Рейтинг
Порталус

УСПЕХИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В РАЗРЕШЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОПРОСА

Дата публикации: 31 декабря 2015
Автор(ы): Т. Р. РАХИМОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПОЛИТОЛОГИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 1, Январь 1954, C. 43-59
Номер публикации: №1451568475


Т. Р. РАХИМОВ, (c)

Историческая победа великого китайского народа над силами империализма и гоминдановской реакции и образование Китайской Народной Республики создали условия для развития и процветания всех национальностей Китая, избавили национальные меньшинства страны от жесточайшего гнёта и открыли им путь к новой жизни. Безвозвратно отошло в прошлое политическое и экономическое бесправие тибетцев и уйгуров, монголов и мяо, дунган и чжуан и многих других национальных меньшинств, населяющих Китай.

 

За время существования Китайской Народной Республики произошли коренные перемены в политической, экономической и культурной жизни национальных меньшинств, в настоящее время активно строящих совместно со своим освободителем - великим китайским народом - независимый могучий народно-демократический Китай.

 

*

 

В Китайской Народной Республике, кроме основной национальности- китайцев (ханьцы)1 , составляющих около 92% населения страны, проживает свыше 60 различных национальных меньшинств, общая численность которых, по далеко не точным данным, достигает 40 млн. человек. Из них около половины живёт в Юго-Западном Китае2 . В большинстве своём национальные меньшинства населяют обширные районы, расположенные, главным образом, по окраинам страны. Территория, занимаемая национальными меньшинствами, составляет почти 50% всей территории республики. Значительные группы национальных меньшинств расселены в Тибете, Внутренней Монголии, Синьцзяне, Сикане, Цинхае. Национальные меньшинства населяют также некоторые другие районы страны. Так, например, в провинции Юньнань они составляют около 60% населения, в Гуйчжоу - около 40%, в Гуанси - 40%3 .

 

Из всех национальных меньшинств, населяющих Китайскую Народную Республику, наиболее многочисленными, живущими компактными массами, являются дунгане, тибетцы, чжуани, уйгуры, монголы, народность "и", мяо, чжунцзя, корейцы4 .

 

 

1 Ханьцы (по-китайски ханьжэнь) - китайцы как национальность, в отличие от других национальностей и народностей, живущих в Китае.

 

2 Газета "Цюньчжунжибао", 9 августа 1951 года.

 

3 Там же.

 

4 Дунгане (от 3 до 5 млн. чел.) населяют, главным образом, провинции Ганьсу, Шэньси, Синьцзян, а также провинции Сычуань, Юньнань, Цинхай, Нинся и некоторые другие районы. Говорят дунгане на шэньсийском и ганьсуйском говорах китайского языка. Основное занятие - земледелие, подсобные - торговля и ремёсла.

 

Тибетцы (от 3 до 5 млн. чел.) живут, в основном, в Тибете и в провинциях Цинхай, Сикан, Ганьсу, Нинся, Сычуань. Говорят они на тибетском языке. Основное занятие - полукочевое и отгонное скотоводство, а также земледелие.

 

Чжуани (или чжуни) (около 5 млн. чел.) живут, в основном, в западной части провинции Гуанси. Занимаются преимущественно земледелием. Язык народности чжуани принадлежит к языкам тибето-китайской семьи.

 

Уйгуры (около 4 млн. чел.) расселены, главным образом, в провинции Синьцзян. Говорят на диалектах и говорах новоуйгурского языка. Основные занятия - поливное земледелие, садоводство и ремёсла.

 
стр. 43

 

Положение народных масс национальных меньшинств в старом, полуфеодальном и полуколониальном Китае было очень тяжёлым. Они испытывали тройной гнёт: со стороны иностранного капитала, китайских крупных помещиков и компрадорской буржуазии и местных феодалов. На протяжении многих лет правители Китая и империалисты, привлекая на свою сторону реакционные элементы имущих классов из среды национальных меньшинств, проводили в отношении трудового населения политику, жестокого вооружённого подавления, политической дискриминации и экономического ограбления. Всё это создавало атмосферу взаимной национальной вражды и разобщённости.

 

Вследствие угнетения и притеснения, осуществлявшихся реакционными правителями, многие национальные меньшинства Китая жили, глазным образом, в горах, на горных плато и в местах, мало пригодных для жилья. В Гуйчжоу говорят: "Мяо живут в горах, чжунцзя - на воде, хакка (китайцы. - Т. Р. ) - на улице". В Юньнане есть поговорка: "Чиновники занимают равнины, народ занимает холмы, а мяо - горные пещеры"5 .

 

Политика дискриминации и угнетения задерживала экономическое и культурное развитие национальных меньшинств, обрекала их на нищету и медленное вымирание. Многие народности страны сохранили патриархально-родовой и полупатриархальный строй. Совершенно отсутствовало здравоохранение. Свирепствовали различные эпидемические болезни. Национальные меньшинства подвергались различным унижениям, их национальная культура, язык и обычаи не признавались. "При феодализме и особенно в период реакционного гоминдановского режима, - писали представители тибетцев и мяо Мао Цзэ-дуну, - нас не считали за людей. Нас заставляли остричь волосы, отказаться от своей национальной одежды, а в некоторых районах нам не разрешали даже говорить на своём собственном языке. Гоминдан подавлял наш народ так же, как он подавлял революцию. Мы всегда жили в холоде и голоде".

 

Колониальный и национальный гнёт вызывал сопротивление со стороны малых народностей Китая. Особенно крупные выступления национальных меньшинств происходили во второй половине XIX века. Национальные меньшинства Китая принимали участие в движении тайпинов. На северо-западе Китая в течение нескольких лет продолжалось восстание дунган, уйгуров и других народностей этого края. Однако все восстания жестоко подавлялись, и положение национальных меньшинств оставалось крайне тяжёлым.

 

Победа Великой Октябрьской социалистической революции в России оказала решающее влияние на национально-освободительное движение в Китае. Вместе со всем китайским народом на борьбу против империализ-

 

 

Монголы (окало 2 млн. чел.) живу г в автономном районе - Внутренняя Монголия, в Северо-Восточном Китае и в провинциях Синьцзян, Нинся, Ганьсу, Цинхай, Суйюань. Основное занятие - кочевое и полукочевое скотоводство, частично земледелие. Подсобные занятия - охота, добыча соли, войлочное производство.

 

Народность "и", или ицзу, она же лоло и носу (2 - 3 млн. чел.), по языку относится к тибето-бирманской группе. Основные районы её сплошного расселения находятся в провинции Сикан, а также в провинциях Сычуань и Юньнань. Народность "и" ближе всего стоит к народности мяо.

 

Мяо, или мон (около 2 млн. чел.), населяют, главным образом, провинцию Гуйчжоу; значительные группы мяо живут также в западной части провинции Хунань, в северной части Гуанси, а также в провинциях Юньнань, Сычуань и в других районах Центрально-Южного и Юго-Западного Китая. Основное занятие - земледелие. Говорят на языках мон-хмерской группы.

 

Чжунцзя, или буи и шуйху (сжало 1600 тыс. чел.), населяют, главным образом, юго-западную часть провинции Гуйчжоу.

 

Корейцы (около 1,4 млн.) проживают в Северо-Восточном Китае, в основном в провинции Гирин. Основное занятие - земледелие.

 

5 См. Доклады делегации Центрального народного правительства Китайской Народной Республики по ознакомлению с жизнью национальных меньшинств. Газета "Цюньчжунжибао", 9 августа 1951 года.

 
стр. 44

 

ма и феодализма поднялись и национальные меньшинства страны. Эту борьбу возглавила Коммунистическая партия. Она выступила как единственная политическая сила в стране, отстаивавшая национальные интересы всех народностей, населяющих Китай. Коммунистическая партия неуклонно разоблачала жестокое угнетение национальных меньшинств реакционными правящими классами и империалистическими державами. Она настойчиво отстаивала принципы пролетарского интернационализма, равноправия и дружбы народов.

 

Основываясь на марксистско-ленинской теории, Коммунистическая партия Китая решала вопрос о национальных меньшинствах страны с точки зрения задач и интересов китайской народной революции, связывая вопросы освобождения национальных меньшинств с общенациональными задачами революции. Партия считала, что в условиях полуколониального и полуфеодального Китая главным и решающим в национальном вопросе является уничтожение господства империализма и феодально-помещичьих сил в стране и что бесправие и угнетение национальных меньшинств можно уничтожить в результате победы китайской народно-демократической революции. Поэтому Коммунистическая партия, активно поддерживая борьбу малых народностей страны за социальное и национальное освобождение, добивалась слияния её с борьбой китайского народа. Она неустанно разъясняла, что только объединение всех национальностей страны вокруг великого китайского народа приведёт к их освобождению от национального и социального гнёта, что только победа народно-демократической революции может обеспечить ликвидацию национальной дискриминации и открыть всем национальностям Китая путь к свободной" жизни.

 

Коммунистическая партия Китая, рассматривая вопрос о национальных меньшинствах страны как часть общего вопроса о китайской революции, требовала для национальных меньшинств Китая осуществления права самоопределения и автономии и стремилась объединить их силы на борьбу с общим врагом. Обнародовав в августе 1937 г. программу спасения родины в войне против империалистической Японии, Коммунистическая партия указывала на необходимость, "осуществляя принципы национального самоопределения и автономии, мобилизовать монгольское, мусульманские и другие национальные меньшинства для совместной борьбы против японских захватчиков"6 .

 

Такая политика выражала коренные интересы широких масс национальных меньшинств Китая в их борьбе против колониального и национального гнёта и полностью отвечала интересам антиимпериалистической и антифеодальной китайской революции.

 

Разъясняя политику партии в отношении национальных меньшинств страны, Мао Цзэ-дун в докладе на VII съезде Коммунистической партии Китая (1945 г.) сказал: "Коммунисты должны помогать широким народным массам национальных меньшинств, в том числе тем их руководителям, которые тесно связаны с народными массами, в их борьбе за политическое, экономическое и культурное освобождение и развитие и за создание собственных войск национальных меньшинств, которые стояли бы на страже интересов народных масс. Язык, письменность, нравы, обычаи и религиозные верования национальных меньшинств должны уважаться"7 .

 

Такая национальная политика Коммунистической партии Китая на практике была осуществлена в освобождённых районах, возникших в период революции. В этих районах партия создавала местные органы нацио-

 

 

6 Мао Цзэ-дун. Избранные произведения. Т. 2. М. Издательство иностранной литературы. 1953, стр. 33.

 

7 Мао Цзэ-дун. Избранные произведения. Т. 4. М. Издательство иностранной литературы. 1953, стр. 550 - 551.

 
стр. 45

 

нального самоуправления, помогала национальным меньшинствам развивать свою экономику и культуру. Во время великого похода китайской Красной армии с юга страны в северо-западные районы (1934 - 1935 гг.) в провинции Сикан было создано национальное тибетское правительство. Во время антияпонской войны в Особом пограничном районе Шэньси - Ганьсу - Нинся было организовано автономное правительство дунган. В 1941 г. в положениях о выборах в правительственные органы пограничных районов Шэньси - Ганьсу - Нинся, Шаньси - Хэбэй - Хэнань специально говорилось об участии национальных меньшинств в органах местной власти. 1 мая 1947 г. был создан автономный район - Внутренняя Монголия.

 

"Только под руководством и с помощью Коммунистической партии Китая и китайской Народно-освободительной армии, - говорит председатель Народного правительства Внутренней Монголии Уланфу, - народ Внутренней Монголии организовался, принял героическое участие в борьбе с японским и американским империализмом и гоминдановскими реакционерами, осуществил автономию национального района и только таким образом одержал победу"8 .

 

*

 

Победа антиимпериалистической и антифеодальной революции и установление демократической диктатуры народа в Китае, основу которой составляет союз рабочего класса и крестьянства при руководящей роли китайского пролетариата и его авангарда - Коммунистической партии, - явились решающим условием, обеспечившим равноправие национальностей Китая, их братское сотрудничество и дружбу, всесторонний расцвет их экономики и культуры.

 

В разрешении вопроса о национальных меньшинствах Китая Коммунистическая партия и Центральное народное правительство Китайской Народной Республики используют богатый опыт Советского Союза. Творчески применяя ленинско-сталинское учение по национальному вопросу к конкретным условиям Китая, они определили пути и формы прочного единения всех национальностей Китая.

 

С первого же дня своего существования Китайская Народная Республика провозгласила и законодательным порядком закрепила равенство всех национальностей страны и повела справедливую политику по отношению к национальным меньшинствам, направленную на установление их полного равноправия. Эта политика вытекает из характера народной власти в Китае - демократической диктатуры народа. Будучи переходной формой к государству социалистического типа, эта власть подготовляет все необходимые предпосылки для окончательного и полного решения национального вопроса в Китае.

 

В Общей программе Народного политического консультативного совета Китая, в разработке которой принимали активное участие представители национальных меньшинств, определены основы политики в отношении малых народностей. Там сказано: "Все национальности в пределах Китайской Народной Республики равноправны, тесно сплочены, оказывают помощь друг другу, ведут борьбу против империализма и врагов народа среди каждой национальности, с тем чтобы Китайская Народная Республика стала большой семьей, в которой все национальности живут в духе любви, дружбы и сотрудничества. Необходимо бороться с великодержавным шовинизмом и местным национализмом, воспрещаются всякая национальная дискриминация, гнет или действия, направленные против сплочения национальностей".

 

Согласно Общей программе Народного политического консультативного совета Китая, в районах, где большинство населения составляют на-

 

 

8 Газета "Жэньминьжибао", 20 января 1952 года.

 
стр. 46

 

циональные меньшинства, осуществляется областная или местная национальная автономия, учреждаются органы национального самоуправления, создаются местные народные войска общественной безопасности, гарантируется свобода развития своего языка и письменности, сохранения или изменения своих обычаев, традиций и религиозных убеждений9 .

 

Создание самоуправляющихся национальных районов на базе областной автономии является в настоящее время основной и наиболее целесообразной формой административного устройства национальных меньшинств в Китае. Эта форма единения национальных меньшинств с китайским народом наилучшим образом отвечает современным задачам укрепления народно-демократического государства. Преимущество областной автономии состоит в том, что при ней приходится иметь дело с населением, живущим на определённой территории. Как указывал И. В. Сталин, "она не межует людей по нациям, она не укрепляет национальных перегородок, - наоборот, она ломает эти перегородки и объединяет население для того, чтобы открыть дорогу для межевания другого рода, межевания по классам"10 .

 

Областная автономия отличается многообразием форм и может применяться в отношении любой национальности, как наиболее отсталой, так и сравнительно более развитой. Она позволяет найти и осуществить различные формы объединения, соответствующие быту каждой национальности. Областная автономия учитывает своеобразие исторического развития каждой национальности, её прошлое, её взаимоотношения с другими, соседними нациями, уровень экономического развития и культуры каждой национальности, наличие промышленного пролетариата, кадров национальной интеллигенции и т. п.

 

Создание в Китае национальных районов на базе областной автономии даёт возможность на деле осуществить равноправие национальностей во всех сферах политической, хозяйственной и культурной жизни, охватить всё разнообразие быта, культуры и экономического состояния национальных меньшинств.

 

Автономия национальных районов, на практике осуществляя равенство народов Китая, служит делу их объединения и воспитания в духе любви к народному государству, в духе ненависти к империалистическим агрессорам. Вместе с тем она создаёт условия для вовлечения прежде отсталых национальностей в процесс демократического развития всей страны.

 

8 августе 1952 г. Центральное народное правительство Китайской Народной Республики опубликовало ряд важных документов по вопросу о национальных меньшинствах страны, в том числе "Основные принципы программы осуществления местной национальной автономии в Китайской Народной Республике". Эти документы подробно излагают принципы создания автономных национальных районов и органов их самоуправления, права автономных национальных районов и взаимоотношения органов их самоуправления с вышестоящими органами, а также взаимоотношения между национальностями внутри автономных национальных районов.

 

Согласно этим принципам, Коммунистическая партия и правительство Китая осуществляют создание автономных национальных районов строго на основе равноправия всех национальностей. Национальная автономия проводится во всех районах Китая, населённых национальными меньшинствами. Каждому национальному меньшинству предоставляется право на автономию. Как подчёркнуто в "Основных принципах", "автономные районы различных национальностей являются неотъемлемой частью территории Китайской Народной Республики"11 .

 

 

9 См. "Законодательные акты Китайской Народной Республики". М. 1952, стр. 63 - 64.

 

10 И. В. Сталин. Соч. Т. 2, стр. 362.

 

11 См. "Законодательные акты Китайской Народной Республики", стр. 397.

 
стр. 47

 

В настоящее время в Китайской Народной Республике создаётся три типа автономных национальных районов: районы, жители которых принадлежат к одной национальности; районы, большинство жителей которых принадлежит к одной национальной группе и в которых имеются территории, населённые другими малочисленными национальными меньшинствами; районы, создаваемые на основе объединения двух или большего числа национальностей.

 

Административное деление всех национальных автономных районов проводится на основе существующего в Китае местного административного деления: село (или деревня), район, уезд, особый район и так далее - в зависимости от количества населения, размера данного района и других условий. Что же касается наименования автономных районов, то оно, как правило, определяется названиями национальности и местности.

 

Органы самоуправления каждого автономного национального района являются органами местной народной власти первой ступени, которые находятся под единым руководством Центрального народного правительства и подчиняются руководству вышестоящих народных правительств. Они образуются на основе принципа демократического централизма, путём выборов, осуществляемых на собраниях представителей всех слоев населения. Органы самоуправления автономных районов ведут большую работу по подготовке национальных кадров, развитию местной экономики, культуры, просвещения и здравоохранения. Всё делопроизводство в органах самоуправления ведётся на языках народов, населяющих данные автономные районы. В целях охраны общественного порядка и безопасности граждан органы самоуправления автономных районов организуют отряды общественной безопасности и народное ополчение.

 

В автономных районах строго проводится принцип равноправия национальностей, воспитания населения в духе взаимного уважения к диалектам, языкам, традициям, обычаям и религиозным убеждениям друг друга; запрещается дискриминация и всякого рода пропаганда, направленная на возбуждение национальной розни; всему населению автономных районов, без различия национальности, обеспечиваются право в соответствии с законом избирать и быть избранными, свобода убеждений, слова, печати, организации обществ, переписки, свобода личности, места жительства, передвижения, вероисповедания и демонстраций. Органы самоуправления автономных районов при разрешении вопросов, касающихся других национальностей, населяющих данный автономный район, обязаны консультироваться с представителями этих национальностей.

 

При издании распоряжений и приказов тщательно учитываются особенности и конкретная обстановка автономных районов. Вышестоящие народные правительства помогают автономным районам планомерно готовить местные национальные кадры и по мере необходимости командируют ответственных работников для работы в автономные районы; оказывают помощь автономным районам в области политики, экономики, культуры, образования и здравоохранения; используют различные средства для ознакомления населения автономных районов с передовым опытом и условиями политического, экономического и культурного строительства; воспитывают среди всех национальностей чувство равенства, дружбы, единства и взаимопомощи, преодолевая уклоны к великокитайскому шовинизму и местному национализму, укрепляя Китайскую Народную Республику как большую братскую семью, объединяющую все национальности.

 

К началу 1953 г. в Китайской Народной Республике было создано свыше 170 автономных районов национальных меньшинств, объединяющих деревню (село), район, уезд, округ и т. д. Из них 50 районов создано (к октябрю 1953 г.) в масштабе уезда и выше. Общая численность охваченных автономией национальных меньшинств составляет свыше 10 млн. человек. Созданию автономных районов повсюду предшествуют конферен-

 
стр. 48

 

ции представителей национальных меньшинств. На конференциях избираются правительства автономных национальных районов и утверждаются положения об их организации. В настоящее время наиболее крупными автономными районами в республике являются следующие.

 

Автономный район Внутренняя Монголия создан 1 мая 1947 года. Этот район занимает территорию в 600 тыс. кв. км и имеет 2400 тыс. человек населения. Из них свыше 800 тыс. человек составляют монголы, и другие национальные группы: солоны, корейцы, дунгане, орочоны и буряты. Остальная часть населения - китайцы.

 

Образование автономного района Внутренняя Монголия ликвидировало господство феодалов - агентов реакционного гоминдана и империалистических держав - и открыло новую, счастливую страницу в жизни народов Внутренней Монголии.

 

Тибет получил автономию в мае 1951 г. по соглашению между Центральным народным правительством Китайской Народной Республики и местным тибетским правительством о мероприятиях по мирному освобождению Тибета.

 

Соглашение о мирном освобождении Тибета явилось крупнейшей победой национальной политики Коммунистической партии и правительства Китайской Народной Республики. Оно окончательно вернуло Тибет в семью народов Китая и сорвало агрессивные планы империалистов, тщетно пытавшихся превратить эту часть Китая в свою колонию, а её народ - в своих рабов.

 

Как указывал Мао Цзэ-дун на приёме по поводу подписания соглашения, на протяжении многих лет между китайским и тибетским народами, а также и в самом тибетском народе существовала разобщённость. Эта разобщённость насаждалась реакционными маньчжурским правительством и правительством Чан Кай-ши, а также политикой империалистических государств. После того как китайский народ сверг господство империалистов и внутренней реакции, силы, руководимые далай-ламой и возглавляемые панчен-ламой12 , объединились с Центральным народным правительством. "Это единство, - говорил Мао Цзэ-дун, - является братским единством, а не таким, когда одна сторона притесняет другую. Такое единство достигнуто в результате объединенных усилий всех кругов. Отныне на базе этого единства все наши национальности будут итти по пути развития и прогресса во всех областях - в политической, экономической и культурной областях"13 . Тибетцы навсегда сбросили с себя оковы империалистического рабства и как равноправная нация вошли в состав Китайской Народной Республики.

 

Соглашение о мирном освобождении Тибета встретило единодушное одобрение всего многомиллионного китайского народа, а также всего тибетского народа,

 

Чжуанский автономный район создан 9 октября 1952 г. в западной части провинции Гуанси. Район занимает площадь около 111 тыс. кв. км, состоит из 33 уездов и автономного района народности мяо. Население района - свыше 6200 тыс. человек, из них около 5400 тыс. человек принадлежит к национальности чжуан (или чжун), остальные - китайцы, мяо, яо, тун, маонань, лоло и другие14 .

 

Чжуанский район является самым большим по населению национальным автономным районом Китайской Народной Республики. На севере и западе он граничит с провинциями Юньнань и Гуйчжоу, на юго-западе и юге - с Вьетнамом.

 

 

12 Далай-лама - глава духовной и светской власти в Тибете, панчен-лама - его заместитель.

 

13 "Правда", 29 мая 1951 года.

 

14 Журнал "Народный Китай", 1952, N 24; газета "Гуанминжибао", 14 декабря 1952 года.

 
стр. 49

 

Автономный район народности "и" создан в 1952 г. в районе Даляншаньских гор в восточной части провинции Сикан. Район состоит из 7 уездов и занимает площадь более чем в 30 тыс. кв. километров. Здесь проживает около 700 тыс. граждан народности "и" и свыше 20 тыс. китайцев и мяо.

 

В прошлом народность "и" представляла собой одно из самых угнетённых национальных меньшинств Китая. Только в новом Китае она приобрела свободу и счастливую жизнь. "Все народы Китая, - говорит один из представителей народа "и", - теперь относятся к нам, к народу "и", как к братьям. Центральное народное правительство прислало к нам в горы специальную миссию доброжелательности. Члены этой миссии заходили в каждый дом и беседовали с нашими людьми. С миссией прибыли также кинопередвижки, культурные бригады, медицинские работники. Миссия привезла множество подарков..."15 .

 

Со времени создания автономного района народность "и" достигла значительных успехов в области развития своей экономики и культуры.

 

Корейский автономный район Яньбянь создан в 1952 г. в провинции Гирин, Северо-Восточного Китая. Население района - около 700 тыс. человек, из них более 75% - корейцы. Яньбяньский район является одним из передовых автономных районов Китая.

 

Тибетский автономный район в северо-западной части провинции Сычуань создан в декабре 1952 г. в составе 6 уездов: Сунпань, Лисянь, Моусянь, Моугун, Цзинхуа и Бэньчуань. Население района - более 500 тыс. человек, из них 75% составляют тибетцы, остальные - китайцы, дунгане и другие национальности16 .

 

Тибетский автономный район в восточной части провинции Сикан охватывает 20 уездов с населением около 500 тыс. человек; более 80% населения этого района - тибетцы, остальные - китайцы, дунгане и народность "и". Район создан в ноябре 1950 года.

 

Со времени возникновения этот район сделал большие успехи в деле развития своей экономики, культуры и здравоохранения.

 

Тибетский автономный район в южной части провинции Ганьсу был создан в январе 1953 г. на основании решений конференции народных представителей, состоявшейся 25 декабря 1952 г. - 3 января 1953 года17 . Тибетский автономный район представляет собой, в основном, район кочевого скотоводства с населением более 200 тыс. человек, состоящим, глазным образом, из тибетцев.

 

Автономный район народностей ли и мяо на острове Хайнань создан в июне 1952 г. на основе решений конференции народных представителей народностей ли и мяо, проходившей 25 - 30 июня 1952 г. в городе Бую. Район охватывает 5 уездов с населением свыше 270 тыс. человек двух упомянутых национальностей, что составляет примерно 1/8 часть всего населения острова18 .

 

Крупными автономными районами являются также районы Саньцзян и Лунлинь в западной части провинции Гуанси, Тибетский автономный район в южной части провинции Цинхай, автономный район Тайцзян в провинции Гуйчжоу и другие.

 

Одновременно с созданием национальных автономных районов Коммунистическая партия и Центральное народное правительство Китайской Народной Республики создают местные объединённые демократические правительства различных национальностей, представляющие вторую важнейшую форму административного устройства национальных меньшинств страны. Создание объединённых демократических местных правительств обеспечивает национальным меньшинствам равноправие в местных орга-

 

 

15 "Народный Китай". Т. IV, декабрь 1951, N 11 - 12.

 

16 "Жэньминьжибао", 8 января 1953 года.

 

17 Там же.

 

18 "Гуанминжибао", 9 июля 1952 года.

 
стр. 50

 

нах власти и отчасти служит необходимым подготовительным этапом для осуществления национальной автономии.

 

Согласно решению Государственного административного совета Китайской Народной Республики от 22 февраля 1952 г., местные объединённые демократические правительства различных национальностей создаются:

 

1. В провинциях (или административных управлениях провинций), городах, особых районах, уездах, районах и сёлах (или деревнях), где китайское население составляет абсолютное большинство, а население, принадлежащее к национальным меньшинствам, превышает 10% общего населения данного района.

 

2. В провинциях (или административных управлениях провинций), городах, особых районах, уездах, районах и сёлах (деревнях), где население, принадлежащее к национальным меньшинствам, хотя и не достигает 10% общего населения, но взаимоотношения национальностей известным образом отражаются на управлении.

 

3. В районах, где совместно проживает население, принадлежащее более чем к двум национальным меньшинствам, но где ещё не осуществлена объединённая автономия.

 

4. В местностях, где значительна численность китайского населения внутри национальных автономных районов.

 

5. В других районах, где вследствие особого положения необходимо образование демократических объединённых правительств различных национальностей и где это признаётся возможным народным правительством крупного административного района или Государственным административным советом Центрального народного правительства19 .

 

В решении Государственного административного совета Китайской Народной Республики подчёркивается, что в таких районах число делегатов на конференциях представителей всех слоев населения, членов и кандидатов в члены консультативных советов, а также народных правительственных советов устанавливается и распределяется путём взаимных консультаций пропорционально численности населения различных национальностей. Особенно малочисленным национальностям предоставляются соответствующие льготы.

 

Решение гарантирует, что на конференциях представителей всех слоев населения и на заседаниях консультативных советов и т. д. национальные меньшинства будут пользоваться своим языком, что разрешение специальных вопросов, касающихся какого-либо национального меньшинства, будет осуществляться при обязательном согласовании их с делегатами заинтересованного национального меньшинства.

 

К настоящему времени в Китайской Народной Республике уже создано большое количество местных демократических объединённых правительств различных степеней. В одном Юго-Западном Китае к началу 1953 г. было создано более 380 правительств. Много местных демократических объединённых правительств создано и в Северо-Западном, Центрально-Южном Китае и в других районах страны.

 

Самым крупным районом Китайской Народной Республики, где создано демократическое объединённое правительство, является провинция Синьцзян.

 

Синьцзян - по своим размерам самая большая провинция Китайской Народной Республики, расположенная на крайнем северо-западе страны; население провинции насчитывает 13 национальностей. Из общего количества населения 5300 тыс. человек около 70% являются оседлыми земледельцами, остальные - кочевники, ремесленники и другие. Самой многочисленной народностью провинции являются уйгуры, составляющие около 75% всего населения.

 

 

19 См. "Законодательные акты Китайской Народной Республики", стр. 409 - 410.

 
стр. 51

 

В течение длительного времени народы Синьцзяна подвергались политическому и экономическому гнёту империалистов, маньчжурских феодалов и гоминдановских реакционеров, а также эксплуатации со стороны местных феодалов и реакционного духовенства. Доведённые до отчаяния, народные массы Синьцзяна неоднократно поднимались на борьбу против своих угнетателей. Последним крупным выступлением народа за свои права было восстание, происходившее в ноябре 1944 года. Это восстание, начавшееся в Илийском округе провинции, впоследствии окончилось изгнанием гоминдановцев из трёх (Илийского, Алтайского и Тарбагатайского) округов Синьцзяна. Попытки гоминдана подавить народное восстание и восстановить свою власть успеха не имели. Повстанческие районы продержались до вступления в Синьцзян Народно-освободительной армии Китая.

 

По приказу Центрального народного правительства Китайской Народной Республики в октябре 1949 г. части Народно-освободительной армии вступили на территорию провинции. Уйгуры и китайцы, казахи и дунгане - все народы Синьцзяна с огромной радостью встретили славных защитников и освободителей народов Китая. Дехкане Кашгара и Хотана, скотоводы Алтая и Тарбагатая, ремесленники Урумчи и Яркенда праздновали рождение нового Синьцзяна в великой семье народов Китайской Народной Республики.

 

После освобождения Синьцзяна в декабре 1949 г. было создано провинциальное объединённое демократическое правительство, в состав которого вошли представители всех национальностей, населяющих Синьцзян.

 

Вслед за созданием провинциального народного правительства в уездах и городах состоялись конференции народных представителей, которые избрали местные органы власти. Образование окружных и уездных органов власти проходило также по принципу пропорционального представительства каждой национальности, причём руководителем округа или уезда назначался представитель той национальности, которая составляет большинство в данном округе или уезде. Так, например, в числе 10 руководителей окружных органов власти - 4 уйгура, 3 казаха, 2 китайца и один монгол, в числе 78 руководителей уездных органов власти - 45 уйгуров, 13 казахов, 11 китайцев, 4 монгола, 3 киргиза и 2 татарина. Такой принцип создания местных органов власти, не ущемляя интересов национальностей, способствует установлению сотрудничества и дружбы между ними.

 

В настоящее время в Синьцзяне идёт большая подготовительная работа для осуществления автономии.

 

Разрозненным и рассеянным по всей территории Китайской Народной Республики национальностям обеспечиваются равные права участия в органах государственной власти по месту их жительства с китайским населением или представителями любой другой национальности, составляющей большинство местного населения20 . Это является третьей формой административного устройства национальных меньшинств страны.

 

Коммунистическая партия и Центральное народное правительство Китайской Народной Республики создают все необходимые условия для участия национальных меньшинств страны в решении вопросов, касающихся всей страны в целом. Национальные меньшинства широко представлены в Народном политическом консультативном совете Китая, во Всекитайском и местных комитетах Народного политического консультативного совета Китая, в Центральном народном правительственном совете, Государственном административном совете, министерствах, в административных комитетах (правительствах) Северо-Восточного, Северо-Западного, Центрально-Южного, Юго-Западного, Северного и Восточного Китая, в провинциальных и других местных органах

 

 

20 Там же, стр. 406.

 
стр. 52

 

народной власти. Например, в административном комитете Северо-Западного Китая, в ведении которого находится 5 провинций (Шэньси, Ганьсу, Нинся, Цинхай, Синьцзян), в числе 7 заместителей председателя административного комитета имеются: один уйгур, один дунган, один тибетец; в числе 49 членов 7 являются представителями дунган, монголов, тибетцев и уйгуров - наиболее крупных по численности национальных меньшинств Северо-Западного Китая21 .

 

По Положению о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей Китайской Народной Республики, национальные меньшинства будут иметь большое количество депутатов в местных органах народной власти, а во Всекитайском собрании народных представителей - 150 депутатов. Вместе с тем в Положении о выборах оговорено, что "если помимо этого будут избраны другие депутаты во Всекитайское собрание народных представителей из числа избирателей, принадлежащих к нацменьшинствам, они не должны входить в общее число 150 депутатов"22 . Поэтому общее количество депутатов во Всекитайское собрание от национальных меньшинств в действительности превысит установленную норму и составит примерно одну седьмую часть всех депутатов.

 

*

 

Для повседневного руководства работой по административному устройству национальных меньшинств, а также по развитию их экономики и культуры в центральных и в местных органах народной власти созданы специальные органы - комитеты по делам национальностей. Они укомплектованы из представителей национальных меньшинств страны, хорошо знающих язык, обычаи, быт, традиции и историю своей национальности.

 

Комитеты по делам национальностей являются административными органами, ведающими национальными делами народных правительств всех ступеней. Они проверяют и контролируют проведение в жизнь национальной политики, установленной Общей программой Народного политического консультативного совета Китая, а также проведение в жизнь всех законов и решений Центрального народного правительства по национальному вопросу, содействуют последовательному развитию всех национальных меньшинств в политической, экономической и культурной областях23 .

 

Со времени образования Китайской Народной Республики Комитет по делам национальностей Центрального народного правительства и местные комитеты проделали большую работу. В первый период работы среди национальных меньшинств, в 1950 - 1951 гг., при помощи комитетов по делам национальностей был проведён ряд мероприятий по изучению жизни национальных меньшинств страны, по оказанию им первой необходимой помощи в области политического, экономического и культурного строительства. Большое значение имела посылка в 1950 - 1951 гг. в национальные районы Северо-Западного, Юго-Западного и Центрально-Южного Китая специальных делегаций Центрального народного правительства, возглавляемых руководящими работниками республики. Перед делегациями была поставлена задача - ознакомиться с фактическим положением национальных меньшинств на местах, изучить и собрать материалы по их экономике, быту, культуре, языку, письменности и т. д. и, в свою очередь, ознакомить местное население с национальной политикой Коммунистической партии и правительства Китайской Народной Республики. Одновременно делегации оказывали национальным меньшинствам непосредственную помощь на - местах в области их административного и экономического строительства, здравоохранения, культуры и т. д. Делегации

 

 

21 "Синьцзян гезити", 23 января 1953 года.

 

22 "Народный Китай", 10 апреля 1953 г., N 7.

 

23 См. "Законодательные акты Китайской Народной Республики", стр. 414 - 415.

 
стр. 53

 

в национальные районы направляли также и местные народные правительства.

 

Для изучения национальных районов и пропаганды в них национальной политики Коммунистической партии Китая делегации применяли различные формы работы. Наряду с созывом массовых митингов и собраний широко практиковались коллективные и индивидуальные беседы с представителями различных слоев населения, посещение домов национальных меньшинств, чтение лекций и докладов. Устраивались различные фотовыставки, населению раздавались подарки, массово-политические брошюры, плакаты и т. д. Концертные и театральные коллективы, прибывшие с делегациями, давали концерты и показывали спектакли. Медицинские работники читали лекции о мерах борьбы с различными болезнями, особенно с оспой, глазными, желудочными и венерическими болезнями, которые больше всего распространены в национальных районах, оказывали населению медицинскую помощь, делали массовые прививки против различных болезней.

 

Изучение жизни национальных меньшинств и ознакомление их с национальной политикой партии и правительства не ограничиваются только этими мероприятиями. Коммунистическая партия и правительство Китая заботятся также о том, чтобы национальные меньшинства страны, в свою очередь, имели возможность прислать делегации в Пекин и другие крупные центры страны. Так, например, делегации всех национальностей Китая ежегодно приезжают в Пекин к 1 октября для участия в торжествах в связи с годовщиной Китайской Народной Республики. Широко практикуется организация экскурсий различных групп национальных меньшинств по крупным культурным и промышленным центрам страны, устраиваются выставки о жизни, культуре и искусстве национальных меньшинств. В Пекине, Шанхае, Нанкине и других городах страны работники искусства национальных меньшинств дают концерты, знакомя китайское население со своим национальным искусством.

 

Огромная работа, которую проделали правительственные делегации в национальных районах, дала возможность установить прямой контакт с национальными меньшинствами и их лидерами, а также выявить новые, ранее мало известные народности. Обмен делегациями способствовал укреплению связей и взаимопонимания между национальностями Китая. Это мероприятие помогло Центральному народному правительству детально ознакомиться с условиями жизни и нуждами национальностей; национальные меньшинства, в свою очередь, ближе познакомились с политикой национального правительства.

 

Большую помощь правительству оказывают комитеты по делам национальностей в разработке различных мероприятий, касающихся национальных меньшинств. Так, например, "Основные принципы программы осуществления местной национальной автономии в Китайской Народной Республике", "Решение Государственного административного совета о порядке образования местных объединённых демократических правительств различных национальностей" и другие документы, касающиеся национальных меньшинств, были подготовлены при активном участии комитетов по делам национальностей, которые организовали широкое предварительное обсуждение этих материалов с представителями национальных меньшинств страны.

 

*

 

Ленинско-сталинская теория учит, что полное разрешение национального вопроса немыслимо без обеспечения ранее угнетённым народам фактического равенства во всех областях жизни. Практические мероприятия Коммунистической партии и Центрального народного правительства Китая, а также помощь китайского народа направлены поэтому на то, чтобы ликвидировать экономическую и культурную отсталость национальных

 
стр. 54

 

меньшинств. В области экономического строительства в национальных районах большое внимание уделяется восстановлению и развитию сельского хозяйства и животноводства этих районов, а также всемерному улучшению торговли.

 

Коммунистическая партия и правительство Китайской Народной Республики организуют широкую помощь крестьянам в разработке целинных земель, строительстве и ремонте оросительных сооружений, в улучшении обработки земли. В больших масштабах крестьянам выдаются ссуды и единовременные пособия на хозяйственное обзаведение и расширение сельскохозяйственного производства. Так, в автономном районе ли и мяо, на острове Хайнань, за три года после освобождения народное правительство провинции Гуандун выдало крестьянам ссуды в размере 10 млрд. юаней, помогло им купить более 150 тыс. сельскохозяйственных орудий и около 9 тыс. голов скота. В районе построили и продолжают строить различные ирригационные сооружения. Весной 1953 г. национальные меньшинства 28 уездов провинции Гуйчжоу получили от государства различные ссуды на сумму более 19 млрд. юаней. В Тибетском автономном районе, в провинции Сикан, со времени его создания поднято более 2200 га целины, вырыто несколько сот оросительных каналов, построено много плотин, дамб и водоёмов.

 

Многим национальным меньшинствам, живущим в горах, народное правительство помогает переселиться в плодородные долины. Для этого переселенцам бесплатно предоставляется транспорт, выдаются семена, сельскохозяйственные орудия и т. д. В конце 1952 г. более 5 тыс. человек народностей тун, мяо и других, населяющих западную часть провинции Гуанси, было переселено с гор в долины. Переселенцы встретили радушный приём у местных крестьян. Так, 39 семьям народности мяо, переселившимся в деревню Яньчан, уезда Лунлинь, местные крестьяне помогли выстроить за короткий срок новые дома24 .

 

Большую помощь крестьянам национальных меньшинств оказывают создаваемые в национальных районах государственные сельские хозяйства. Оснащённые современными сельскохозяйственными машинами, они играют прогрессивную роль в распространении новых сельскохозяйственных культур, пропаганде передовой агротехники, повышении урожайности; помогают крестьянам создавать группы трудовой взаимопомощи, которые завоевали среди национальных меньшинств широкую популярность.

 

В земледельческих районах Внутренней Монголии в 1947 - 1948 гг., ещё до образования Китайской Народной Республики, была проведена аграрная реформа. В результате реформы была ликвидирована помещичья собственность на землю и конфискованная земля распределена среди безземельных и малоземельных крестьян. Освобождённые от феодально-помещичьего гнёта крестьяне Внутренней Монголии при постоянной помощи народного правительства добились больших успехов в развитии сельского хозяйства. Подавляющее большинство ранее безземельных и малоземельных крестьян стало середняками. Так, в деревне Фафудун Знамени Кеу до реформы 80% крестьян были бедняками, теперь 95% крестьян - середняки25 . Во Внутренней Монголии 70% крестьян состоят в группах трудовой взаимопомощи.

 

Осуществляется большое ирригационное строительство, идёт освоение новых земель. Только с 1948 по 1950 г. во Внутренней Монголии было освоено 217 тыс. га ранее пустовавших земель. Широкое движение развернулось за увеличение производства зерна, которое уже намного превзошло уровень 1945 года.

 

В скотоводческих районах проведены демократические реформы, которые ограничивают былые привилегии феодалов. Кроме того здесь разрешается свободный выпас, организована охрана поголовья скота; ши-

 

 

24 "Гуанминжибао", 22 января 1953 года.

 

25 "Жэньминьжибао", 9 июня 1952 года.

 
стр. 55

 

роко поставлена борьба с различными заболеваниями скота и т. д. В результате этих мер из года в год во Внутренней Монголии растут поголовье скота и его продуктивность, улучшается жизнь широких масс скотоводов. В 1952 г. общее поголовье скота по сравнению с 1947 г. увеличилось на 100%.

 

В Синьцзяне народная власть в первую очередь ликвидировала феодальную монополию на источники воды, на ирригационные сооружения, каналы и объявила их народным достоянием. Это мероприятие устранило самое серьёзное препятствие для развития земледелия. Поддержание в порядке и расширение ирригационной системы стали предметом заботы государства и кровным делом самих крестьянских масс. В течение 1949 - 1953 гг. в провинции восстановлено около 50 тыс. старых каналов и арыков, общая длина которых составляет более 30 тыс. км, и сооружено свыше 40 новых оросительных каналов. В результате орошаемая площадь земли увеличилась более чем на 300 тыс. га и была распределена между крестьянами.

 

В строительстве каналов, дамб, арыков и при освоении новых земель широко применяется метод народных строек. Так, например, десятки тысяч крестьян с энтузиазмом участвовали в сооружении Яркендского и Хотанского каналов, а также во вспашке целинных земель. Огромную роль в развитии сельского хозяйства Синьцзяна, как и во всей его жизни, играют бойцы и офицеры Народно-освободительной армии Китая, которым принадлежит инициатива народных строек. Воинские части, показывая образцы трудового героизма, первыми в провинции начали восстанавливать и строить каналы, обрабатывать пустующие земли.

 

Наряду с изменением системы водопользования, строительством ирригационных сооружений и освоением новых земель в сельскохозяйственных районах Синьцзяна с сентября 1951 по апрель 1952 г. проведено снижение арендной платы и ссудного процента. Это важнейшее мероприятие намного улучшило жизнь широких крестьянских масс, значительно подняло их классовое самосознание. В ходе этой кампании усилилась борьба с помещиками, у которых было конфисковано различное имуществе, выявлены участки земли, скот и дома, захваченные ими у крестьян, и возвращены их бывшим владельцам.

 

Вся эта подготовительная работа создала возможность приступить к одному из важнейших демократических преобразований в Синьцзяне - к аграрной реформе. Она была проведена в течение 1952 - 1953 гг., охватив земледельческие районы провинции с населением около 4 млн. человек.

 

Осуществление аграрной реформы в Синьцзяне открыло широкий простор для быстрого развития сельского хозяйства этого края. По статистическим данным, в 990 деревнях провинции до реформы на каждый помещичий двор в среднем приходилось по 219 му земли, а на каждое крестьянское хозяйство - лишь 7 му. В ходе проведения реформы конфисковано у помещиков и распределено среди крестьян 4366 тыс. му земли. Каждая семья безземельного и малоземельного крестьянина получила по 7 - 15 му.

 

В результате аграрных преобразований площадь под хлопком, одной из основных сельскохозяйственных культур Синьцзяна, в 1953 г. увеличилась на 62% против 1949 г., а его урожайность за это время возросла на 128%; площадь зерновых культур увеличилась на 17%, а их урожайность - на 50%. Значительное развитие в Синьцзяне получили различные формы групп трудовой взаимопомощи. В начале 1953 г. в провинции насчитывалось около 100 тыс. таких групп, и они объединяли около миллиона крестьян. Выросли роль и значение крестьянских союзов. В их рядах сейчас насчитывается более полутора миллионов человек.

 

Большие успехи достигнуты также в области животноводства. Если в 1949 г. в провинции было 13200 тыс. голов скота, то уже к концу 1953 г.

 
стр. 56

 

поголовье скота возросло до 19,2 миллиона. Развитию животноводства способствовали рост количества ветеринарных пунктов и улучшение их работы, организация охраны и рациональное использование пастбищ.

 

Аграрная реформа проведена также в корейском автономном районе Яньбянь и в некоторых других национальных районах.

 

Аграрные преобразования в национальных районах навсегда уничтожают господство феодальных и дофеодальных отношений и расчищают дорогу для социалистических преобразований. Вместе с тем ежи обеспечивают быстрое развитие национальных районов и создают необходимые условия для быстрой ликвидации экономической и культурной отсталости национальностей.

 

Одним из важнейших рычагов подъёма экономики национальных районов является рост торговли. В гоминдановском Китае проводилась политика грабежа и надувательства населения национальных окраин. Существовал резкий разрыв между ценами на местное сельскохозяйственное сырьё и продукты животноводства и ценами на промышленные товары. В целях ликвидации этого разрыва и развития товарооборота между центральными и окраинными районами правительство Китайской Народной Республики учредило в национальных районах многочисленные государственные торговые организации, которые снабжают население товарами широкого потребления и закупают местное сырьё. Для того, чтобы стимулировать товарообмен, правительство проводит политику торговли по принципу эквивалентного обмена и даже по ценам ниже себестоимости. В результате цены на местные продукты в среднем повысились в 3 - 4 раза, а в некоторых случаях - в 10 раз и больше.

 

Мероприятия правительства оживили торговые связи национальных районов с другими частями страны, повысили заинтересованность крестьян и скотоводов в развитии сельского хозяйства и значительно подняли уровень их жизни. О расширении объёма торговли в национальных районах говорит и такой факт: в течение первой половины 1952 г. только в четырёх провинциях (Цинхай, Нинся, Ганьсу и Шэньси) государственные торговые организации закупили более 2430 т шерсти, что на 60 с лишним процентов превысило цифру за соответствующий период 1951 года.

 

Наряду с государственной торговлей развивается в национальных районах и кооперативная торговля. К середине 1952 г., например, одна треть населения Внутренней Монголии состояла в кооперативах. В Синьцзяне кооперативная торговля развёрнута в большей части уездов. Кооперативы поставляют государству ценные меха, шерсть и другие виды продукции национальных районов, в обмен на которые государство отпускает кооперативам сельскохозяйственный инвентарь и потребительские товары. В скотоводческих районах кооперативы обеспечивают скотоводов всеми необходимыми товарами и продовольствием даже во время передвижения стада на новые пастбища.

 

Расширяя сбои операции, государственные торговые организации и кооперативы одновременно оказывают национальным меньшинствам помощь в развитии производства местных продуктов и улучшении их качества.

 

На базе развития сельского хозяйства и торговли создаётся местная промышленность. В Синьцзяне, например, не имевшем в прошлом своей промышленности, в настоящее время имеются сталелитейный, цементный и авторемонтный заводы, электростанции, текстильная фабрика и мукомольные заводы20 . Широкие перспективы развития открылись перед добывающей промышленностью Синьцзяна в связи с образованием советско-китайских акционерных обществ по нефти и цветным металлам. Промышленные предприятия современного типа возникают во Внутренней Монголии, Тибете и других районах.

 

 

20 "Синьцзян гезити", 3 октября 1953 года.

 
стр. 57

 

Почти во всех районах, населённых национальными меньшинствами, развёрнута большая работа по восстановлению старых и строительству новых дорог. На северо-западе Китая построена и сдана в эксплуатацию новая железная дорога Тяньшуй - Ланьчжоу. Эта дорога вместе с новой шоссейной дорогой Сяхэ - Линься проходит через территорию Тибетского автономного района, находящегося в южной части провинции Ганьсу. Постройка этих дорог внесла в жизнь местного населения огромные перемены. Увеличилось получение сельскохозяйственных культур и продуктов животноводства автономного района, оживился сбыт, и улучшилось снабжение населения промышленными товарами, цены на которые значительно снизились. Например, в уезде Сяхэ цены на шерстяную материю в первом полугодии 1953 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года снизились на 11,7%, на кирпичный чай - на 16,7%, на муку - на 14,6%, на сахар - примерно на 44%27 .

 

Значительное развитие получило в национальных районах строительство многочисленных шоссейных дорог. Самыми крупными из них являются шоссейные дороги Сикан - Тибет и Сикан - Цинхай. Строительство этих дорог ведётся в исключительно трудных условиях. Дороги проходят через многочисленные горные районы, расположенные на высоте 4500 - 5000 м над уровнем моря. В строительстве этих дорог, так же как и железных дорог, большую помощь оказывают советские специалисты. Строительство шоссейных дорог развернулось также в Синьцзяне, Сычуани, Юньнани.

 

Особое внимание уделяется развитию здравоохранения в национальных районах. На эти цели Центральное народное правительство отпускает крупные суммы денег. Создаётся сеть лечебных учреждений, работают многочисленные отряды медицинских работников, проводится большая работа по борьбе против эпидемий и социальных болезней, развёртывается санитарно-профилактическая работа.

 

Так, например, в результате принятых во Внутренней Монголии мероприятий полностью ликвидирована опасность бубонной чумы и резко сократились венерические заболевания.

 

Коммунистическая партия и народное правительство Китая осуществили ряд мероприятий по развитию культуры и народного образования в районах национальных меньшинств. Учреждён специальный комитет по изучению и разработке языков и письменности национальных меньшинств, пересматривается и расширяется сеть школ.

 

В начале 1953 г. в национальных районах насчитывалось свыше 9100 начальных школ с числом учащихся около 1,5 млн. человек и большое число средних школ, в которых обучалось около 90 тыс. учащихся. В некоторых районах школьным обучением охвачены почти все дети школьного возраста. Например, в автономном корейском районе Яньбянь школы посещает более 95% всех детей школьного возраста. Во Внутренней Монголии ученьем охвачено свыше 80% детей школьного возраста. Количество начальных школ здесь в 4 раза превышает количество школ, существовавших до освобождения. Кроме того открыто более 20 средних школ и 3 высших учебных заведения, которых раньше здесь не было.

 

Если в 1950 г. в скотоводческих районах провинции Цинхай было только 4 школы, то к концу 1952 г. их уже стало 66. Прежде на острове Хайнань, где создан автономный район ли и мяо, не было ни одной школы для национальных меньшинств. Сейчас здесь имеются 332 школы, в которых обучается на своём родном языке свыше 20 тыс. детей.

 

Крупные перемены в области культуры и просвещения произошли в Синьцзяне. В этой провинции число учеников начальных школ в 1953 г. достигло 374 тыс. человек, то есть увеличилось почти вдвое по сравнению со старыми гоминдановскими временами. В средних школах обучается около 25 тыс. детей, что в 3,5 раза больше, чем до освобождения.

 

 

27 "Цюньчжунжибао", 17 августа 1953 года.

 
стр. 58

 

Повсюду в национальных районах ведётся работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. В Синьцзяне, например, 80% всего взрослого населения обучается грамоте или повышает свои знания.

 

Коммунистическая партия и правительство Китайской Народной Республики проявляют большую заботу о развитии издательской деятельности для национальных меньшинств. В столице Китайской Народной Республики Пекине создано специальное издательство национальной литературы, которое только в 1952 г. выпустило на языках национальных меньшинств общим тиражом более 4300 тыс. книг. Комитет по делам национальностей издаёт в Пекине журналы, книги, плакаты, различные документы на языках национальных меньшинств. За три года только на монгольском, тибетском и уйгурском языках комитетом издано свыше миллиона экземпляров книг. За пять с лишним лет со времени образования автономного района Внутренняя Монголия издала различной литературы общим тиражом более 3 млн. экз., в Синьцзяне за четыре года издано свыше 5 млн. экземпляров. Широкие массы национальных меньшинств Китайской Народной Республики читают теперь на родном языке произведения классиков марксизма-ленинизма и труды товарища Мао Цзэ-дуна. Растёт число газет и журналов на национальных языках.

 

В связи с развёртыванием в национальных районах политического, экономического и культурного строительства остро встал вопрос о подготовке кадров из национальных меньшинств. В целях разрешения этой важнейшей задачи в Пекине создан Центральный институт национальных меньшинств. Такие же институты созданы в Северо-Западном, Юго-Западном и Центрально-Южном Китае. Представители национальных меньшинств обучаются и в других высших учебных заведениях страны, причём при поступлении в них они пользуются особыми льготами.

 

В течение четырёх прошедших лет широко проводилось выдвижение местных национальных кадров, повсеместно создавались различные краткосрочные курсы и школы для их подготовки. В настоящее время в стране подготовлено более 100 тыс. кадровых работников из национальных меньшинств.

 

Политика Коммунистической партии и народного правительства Китая; учитывающая коренные интересы широких масс национальных меньшинств, вызвала небывалый рост патриотического движения среди всех национальностей страны. Национальные меньшинства с большим энтузиазмом участвуют в осуществлении всех мероприятий, направленных на дальнейшее укрепление мощи и независимости Китайской Народной Республики и постепенный переход к социалистическому строительству.

 

*

 

Таким образом, победа китайской народно-демократической революции установление демократической диктатуры народа создали все условия для экономического, политического и культурного возрождения ранее угнетённых национальностей. В Китайской Народной Республике устанавливаются новые отношения между всеми национальностями, основанные на равноправии, дружбе и взаимной помощи. Каждая, даже самая малая национальность и народность получили возможность для развития своей национальной культуры.

 

Достижения Китайской Народной Республики в национальном строительстве имеют большое международное значение. Непосредственно примыкая к таким странам Азии, как Индия, Бирма, Индонезия, Филиппины и т. д., которые империалистические державы пытаются удержать в своих руках в качестве колониального тыла империализма, Китайская Народная Республика показывает пример ликвидации колониального и национального гнёта. Её успехи наносят сокрушительный удар по империалистической системе колониального рабства и грабежа.

Опубликовано на Порталусе 31 декабря 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама