Рейтинг
Порталус

К. ЛЕГУМ. ПАНАФРИКАНИЗМ

Дата публикации: 25 мая 2016
Автор(ы): С. Р. КИМ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПОЛИТОЛОГИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 1, Январь 1964, C. 185-186
Номер публикации: №1464207562


С. Р. КИМ, (c)

C. LEGUM. Pan-Africanism. A Short Political Guide. London. "Pall Mall Press". 1962. 296 p.

 

Рецензируемая монография принадлежит перу английского буржуазного африканиста Колина Легума1 . Лейтмотив книги таков: определив панафриканизм как движение негритянских "идей и эмоций", или "черный сионизм" (стр. 14), Легум, привлекая большой фактический материал2 , пытается обосновать свою основную мысль: у африканцев нет ненависти к белым, а следовательно, для империализма "Африка не потеряна". За вывеской речей о дружбе между западными европейцами и африканцами у него скрывается здесь откровенный призыв к сотрудничеству с империализмом, с одной стороны; рецепты и советы западным странам, как нужно действовать, чтобы не потерять Африку, - с другой.

 

Панафриканизм, пишет Легум, никогда не был движением против белых: это чуждо самой его сущности и "составляет одно из самых замечательных и удивительных явлений современной Африки" (стр. 34 - 35). Основываясь на поэмах негритянских американских поэтов, повествующих о страданиях негров, необходимости их солидарности в целях борьбы за человеческое достоинство, а также ссылаясь на панафриканские конгрессы 1920-х годов, которым, как известно, революционная борьба за независимость была чужда, Легум трактует панафриканское движение не как социальное выступление угнетенных против угнетателей, а как движение исключительно за расовое освобождение. Этот тезис характеризует концепцию автора как буржуазно ограниченную, а его книгу - как дальнейшее развитие реакционно- националистической теории "гарвеизма"3 .

 

Идеи расового освобождения, пробуждающие сознание угнетенных негров в Америке и народов Африки, действительно играют определенную роль в развитии антиимпериалистического движения. Однако уже после первой мировой войны, в эпоху общего кризиса капитализма, под влиянием победы Великой Октябрьской социалистической революции в России, усилилось и социальное движение - организованная борьба народов Африки за независимость и освобождение от колониального рабства.

 

В книге преднамеренно извращается понятие неоколониализма. В трактовке Легума неоколониализм - это "чувства подозрительности, оставшиеся у бывших колоний к метрополиям еще от колониального периода" (стр. 118). В связи с этим ожесточенная борьба африканцев против современного колониализма (кровопролитная борьба в Алжире с французскими империалистами, национально-освободительное движение в Анголе против салазаровцев, антиимпериалистическое движение "Мау-Мау" в Кении, борьба конголезского народа против разбойничьих действий неоколониалистов) фигурирует в книге Легума всего лишь как пример недовольства "некоторых африканских народов" (стр. 61).

 

Говоря о проникновении социалистической идеологии в Африку, автор пытается доказать, что это происходит вовсе не из-за популярности социалистических идей на этом континенте, а вследствие "отдельных ошибок" западных стран. В целом молодые африканские государства, пишет Легум, за исключением Ганы и ОАР, до 1961 г. будто бы "обращались за помощью и идеями исключительно к Западу" (стр. 61). Однако Легум вынужден признать, что за послед-

 

 

1 До середины 1950-х годов он был корреспондентом газеты "Observer". Из его последующих работ упомянем: C. Legum. Must we lose Africa? London. 1955; ejusd. Bandung, Cairo and Africa. A Report on the First Conference of Independent African States. London. 1958; ejusd. Africa: Handbook to the Continent. New York. 1962.

 

2 Данные о зарождении панафриканского движения среди внеафриканских негров (в США, Вест-Индии и Великобритании); о появлении первых панафриканских организаций на африканской земле (в Южной Африке и Ньясаленде); о панафриканские конгрессах 20-х годов и их главных деятелях (Уильям Дюбуа, Маркус Гарви, Георг Падмор, Кваме Нкрума); о конференциях солидарности стран Азии и Африки; о группировках стран, союзов и федераций на африканском континенте; о рабочих организациях; об отражении панафриканского движения в литературе; об идеях, господствующих в настоящее время в Африке.

 

3 "Гарвеизм" основывается на концепции родоначальника этого движения Маркуса Гарви. провозгласившего в 1920-е годы лозунг "Африка для африканцев". Центром гарвеизма в Африке был Судан, а Монровия, столица Либерии (как единственной в Африке независимой республики), была объявлена "черным Римом".

 
стр. 185

 

ние годы соотношение идей на африканском континенте сильно изменилось в пользу стран социалистического лагеря. Встревоженный этим, он призывает западных политиков "не делать ошибок". Критикуя действия европейских держав в Конго и в ООН, французов в Алжире и Тунисе, испытания Францией атомных бомб в Сахаре, Легум призывает европейские державы к "благоразумию", к тому, чтобы больше считаться с "чувствами и нуждами Африки", дабы не потерять ее окончательно (там же).

 

Говоря о распространении марксистско-ленинских идей на африканском континенте, автор вынужден был констатировать, что они способствуют панафриканскому движению; поэтому в качестве антитезы Легум пропагандирует так называемый "африканский социализм", открыто используемый сейчас империалистами как средство обмана африканцев для пропаганды, капиталистического пути развития.

 

Касаясь балканизации как явления, препятствующего развитию панафриканизма, Легум пытается изобразить ее как нечто якобы извечно существующее и присущее африканским обществам (по мнению автора, балканизация в африканских условиях проявляется в трайбализме и федерализме). Последний Легум определяет как расчленение отдельных частей континента в конце XIX в. из-за расселения белых колонистов, расовой дискриминации, а также действий африканских националистов. Перед нами старый империалистический трюк. Балканизация, основанная на трайбализме, является лишь циничным приемом западных держав для осуществления планов по продолжению грабежа огромных ресурсов Африки; это одна из современных разновидностей империалистической политики "разделяй и властвуй".

 

Легум приходит к следующему выводу: современный панафриканизм - движение за объединение африканских стран - пока не только не привел еще к единству, но достиг обратных результатов, еще больше расчленив Африку (стр. 130 - 131); этому способствовали трайбализм и соперничающие националистические идеи, иллюстрацией чего явились конференции африканской солидарности. Панафриканизм, согласно Легуму, был действенным только тогда, когда он боролся за расовое Освобождение в эпоху "старого колониализма". Он выполнил свою историческую миссию, и в настоящее время панафриканское движение не может-де способствовать сплочению африканцев.

 

С подобным выводом никак нельзя согласиться. Идея создания союза независимых африканских государств не только не умерла, а, наоборот, стала очень популярной на всем африканском континенте. Прогрессивные деятели Африки стоят в настоящее время за создание на африканском континенте политического и экономического союза свободных стран, за выработку плана совместного экономического развития, за упрочение единого фронта и активно борются за африканское единство4 . Образование союза Ганы и Гвинеи на конференции народов Африки в Аккре (5 - 13 декабря 1958 г.), возникновение Организации солидарности народов Азии и Африки и Организации сотрудничества стран Азии и Африки (Каирская конференция солидарности стран Азии и Африки, декабрь 1957 - январь 1958 г.), последняя, Аддис-Абебская конференция (май 1963 г.) - все это исторические события, наглядно свидетельствующие о значительных успехах в деле создания союза независимых государств Африки и расширении антиимпериалистического движения на всем континенте. Конференции солидарности, на которых резко осуждались колониализм и империализм, явились своего рода всеафриканским форумом.

 

Империализм продолжает ныне активно, действовать в Африке. Поисками новых путей проникновения на этот континент и теоретическим "обоснованием" действий западных держав как раз и заняты сейчас идеологи неоколониализма. Они изобретают новые формы и методы не только экономической, но и идеологической экспансии в Африку. Своеобразным примером подобной экспансии служит книга Колина Легума.

 

 

4 См. Кв. Нкрума. Освобождение и единство Африки. "Народы Азии и Африки", 1962, N 5, стр. 20.

Опубликовано на Порталусе 25 мая 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама