро на каждого ребенка против 46,8 евро в 2002 г.

При выборе страховой фирмы рекомендуется обращать внимание на величину собственного капитала фирмы, на процент прироста капитала в каждом календарном году, на гарантированный процент по выплатам на вклады, на ожидаемый процент по выплатам на вклады с участием в прибылях, на имидж фирмы, ее "возраст" и место страховых услуг и капитала.

Особо следует остановиться на анализе Закона о пенсионном обеспечении иностранных граждан (Fremdrentengesetz, FRG, 1960)5. По сути — это Закон о начислении пенсий немцам, работавшим на территории бывшего СССР и других стран Восточной Европы. Он содержит положения, регулирующие вопросы начисления переселенцам пенсий по возрасту, при потере кормильца, а также пострадавшим от несчастного случая или получившим профессиональное заболевание. Этот правовой акт определяет сферу применения и обеспечивает правовую базу для пенсионных расчетов. Отличие Закона от общегерманского пенсионного законодательства состоит в том, что он применяется только к определенному кругу лиц и содержит целый ряд ограничений, связанных, в первую очередь, с датой приезда на постоянное место жительства в ФРГ. Важным моментом является и то, что в рамках Закона, имеющего несколько редакций, применяется та редакция и тот параграф, которые были актуальны на момент ухода на пенсию.

Согласно § 1 Закона, под его действие подпадают далеко не все переселенцы, приехавшие в ФРГ как немцы или члены их семей. Перечень лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение, не подлежит расширительному толкованию. Не затрагивая предписаний § 5, абзац 4, и § 17, данный Закон применяется:

а) к изгнанным, по смыслу § 1 Федерального закона об изгнанных и поздних переселенцах (BVFG), и по смыслу § 4, если эти лица получили данный статус в ФРГ;

б) к немцам, по смыслу статьи 116, абзац 1, Конституции ФРГ6, и бывшим гражданам Германии, по смыслу статьи 116, абзац 2, предложение 1, Конституции, если данные лица независимо от последствий войны выбрали местом постоянного проживания ФРГ, но в результате последствий войны не могут воспользоваться правом на пенсию, заработанную в другом государстве;

в) к немцам, по смыслу статьи 116, абзац 1, Конституции, и бывшим гражданам Германии, по смыслу статьи 116, абзац 2, предложение 1, Конституции, которые после 8 мая 1945 г. были вывезены на работу на территории других государств;

г) к иностранцам, находящимся на территории ФРГ, по смыслу Закона о правовом статусе иностранных граждан, лишившихся родины, от 25 апреля 1951 г., даже если они приняли или примут немецкое гражданство;

д) к родственникам лиц, указанных выше в пунктах а) и г), имеющим право на выплаты при потере кормильца.

По законодательству признанными изгнанными или насильственно переселенными являются те лица, которые приехали в ФРГ до 1 января 1993 г. и имеют соответствующие удостоверения А или В. Поздние переселенцы — это лица, которые приехали в ФРГ после 31 декабря 1992 г. и имеют на руках справку о признании их поздними переселенцами со статусом § 4 BVFG. К бывшим немецким подданным относятся те лица, которые после 8 мая 1945 г. были вывезены на работу за пределы Германии, а впоследствии вернулись на постоянное место жительства в ФРГ. В соответствии с Законом о правовом статусе иностранных граждан, иностранцы без определенной государственной принадлежности — это лица, принявшие или принимающие немецкое гражданство. Вдовы, вдовцы, сироты, оставшиеся после смерти вышеперечисленных лиц, относятся к иждивенцам.

Кроме того, в § 17 Закона FRG перечислены лица, к которым при соблюдении определенных условий и предпосылок может быть применен Закон и начислена пенсия. К ним относятся лица:

— которые на то время, когда влияние национал-социализма распространялось на их родину и место проживания, принадлежали к немецкой культуре и кругу лиц, разговаривающих по-немецки;

— которые достигли возраста 16 лет на момент насильственного переселения, принадлежали к немецкой культуре и говорили на немецком языке;

— которые принадлежали к евреям, говорящим на немецком языке, и считали себя евреями, а не немцами, покинули места переселения согласно § 1, абзац 2, № 3, BVFG;

— оставшиеся после их смерти иждивенцы, претендующие на получение пособий по иждивению.

До 1 января 1993 г. в круг лиц, имеющих право на признание трудового стажа и пенсионное обеспечение, входили и супруги не немецкой национальности, а также дети от смешанных браков, имеющие удостоверение А или В. В 1993 г. был принят статус позднего переселенца и изменены критерии начисления пенсии. Теперь супруги не немецкого происхождения, но имеющие немецкий паспорт, подпадают под § 7 BVFG, а значит, не являются поздними переселенцами. Это отличие и явилось решающим в начислении пенсии. Лица, которые имеют справку согласно § 7 на основе Закона FRG, не имеют права на пенсионное обеспечение, но имеют право на пенсию, как и все остальные граждане этой страны. То есть в соответствии с общегерманским пенсионным законодательством человек должен отработать в ФРГ не менее 5 лет, и по достижении 65-летнего возраста он может претендовать на получение пенсии.

Таким же правом обладают и другие иностранцы, переехавшие на легальных основаниях на постоянное место жительства в ФРГ: беженцы из "горячих точек" бывшего СССР, иностранные супруги местных немцев, представители еврейской эмиграции и прочие граждане иностранных государств, имеющие право на работу в Германии, при условии, что они выплачивают пенсионные взносы в одну из немецких государственных страховых касс.

Если заявитель относится к категории переселенцев, то его трудовая деятельность в местах бывшего проживания приравнивается к работе в Германии, как если бы человек работал там, но при условии, что его работа была социально застрахованной. Принадлежность любого трудящегося к одной из действующих на его родине систем государственного страхования и отчисление туда взносов являются главным условием для признания в Германии его трудового стажа (т. е. время работы, как правило, в качестве работника по найму, рабочего или служащего промышленного предприятия, кооператива или товарищества, за которое его работодателем из фонда заработной планы уплачивались взносы на пенсионное страхование (§ 55 Закона FRG)), дающего право на получение пенсии. Если же нет доказательств отчисления взносов на социальное страхование или такие отчисления вообще не производились, тогда это время может быть признано как время работы без внесения взносов работодателем или трудящимся.

Кроме непосредственно трудовой деятельности в качестве наемного работника, подлежащего социальному страхованию, в общий стаж, дающий право на пенсию на основании Закона, включается также и время срочной службы в армии того государства, где раньше проживал переселенец-пенсионер. Законодательство ФРГ учитывает периоды жизни, когда работник не мог работать в силу определенных причин.

В соответствии с последними изменениями в законодательстве о пенсионном обеспечения в ФРГ в стаж, дающий право на пенсию, включается учеба в пределах 3 лет, даже если учеба не закончилась получением диплома или свидетельства7.

Время учебы, ухода и воспитания ребенка, служба в армии не являются непосредственно трудовой деятельностью, но признаются и оцениваются по специальным правилам, Они не прерывают трудовой стаж, но на размер пенсии не влияют.

Согласно § 56 Закона FRG обязательные взносы считаются внесенными в течение первых 3 лет жизни ребенка. Этот период причисляется к пенсионному страхованию одного из родителей (§ 56, абзац 1, предложение 1, № 3, и абзац 3, №№ 2, 3, Кодекса социальных законов, т. 1), если:

— воспитание приписывается этому родителю;

— воспитание осуществлялось на территории ФРГ или приравнивается к таковому;

— воспитывающий родитель не подлежит исключению из времени пенсионного страхования.

Период воспитания ребенка приписывается тому из родителей, который его фактически воспитывал. Если родители совместно занимались воспитанием ребенка, то этот период засчитывается одному из них. Для этого необходимо подать совместное заявление, в котором определяется, кому из родителей засчитать данный период. Учтенным периодом может быть только часть времени воспитания ребенка. Совместное заявление родителей подается таким образом, чтобы оно было действительно для последующих календарных месяцев. Зачет задним числом допускается только на период до 2 календарных месяцев, предшествующих подаче заявления. Исключением могут быть случаи, когда доказано, что один из родителей осуществлял выплаты на ребенка, или когда вступило в силу решение о выплатах алиментов. Подача заявления осуществляется в соответствии с положением § 16 Кодекса социальных законов (т. 1). Если родители не подали совместного заявления, то период воспитания ребенка приписывается матери.

К воспитанию на территории ФРГ приравниваются и случаи, когда воспитывающий родитель и ребенок обычно жили за границей и во время воспитания либо непосредственно перед рождением ребенка делали обязательные страховые взносы за пределами ФРГ. Это положение действительно и при совместной жизни супругов за рубежом, если супруг воспитывающего родителя имеет указанные периоды внесения обязательных взносов или не имеет их только по той причине, что относился к лицам, названным в § 5, абзацы 1 и 4, или был освобожден от обязанности страхования.

Родители исключаются из учета, если они:

— непосредственно после рождения ребенка были заняты таким наемным трудом или самостоятельной деятельностью на территории ФРГ, которые не подлежат обязательному страхованию. Это или временная командировка на другую территорию (§ 5 Кодекса социальных законов, т. 4), или положения межгосударственного права или положения, принятого для служащих международных организаций (§ 6 Кодекса социальных законов, т. 4);

— в период воспитания принадлежали к числу лиц, названных в § 5, абзацы 1 и 4, получали частичную пенсию по старости или были освобождены от обязанности страхования и не были застрахованы затем задним числом;

— в период воспитания являлись депутатами, министрами или парламентскими госсекретарями и завершили эту деятельность с правом на обеспечение.

Период воспитания отсчитывается по истечении месяца со дня рождения ребенка и заканчивается через 36 месяцев. Если в тот же период родитель имеет еще одного ребенка, который учитывается, то время воспитания ребенка увеличивается за первого и последующего ребенка на число календарных месяцев одновременного воспитания.

Согласно § 57 Закона FRG периодом особого учета считается и период воспитания ребенка до 10 лет. Это время входит в пенсионный учет одного из родителей, если были учтены предпосылки, необходимые для учета времени воспитания ребенка.

Что касается времени, когда работник получал в стране бывшего проживания пенсию или приравненное к ней пособие, не достигнув по немецким законам пенсионного возраста, то здесь имеется следующая особенность. Она заключается в том, что получение пенсии в странах бывшего проживания приравнивается к времени получения пенсии в ФРГ только в том случае, если основанием для начисления пенсии в этих странах послужили те же обстоятельства, которые в ФРГ признаются дающими право на получение пенсии на основании Закона FRG.

Время получения в странах бывшего проживания пенсии по достижении 45 или 50 лет на основании льготного стажа может реально повлиять на размер пенсии только в том случае, если лицо, являясь "льготным" пенсионером, продолжало работать в тех странах не менее 10 часов в неделю. В этом случае наряду с пенсионным стажем будет признано время работы и это повлияет на размер пенсии. Но при любых обстоятельствах время работы будет включено в стаж только при достижении лицом возраста 65 лет. Трудовой стаж после 65 лет исключается из трудового стажа, дающего право на пенсию.

Начиная с 1950 г. федеральное статистическое управление ФРГ рассчитало за каждый год по каждой отрасли уровень средних заработков. Для пенсионных начислений по Закону FRG применяются 23 отраслевые таблицы, каждая из которых в свою очередь подразделена на пять квалификационных групп в зависимости от положения работника на производстве и его профессиональной квалификации.

Для начисления пенсии необходимо предоставить оригиналы документов, подтверждающих уплату взносов на социальное пенсионное страхование. Заявление на пенсию подается не позднее 3 месяцев с момента прибытия в ФРГ.

Для доказательства достоверности фактов (§ 4 Закона FRG), имеющих значение, достаточным является то, что они могут быть доказанными. Факт является достоверно доказанным, если при предоставлении всех достижимых средств доказательства истинность данного факта представляется более вероятной, чем его ложность. В качестве средства достоверного доказательства может быть допущено заявление, равносильное присяге. Управление пенсионного страхования, ведущее дело, ответственно за принятие равносильных присяге заявлений и считается ответственным по § 156 Уголовного кодекса.

По замыслу Закон FRG должен был реализовать принцип равенства пенсионных прав переселенцев с коренными немцами. В первоначальной редакции он существовал до конца 1980-х гг. Затем этот принцип был заменен на принцип равных условий для начисления пенсий. В связи с этим были внесены первые значительные изменения, призванные не допустить, чтобы при начислении пенсии "заезжие" немцы находились в более выгодных условиях, чем местные пенсионеры. После пенсионной реформы 1992 г. в Закон были внесены новые изменения. В нем появился переселенческий коэффициент 0,7 и такое понятие, как "укорачивание" пенсий на 1/6, если трудовая деятельность признавалась вполне достоверной, но не доказанной. Подобным образом были снижены пенсии тем переселенцам, которые по прибытию в ФРГ попали на постоянное место жительства на территорию бывшей ГДР. Для них был введен так называемый восточный коэффициент. Но самые существенные изменения претерпел Закон в 1996 г. Принцип равенства пенсионных прав был заменен принципом обеспечения всех без исключения немцев-переселенцев, в том числе и пенсионеров, на уровне прожиточного минимума. Вместо коэффициента 0,7 был введен коэффициент 0,6.

По Закону "О содействии занятости" (Wachstums-und Beschaftigungsgesetz от 26 сентября 1996 г.) переселенцы, приехавшие в ФРГ после 6 мая 1996 г., имеют право получать пенсию лишь на уровне прожиточного минимума. Исходя из социально-правовой сущности пенсий, заключающейся в замене утраченного заработка на уровне, достаточном для обеспечения прежней жизни, а не на уровне социальной помощи, пенсионеры-переселенцы, ушедшие на пенсию в конце 1996 г., обратились с иском в Верховный социальный суд в г. Касселе. Суд передал производство в Конституционный суд на предмет соответствия решения правительства действующей Конституции8.

Таким образом, недостаток финансовых средств в системе государственного пенсионного страхования обусловил введение системы частного пенсионного страхования с государственной поддержкой. Кроме того, внесены ограничения по учету страхового стажа, приобретенного за пределами Европейского сообщества. В целях улучшения демографической ситуации в законодательстве о пенсионном страховании предусмотрен ряд льгот семьям, воспитывающим детей.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Michaelis H., Thiede K. Reform gesetzlichen Rentenversicherung: Zwischen Kontinuitat und Paradigmenwechsel. Berlin, 2000. S. 426.
2 Hepting K. Die gesetzliche Renfenversicherung nach dem Renfenreformgesets 1992. Jura 1990. S. 617.
3 Waltermann R. Sozialrecht, Heidelberg: Maller, 2001. S. 148.
4 Heimat. 2001. N 07(34). S. 11.
5 Sozialgesetzbuch. Textausgabe. Heidelberg: Beck-Texte im dtv, 2000. 26 Aufl. S. 140.
6 Федеративная Республика Германия: Конституция и законодательство / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1991. С. 82—83.
7 Cruner W., Dalichau T. Gesetzliche Rentenversicherung. SGB VI. Kommentar. Loseblattwerk. Berlin, 1999. S. 56.
8 Boecken M. Verfassungsrechtliche Fragen einer Organisationsreform der gesetzlichen Rentenversicherung. Munchen, 2000. S. 50—60.

Опубликовано на Порталусе 29 сентября 2004 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама