аталог
ѕорталус
 рупнейша€ база публикаций

ѕќЋ»“ќЋќ√»я есть новые публикации за сегодн€ \\ 13.12.17

—. Ќ.  јЌ≈¬. ќ “яЅ–№— јя –≈¬ќЋё÷»я »  –ј’ јЌј–’»«ћј (Ѕќ–№Ѕј ѕј–“»» ЅќЋ№Ў≈¬» ќ¬ ѕ–ќ“»¬ јЌј–’»«ћј 1917-1922 гг.)

ƒата публикации: 31 ма€ 2017
јвтор: —. Ќ. —≈ћјЌќ¬
ѕубликатор: јлександр ѕавлович Ўиманский
–убрика: ѕќЋ»“ќЋќ√»я
Ќомер публикации: є1496222221 / ∆алобы? ќшибка? ¬ыделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


—. Ќ. —≈ћјЌќ¬, (c)

найти другие работы автора

—. Ќ.  јЌ≈¬. ќкт€брьска€ революци€ и крах анархизма (Ѕорьба партии большевиков против анархизма 1917 - 1922 гг.) . ћ. »зд-во "ћысль". 431 стр. “ираж 7000. ÷ена 2 руб. 14 коп.

јнархизм в –оссии имеет короткую, но довольно шумную, скандальную историю, котора€ весьма поучительна. ќднако исследована она очень неравномерно. Ѕолее или менее изученными можно считать развитие анархистских идей и де€тельность анархистов в 60 - 80-х годах XIX века. —лабо исследована истори€ анархистских групп в годы первой русской революции. »меетс€ немало пробелов в изучении де€тельности анархистов в период от феврал€ до окт€бр€ 1917 г. и после ќкт€брьской революции, когда она заметно оживилась, а затем резко пошла на убыль и исчезла. ≈стественно, эта тема в 20-е годы привлекла внимание р€да историков и публицистов; был собран значительный материал, зачастую мемуарного характера. ќднако собственно исторических исследований создано не было. Ћишь за последнее врем€ в советской историографии по€вилс€ р€д работ, в которых на большом фактическом материале освещена роль анархистов в период ¬еликого ќкт€бр€ и гражданской войны1 . —реди них особое место занимает недавно вышедша€ в свет монографи€ доктора исторических наук, профессора Ћенинградской партийной школы —. Ќ.  анева, €вл€юща€с€ наиболее обсто€тельным исследованием истории русского анархизма с 1917 г. и его распада в середине 20-х годов.

—. Ќ.  анев дает четкую характеристику социально-политической природы анархизма. ≈го классовой основой как в –оссии, так и в других странах всегда €вл€лись мелкобуржуазные слои. Ётот контингент, как известно, отличаетс€ необычайной социальной пестротой, дробностью, противоречивостью. “ака€ же пестрота характерна и дл€ анархистских групп.   этому следует добавить, что особенностью социальной характеристики участников анархистских движений была деклассированность. ¬ самом деле, в их р€дах почти нет сознательных, организованных рабочих или кресть€н или представителей буржуазии, но как основной тип в них фигурируют деклассированные рабочие или кресть€не, студенты, навсегда бросившие университеты, офицеры, бежавшие из своих полков и т. п. »так, в социальном смысле участники анархистских движений, в особенности их активисты, €вл€лись как бы ржавчиной, отпадающей от. различных промежуточных слоев населени€, пестрым и неустойчивым скоплением деклассированных элементов. ¬о многих случа€х анархистские группы практически


1 ќ. ‘. —оловьев. ¬еликий ќкт€брь и его противники. ћ. 1968; Ћ. ћ. —пирин.  лассы и партии в гражданской войне в –оссии (1917 - 1920 гг.). ћ. 1968; 3. ¬.  омин. јнархизм в –оссии.  алинин. 1969, и др.

стр. 140


ничем не отличались от уголовных шаек, а эти последние зачастую объ€вл€ли себ€ анархистами. —. Ќ.  анев показывает эту смычку анархизма с уголовщиной. “аковы действи€ деклассированных матросов 2- го флотского экипажа в конце 1917 г. в ѕетрограде или пресловутой "„ерной гвардии", ликвидированной отр€дами ¬„  в апреле 1918 г. в ћоскве. —юда же можно отнести историю печально известного одесского бандита ћ. ¬инницкого (по кличке "ћишка япончик"), который в 1918 г. успешно занималс€ своим "промыслом" под вывеской анархиста и борца против "буржуазной собственности", пока его не настигла красноармейска€ пул€.

ѕолитическа€ природа анархизма была четко охарактеризована ¬. ». Ћениным в 1920 г., когда он уже опиралс€ на опыт величайшей из революций мира: "јнархизм нередко €вл€лс€ своего рода наказанием за оппортунистические грехи рабочего движени€. ќбе уродливости взаимно пополн€ли друг друга"2 . “олько определенность целей и решительность действий революционной пролетарской партии может увлечь народные массы и тем самым не оставить почвы дл€ любых оппортунистических течений, а следовательно, и дл€ анархизма. ¬ –оссии именно принципиальна€ марксистско-ленинска€ политика партии большевиков лишила анархистов какого-либо политического вли€ни€ среди труд€щихс€. ¬ монографии приведен интересный материал, раскрывающий это положение: партийный состав р€да съездов —оветов, профсоюзных конференций и т. п. за 1917 - 1922 годы. јнализ этих данных отчетливо показывает, что наиболее шумную роль анархисты играли лишь в конце 1917 - начале 1918 года. » это пон€тно: старый государственный аппарат был сломан, новый, советский, только складывалс€; в таких услови€х создалась благопри€тна€ обстановка дл€ действий разного рода экстремистских групп и группок. Ётим и воспользовались анархисты. “ак, в ћоскве их отр€ды (вернее, шайки) захватывали особн€ки бывших капиталистов и сановников, а имущество прежних хоз€ев раздавали населению. “акие действи€, сопровождаемые беззастенчивой и крикливой демагогией, привлекали внимание обывател€, но лишь на очень короткое врем€. –азрушительна€, истерическа€ природа анархизма весьма скоро вызвала общее недовольство.   тому же в идеологии и практике анархизма не содержалось ничего положительного, жизненно устойчивого.

¬ монографии показано, как по мере укреплени€ советской государственности вли€ние анархизма начинает ослабевать, а к середине 20-х годов он политически умирает естественной смертью. јвтор приводит убедительные доводы того, что никаких "массовых репрессий" в отношении анархистов в —оветской –оссии не проводилось (речь не идет здесь, разумеетс€, о махновских или иных бандитах, или о тех, кто бросал бомбы в окна комитетов – ѕ - с теми поступали так, как они того заслуживали). ќднако те анархисты, которые не занимались террором, получали возможность дл€ легальной де€тельности; их избирали в —оветы, в руководство профессиональных союзов и в другие общественные организации. –удиментарные группы анархистов действовали в ———– даже во второй половине 20-х годов, но никакого вли€ни€ они уже не имели. —праведлив и обоснован вывод —. Ќ.  анева: "»счезновение анархизма не только как политического, но и идейного течени€ с арены жизни советского общества было, как мы видели, результатом не насильственных мер, а следствием последовательной идейной борьбы  оммунистической партии и коренных социальных преобразований, проведенных на основе ленинского плана построени€ социализма" (стр. 401).

јвтор убедительно полемизирует с теми историками (Ћ. ћ. —пирин и др.), которые употребл€ют пон€тие "анархисты" в смысле политической партии. ≈ще задолго до ќкт€бр€ ¬. ». Ћенин указывал, что называть анархистов "политической партией было бы слишком рискованно"3 . ќбширный материал, содержащийс€ в монографии, убедительно подтверждает отсутствие какого бы то ни было "единого анархизма" как политического течени€. Ќа основании этого материала —. Ќ.  анев приходит к важному заключению о том, что в действительности единого анархизма не было ни до, ни после событий 1917 г. (стр. 11). ¬ монографии подробно говоритс€ об основных течени€х в русском анархизме той поры. —. Ќ.  анев выдел€ет 11 группировок анархистов, хот€ справедливо оговариваетс€, что перечень этот "далеко не полный" (стр. 44). јнархо-коммунисты соседствуют здесь с анархистами-кооператорами, имелись группы пан-анархистов,


2 ¬. ». Ћенин ѕ——. “. 41, стр. 15.

3 ¬. ». Ћенин. ѕ——. “. 14, стр. 22.

стр. 141


"мирных" анархистов и даже... "анархизм-биокосмизм". Ёти аморфные, слабо спа€нные группы возникали очень легко, но столь же быстро распадались на множество осколков, враждующих друг с другом. ясно, что в обстановке ожесточенной классовой борьбы подобные организации не могли иметь устойчивого вли€ни€ на народные массы, что убедительно показано в работе.

—. Ќ.  аневым очень €рко представлены активисты анархии, что выгодно отличает его работу от р€да безликих хроник. »дейна€ и организационна€ рыхлость, зыбкость программ и лозунгов, истерические метани€, позерство и демагоги€ - все эти свойства анархизма как политического течени€ отразились в облике его главарей. ¬от один из нарисованных в книге портретов: "јсин на трибуне был чрезвычайно живописен. „ерный длинный плащ, м€гка€ широкопола€ шл€па, черна€ рубашка, высокие охотничьи сапоги, пара револьверов за по€сом, в руке наотмашь винтовка, на которую он опиралс€" (стр. 76). «десь речь идет не о каком-нибудь р€довом полууголовнике из "„ерной гвардии", а о весьма попул€рном анархистском ораторе в ѕетрограде в 1917 году! —овершенно иную картину можно было наблюдать в период обострени€ классовой борьбы, когда кончалась безответственна€ митинговщина и наступало врем€ решительных и суровых действий. ¬от как выгл€дел, например, известный "вождь" анархо-коммунистов ». —. Ѕлейхман в дни ќкт€брьского вооруженного восстани€: "¬ каюте судового комитета, где разместилс€ штаб, тоже теснота и давка. ¬ уголке прикорнул Ѕлейхман, растер€нный, забытый и никому не нужный с его анархизмом. ќн сам чувствовал свою неловкость, и вс€ его фигура говорила о какой-то робости, словно просила, чтобы его, "пожалуйста", не трогали. „ерез несколько дней он снова будет "призывать", а теперь... теперь Ѕлейхман немножко жалок, как и его призывы. Ќе символ ли это анархизма, с бурливой словесностью и никчемностью в революции" (стр. 84 - 85)4 .

¬ то же врем€ —. Ќ.  анев, как объективный исследователь, показывает, что отдельные анархисты, те, которые сохранили св€зь с массами, в дальнейшем порвали с прошлым и слились с революционным народом, а некоторые даже вступили со временем в – ѕ (б).   ним относились известные герои гражданской войны Ќ. ј.  аландарашвили, ј. √. ∆елезн€ков, ј. ¬. ћокроусов и др.

ѕагубна€, преступна€ де€тельность анархистов с наибольшей очевидностью про€вилась в вопросе об отношении к внешней политике —оветского государства в первые, наиболее трудные годы его существовани€. јнархисты развернули €ростную борьбу против насущно необходимого мира с √ерманией. ¬ книге приводитс€ основательный и во многом новый материал на эту тему. »звестные в ту пору анархисты брать€ ¬. и ј. √ордины писали: "ƒл€ нас нет вопроса об отечестве... нет вопроса о мире, дл€ нас нет ни –оссии, ни √ермании, ни јвстрии, ни »талии и проч. и проч. ƒл€ нас нет ни родины, ни отечеств. ƒл€ нас нет никакой политики, ни внутренней, ни внешней... Ќаш лозунг не "без аннексий", а "без отечеств" (стр. 289). ¬ том же духе и почти в тех же выражени€х высказывались и другие главари анархизма. ќтрицание ќтечества, –одины - вот, пожалуй, единственное, в чем анархисты достигли столь недостававшего им единства. —. Ќ.  анев справедливо подчеркивает, что в борьбе против ленинской внешней политики —оветского государства анархисты объедин€лись с левыми эсерами, максималистами, меньшевиками и "левыми коммунистами".

—пециальна€ глава посв€щена махновщине. јвтор справедливо считает, что махновщину нельз€ рассматривать как €вление "чистого" анархизма (хот€ така€ точка зрени€ бытует в литературе, особенно попул€рной). ¬ св€зи с этим в монографии следовало бы резче показать, что анархистские идеологи не играли существенной роли в махновщине, хот€ любили и тогда и позже поразглагольствовать об этом, они лишь пытались использовать кулацко-кресть€нский м€теж в своих цел€х, декорировать махновские тачанки черным флагом. ƒействительно, у гул€й-польского "батьки" подвизалось немало анархистов, прибывших из  иева, ’арькова, ћосквы и ѕетрограда. ¬. ¬олин (Ёйхенбаум), ». Ёмигрант (√отман), ћ. ћрачный, ј. Ѕарон (ѕолевой), я. јлый (—уховольский), ѕ. јршинов (ћарин), я. √лагзон, ’. ÷инципер, бывшие одесские уголовники брать€ «адовы («иньковские) - мрачно известные бандиты по кличке Ћевка и ƒанька, а также многие другие. ќднако весь этот полуинтеллигентный люмпен составл€л лишь обоз махнов-


4 ќбе характеристики цит. по: ». ѕ. ‘леровский. Ѕольшевистский  ронштадт в 1917 году. Ћ. 1957, стр. 45, 97.

стр. 142


щины 5 , хот€ он и старалс€ приписать себе роль "идейного" авангарда. »м удалось выпустить небольшое количество ал€поватых прокламаций, несколько номеров убогих газетенок (кстати, отдельные экземпл€ры их сохранились в ÷ѕј ЌћЋ при ÷   ѕ—— и, к сожалению, не использованы в монографии). ѕравда, некоторые поборники "всеобщей солидарности труд€щихс€" охотно вз€лись выполн€ть в отр€дах ћахно иные, специфические задачи. “ак, например, я. √лагзон и ’. ÷инципер применили свои способности в махновской контрразведке, кошмары которой превзошли, кажетс€, все самое страшное, что породили темные силы во врем€ гражданской войны, а одесский уголовник Ћ. «адов стал у "батьки" признанным обер-палачом.

ѕри характеристике махновщины слабо использована пресса, как советска€, так и анархистска€, белогвардейска€ и эмигрантска€. ј между тем в ней содержитс€ немало интересных сведений. ѕрактически почти не привлечены автором архивные фонды. –азумеетс€, исследование махновщины - дело сложное, так как сохранившиес€ источники весьма скудны и распылены. ќднако настало врем€ приступить к углубленному изучению этого "экзотического" сюжета, ибо из-за недостатка серьезного научного анализа он слишком часто служит предметом разного рода политических спекул€ций и литературных поделок.

—ущественное место в монографии занимает освещение борьбы  оммунистической партии против действий анархистов в области экономики, а также за преодоление анархических тенденций в профдвижении. јвтор опираетс€ на обширную литературу, привлекает прессу, в том числе и те органы печати, которые сохранились фрагментарно и труднодоступны исследовател€м. ќднако главы, специально посв€щенные этим вопросам, зат€нуты за счет описаний общего характера, которые несколько дисгармонируют с манерой "спрессованного" способа подачи фактического материала, характерного дл€ книги в целом. «десь следовало бы привлечь архивные фонды предпри€тий и профсоюзов, в материалах которых отражены конкретные про€влени€ борьбы с анархистскими настроени€ми, то есть именно то, чего порой недостает в названных главах.

¬ целом же монографи€ —. Ќ.  анева - обсто€тельное и серьезное исследование, которое существенно дополн€ет общую картину истории ¬еликого ќкт€бр€ и классовой борьбы в первые годы —оветской власти.


5 —лово "обоз" здесь уместно употребить также и в буквальном смысле. јвтору рецензии довелось в свое врем€ записать воспоминани€ жены ћахно √. ј.  узьменко; в частности, она рассказывала: "ѕомню анархистов Ёмигранта и якова јлого, Ѕарона и его жену ‘аню. ¬се они оружи€ не держали, в бо€х не участвовали. Ѕарон и ‘ан€ ужасно бо€лись перестрелок, сгибались в три погибели в тачанках; в остальное врем€ держалс€ (Ѕарон. - —. —.) очень гордо и хорошо выступал на митингах".

 

ќпубликовано 31 ма€ 2017 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на ѕорталус.
¬аше мнение?