Рейтинг
Порталус

Провинциальное управление в Византии IX -XI веков

Дата публикации: 12 апреля 2016
Автор(ы): А. П. Каждан
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПОЛИТОЛОГИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 3, Март 1961, C. 198-214
Номер публикации: №1460454189


А. П. Каждан, (c)

Провинциальное управление в Византии IX -XI веков.

 

"Bulletin de Correspondance hettenique". Paris. 1960, vol. 84, pp. 1 - 111.

 

История византийского государственного аппарата изучена пока совершенно недостаточно. Это обусловливается скудостью соответствующих источников (важнейшими из них по данной теме являются "обрядники"; однако они рисуют византийских чиновников не в деловой обстановке их канцелярий, а во время торжественных приемов и императорских "выходов"), а применительно к буржуазной науке - сохраняющимся с давних пор представлением о неизменности политической структуры империи на протяжении всей ее истории и преобладанием интереса к императорской персоне (поскольку большинство зарубежных исследователей рассматривает византийского императора как единовластного государя, по своей воле определявшего судьбы страны). Статья молодой французской исследовательницы Э. Гликатци-Арвейлэ (ученицы П. Лемерля) в какой-то мере заполняет этот пробел, несмотря на то, что она хронологически и тематически ограничена.

 

Автор рассматривает эволюцию византийского провинциального управления в IX - XI веках. Обильный фактический материал, привлеченный Э. Гликатци-Арвейлэ, собран по крупицам из хроник, "обрядников", житий святых, актов, писем и других самых разнообразных источников. Составленные автором списки провинциальных судей XI в. и "малых фем" XI-XII вв. будут служить полезным справочником для каждого, кто занимается этим периодом византийской истории.

 

Э. Гликатци-Арвейлэ не обходит вопрос и о социальных функциях провинциального аппарата Византийской империи. Так, автор подчеркивает, что стратиги (наместники) должны были не только заботиться о безопасности границ империи, но и подавлять "мятежи". В этой связи хотелось бы напомнить слова Иоанна Мавропода, автора XI в. (к сожалению, совершенно не использованного Гликатци-Арвейлэ), который писал, что связь Константинополя с провинцией поддерживали сборщик податей, военный командир и "биченосец" (то есть чиновник ведомства охраны внутренней безопасности).

 

Работа Э. Гликатци-Арвейлэ не является, однако, только сводкой фактического материала. Автор предлагает определенную концепцию эволюции византийского провинциального управления в указанные столетия. Это стремление изучать византийские учреждения в последовательном развитии заслуживает всяческого одобрения. Эволюция провинциальной администрации, согласно концепции Гликатци-Арвейлэ, сводится к следующему: в IX в. Византийская империя состояла из ряда крупных фем, в которых стратиги соединяли в своих руках военное и гражданское управление. Это были своеобразные "государства" в системе империи. К концу X в. командование провинциальными войсками перешло к дукам (катепанам), возглавлявшим военные отряды нескольких фем, но не обладавшим гражданской властью. Судьи (преторы), прежде подчиненные стратигам, к XI в. стали самостоятельными наместниками областей (которые в тот период обычно именовались эпархиями), но обладали лишь функциями гражданского управления. Наконец, стратиги превратились в военных комендантов отдельных крепостей. Таким образом, от административной системы, основанной на соединении в одних руках военной и гражданской власти на местах, Византия перешла к разделению властей: судья осуществлял гражданские функция, а дука - военные.

 

Э. Гликатци-Арвейлэ удалось проследить процесс распада старой фемной системы, возникшей в VII в., процесс, о котором ми-

 
стр. 207

 

моходом уже говорили исследователи1 , но который лишь в рецензируемой статье предстал в отчетливом виде. Мы не станем в краткой заметке останавливаться на наших частных расхождениях с Э. Гликатци-Арвейлэ: большего внимания заслуживает то, каким образом автор объясняет самый этот процесс.

 

По мнению Э. Гликатци-Арвейлэ, причину административных изменений следует искать в переменах, возникших в армии: исчезновение старой системы ополчений, фемных отрядов, которые были заменены наемными войсками из византийцев и иноземцев. В результате этого, как полагает автор, фема перестала быть ядром ополчения; войско формировалось независимо от административных единиц; нужда в соединении военной и гражданской власти в одних руках исчезла. Но чем же определялась эта эволюция армии? Д. Ангелов в указанной работе, а также советские византинисты искали причину этой эволюции в развитии феодальных институтов. Французская исследовательница нигде не останавливается на общих проблемах феодализма, поскольку она, по-видимому, принимает концепцию своего учителя - П. Лемерля, отрицающего наличие феодализма в Византии. По словам автора, прежняя фемная армия оказалась непригодной для новых условий. Как при этом не вспомнить, что большинство византинистов объясняет возникновение фемного войска возрастанием военной опасности! Выходит, что одна и та же причина может объяснить и возникновение и распад фемной системы!

 

Правда, в конце работы Э. Гликатци-Арвейлэ отмечает, что соединение властей в одних руках явилось результатом оборонительной политики, а разъединение их произошло тогда, когда начался период византийской экспансии. Однако это предположение не соответствует фактам: окончательное оформление новой административной системы приходится как раз на тот период, когда Византия не вела активных военных действий, а в Константинополе господствовала клика, враждебно относившаяся к военной знати.

 

Очевидно, объяснение причин административных реформ следует искать не в военных преобразованиях и тем более не в воле "того или иного императора", а в общественном развитии страны.

Опубликовано на Порталусе 12 апреля 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама