Рейтинг
Порталус

Я. БАДЖ, К. О'ЛИРИ. БЕЛФАСТ: ИСТОКИ КРИЗИСА. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ БЕЛФАСТА, 1613-1970

Дата публикации: 05 июня 2017
Автор(ы): Л. С. КРЫЛОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПОЛИТОЛОГИЯ
Номер публикации: №1496678825


Л. С. КРЫЛОВ, (c)

J. BUDGE, C. O'LEARY. Belfast: Approach to Crisis. A Study of Belfast Politics. 1613 - 1970. London and Basingstoke. Macmillan St. Martin's Press. 1973. 396 p.

Социально-политический кризис в Олстере вызвал в Англии повышенный интерес к литературе по истории Ирландии и англоирландских отношений. При этом читателя уже не удовлетворяют работы английских, североирландских и южноирландских консервативных историков, отмеченные эклектизмом, невниманием к социально-экономическим факторам, креном в сторону политической истории и деятельности отдельных личностей. Наивно выглядят ныне и некоторые работы, авторы которых пытаются объяснить развитие национальной и социальной борьбы на "зеленом острове" особенностями национального характера ирландцев, их специфической "драчливостью", склонностью к "смуте" и "мятежам"1 .

В последнее время на книжном рынке Великобритании появились работы об Ирландии, и особенно об Олстере, написанные в ином плане: в них проявляется больший интерес к проблеме социально-экономической жизни, стремление объяснить поведение различных политических группировок и слоев населения их материальным положением, классовой и религиозной принадлежностью2 . Примером этому служит и рецензируемая книга. Ее авторы, социолог Я. Бадж и историк О'Лири, преподаватели из правительственного университета в графстве Эссекс и университета королевы в Белфасте, сторонники просопографического метода Л. Нэмира, пытаются воссоздать историю муниципалитета главного города Северной Ирландии - Белфаста - с момента его основания в 1613 г. и до 1970 года. Их цель - объяснить причины "волнений и мятежей", столь часто повторяющихся в Белфасте за последние полтора столетия. Однако авторы игнорируют такие ключевые моменты ирландской истории, как колониальная политика Англии в отношении Ирландии и борьба ирландцев за национальную независимость. На страницах их книги Белфаст предстает не ирландским, а английским городом, оказавшимся в силу своего географического положения и различных других обстоятельств в стороне от процесса "демократической эволюции английского общества". Массовые народные движения в Ирландии (в том числе и в Белфасте) изображаются как результат борьбы различных политических сил Великобритании


1 См., например, G. Beckett. The Making of Modern Ireland. L. 1966; ejusd. A Short History of Ireland. L. 1966; A. Stewart. The Ulster Crisis. L. 1967.

2 См., например, D. P. Barrill, C. F. Carter. The Western Ireland Problem. A Study in Group Relations. L. 1972.

стр. 192


вокруг основных проблем экономического и политического развития страны.

Трехсотлетняя история Белфаста рассматривается авторами сквозь призму деятельности городскою муниципалитета. Материалы, содержащиеся в книге, дают возможность составить некоторое представление о его классовом характере. Авторы отмечают, в частности, что, какая бы партия ни стояла в Англии у власти, муниципалитет Белфаста всегда отражал интересы зажиточной верхушки города. В XVII в., в эпоху бурной колонизации Северной Ирландии английскими и шотландскими переселенцами, власть в городе была всецело в руках "аристократов и джентри" (стр. 2). К концу XVIII в., по мере превращения Белфаста в крупный промышленный и торговый центр, среди муниципальных чиновников появляются ставленники предпринимателей и крупных торговцев, вершивших в своих интересах городские дела. Во второй половине XIX в в муниципалитет приходят представители рабочей аристократии - тред-юнионистской верхушки. В середине 1960-х годов подавляющее большинство чиновников городского муниципалитета - это члены юнионистской партии, они принадлежат к "социальной элите" (стр. 282).

Помимо финансового положения, другим решающим фактором для занятия выгодных муниципальных должностей в Белфасте, как отмечают авторы, являлась религиозная принадлежность. Первые два с половиной столетия белфастский муниципалитет был организацией чисто протестантской, состоявшей из колонистов, выходцев из Англии. Католики из среды местного населения впервые были допущены на второстепенные посты в городском муниципальном аппарате лишь в середине XIX века.

Огромное влияние на дела муниципалитета оказывала основанная в 1795 г. тайная организация сезероирландской реакции, пользовавшаяся негласным покровительством со стороны английских тори - "Оранжевый орден". Особенно усилилась его власть в годы реакции, после подавления ирландского национально-освободительного восстания 1798 г. и англо-ирландской унии 1801 года. В этот период "оранжизированный" муниципалитет наряду с обычными административно-хозяйственными функциями стал выступать в роли политического орудия реакционеров, усугубляя своими действиями уже имевшие место противоречия между протестантской и католической общинами города. Летом 1813 г. муниципалитет Белфаста впервые принял участие в организации враждебной религиозной процессии оранжистов по католическим кварталам города. Во время этой процессии произошли беспорядки, сопровождавшиеся поджогами домов и убийствами (стр. 24- 25). Только в течение XIX в. оранжисты при содействии муниципальных властей 13 раз устраивали кровавые погромы в католических кварталах Белфаста (стр. 89).

В 1868 г. в Белфасте был создан первый профсоюз рабочих-оранжистов - Оранжевая и протестантская ассоциация рабочих. С этого момента, отмечают авторы, характерным для политической жизни Белфаста становится "альянс между консерваторами (юнионистами. - Л. К. ) и рабочими- оранжистами" (стр. 102). Этот "альянс" олстерских консерваторов и профсоюзных бонз в значительной степени помог реакционным силам добиться успеха на муниципальных выборах 1920 т., проведенных незадолго до провозглашения в Олстере сепаратного парламента и отделения от Ирландии этой ее части. В первом муниципалитете Белфаста, образованном после предоставления Олстеру статуса "автономной провинции", юнионисты получили 37 мест из 60 (стр. 39). Против кандидатов оппозиционных партий - шинфейнеров, лейбористов, националистов - реакционеры широко применяли методы террора и запугивания. По словам английского буржуазного историка А. Бойда, которые приводятся в книге, кампания преследования католиков, организованная в тот период оранжистами в Белфасте, "ужаснее, чем все беспорядки XIX века" (стр. 143).

Факты, приведенные в книге, свидетельствуют о том, что определенные привилегии, которыми пользовались олстерские рабочие-протестанты, сыграли важную роль в подрыве классовой солидарности ирландского пролетариата. Отказ большей части рабочего класса Олстера от участия в революционной борьбе существенно ограничил размах национально-освободительного движения и не позволил охватившей в те годы "зеленый остров" национальной, антиимпериалистической революции распространиться на северо-восточные графства.

В главах, посвященных белфастскому муниципалитету середины 60-х годов, за сухими фактами о жизни и деятельности "отцов города" предстает мрачная, поистине средневековая действительность Северной Ирландии наших дней. Авторы приходят к выводу, что в сознании большинства муни-

стр. 193


ципальных чиновников, представляющих юнионистскую партию, глубоко укоренились идеи социального превосходства и религиозной нетерпимости в отношении католической части городского населения. Примеров тому немало. Так, в 1961 г. некоторые общественные организации Белфаста при поддержке профсоюзов внесли в городской муниципалитет предложение организовать в городских парках площадки для детских игр. Предложение обсуждалось муниципальными властями три года и было отклонено. "Дело о качелях" вызвало в городе бурную дискуссию, в которую вмешался даже Высший совет "Оранжевого ордена", одобривший решение муниципалитета. Идею создания детских площадок осудил с церковной кафедры известный протестантский проповедник-реакционер Ян Пейсли (стр. 161- 162). Авторы не вскрывают подлинной причины такого отношения протестантских реакционеров к столь безобидному предложению. Однако такое объяснение найти нетрудно, если принять во внимание, что организация площадок для детских игр отвечала интересам городской бедноты, то есть прежде всего католиков, живущих в грязных трущобах католических гетто Белфаста.

Есть в книге и другие факты, свидетельствующие о том, что ущемление прав католического меньшинства стало обычным явлением в практике белфастского муниципалитета. Католики подвергались дискриминации при решении вопроса о строительстве жилых домов, школ, больниц, водопровода и т. д.

К середине 60-х годов юнионисты продолжали сохранять подавляющее большинство в муниципальном совете Белфаста. Из 60 советников 40 входили в юнионистскую партию (стр. 388 - 389). За всю свою историю, подчеркивают Я. Бадж и К. О'Лири, белфастский муниципалитет оставался "консервативным... юнионистским инструментом..." (стр. 374).

Свои рассуждения об истоках постоянной "политической нестабильности" в Белфасте авторы завершают выводом о том, что в основе этого состояния якобы лежит нежелание консерваторов-юнионистов и "Оранжевого ордена" наладить "диалог" с католической частью населения. Авторы находят эту позицию "неразумной" и призывают к постепенному сглаживанию противоречий между протестантами и католиками, проведению таких реформ, которые положили бы конец традициям "вражды и ненависти". Но подобные утверждения, во-первых, идут вразрез с исторической правдой и не объясняют истинных причин североирландских кризисов, а во-вторых, свидетельствуют о склонности авторов к компромиссу. Бадж и О'Лири призывают упорствующую часть олстерской буржуазии отказаться от старого, сложившегося веками отношения к католической части населения Северной Ирландии и встать на путь реформизма британского толка, который они считают наиболее эффективным орудием обуздания социального протеста народных масс.

Опубликовано на Порталусе 05 июня 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама