Рейтинг
Порталус

Г. В. ФОКЕЕВ. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СТРАН АФРИКИ

Дата публикации: 02 декабря 2016
Автор(ы): В. В. ЕГОРОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПОЛИТОЛОГИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 1, Январь 1970, C. 171-173
Номер публикации: №1480687441


В. В. ЕГОРОВ, (c)

Изд-во "Международные отношения". М. 1968. 280 стр. Тираж 6700. Цена 1 руб. 3 коп.

 

В своей предыдущей работе кандидат исторических наук Г. В. Фокеев дал анализ африканской политики одного из главных колониальных хищников - Англии1 . В рецензируемой монографии автор рассматривает другую важную сторону новейшей истории Африки: внешнюю политику самих африканских государств, сложившихся на развалинах колониальных империй. В советской литературе это первая попытка комплексного освещения внешней политики молодых африканских государств и систематического рассмотрения ее на протяжении почти десяти лет (с середины 50-х годов и примерно до 1966 г.). Ранее опубликованные по данной теме работы либо касались отдельных стран, либо освещали отдельные внешнеполитические проблемы африканского континента. Между тем важно рассмотреть общую или групповую внешнеполитическую деятельность африканских государств, учитывая их возрастающее стремление действовать совместно при решении различных международных вопросов как вне, так и внутри африканского континента.

 

Г. В. Фокеев рассматривает вначале объективные факторы, повлиявшие на формирование внешней политики африканских стран и определившие основные тенденции в ее развитии. К важнейшим предпосылкам, определившим характер внешней политики стран Африки, автор относит самый процесс национально-освободительной борьбы и связанные с ним задачи скорейшей ликвидации наследия колониализма в области экономики, культуры и социальной жизни, потребность в объединении политических и экономических ресурсов для достижения этих целей, а также помощь социалистических стран в борьбе за завоевание экономической и политической независимости и тенденцию к некапиталистическому пути развития. Все эти факторы, самый ход национально- освободительного процесса объективно сближают африканские государства в сфере внешней политики со странами социалистического содружества, поскольку для достижения указанных целей необходимы всеобщий мир и разрядка международной напряженности. Воздействие империалистических государств, будь то в форме экономического давления, зачастую сопровождающего империалистическую "помощь", или военного, закрепленного договорами "о взаимной обороне" и наличием иностранных баз и войск на африканской земле, вместе с еще не изжитыми остатками колониальной зависимости, в условиях Африки также относятся к числу объективных факторов (хотя и отрицательных), влияющих на формирование внешней политики молодых государств. Заслугой автора монографии является то, что он отчетливо показал рост значения первой группы факторов, с одной стороны, и уменьшение возможностей воздействия на африканские страны второй группы факторов - с другой. Этот двусторонний процесс автор связывает с ростом политической активности широких народных масс Африки, ведущим к ускорению политического, экономического и социального развития континента. Отмечая политическую инертность определенных слоев населения современной Африки, к которым относится "в основном

 

 

1 Г. В. Фокеев. Они не хотят уходить. Английский колониализм в Африке после второй мировой войны. М. 1965 (см. рецензию А. М. Глухова в журнале "Вопросы истории", 1966, N 10).

 
стр. 171

 

огромная масса патриархального крестьянства, пассивно воспринимающего большинство политических событий" (стр. 40), что позволяет самым случайным элементам иногда совершать "дворцовые перевороты" и свергать режимы, способствующие прогрессивному развитию данной страны, автор, однако, приходит к выводу, что события последних лет дают возможность говорить о заметном расширении участия широких африканских народных масс в политической жизни. С этим вынуждены считаться и те, кто совсем недавно пришел к власти именно путем "дворцового переворота", а ныне вынужден искать себе поддержку у масс, в той или иной степени принимая популярные в народе социальные и политические программы.

 

Автор сосредоточил внимание на рассмотрении наиболее общих внешнеполитических проблем, на исследовании взаимоотношений враждующих группировок в Африке, создании Организации африканского единства (ОАЕ) и деятельности африканских государств в рамках этой организации или в связи с ней. Такой подход следует признать правомерным, так как он дает возможность охарактеризовать разнообразную по своим формам и содержанию внешнюю политику более чем 40 африканских стран. Наиболее крупные внешнеполитические проблемы или акции, выходящие за рамки деятельности ОАЕ (например, эфиопо-сомалийский, кенийско-сомалийский и алжиро-марокканский территориальные конфликты, попытки создания Федерации Восточной Африки), нашли освещение в специальных разделах, не выпадающих, однако, из общей структуры работы.

 

Анализируя причины "раскола Африки на блоки" и образования противостоящих Касабланкской и Браззавильской, а в дальнейшем также и Монровийской группировок, Г. В. Фокеев стремится вскрыть истинные мотивы, побудившие государства примкнуть к той или иной группировке. В частности, говоря о созыве королем Марокко Мохаммедом V в январе 1961 г. Касабланкской конференции, он отмечает, что марокканский монарх был заинтересован прежде всего в вопросе о Мавритании. Эта проблема волновала его намного больше, чем судьба Конго, бывшая главной темой разговора на конференции. Поскольку страны Браззавильской группировки приняли Мавританию в свои ряды и тем самым выступили против марокканских притязаний, Мохаммел V взял курс на сближение с противниками Браззавильской группировки, хотя те и выглядели в его глазах "опасными либералами". С другой стороны, поскольку принадлежащих к Касабланкской группировке Гану, Гвинею и Мали в этот период занимали главным образом проблемы Конго и общеафриканского единства, Мохаммед V согласился, чтобы в документах конференции они фигурировали как главные, добившись, впрочем, благоприятной для себя резолюции по мавританскому вопросу. Налицо, таким образом, компромисс, хотя, как показала жизнь, и недолговечный.

 

Автора можно упрекнуть в том, что в анализе мотивов и причин внешнеполитических акций африканских государств он недостаточно внимания уделяет внутреннему положению, характеристике классовой борьбы в этих странах. Если вновь обратиться к Марокко, то видимо, следовало бы учесть то влияние, которое оказывали прогрессивные силы под руководством Бен Барки на государственную политику.

 

Говоря о характере и перспективах "выживания" указанных выше группировок, автор избегает распространенной ошибки изображать Браззавильскую и Монровийскую группировки исключительно как реакционные и обреченные на неминуемый крах, а Касабланкскую - как прогрессивную и имеющую все шансы на дальнейшее укрепление. Признавая в целом проимпериалистический характер Браззавильской группировки, превратившейся в орудие империалистического влияния в Африке, он вместе с тем указывает на то, что функционирование этой группировки в известной степени отвечает потребности стран - участниц этого блока в политическом и экономическом единении для того, чтобы иметь хоть какую-то возможность противостоять европейским империалистическим странам.

 

Что касается Касабланкской группировки, то автор отмечает, что в экономическом плане ее участникам "пока почти нечего было предложить друг другу" (стр. 88 - 89). А не имея общего экономического и социального базиса, весьма сложно было осуществить политическое единство, наладить эффективную работу "общих органов", о чем говорилось в Касабланке. Г. В. Фокеев рассматривает Касабланкскую группировку скорее как зародыш политического союза африканских государств, основанного на более последовательной антиимпериалистической политике, и подчеркивает стремление ее участников к расширению состава блока. С его точки зрения, создание

 
стр. 172

 

на конференции в Аддис-Абебе в 1963 г. ОАЕ было успехом именно Касабланкской группировки, хотя объединение со странами Монровийской группы произошло на условиях последней, а сама Касабланкская группировка к тому времени фактически распалась. Против этого трудно что-либо возразить: эволюция межафриканских отношений после создания группировок вплоть до мая 1963 г. в целом оказалась именно такой, к какой стремилось большинство стран Касабланкской группировки, и резолюции, принятые Аддис-Абебской конференцией, были также близки по духу к политической программе, выдвинутой этими странами. Особенно это касается резолюций о разоружении и объявлении Африки безатомной зоной, о ликвидации иностранных военных баз на африканской земле и денонсации военных соглашений с империалистическими державами.

 

Рассматривая деятельность ОАЕ, Г. В. Фокеев показывает те трудности, которые встали на пути реализации ее решений как в силу разнородности политических, социальных и экономических условий в различных государствах, так и в силу экономической и политической нестабильности стран африканского континента, а также недостаточности средств для выполнения провозглашенных этой организацией намерений. Внешняя политика африканских государств исследуемого периода предстает перед нами скорее как цепь проблем, ожидающих своего решения и стоящих на повестке дня. К ним относятся, например, проблемы ликвидации последних остатков колониализма в Африке и белого расизма в Южной Африке и Родезии, ликвидации иностранных военных баз и аннулирования военных договоров, которые еще связывают некоторые африканские правительства с империалистическими державами.

 

Большое место в работе занимает анализ борьбы африканских народов и государств с проявлениями неоколониализма. Особенно рельефно эта борьба показана на примере Конго (Киншаса), где в 1960-м и в последующие годы империалистические силы пытались взять реванш за свои поражения и по-неоколониалистски "смоделировать" на этом примере развитие остальной Африки. Г. В. Фокеев подчеркивает огромное значение помощи, которую оказывают африканским государствам социалистические страны, противопоставляя ее так называемой "помощи", идущей с Запада. Благодаря всесторонней поддержке мировой социалистической системы африканские страны во все большей степени освобождаются от империалистического влияния и решительнее выступают с позиций, выражающих их коренные интересы. Не случайно в ООН и в других международных организациях они ныне часто выступают единым фронтом с социалистическими государствами по самым различным вопросам международной политики и прежде всего в деле поддержания всеобщего мира и разрядки международной напряженности.

 

Следует отметить, впрочем, что, сосредоточив свое основное внимание на межафриканских отношениях, автор не показывает в должной степени рост внешнеполитической активности африканских государств вне рамок африканского континента.

 

Автор сумел решить сложную задачу описания и анализа внешней политики стран африканского континента, создав стройное аналитическое исследование важной стороны современной африканской истории.

 

 

Опубликовано на Порталусе 02 декабря 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама