Рейтинг
Порталус

Владислав Фельдблюм. Модернизация России: мифы и реальность

Дата публикации: 14 ноября 2010
Автор(ы): профессор Владислав Фельдблюм (Ярославль)
Публикатор: slava
Рубрика: ПОЛИТОЛОГИЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1289740438


профессор Владислав Фельдблюм (Ярославль), (c)

Сайт автора: http://professor-v.narod.ru/modernization-1.html

Владислав Фельдблюм

Модернизация России: мифы и реальность

Сегодня социологи и политологи разной политической ориентации активно обсуждают тему о модернизации страны. Но каждый понимает её по-своему. Либералы говорят, что модернизация невозможна без демократизации и либеральных политических реформ. Они любят фантазировать о том, что модернизация должна привести страну в постиндустриальное общество, в котором главное - это "умная экономика", инновационные технологии, развитие науки и образования. Это верно, конечно. Но лишь отчасти, и это сегодня не самое главное. Коммунисты понимают под модернизацией возврат страны в советское прошлое. Это уж совсем из области фантастики - нереальный и ненужный путь. Все эти рассуждения грешат упрощенным и односторонним подходом. Они не проясняют конкретных мер, которые необходимы для превращения модернизации из мечты в реальность. История учит суровой правде. Во все времена и во всех странах модернизация начиналась с наведения порядка. Порядка во всём: в политике, в экономике, в повседневной жизни. Речь, конечно, не о терроре. Но порядок в стране - необходимое условие эффективной модернизации.

Модернизация России - не благое пожелание, а вынужденная мера. Наша страна в минувшие десятилетия прошла через тяжёлые катаклизмы. Россия с большим трудом сохранилась как единое государство. Но государство с отсталой промышленной базой, с неповоротливой и коррумпированной бюрократией, с недопустимо резким социальным расслоением. В этой ситуации уже побывали Германия и Япония после Второй мировой войны, Китай в 80-х годах, Бразилия, Южная Корея и т.д. Да и США в своё время провозгласили и довольно успешно реализовали крупнейшие общенациональные программы борьбы с бедностью и завоевания передовых позиций в области науки и техники. У нас любят повторять, что Россия по-прежнему великая держава. Но умалчивают о том, что наше величие - это наследие того самого советского прошлого, которое мы так часто охаиваем. И это наследие, основанное на нашем ракетно-ядерном потенциале, теперь необходимо как минимум сохранять в работоспособном и безопасном состоянии. Для этого необходимо бесперебойное функционирование многих отраслей отечественной промышленности. Требуются мобилизация сил и средств, чёткий план и его последовательная неуклонная реализация. Лишь в результате этого появятся и развитая демократия, и рост жизненного уровня большинства населения, и развитие наукоёмких технологий. Надо чётко различать цель и средства её достижения. Наивно думать, будто объявленная модернизация возможна без мобилизации и сосредоточенности, без преодоления безудержного эгоизма, без самоограничений.

Все модернизации, известные из истории, всегда были прежде всего промышленными. Советский Союз за годы пятилеток построил сотни промышленных предприятий, создал мощный экономический потенциал, благодаря которому были обеспечены победа в Великой Отечественной войне, быстрое восстановление разрушенного народного хозяйства, выход в космос, завоевание второй в мире державы по промышленному развитию. Соединённые Штаты Америки в своё время сумели осуществить грандиозную национальную программу, благодаря которой было ликвидировано отставание от Советского Союза в освоении космического пространства, а затем и осуществлён опережающий рывок. Япония в 1960-1990 г.г. в десятки раз увеличила выпуск автомобилей, мотоциклов, телевизоров, магнитофонов. Китай стал одним из лидеров по производству текстиля и цемента, компьютеров и мобильных телефонов, видеокамер, ксероксов и др. Что касается России, то она в последнее десятилетие не просто стоит на месте. Доля отечественных производителей сокращается почти на всех рынках: в автомобилестроении, электронике, фармацевтике, сельском хозяйстве. Страна не в состоянии изготавливать собственные компьютеры и мобильные телефоны, не может производить субстанции для лекарственных средств. Страна впадаёт в опасную и позорную зависимость от заграницы во многих жизненно важных отраслях народного хозяйства. Мы не прикладываем достаточных усилий для обеспечения собственного благосостояния. Отвыкаем ставить и решать конкретные задачи, ограничиваемся мифическими "ориентирами" и "сценариями". Ставит ли российская власть перед промышленниками какие-нибудь задачи, кроме чисто финансовых? Наказывается ли кто нибудь из тех, кто разбазаривает выделенные средства? Кто из предпринимателей отличился на ниве создания новых отечественных производств? Без такой постановки вопросов нечего и мечтать о модернизации.

Нам предлагают поверить в миф, будто США и страны Европы поставили крест на собственной промышленности. Предлагают брать пример с этих стран, "обосновывая" эти утверждения мифами о постиндустриальном характере экономики этих стран. Трудно придумать что-нибудь глупее и безграмотнее этих мифов. Эти страны пришли к своему нынешнему состоянию через многие десятилетия интенсивной индустриализации. В этих странах работают собственные мощные, высокоразвитые и технически оснащённые отрасли промышленности. Например, некогда наши химические заводы изготавливали неплохие отечественные душистые средства. Теперь отечественные рынки наводнены французскими духами. Но хорошие французские духи включают десятки компонентов! За этим стоит мощная химическая промышленность по изготовлению всевозможных полупродуктов и целевых продуктов. А у нас химическая отрасль капитально развалена. Такое же положение с лекарственными средствами и многими другими товарами первой необходимости, которые мы закупаем вместо того, чтобы производить их у себя. Опять приходится повторять: серьёзную промышленную державу невозможно построить без мобилизации усилий, на одних разговорах и уговорах. А любая мобилизация требует порядка и ответственности, прежде всего во властных структурах.

Одна из самых сложных наших проблем - бюрократический тупик. За последние пятнадцать лет численность чиновников в стране выросла почти в два раза и достигла примерно 1,8 миллиона человек. На содержание этой колоссальной управленческой машины затрачивается примерно треть бюджетных расходов. Это оправдывают тем, что рост государственных расходов - общемировая тенденция. Но у нас бюрократическая машина неэффективна, подбор кадров сплошь и рядом осуществляется по принципам личной преданности, кумовства, а то и за деньги. Некомпетентность оборачивается бесконечными реорганизациями, ещё больше усложняющими ситуацию. Известно, что борьба с коррупцией становилась национальным приоритетом во всех странах, переживавших модернизацию. Общенациональная кампания по борьбе с мафией проведена в Италии. В Китае за последние пять лет за коррупционные преступления осуждено почти 50 тысяч чиновников местного уровня и около 4 тысяч в центральных ведомствах, примерно тысяча приговорены к высшей мере наказания, около 10 тысяч к длительному тюремному заключению. В Южной Корее за десять лет с 1980 по 1990 г.г. осуждено свыше 30 тысяч государственных служащих, среди которых 16 министров, председатель центрального банка и два бывших президента страны. В нашей стране лишением свободы наказывается только один из десяти взяточников. Пока ситуация не изменится, у нас нет никаких шансов на реальную модернизацию. Без принципа взаимной ответственности в отношениях граждан, бизнеса, государственных и правоохранительных структур коррупцию победить нельзя.

Важно навести порядок и в финансовом секторе экономики. За годы реформаций нас не раз охватывала эйфория от финансовых "успехов". В разы росли объёмы доходной части бюджета, золотовалютных резервов ЦБ, фондового рынка. Но финансовые успехи преходящи, они сменялись кризисами. Финансовые ресурсы страны плохо работают на благо наших граждан. Доходы не превращаются в прямые капиталовложения, не обеспечивают реального промышленного роста. Типичный модернизационный тупик - хроническое отставание индустриального роста от темпов роста валового внутреннего продукта в денежном выражении. Огромное количество федеральных программ работает вхолостую. После двух кризисов в 1998 и 2009 г.г. наведение порядка в бюджетных расходах становится жизненно необходимым. Финансовая распущенность перешагнула все мыслимые пределы. Похоже, в стране вообще не осталось промышленников, есть только финансисты. Капитализация компаний считается чуть ли не более важной, чем их реальные производственные успехи. Необходим жёсткий повседневный контроль за расходованием ассигнований, каждый бюджетный рубль должен давать конкретные результаты, любители разбазаривать средства должны строго наказываться, а то и садиться за решётку.

На фоне более чем скромных реальных успехов стране навязывается культ роскоши, продолжает усугубляться и без того недопустимо резкое социальное неравенство. Когда США в 1930-1960-х годах проводили полную перестройку своей экономики, заложившую основы постиндустриального общества, ценой ее было сокращение богатства элиты. За период 1928-1964 г.г. число миллиардеров в стране сократилось в три раза, а жизненный уровень среднего американца многократно возрос. В России же число несусветных богачей не только не уменьшается, но продолжает расти, и это несмотря на кризисы. Разрыв в доходах между богатыми и бедными по официальным данным составляет 15-20 раз, а фактически доходит до сотен раз. В США и Европе разрыв в доходах уже давно регулируется с помощью гибкой системы прогрессивного налогообложения. В России же власти гордятся существующей плоской шкалой, считают прогрессивную шкалу преждевременной и ненужной. Как относится большинство россиян к такому положению вещей? Ответ очевиден. Едва ли сторонники такого положения дел в России могут рассчитывать на поддержку большинства населения в их модернизационных замыслах. Если не просто говорить о модернизации, а пытаться реально проводить её в жизнь, необходимо взять курс на ликвидацию дикого социального расслоения, чётко заявить об этом на самом высоком уровне.

В настоящей статье кратко рассмотрены лишь некоторые аспекты большой и сложной темы модернизации России. Рекомендую читателям и мою статью "Минувшее десятилетие: достижения и проблемы", опубликованную на сайтах:
http://vladislav-expert.narod.ru/addition.html
http://www.medvedev-da.ru/forum.php?PAGE_NAME=read&FID=2&TID=3561

Ярославль, 15 ноября 2010 г.






Опубликовано на Порталусе 14 ноября 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): модернизация, мифы, реальность



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама