Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ПОЛИТОЛОГИЯ есть новые публикации за сегодня \\ 24.11.17

ПРОИЗРАИЛЬСКАЯ КОАЛИЦИЯ В АМЕРИКАНСКОМ КОНГРЕССЕ

Дата публикации: 02 мая 2017
Автор: Н. В. Осипова
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ПОЛИТОЛОГИЯ
Номер публикации: №1493741745 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Н. В. Осипова, (c)

найти другие работы автора

Американские сионисты, представляющие в настоящее время наиболее мощный отряд международного сионизма, выступают на американской политической арене на самом правом ее фланге, действуя в союзе с наиболее реакционными слоями правящего класса США. Реакционная сущность сионизма, заключающаяся в яром национализме, антикоммунизме и антисоветизме, определяет подход сионистов в США ко всем проблемам внутренней и внешней политики этой страны. Как отмечалось в советской историографии, к основным направлениям деятельности сионистов в США относятся прежде всего оказание всесторонней помощи правящим кругам Израиля, обработка в просионистском духе американского общественного мнения и все более открыто проявляющийся антисоветизм и антикоммунизм. Все эти направления, определяющими среди которых являются антикоммунизм и антисоветизм, тесно переплетаются между собой.

В последнее время в советской историографии вопросам влияния сионизма на политику США уделяется серьезное внимание как в специальных статьях, так и в соответствующих разделах сборников и монографий, посвященных общим проблемам международного сионизма1 . Однако работа по изучению сионистского воздействия на государственный и политический механизм США еще только начинается. Настоящая статья посвящена анализу целей и методов действий сионистов в американском конгрессе, в основном по проблемам ближневосточной политики США. В настоящее время значительное большинство сенаторов и членов палаты представителей выступают за продолжение и расширение поддержки агрессивного курса Израиля. Особой сплоченностью в этих действиях отличается сенат - резолюции и законопроекты, удовлетворяющие запросам сионистов, собирают здесь до 80% голосов. Естественно, что в конгрессе не может быть и речи о каком-либо неугодном Израилю и сионистам акте. Напротив, любая попытка американской администрации по тем или иным соображениям хотя бы только на словах отойти от безоговорочной поддержки Израиля наталкивается на упорную критику в стенах конгресса. Американский конгресс выступает в целом за усиление и без того ярко выраженной произраильской ориентации ближневосточной политики Вашингтона.

История сионистского давления на конгресс началась, по существу, с принятия в 1922 г. резолюции, которой поддерживалась идея создания в Палестине "национального очага для еврейского народа". В сенате ее внес на обсуждение республиканец, председатель комиссии по иностранным делам Г. К. Лодж (штат Массачусетс), в палате представителей-


1 См. С. Сергеев. Некоторые особенности развития сионизма в США. "Вопросы истории", 1973, N 11; Ю. Иванов Осторожно: сионизм! М. 1971; В. Большаков. Сионизм на службе антикоммунизма. М. 1972; "Сионизм: теория и практика". М. 1973.

стр. 78


также республиканец Г. Фиш (Нью-Йорк). Совместная резолюция была позднее подписана президентом Гардингом. Она была затем почти полностью включена в текст окончательного решения Лиги наций 1922 г. о предоставлении Великобритании мандата на Палестину2 , что свидетельствует о значении этой резолюции для санкционирования Лигой наций британского мандата3 . Внесению упомянутой резолюции предшествовали контакты Лоджа и Фиша с представителями основных сионистских организаций США, в первую очередь с лидерами Сионистской организации Америки (СОА). В марте 1922 г. Лодж принял делегацию сионистских лидеров своего родного штата (в штате Массачусетс находится одна из наиболее крупных и влиятельных еврейских общин в США), которые сделали все возможное, чтобы сенатор проникся доверием к официальной цели сионизма4 . Обсуждение резолюции в конгрессе сопровождалось активными действиями заправил сионизма. В защиту резолюции выступили три видных деятеля СОА, а также представитель Керен Хайесод (организация, собиравшая средства для устройства еврейских переселенцев в Палестине) и раввин одной из крупнейших синагог Нью- Йорка. Кроме того, за резолюцию высказались представители от Нью-Йорка конгрессмены М. Ансорг и А. Роздейл, что едва ли было случайностью, так как именно в Нью-Йорке, где к тому времени проживало свыше 2 млн. лиц еврейского происхождения - около 15% избирателей этого штата, - сионистские идеи получили наибольшее распространение. Принятие указанной резолюции было лишь одним из первых шагов на пути к завоеванию позиций в законодательном органе США, что открывало возможности как для давления на администрацию, так и для дальнейшего усиления позиций сионистов в стране.

В начале 40-х годов, в разгар второй мировой войны, сионизм в США, демагогически играя на чувствах американцев по отношению к жертвам фашизма, практически захватил большинство ведущих американских еврейских организаций и через них распространил свое влияние на большую часть еврейской общины США. К этому времени в основном сформировался так называемый "еврейский избирательный блок" - около 3 млн. американских избирателей, в той или иной степени находившихся под влиянием сионистской пропаганды. Значительно упрочились позиции сионизма в средствах массовой информации. Усилилось и финансовое могущество американских сионистов. В их распоряжении оказались средства для воздействия прежде всего на выборные органы власти США. В качестве примера можно сослаться на активизацию деятельности Американо- палестинского комитета, объединявшего в основном американцев нееврейского происхождения. Основанный в 1931 г., он ставил своей целью создание в конгрессе своего рода иросионистской коалиции, через которую можно было бы содействовать прежде всего созданию сионистского государства в Палестине. Среди основателей комитета были конгрессмены - сенатор от штата Юта У. Кинг, члены палаты представителей Дж. Тилсен и Г. Рейни. В 1940 г. в руководстве комитета появился ряд влиятельных деятелей конгресса.

Усилия американских сионистов в конгрессе США увенчались в конце второй мировой войны успехом. В 1944 г. Вагнер и Тафт в сенате и Райт и Комптон в палате представителей внесли на рассмотрение конгресса проект резолюции, требовавшей, чтобы были приняты меры, обеспечивавшие широкий и свободный доступ евреев в Палестину и предоставление им наибольших возможностей для колонизации этого района, благодаря чему "еврейский народ" смог бы "полностью перестроить Палестину в целях создания свободного и демократического


2 См. Г. С. Никитина. Государство Израиль. М. 1968.

3 "Encyclopedia of Zionism and Israel" Vol. II. N. Y. 1971, p. 731.

4 Ibid.

стр. 79


(разумеется, в сионистском понимании. - Н. О. ) еврейского государства"5 . Наряду с дословным подтверждением сионистской программы в отношении Палестины в проекте содержалось осуждение английской политики ограничения притока еврейских беженцев в этот район. Чрезвычайный комитет по сионистским делам, созданный в 1939 г, как руководящий центр американских сионистов, и Американо-палестинский комитет, действовавший под его идейным руководством, развернули активную кампанию с целью заставить администрацию противодействовать политике Великобритании. Один из ведущих деятелей Чрезвычайного комитета, А. Х. Силвер, используя личные контакты с членами сенатской комиссии по иностранным делам, приложил немалые усилия к тому, чтобы убедить сенаторов одобрить резолюцию Вагнера-Тафта. Палата представителей при обсуждении проекта резолюции Райта - Комптона также заслушала ряд виднейших сионистских лидеров - того же Силвера, Уайза, Нойманна, Липского. Естественно, что в ходе обсуждения этих резолюций и в сенате и в палате представителей все законодатели-члены Американо-палестинского комитета выступили за то, чтобы требования сионистов были отражены в наиболее полном виде.

Однако по требованию администрации окончательное принятие резолюции было отложено, поскольку содержавшееся в ней осуждение политики Великобритании по вопросу о доступе еврейских беженцев в Палестину могло отрицательно повлиять на отношения США с их ближайшим союзником, что могло сказаться и на ходе военных действий. Лишь в декабре 1945 г. резолюция была окончательно одобрена конгрессом - как в сенате, так и в палате представителей. К тому времени в конгрессе окончательно сформировалась просионистская коалиция, в рядах которой объединилось практически большинство американских законодателей, как "консерваторов", так и "либералов", вне зависимости от их партийной принадлежности. В последующие годы, вплоть до наших дней, конгресс в целом по вопросам, представляющим интерес для сионистов, занимал и занимает позиции, совпадающие с их требованиями.

С образованием государства Израиль американские сионисты поставили своей целью обеспечить ему максимальную экономическую, политическую и военную поддержку. США сыграли существенную, если не решающую, роль в оформлении израильского реакционного курса. Выдвигая демагогический лозунг "помощи" Израилю, сионисты в США на деле обеспечивают условия, дающие правящим кругам Израиля возможность проведения агрессивной политики. В последнее время, развернув особенно активную кампанию вокруг "защиты прав советских евреев", сионисты усилили антисоветскую деятельность, стремясь помешать процессу улучшения советско-американских отношений. В этих же направлениях действует и произраильская коалиция в конгрессе. В ядро ее входят конгрессмены от тех штатов, где значительную часть электората составляют члены еврейской общины, голосующие обычно за тех кандидатов, которые в большей степени учитывают интересы сионистских кругов. Финансовые возможности американских сионистов широко используются как одно из важнейших средств поддержания "произраильской коалиции" в конгрессе. Пожертвования в фонды избирательных кампаний из источников, контролируемых сионистами, непропорциональны численности еврейского населения в том или ином штате или избирательном округе. Даже в штатах с незначительным влиянием "еврейского избирательного блока" пожертвования в фонды избирательных кампаний из сионистских источников могут играть определенную роль в формировании произраильских настроений у представителя от данного штата в конгрессе6 . Кроме того, следует учитывать и то серьезное влия-


5 Ibid., p. 1158.

6 См. В. Большаков. Указ. соч.

стр. 80


ние, которым располагают американские сионисты в средствах массовой информации, особенно в прессе. Особое внимание сионистские круги американской прессы уделяют тем, кто осмеливается критиковать "израилизм" в американской политике или высказывается хотя бы за самое незначительное уменьшение поддержки Израиля. Уже одно упоминание имени конгрессмена в материалах печати, содержащих хотя бы намек на критику по отношению к Израилю и сионизму, может вызвать определенные неприятности для этого деятеля, вплоть до необходимости выступить с публичными объяснениями.

Относительно высокая политическая активность американцев еврейского происхождения, в частности их широкое участие в подготовке избирательных кампаний, в деятельности местных партийных аппаратов, работа в персональных аппаратах сенаторов, также используется сионистами в целях давления на американских законодателей. Созданная сионизмом система травли инакомыслящих вынуждает часть американцев еврейского происхождения (да и не только их), активно работающих в политических сферах, действовать в качестве сионистских агентов. А. Лилиенталь приводит следующее высказывание одного из американских ученых: "Сионисты могут оказывать давление не только через "еврейские голоса" и не только благодаря столь важным еврейским финансовым и организаторским возможностям, но также шантажируя каждого, кто выступает против их поддержки Израиля, как антисемита"7 .

К факторам, обусловливающим успешные действия сионистов, необходимо отнести и деятельность израильского посольства в США. В американо-израильском договоре 1951 г. о дружбе, торговле и судоходстве специально оговорено, что израильское правительство и его представители не имеют права заниматься политической деятельностью в Соединенных Штатах. Однако ряд фактов свидетельствует о том, что израильское посольство в США и сионисты не только зачастую координируют свои действия, но, что это посольство вместе с ведущими еврейскими организациями выступает как одна из опорных баз произраильского лобби в Вашингтоне. Особое внимание посольство уделяет обработке конгресса. Влиятельные конгрессмены часто приглашаются для встреч с израильским послом и чиновниками посольства. В списке, по которому израильское посольство рассылает издаваемую им в огромных количествах пропагандистскую литературу, члены конгресса занимают первое место. Израильское посольство с одобрения официального Вашингтона не ограничивается этими, так сказать, "респектабельными" формами обработки американских законодателей. Беспрецедентная антифранцузская кампания, организованная сионистами во время визита президента Франции Ж. Помпиду в США весной 1970 г. в знак протеста против ближневосточной политики французского правительства, которое, как известно, наложило эмбарго на поставки оружия в Израиль, в достаточной степени говорит о том, что израильское посольство не только представляет собой базу произраильского лобби, но и действует как одно из его руководящих звеньев. Один из лидеров произраильского блока в палате представителей, Б. Л. Поделл, демократ от Нью-Йорка, во время визита французского президента имел специальные контакты с израильским посольством на предмет организации бойкота выступления Ж. Помпиду в конгрессе8 . К антифранцузским демонстрациям, устроенным американскими и израильскими сионистами в Чикаго и Нью-Йорке, следует отнести и отказ более чем ста сенаторов и членов палаты представителей присутствовать при выступлении французского президента на совместном заседании обеих палат конгресса. Прямую связь израильского посольст-


7 A. Lilienthal. The Other Side of the Coin. N. Y. 1965, p. 171.

8 "The New York Times", 8.IV.1970.

стр. 81


в а с антифранцузскими акциями открыто признал и Белый дом, когда сионистские провокации поставили под угрозу продолжение визита французского президента. Специальный советник президента США Л. Гармент был послан в израильское посольство за содействием в деле охлаждения возбужденных сионистами антифранцузских страстей.

При конгрессе США действует и официально зарегистрированный в соответствии с законом о лоббистских организациях Комитет по американо-израильским общественным отношениям. Это одна из наиболее активных лоббистских групп в конгрессе. Созданный в 1954 г., этот комитет включает в свой состав как представителей открыто сионистских организаций, так и членов американских еврейских организаций, официально не являющихся сионистскими, что еще раз подтверждает, что сионисты в своей произраильской деятельности практически могут опираться на большинство еврейских организаций США. Председатель Комитета, фактически руководящий им с момента его основания, И. Кенен определяет его задачи следующим образом: "Мы призываем конгресс просить президента отклонить политику, которую мы считаем вредной и поддерживать политику, которую мы считаем полезной"9 . Комитет располагает хорошо налаженными связями с лидерами обеих палат. На его очередной ежегодной политической конференции в 1972 г. присутствовал ряд ведущих деятелей конгресса. Комитет консультирует сенаторов и конгрессменов по всем вопросам, касающимся Израиля и его политики. Один из бывших советников Белого дома назвал И. Кенена "одним из самых влиятельных лиц на Капитолийском холме"10 . Всевозможные ежегодные политические конференции, материалы, подготовляемые этой лоббистской организацией для различных американских органов, национальных конвентов республиканской и демократической партий, используются для распространения израильской точки зрения на те или иные проблемы ближневосточного кризиса, для оправдания любых актов агрессивной политики Израиля, для ведения антисоветской и антиарабской пропаганды. Издаваемый И. Кененом еженедельник "Near East Report", который, по существу, является одним из самых произраильских изданий в США, доставляется бесплатно всем без исключения членам конгресса.

Каков же "реальный результат" усилий произраильского лобби в американском конгрессе? Перечислим лишь наиболее заметные акции Капитолия, в проведении которых оно сыграло значительную роль. В 1951 г. просьба Израиля включить его в американскую программу иностранной помощи была поддержана соответствующими резолюциями сената и палаты представителей. После англо-франко-израильской агрессии против Египта в 1956 г. конгресс подверг резкой критике политику администрации с ярко выраженной произраильской позиции. Дело в том, что администрация Эйзенхауэра, поддержавшая военные приготовления Англии, Франции и Израиля и принявшая участие в финансовой блокаде Египта, одновременно пыталась проводить политику заигрывания с арабскими странами. Заботясь об охране интересов американских монополий в арабских странах, США открыто не поддержали агрессию и даже внесли в ООН резолюцию, осуждающую действия Англии, Франции и Израиля. Лидер демократического большинства в сенате Л. Б. Джонсон в письме государственному секретарю Дж. Ф. Даллесу выразил недовольство "недостаточной поддержкой" Израиля со стороны США. Группа влиятельных сенаторов- республиканцев во главе с лидером меньшинства У. Ноулендом также выступила против участия США в каких-либо санкциях по отношению к Израилю. Политические лидеры сената встретились с президентом Д. Эйзенхауэ-


9 "Washington Post", 20.II.1970.

10 "National Journal", 8.I.1972.

стр. 82


ром и изложили ему свою позицию по поводу обсуждения в ООН вопроса о санкциях. В последующие годы американский конгресс неоднократно принимал резолюции и законопроекты антиарабского содержания, имевшие целью уменьшить и без того скромную, по сравнению с Израилем помощь арабским странам (1959 г. - поправка Джавитса-Морзе к законопроекту об ассигнованиях на взаимное обеспечение безопасности; 1960 г. - поправка Дугласа-Китинга к законопроекту об иностранной помощи; 1963 г. - поправка Грюнинга-Джавитса к законопроекту об иностранной помощи; 1965 г. - поправка Вильямса-Джавитса к закону о контроле над экспортом, призывающая американских бизнесменов отказаться от сотрудничества с арабскими странами).

После израильской агрессии 1967 г. против арабских стран действия произраильского лобби в конгрессе были направлены на то, чтобы всеми силами пропагандировать и защищать израильскую позицию и добиваться всемерного увеличения американской военной и экономической помощи Израилю. Члены палаты представителей и сената получают целую серию резолюций, писем, деклараций и т. п., требующих, чтобы американская администрация полностью солидаризировалась с израильским агрессивным внешнеполитическим курсом. Как известно, появившийся в конце 1969 г. "план Роджерса" был направлен на поиски так называемой "уравновешенной" политики США на Ближнем Востоке. Надеясь убедить арабские страны в "дружественном" к ним отношении со стороны США, творцы этого плана включили в него положение о необходимости отвода израильских войск с оккупированных арабских территорий. И хотя по большинству принципиальных положений "план Роджерса" соответствовал израильской позиции, перспектива отхода от стопроцентной поддержки Израиля вызвала в конгрессе волну недовольства политикой администрации. Сразу же после изложения в американской печати "плана Роджерса" 68 сенаторов и 279 членов палаты представителей выступили с заявлением, опубликованным также в виде объявления в ведущих газетах Нью-Йорка, Чикаго, Лос- Анджелеса и Вашингтона, в котором они потребовали отказа от "навязывания мирного урегулирования"11 . Показательно, что мнение этих конгрессменов полностью совпало с реакцией на "план Роджерса" со стороны одной из самых влиятельных просионистских организаций - Американского еврейского конгресса: "Мы отвергаем любое урегулирование, навязанное внешними силами, мы подчеркиваем, что США должны продолжать экономическую помощь и необходимые военные поставки Израилю и что только прямые переговоры могут привести к стабильному миру"12 .

Малейшая задержка американских поставок вооружения Израилю (особенно самолетов) сразу же вызывает в конгрессе крайнее раздражение, хотя эти задержки вовсе не означают, что правительство США хочет ограничить военную помощь израильским агрессорам. Так, в начале 1970 г., за несколько дней до того, как президент объявил о временном ограничении поставок самолетов Израилю, с этим решением был ознакомлен крупнейший детройтский промышленник М. Фишер, один из руководителей американских сионистов. Он должен был объяснить лидерам сионистов, что президент исходит в своем решении из данных разведки, свидетельствующих о том, что в настоящий момент Израиль и без того располагает большим военным превосходством над арабскими странами, а также убедить этих лидеров в том, что Израиль безотлагательно получит еще больше самолетов, когда они ему действительно будут "нужны". Несмотря на эти объяснения, американские сионисты, вдохновляемые Тель- Авивом, развернули целую кампанию, добиваясь того, чтобы США поставили Израилю 125 новых "Фантомов", помимо тех, что были


11 "National Journal", 21.I.1970.

12 Ibid.

стр. 83


переданы по соглашению, заключенному с президентом Джонсоном. Ударной силой в этой кампании выступили американские сенаторы. Американский еврейский конгресс 2 июня 1970 г. опубликовал по этому поводу в "The New York Times" открытое письмо президенту Никсону. Оно было подписано сенаторами, известными своими выступлениями против политики США во Вьетнаме и Юго-Восточной Азии, - Дж. Макговерном, Х. Хьюзом, Б. Гуделлом, А. Крэнстоном, Ф. Хартом, Т. Игитоном, М. Янгом13 . 30 июня около 70 сенаторов направили Никсону письмо с требованием разрешить продажу Израилю еще 125 самолетов. Требование дополнительных поставок наступательного вооружения Израилю сопровождалось в письме оценкой ближневосточной ситуации с позиций, характерных для тех членов произраильской коалиции, которые своими выступлениями против американской политики в Юго-Восточной Азии заслужили репутацию "либералов". Подписавшие это письмо сенаторы утверждали, что поставки требуемого Израилем вооружения находятся в точном соответствии с "гуамской доктриной" (позднее эта доктрина стала именоваться "доктриной Никсона"), поскольку в боевых действиях на Ближнем Востоке в отличие от Юго-Восточной Азии не участвуют американские войска. По мнению этих сенаторов, американская администрация должна покончить с малейшими отклонениями от курса безоговорочной поддержки Израиля и "четко заявить" о решимости США отстаивать свои интересы на Ближнем Востоке. Известный американский публицист А. Стоун в статье "Когда голуби становятся ястребами" заметил по поводу этого письма: сенаторы, начав с требования о продаже Израилю 125 "Фантомов", дошли до того, что "намекнули о поддержке идеи нового ядерного противоборства, подобного тому, которое наблюдалось во время кубинского ракетного кризиса"14 .

Аналогичная история повторилась осенью 1971 г., когда президент Никсон принял решение на время приостановить поставку "Фантомов" Израилю. Как писал тогда журнал "Newsweek", "Израталь предпринял попытки политизировать дело с "Фантомами", мобилизуя американскую еврейскую общину"15 . В качестве "просителей" от его имени выступили конгрессмен от Нью-Йорка Б. Абцуг и представители семи ведущих еврейских организаций, которые обратились к помощнику государственного секретаря по делам Ближнего Востока и Южной Азии Дж. Сиско с требованием безотлагательно возобновить поставки самолетов Израилю. Эта "просьба" 15 октября 1971 г. была поддержана резолюцией, подписанной 78 сенаторами и призывавшей президента без всяких задержек обеспечить Израиль самолетами. В добавление к этому сенаторы потребовали, чтобы США подтвердили свою поддержку израильской позиции о "безопасных и защитимых" границах, то есть фактически о сохранении за Израилем захваченных им арабских территорий.

Важнейшее направление деятельности произраильского лобби в конгрессе состоит в обеспечении кредитов Израилю для оплаты американских поставок. В качестве одного из примеров можно привести голосование в сенате поправки к законопроекту об ассигнованиях на оборону, предложенной осенью 1970 г. сенатором Г. Джексоном. Согласно этой проправке, Израилю предоставлялись кредиты для закупок в США военного оборудования. Одобрив ее, конгресс ассигновал Израилю 500 млн. долл. для военных закупок. Срок действия поправки истекал в сентябре 1972 года. В июле сенат по предложению Джексона и Рибикова продлил этот срок до конца 1973 года.

Острая вспышка ближневосточного конфликта осенью 1973 г., еще


13 "The New York Times", 2.VI.1970.

14 "I. F. Stone's Bi-Weekly", 15. VII.1970.

15 "Newsweek", 29.XI.1971.

стр. 84


раз подтвердившая возведенную в принцип агрессивность израильской политики, имела одним из своих последствий резкое усиление международной изоляции Израиля. Однако американский конгресс по-прежнему остался верен своей произраильской политике. В разгар военных действий 67 сенаторов и 241 член палаты представителей поддержали резолюцию, требующую от американской администрации продолжения поставок "Фантомов" и другого вооружения Израилю, что нельзя расценивать иначе, как открытое поощрение израильской агрессии против арабских стран. В сенате резолюция была внесена Джексоном и Хэмфри, в палате представителей - лидером демократов Т. О'Нейлом16 .

В ноябре 1973 г. сенат принял законопроект о военных закупках, которым было предусмотрено ассигнование 203 млн. долл. на кредитование поставок оружия Израилю. В это же время американская администрация запросила у конгресса еще 2,2 млрд. долл. на военную помощь ему. Как с удовлетворением сообщала "The New York Times", "реакция конгресса на эти усилия в области снабжения Израиля, равно как и на предложения о безвозмездных поставках вооружения и планируемых просьбах о дополнительных фондах, была явно благожелательной"17 . Запрос был удовлетворен, и 3 января 1974 г. президент подписал законопроект об ассигнованиях на иностранную помощь. Из 5,8 млрд. долларов, отпущенных по этому закону, американский конгресс выделил для финансирования экспансионистской политики Израиля около 2,6 млрд. долларов. Помимо 2,2 млрд. долларов, ассигнованных по просьбе администрации в виде чрезвычайной военной помощи, Израиль получил 300 млн. долларов очередных кредитов на военные закупки, 36,5 млн. долларов на "помощь для устройства советских еврейских беженцев" и 50 млн. долларов на прочие виды помощи. Утверждение этих беспрецедентно высоких сумм в крайне сжатые сроки показывает, сколь большое значение придается в США финансированию военной машины Израиля. Вместе с тем часть членов конгресса, являющихся наиболее ревностными защитниками политики Израиля, вынуждена была признать, что продолжение безоговорочной поддержки любых авантюр израильских правящих кругов становится все более трудным делом. В связи с этим в американской печати появились сообщения о том, что сенаторы и конгрессмены все чаще высказываются в поддержку "общего мирного урегулирования, которое потребовало бы от Израиля крупных уступок". Даже сенатор Джавитс, одна из влиятельнейших фигур в произраильской коалиции, в интервью корреспонденту "The New York Times" заявил, что "Израилю придется договориться насчет некоторых элементов комплексного урегулирования конфликта таким путем, который до сих пор представлялся израильтянам неприемлемым"18 .

Акции конгресса, предпринятые в поддержку Израиля, позволяют получить представление о степени влияния произраильской коалиции в американском конгрессе и ее составе. Как уже отмечалось, это прежде всего сенаторы и члены палаты представителей от штатов и избирательных округов со значительным еврейским населением. Многих из этих законодателей связывают с американской еврейской общиной и сионистскими организациями тесные личные контакты. Именно прочные связи с влиятельными сионистскими кругами делают сенатора от штата Нью-Йорк Дж. Джавитса, по определению еженедельника "National Journal" таким деятелем, "с которым администрация чувствует необходимость консультироваться по поводу любой ближневосточной инициативы"19 . Влияние произраильской коалиции в американском кон-


16 "Washington Post", 19.X.1973.

17 "The New York Times", 18.X.1973.

18 "The New York Times", 18.XI.1973.

19 "National Journal", 8.I.1972.

стр. 85


грессе в настоящее время хорошо иллюстрируется также деятельностью сенатора от штата Вашингтон, или, как его часто называют за тесные связи с этой корпорацией, "сенатора от Боинга", Г. Джексона. В декабре 1970 г., после визита в Израиль, Джексон представил сенатской комиссии по вооруженным силам доклад, озаглавленный "Ближний Восток и американская политика безопасности". В нем Израиль рассматривается "как передовая линия западной обороны на Ближнем Востоке"20 . Поддержка агрессивного курса Израиля, снабжение его всем необходимым для продолжения захватнической политики, отказ от малейшей критики израильских планов "урегулирования" - все это делает Джексона, по словам "сенатора от Израиля" Джавитса, одним "из лучших и самых преданных друзей Израиля"21 .

О совпадении интересов сионистов с интересами наиболее реакционных кругов США свидетельствует и кампания, развернутая в конгрессе вокруг законодательства о торговой реформе. По предложенной в сенате поправке Джексона и уже одобренной в палате представителей аналогичной поправке Вэника, развитие советско-американских экономических отношений ставится в зависимость от того, пойдет ли Советский Союз на изменения в своей эмиграционной политике. Эти поправки являются своего рода итогом уже длительное время осуществляемой в конгрессе (в первую очередь просионистскими кругами) провокационной шумихи вокруг вопроса "о положении евреев в СССР".

Таким образом, деятельность произраильской коалиции в американском конгрессе развивается в настоящее время в двух основных направлениях: во-первых, она является составной частью группировки, выступающей против нормализации советско-американских отношений, во-вторых, оказывает непосредственное влияние на формирование ближневосточной политики США. Разумеется, точка зрения любой американской администрации на американо- израильские отношения на протяжении последних 20 лет обусловливалась в первую очередь всем комплексом политических и военно-стратегических целей США. Деятельность же произраильского лобби в конгрессе США, всех американских сионистов направлена как раз на то, чтобы, используя возможности конгресса, сделать американскую администрацию еще более восприимчивой к интересам сионизма, независимо от степени их совпадения с непосредственными целями США.


20 "The Middle East and American Security Policy". Report by Senator H. Jackson before the Committee on Armed Services. 91 Congress, 2nd Session. 1970, Washington. 1970.

21 "American Zionist", February, 1972.

 

Опубликовано 02 мая 2017 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?