Рейтинг
Порталус

Проблема единого учебника истории в условиях расколотого общества

Дата публикации: 06 марта 2015
Автор(ы): Центр изучения кризисного общества, Александр Вершинин
Публикатор: centero.ru
Рубрика: ПОЛИТОЛОГИЯ РОССИЯ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1425631993


Центр изучения кризисного общества, Александр Вершинин, (c)

Сайт автора: http://centero.ru/

Несмотря на многочисленные возражения части общественного мнения, президентская инициатива о создании учебников по истории, в основе которых лежала бы единая концепция, выглядит, безусловно, здраво. Однако, рассуждая на эту тему, надо понимать, что учебник — это не только результат научного труда автора или коллектива авторов. Кроме этого, он играет важную социально-политическую роль. Школьное историческое образование, неотъемлемой частью которого является учебник, — важный фактор скрепления нации и поддержания политического консенсуса в обществе. К сожалению, судя по последним заявлениям первых лиц, данное обстоятельство не оценивается сегодня в должной мере. Проблема универсальности учебника кроется не только в его научной состоятельности и в общей квалификации его авторов. Она имеет еще одно измерение — социально-политическое, которое, пожалуй, выходит на первый план.

Как отмечают западные социологи, учебник истории представляет собой «сложный продукт культурного производства, в котором [общественно] признанное знание [о прошлом] обретает строгую педагогическую форму». Следовательно, для того чтобы учебник по истории стал по-настоящему единым, он должен базироваться на общем для всех социальных групп видении прошлого страны. Это, в свою очередь, предполагает выработку общенационального консенсуса по наиболее спорным вопросам отечественной истории. Очевидно, что в сегодняшнем российском обществе этот консенсус отсутствует, что ярко демонстрирует уже сама дискуссия, которая развернулась после оглашения президентской инициативы. Итак, есть ли смысл в создании единого учебника истории в условиях расколотого общества, каковым является современное российское? Как сделать так, чтобы единый учебник не разделял страну, а консолидировал ее? Именно эти вопросы являются ключевыми при обсуждении темы. Однако чтобы попробовать на них ответить, необходимо рассмотреть проблему учебника истории под новым углом зрения. 

Доклад "Проблема единого учебника истории в условиях расколотого общества" (pdf)

Опубликовано на Порталусе 06 марта 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): учебник истории, общество, коллективная память, нациестроительство



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама