Рейтинг
Порталус

Критика патриотизма

Дата публикации: 06 мая 2008
Автор(ы): Святослав Витковский
Публикатор: Витковский Святослав Мечиславович
Рубрика: ПОЛИТОЛОГИЯ МИРОВАЯ ПОЛИТИКА →
Номер публикации: №1210024506


Святослав Витковский, (c)

КРИТИКА ПАТРИОТИЗМА

Часть I

Как известно, любое государство бессознательно стремится к сотворению идеологии, в которой содержалось бы веское обоснование его права на существование и господство над людьми. И поскольку особого рода ментальная связь между человеком и его родиной есть одна из незыблемых основ нации, государственная идеологическая машина именно её рассматривает в качестве первостепенного объекта своей деятельности. Если этой самой машине оказывается под силу представить запустивший её режим как естественное продолжение или полную идентичность того, что люди называют Родиной, значит, она может считаться успешной.
Строй же получает возможность свободно, по собственному усмотрению, использовать патриотическое чувство как катализатор тех или иных, выгодных ему, общественных процессов, как средство мобилизации духовных и физических сил нации для воплощения в жизнь своих эгоистических прожектов. Причём особенно явственным это становится в ходе захватнических войн, кода экспансионистские замыслы правителей объявляются от имени всей многомиллионной нации, за подписью всего многослойного общества, усилиями которых и будет вестись строительство нового регионального либо же мирового господства. Так было незадолго до Второй мировой войны, когда одиозные руководители Третьего Рейха сделали теоретическим обоснованием своей наступательной внешней политики на первый взгляд светлую идею воссоединения германской нации.
В ином случае, находясь на краю гибели и не имея ничего, за исключением безукоризненно работающей пропагандистской машины, что помогло бы ему найти выход из критического положения, строй, бессовестно ставя знак равенства между самим собой и понятием «Родина», требует от своих граждан слепого героизма. Вспомним хотя бы Советскую империю в годы Великой отечественной войны и ставший знаменитым боевой клич «За Родину, за Сталина», который служит лишним доказательством того, что тогдашняя советская идеологическая линия была просто гениальной, ведь она всё-таки сумела слить воедино эти два разновеликих понятия.
Как видно, иногда патриотизм не столь уж невинен, как может показаться на первый взгляд. В руках жестоких правителей, которые приходят к власти на трагических пиках истории, когда обрушивается привычная система общественных ценностей, среди которых и классические патриотические постулаты, он становится средством угнетения бессчётного множества людей.

Часть II

В продолжение отметим: когда распадаются некогда могущественные империи, желавшие быть не только земными гегемонами, но и духовными маяками для всего человечества, люди, только вчера причастные к чему-то священному и величественному, оказываются в состоянии духовной растерянности. Это создаёт самые благоприятные условия для процессов интеллектуального брожения и появления множества толкований ранее незыблемых догматов. Что ведёт в конечном итоге к бесчисленным политическим спекуляциям на самые разные, в том числе и патриотические темы.
Именно поэтому нация никак не может обойтись без идеологически обоснованной монолитной версии патриотизма, которая и делает невозможным подобное умственное плутовство. Она же, будучи созвучной ментальному укладу нации, представляет собой некий столб, вокруг которого происходит её духовное развитие. Но необходимо помнить о том, что в особых исторических условиях слишком велик для влиятельных сил соблазн использовать этот самый столб для построения той реальности, которая кажется им более разумной.
После всего вышесказанного возникает вполне логичный вопрос: что же есть идеальный патриотизм, свободный от казённого пафоса и близкий нашему сознанию себя как неотъемлемой частицы того массивного живого организма, который именуется нацией? Думается, эта теоретическая задача не имеет единственного решения: в гуманитарном знании нет констант, неизменных в потоке исторических событий и мыслительных переворотов. Должно быть, к числу наиболее разумных близка формула, не привязывающая данное явление к деятельности определённого властного режима, говорящая обезличенно, от имени самой национальной сути. Однако в то же время она должна ясно указывать на тесную ментальную связь между конкретным человеком и его родной страной, а также на вытекающие из этого этико-практические последствия.
Оные заключаются не в фанатичной преданности культовым личностям и мессианским идеям, а в умении здраво оценивать окружающий мир и принимать адекватные, прагматичные решения, позволяющие стране занять в нём лучшее место. Это не истеричные, рывковые движения в необъятном историческом вакууме с целью достичь чего-то фантастического, а постоянная работа по решению малых задач, совокупность которых и составляет нечто внушительное. Патриотизм — не в упрямой готовности отдать все имеющиеся силы для молниеносного воплощения в жизнь мёртворождённой утопии, а в способности упорно работать во имя живой цели.

Опубликовано на Порталусе 06 мая 2008 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама