Научная библиотека PORTALUS

Библиотека ПОРТАЛУС - крупнейшей собрание научных текстов России

Похожие статьи:
!!!

Календарь \ в этом месяце:
Февраль 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
 0102030405
06070809101112
13141516171819
20212223242526
2728 


ПСИХОЛОГИЯ новое | RSS



Новая инструментальная психотехника устранения трудностей засыпания
публикация №1377345039

24 августа 2013 Чаусовский Григорий Александрович Вопросы психологии

Аннотация от автора: Новизной разработанной инструментальной психотехники устранения трудностей засыпания является использование приемов одновременного воздействия на первую и вторую сигнальные системы человека путем синхронизированной с ритмом дыхания цветодинамической стимуляции и светового проецирования словесных формул самовнушения.

Открыть полную версию публикации



К ВОПРОСУ О «ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ»
публикация №1346837836

05 сентября 2012 Скурихина Наталья Владимировна Вопросы психологии

Аннотация от автора: В статье рассматривается «Психология здоровья» как синтез психологии и валеологии, наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.

Открыть полную версию публикации



НОВЫЙ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МЕТОД ПОСТУРАЛЬНОЙ, ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОКОРРЕКЦИИ
публикация №1283156534

30 августа 2010 Чаусовский Григорий Александрович Вопросы психологии

Аннотация от автора: Новизной разработанного метода является осуществление инструментального непрерывного тактильного мониторинга по принципу биологической обратной связи (БОС) экскурсии передней брюшной стенки в условиях повседневной поведенческой деятельности человека с помощью носимого под одеждой пояска с позиционно закрепленными на нем игольчатыми аппликаторами, снабженными эластичным регулятором зазора « иглы аппликатора - кожные покровы»

Открыть полную версию публикации



Инструментально-психогигиеническая технология замедления процессов старения
публикация №1258889960

22 ноября 2009 Чаусовский Григорий Александрович Вопросы психологии

Аннотация от автора: Разработанная инструментальная психотехнология позволяет общедоступными приемами экспрессно самодиагностировать развитие начальных стадий различных (инициирующих преждевременное старение организма человека) патопроцессов в психической и соматической сферах. а также осуществлять самокоррекцию индивидуального психоэмоционального статуса

Открыть полную версию публикации



Актуальная проблема психологии решена (?)
публикация №1225429013

31 октября 2008 Васильев Вячеслав Николаевич Вопросы психологии

Аннотация от автора: Статья «Актуальная проблема психологии решена (?)»

Дата публикации (размещения на сайте):
Жанр – короткое сообщение.
Область исследования: общая, социальная, политическая и экспериментальная психоло-гия.
Автор. Васильев Вячеслав Николаевич. Педагог-психолог государственного учреждения по оказанию социальной помощи населению Министерства здравоохранения и социаль-ного развития РФ. Родился 21.8.1953.
Сайт автора в Интернете: http://www.otkrytie-psy.info
Ключевые слова: адекватное, верификация, закон, значимый объект, истина (абсолют-ная и относительная), квазиэкспериментальный план, постпроцесс, постсостояние, по-стдеятельность, психологический детерминизм, психическая энергия, психологическое программирование.

Аннотация. Сама представляемая в настоящей статье работа – есть поэтапный процесс постижения нового знания, “от простого – к сложному”, все углубляющееся проникнове-ние в процессы (психологические конструкты) акта восприятия значимого объекта. Пси-хологический детерминизм, причинно-следственные отношения, комплементарность – краеугольные камни исследования. Самим ходом исследования естественно предлагается ряд гипотез и потенциально-реальных рабочих теорий, обоснованных с помощью уже признанных научными аргументов и фактов. Особенность методики исследования – в ее не совсем привычной форме, - специфическом методе мысленного эксперимента с эле-ментами математического моделирования. Некоторые психологи-исследователи за рубе-жом называют подобный метод ex post facto. Результаты исследований, как это представ-ляет автор работы, имеют достаточно широкий спектр своей значимости как в теоретико-эмпирическом, так и прикладном плане.










I. Введение

Перед психологией, как и перед каждой самодостаточной научной дисциплиной, не без оснований претендующей на категорию “наука”, стояла (“Но теперь уже не стоит?” - Вопрос, как вы понимаете, - не ко мне.) актуальная проблема по установлению фунда-ментальных, закономерных и устойчивых причинно-следственных связей (в статусе зако-нов) и разработке на этой базе теорий и концепций, с высокой (равно - статистической) степенью достоверности описывающих и объясняющих соответствующие свойства и ка-чества объекта науки - в рамках собственного категориального поля и соответствующих ему понятий. А также позволяющих предсказывать появление у этого объекта новых свойств и качеств, возникновение принципиально новых объектов, а также прогнозирова-ние событий, процессов и состояний внутреннего и внешнего порядка, связанных как с данным конкретным объектом, так и при взаимодействии данного объекта с многообраз-ным количеством ему подобных и отличных от него других объектов.
Представляемая в настоящей статье исследовательская работа однозначно (в рамках собственной парадигмы) дает ответы на обозначенную и некоторые другие проблемы, как психологии, так и ряда других направлений научного знания, приблизить само научное знание к истине.

Динамику и классическую парадигму развития и становления науки в качестве тако-вой можно обозначить в виде следующего постулата: “От описания – к закономерностям. От закономерностей – к установлению детерминистских связей. От детерминистских свя-зей – к гипотезе. От гипотезы – к обоснованной теории. От теории – к законам в классиче-ском их понимании и представлении. От теории и законов – к единству теории и практи-ки”. Ведь именно такая принципиальная схема становления и развития науки, связываю-щая причину со следствием, теорию – с практикой и позволяет нам уверенно говорить о науке как таковой. И если обозначить словом (вербализировать) сам принципиальный конструкт данной проблемы в области психологии, то речь будет идти о комплементар-ном взаимоотношении и взаимодействии материального и психического.
Данный подход и данная парадигма свойственна и реализована как в теории, так и на практике у ряда точных и естественных наук, таких как математика, физика, химия, фи-зиология и т.д. И психология здесь не может и не должна быть представлена только из-вестными законами психофизики.
Эта фундаментальная проблема психологии достаточно выразительно обозначена ря-дом ее представителей, включая классиков. Так, известный американский психолог У.Джеймс (Джемс, James, 1842-1910) писал: “Психология как отрасль естествознания рассматривает вещи таким же частным (односторонним) и условным образом. В до-полнение к “материальному миру” со всеми его определениями, принимаемыми прочими естественными науками, психология также признает особые, свои собственные данные и представляет более развитым отраслям философии исследовать их окончательное значение и истинность”. [5, с. 4] “… Подобно всем наукам, психология, претендуя на звание науки, должна постулировать полнейший детерминизм относительно фактов, подлежащих ее рассмотрению, а вместе с тем она должна изъять из своего ведения яв-ления свободной воли, даже если бы эта сила и существовала в действительности”. [Там же, с. 258]
С.Л. Рубинштейн (1889-1960) в одном из своих фундаментальных трудов “Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений” (1957, М.) сформули-ровал и представил не только не потерявшую актуальность и ныне, но и обозначившуюся сегодня в качестве глобального уровня проблему “о зависимости психического от мате-риальных условий…, об управляемости психических процессов”, когда “решение вопроса о зависимости того или иного протекания психических процессов от объективных усло-вий определяет пути формирования, направленного изменения, воспитания психики лю-дей”. [7, с. 3] И далее у него же мы находим: “Подлинно жизненной наукой психология может быть только когда она сумеет, не исключая и анатомического изучения ощуще-ний, чувств и т.п., психологически анализировать жизненные явления, оперируя такими нефункциональными “единицами” психического. Только таким образом можно, в част-ности, построить идеально жизненное учение о мотивации, составляющее основное ядро психологии личности”. [8а, т. 1, с.44]
О злободневном характере данной проблемы заявляют и наши современники (и сооте-чественники), официально представляющие саму научную дисциплину в России: “На об-щем методологическом уровне социально-психологической теории психологическое воз-действие выступает в качестве системообразующей категории психологии, которая во многом определяет целевую перспективу (т.е. поиск законов управления психическими яв-лениями) и прикладной потенциал, общественное лицо этой науки, обусловленное реаль-ной дееспособностью выявленных в ней законов и концепций, их применимостью в соци-альной практике. На более конкретном уровне методологического обобщения именно категория психологического воздействия и должна представлять собой основное поня-тие отсутствующей пока в отечественной науке прикладной методологии. Предназна-чение последней – перекинуть надежный мост между социально-психологической наукой и социальной практикой, воссоединить абстрактную научную мысль и живую человече-скую реальность в целях научно обоснованного управления ею”. [13, с. 279] … “Цель науки состоит в установлении универсальных законов путем обобщения данных, полученных в процессе наблюдения. Заимствованные из естествознания, эти представления были рас-пространены и на социальную психологию, задачу которой также видят в обнаружении общих каузальных связей между психологическими параметрами социального поведения. С пониманием принципов социальной интеракции связывают возможность прогнозиро-вания социально-психологических процессов и управления ими”. [Там же, с. 327, 328]
Аналогичная позиция относительно обозначенной проблемы просматривается и у на-ших зарубежных коллег: “Мы не компьютеры, которые прямо и механически отвечают на стимулы окружающей среды. Мы сложные создания, которые воспринимают, а ино-гда и искажают информацию из внешней среды. … Хотя поведение людей сложно и не является автоматическим, его все-таки можно постичь”. (Elliot Aronson, Timothy Wil-son, Robin M. Akert) [15, с. 51]
Безусловно, что приведенная выше информация относительно актуальности одной из ключевых проблем психологии как фундаментальной науки из категории “естественных”– лишь только небольшая ее часть.
Следует также обратить внимание читателей на то, что, несмотря на всю серьезность и сложность проблематики, о которой автор заявляет уже самой темой исследования, - под-готовленная к печати полная версия материалов исследования, рассчитана на достаточно широкий круг читателей, не ограниченный исключительно рамками профессионалов и специалистов, представляющих как теорию, так и практику, - и не только исключительно научной дисциплины “психология”.
Автор представляемой работы взял на себя большую ответственность и представил возможность широкому кругу читателей всесторонне оценить результаты своей много-летней исследовательской деятельности по поиску решения обозначенной проблемы. На-сколько ему это удалось, - судить вам, уважаемые читатели.

II. Методика

Приступая в исследовании к рассмотрению взаимосвязей и взаимодействия психиче-ского и материального, в самой работе (во введении) автор представляет следующее умо-заключение, что согласно логике вещей адекватные объективным внешним и внутренним условиям психические процессы в центральной нервной системе индивида, связанные с актами восприятия, идентификации, опознания, в свою очередь, предопределяют адекватную таким условиям его (индивида) мотивацию. И далее, - его (индивида, сообщества индивидов) последующую предметную деятельность, выбор приемлемых для него средств такой деятельности и ее направленность на конкретный объект (цель). Далее следуют: сравнение результатов совершенной деятельности с ее ранее созданной в сознании идеальной программой-представлением и в случае их расхождения – ее необходимая корректировка.
Возвращение к данному конструкту, его подробное рассмотрение и попытка подойти определенным образом к его разрешению в представляемой работе, предполагают вызов к ней естественный и широкий интерес научного сообщества, заинтересованных общест-венных организаций, государственных структур и простых граждан. Очевидно, что обо-значенная таким образом стратегия данного исследования и полученные в его ходе ре-зультаты могут претендовать на оценку как имеющие принципиальное значение при ана-лизе и планировании устройства жизненного пути как для отдельно взятого индивида, так и общества в целом.
То есть, в данном случае, мы имеем право с достаточной долей уверенности предпо-лагать право на существование следующей аксиомы.
Первое. Соответствующая степень объективности (адекватности) комплекса началь-ных (или первичных в пространственно-временных координатах) психических процессов, состояний центральной нервной системы и психологических новообразований у конкрет-ного индивида - представляют идеальную сторону объективной реальности, собственно определенную первопричину, существующую в сфере идеального. Второе. Одновременно индивид является субъектом и объектом комплексного, динамичного и наполненного опре-деленным качеством многоуровневого бытия, - в том числе по отношению к воспринято-му им прошлому, воспринимаемому настоящему и планируемому им будущему, всеоб-щему и частному бытию. И здесь “первое” предопределяет уже в качестве объективной реалии материального мира индивидуальный аспект “второго” - сегодняшнее и более или менее отдаленное завтрашнее (т.е. будущее) бытие самого субъекта (группы, обще-ства в целом). Естественно и очевидно, что оба здесь сущих объекта – “первое” и “второе” находятся в комплементарной зависимости друг от друга.
Основная цель настоящего исследования посвящена углубленному изучению психо-логического содержания этого постулата, механизмов его формирования и действия в сфере психического и материальном мире. Очевидно так же, что в приведенном выше ут-верждении заключена не только исключительно научная, в рамках и понятиях психоло-гии, но и социальная значимость данного объективного процесса, безусловно, содержаще-го в себе более широкий аспект и носящего выраженный глобальный характер.
Именно, исходя из этих принципиальных и объективных положений процесса позна-ния, автор и старался подходить к рассмотрению обозначенных в настоящем исследова-нии задач и целей.

Представленный в настоящей работе целостный процесс исследования принципиаль-но будет построен на методе мысленного эксперимента. Однако автор выражает уверен-ность в том, что по ходу исследования читатели – как непосредственные его участники, смогут убедиться в том, что это будет не совсем только мысленный эксперимент в его классическом понимании и виде, а нечто иное.
Профессор А.П. Шептулин об использовании метода мысленного эксперимента в научном исследовании высказывается следующим образом: “Для обоснования гипотезы широко используется мысленный эксперимент, представляющий собой создание таких комбинаций из мысленных образов, которые позволяют выделить процесс в чистом виде и уяснить сущность исследуемого явления. Ситуация, создаваемая посредством мыслен-ного эксперимента, как правило, практически неосуществима, однако она отражает (правда в идеализированной форме) определенные свойства и связи действительности”. [10, c. 299]
Р. Солсо, Х. Джонсон, К. Бил применяют термин “психологический эксперимент” в отношении исследования причинно-следственных связей, в которых исследователь управ-ляет (манипулирует) по крайней мере, хотя бы одной переменной. [9, c. 46]
В свою очередь Elliot Aronson, Timothy Wilson, Robin M. Akert высказывают следую-щую точку зрения относительно путей продвижения к новому знанию. – “Теория не един-ственный способ получить новую гипотезу в социальной психологии. Довольно часто уче-ные наблюдают любопытный и интересный феномен в повседневной жизни. Затем ис-следователи строят теорию о том, почему этот феномен происходит, и придумывают исследование чтобы проверить, не правы ли они”. [15, с. 56]
В представляемой работе мы можем найти все упомянутые выше принципы и методы научного исследования.
По ходу исследования затрагиваются и ряд других (по большому счету потенциально вполне претендующих на категорию “самостоятельных”) направлений и частных момен-тов, в той или иной степени относящихся к основной теме исследования и, так или иначе, связанных с процессами восприятия и идентификации объектов, явлений, событий, видов деятельности. Тем не менее, основная тема, раскрываемая всем ходом настоящего научно-го исследования, обозначена автором как:
“Установление устойчивой системы взаимоотношений с причинно-следственной связью [психологического детерминизма], объективирующейся в акте восприятия и идентификации адекватной психикой субъекта в качестве “значимых”: объектов, явлений, событий и видов деятельности внешнего и внутреннего мира субъекта. За-коны системы ”.
В рамках обозначенной темы в той или иной степени будут затронуты и рассмотрены следующие разделы (направления) исследования:
а) факты, формы проявления и содержание психологического детерминизма в актах восприятия и идентификации субъектом в качестве “значимого” – объекта (явления, со-бытия, вида деятельности);
б) законы психологии восприятия и идентификации (сравнения) “значимого” (объек-та, явления, события, вида деятельности), формирования психических постпроцессов, постсостояний и последующей (в контексте данного акта восприятия, идентификации) постдеятельности субъекта актов восприятия и идентификации “значимого”;
в) феномен “парадокса Эдипа” в свете действия законов восприятия и идентифика-ции в качестве “значимого” (объекта, явления, события, вида деятельности);
г) условия и принципы “программирования” психических постпроцессов, постсос-тояний и постдеятельности субъекта актов восприятия и идентификации в качестве “зна-чимого” (объекта, явления, события, вида деятельности), “измененное состояние созна-ния” субъекта;
д) действие законов восприятия и идентификации “значимого” (объекта, явления, со-бытия, вида деятельности) в реальной жизни;
е) социально-психологический феномен “службы знакомств” в свете действия пси-хологических законов восприятия и идентификации в качестве “значимого” (объекта, яв-ления, события, вида деятельности), замкнутая (“кольцевая”) психологическая система “усиления” психической энергии;
ё) результаты настоящих исследований – как теоретико-эмпирическое обоснование для инноваций в практике: создания и внедрения энерго-, ресурсосберегающих психосо-циальных технологий.

Научный подход к сущности рассматриваемых в исследовании явлений выстраивает-ся на основополагающих принципах диалектики, логики, примата исторического и объек-тивного, включая и само научное знание, - над субъективным, гипотетическим.
Доктор философских наук, профессор А.П. Шептулин, ссылаясь на И.Д. Андреева, выделяет десять таких основных диалектических принципов: объективность рассмотре-ния, всесторонность рассмотрения, рассмотрение предмета исследования в его движе-нии и развитии, единство исторического и логического, рассмотрение вещи (явления, со-бытия) как единства и борьбы противоположностей, единство анализа и синтеза, бес-конечного прогрессивного развития человеческого знания, диалектического отрицания, единства формы и содержания, перехода количественных изменений в качественные. [10, с. 85,86]
Доказательный принцип (в т.ч. и принцип верификации) в отношении сущности ис-следуемых в настоящей работе явлений, будет опираться на данные, уже признанные нау-кой в качестве объективных. Последние, в форме теорий, концепций, результатов уже выполненных исследований, практических экспериментов, статистических данных, - бу-дут представлены как выдержки из публикаций в отечественных научных и научно-популярных изданиях (включая переводы ряда работ зарубежных авторов). Они система-тизированы автором в соответствии с порядком построения и естественным ходом самого исследования.
Непосредственно сами этапы исследования будут строиться путем создания автором и представления сознанию читателя некоторых идеальных (но вполне потенциально реаль-ных в материальном мире) ситуаций исследования, последовательного их наращивания по динамике, количеству задействованных в них объектов, функциональной (в т.ч. психоло-гической) нагрузке последних по отношению к психике (и структуре сознания) субъекта ситуаций исследования. Здесь же в исследование включаются логические (и направлен-ные на познание) операции анализа, синтеза, конкретизации, абстрагирования и обобще-ния по отношению к этим объектам, их роли в формировании, течении и в естественном завершении психических процессов, состояний и психологических новообразований у субъекта этих ситуаций. И далее - исследуются сами эти операции, но уже в качестве объ-екта и самостоятельной психологической сущности и структуры, наличествующей в си-туациях исследования.
В исследовании также применяются элементы математического моделирования, по-зволяющие более объективно и наглядно отражать принципиальную сущность и динамку психического процесса, состояния и психологических новообразований у субъекта-участника исследования, и в максимальной степени снизить влияние субъективной (со стороны исследователя) составляющей на ход и сами результаты исследования. Они по-зволяют приблизить к “относительной истине” (собственно верифицировать) непосред-ственно и сам процесс формирования и постижения нового знания в ходе настоящего ис-следования.
III. Результаты и их обсуждение

В ходе проведенного автором исследования, подробно описанного непосредственно в представляемой работе, получен ряд общих (фундаментальных) и частных результатов.
1. Общие, фундаментального плана, результаты:
- с обнародованием результатов данного исследования, когда новое научное знание овладеет индивидуальным и общественным сознанием, - немедленно и активно включатся в работу механизмы аксиомы всеобщего закона научного знания, и общество перейдет на новый уровень своего эволюционного развития;
- ученым - теоретикам и практикам, представляющим соответствующие направления и разделы психологии, равно как и прочих научных дисциплин, представится реальная воз-можность ознакомиться и изучить материалы исследования относительно возможности заполнения полученными в ходе его данными ряда, пустующих до настоящего времени, ниш фундаментальной теоретико-эмпирической базы, обязательной для любой науки. Где сама база – есть законы и теория восприятия всего сущего, вхождения материального ми-ра в психическое пространство и их комплементарные взаимные связи и взаимодействия;
- подробно и в деталях рассмотрен принципиальный психологический конструкт про-цесса восприятия, в том числе, - восприятия значимого объекта; при этом установлен ряд объективных факторов (в том числе связанных причинно-следственными отношениями), до настоящего времени не представленных вообще в открытых публикациях по психоло-гической тематике, в том числе - широкому кругу читателей;
- представлен ряд принципиально новых моментов, установленных и детально раскры-тых в ходе данного исследования, которые, в свою очередь, согласуются и подтверждают-ся результатами исследований в области психофизиологии и нейрофизиологии, социаль-но-психологической практикой;
- психологический детерминизм, взаимосвязь причины и следствия – являются крае-угольным камнем всего хода исследования и полученных в ходе его результатов.

2. Частные результаты:
- данные, полученные в ходе исследования, позволяют представить свой подход, свою доказательную базу для объяснения психологических механизмов ряда социально-психологических феноменов;
- эти данные могут быть учтены при разработке некоторых социальных психотехноло-гий, в т.ч. при решении задач воспитательного процесса, выработке положений социаль-ной политики, создания и обоснования применения психологического инструментария при решении некоторых задач социально-психологического плана: решении проблем се-мьи, демографии, задач национальной безопасности и т.п. То есть там, где наличествует так называемый “человеческий фактор” .

IV. Выводы

Согласитесь, что по ряду объективных и субъективных причин мне достаточно сложно говорить о результатах своей собственной работы и тем более, - делать о ней какие-либо выводы. Со всей долей ответственности и с полной уверенностью в объективности своих слов, как автор могу лишь заявить, что представляемая работа интересна и заслуживает внимания, прежде всего, ряда профессионалов и специалистов от науки – и не только ис-ключительно от психологии. Очень хочется надеяться на то, что со временем найдется из-датель или научный журнал, которые будут готовы опубликовать материалы данного ис-следования, учитывая при этом и мои законные интересы и авторские права. А это, в свою очередь, станет необходимым условием издания (публикации) самих материалов исследования.

В заключении я с оптимизмом привожу слова, принадлежащие Н.А. Бердяеву: “Судьба истины зависит не от ума только, но и от воли”. [2, с. 31] Истинность этих слов, приме-нительно к содержанию настоящей публикации, подтвердит время, расставив все по сво-им местам.


V. Список используемой литературы:

1. Амосов Н.М.. Мое мировоззрение. – АСТ - Сталкер, 2003.
2. Бердяев Н.А. Философия свободы. – М.; АСТ, 2004.
3. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. – М., С-Петербург – АСТ, СОВА,
2007.
4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – Московский университет, 1984.
5. Джеймс У. Научные основы психологии. – Минск; Харвест, 2003.
6. Рибо Т. Болезни личности. Опыт исследования. – Мн.; Харвест, 2001.
7. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвя-
зи явлений. – М.; 1957.
8. а) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.; 1989.
б) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - С-П., Питер, 2002.
9. Солсо Р., Джонсон Х., Бил К. Экспериментальная психология. – С-П.; Прайм-
ЕВРОЗНАК, 2001.
10. Шептулин А.П. Диалектический метод познания. – М.; Политиздат, 1983.
11. Диалектический и исторический материализм. – М.; издательство политической
литературы, 1988.
12. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – М; седьмое издание (2 CD), 2003.
13. Социальная психология. – М.; ACADEMIA, 2003.
14. Словарь практического психолога. – М., АСТ, 2003.
15. Аронсон Элиот, Уилсон Тим, Акерт Робин. Социальная психология. Психологи-
ческие законы поведения человека в социуме. - С-Петербург, прайм-ЕВРОЗНАК,
М. ОЛМА-пресс, 2004.
16. Отец Александр Мень отвечает на вопросы (Составитель Андреева А.), М.; фонд
имени Александра Меня, 2004.
17. Газета “Жизнь” от 11.5.2005 № 19 (85), ст. Тайна Ванги раскрыта.
18. Основы философии. – М.; Владос, 1997.

Открыть полную версию публикации



Оруэлл Дж. - Политика против литературы. Взгляд на "Путешествия Гулливера"
публикация №1162392062

01 ноября 2006 Александр Павлович Шиманский Вопросы психологии

Аннотация от автора: В "Путешествиях Гулливера" Свифт ополчается против рода человеческого, точнее, подвергает его критике по меньшей мере с трех сторон, и неизбежно по ходу дела меняется облик главного персонажа, Гулливера. В Первой части он предстает типичным путешественником восемнадцатого века – отважным, самоуверенным, практичным, без всякого романтического ореола; обыденность этой фигуры искусно донесена до читателя при помощи биографических подробностей, которыми он предваряет повествование, указания на возраст (к началу своих приключений он – сорокалетний отец двух детей) и точной описи предметов, находившихся в его карманах, среди них особо выделены очки, он несколько раз их упоминает. Во Второй части облик этот в значительной мере сохранен, но в нужные моменты герой начинает обнаруживать признаки идиотической глупости: хвастливо восславляя "...

Открыть полную версию публикации



Оруэлл Дж. - Писатели и Левиафан
публикация №1162391999

01 ноября 2006 Александр Павлович Шиманский Вопросы психологии

Аннотация от автора: О положении писателя в эпоху, когда все находится под контролем государства, уже немало сказано, хотя большая часть информации, относящаяся к этой теме, пока недоступна. Я не собираюсь высказываться за государственный патронаж над искусствами или против него, я только хочу определить, какие именно требования, исходящие от государственной машины, которым хотят нас подчинить, отчасти объяснимы атмосферой – иными словами, мнениями самих писателей и художников, степенью их готовности подчиниться или, напротив, сохранить живым дух либерализма. Если лет через десять выяснится, как мы раболепствовали перед деятелями типа Жданова, значит, иного мы и не заслужили. Совершенно ясно, что уже и сейчас среди английских литераторов сильны тоталитаристские настроения. Впрочем, здесь речь идет не о каком-то организованном и сознательном движении вроде коммунистического, а только о последствиях, вызванных возникшей перед людьми доброй воли необходимостью думать о политике и выбирать ту или иную политическую позицию...

Открыть полную версию публикации



Бродский И. - НОБЕЛЕВСКАЯ ЛЕКЦИЯ
публикация №1162391909

01 ноября 2006 Александр Павлович Шиманский Вопросы психологии

Аннотация от автора: Для человека частного и частность эту всю жизнь какой-либо общественной роли предпочитавшего, для человека, зашедшего в предпочтении этом довольно далеко – и в частности от Родины, ибо лучше быть последним неудачником в демократии, чем мучеником или властителем дум в деспотии, – оказаться внезапно на этой трибуне – большая неловкость и испытание...

Открыть полную версию публикации



Челпанов Г.И. - ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ МЕТОДЕ В ПСИХОЛОГИИ
публикация №1161680047

24 октября 2006 Александр Павлович Шиманский Вопросы психологии

Аннотация от автора: В недавнее время эксперимент получил неожиданное применение в исследовании высших умственных процессов (суждения, умозаключения, мышления понятий, вообще процесса мышления), говорю "неожиданное", потому что раньше неоднократно высказывалось убеждение, что эксперимент может применяться только к элементарным психическим процессам. Экспериментальные приемы исследования высших умственных процессов вызвали возражение со стороны такого выдающегося психолога, как Вундт. Поэтому чрезвычайно важно определить, какое место в психологии занимают эти исследования, являются ли они, как эксперименты, заслуживающими внимания...

Открыть полную версию публикации



Челпанов Г.И. - КЛАССИФИКАЦИЯ ДУШЕВНЫХ ЯВЛЕНИЙ
публикация №1161679970

24 октября 2006 Александр Павлович Шиманский Вопросы психологии

Аннотация от автора: Наблюдая душевную жизнь свою собственную и других: людей, мы замечаем огромное многообразие душевных явлений, их постоянную смену, текучесть и сложность. Чтобы иметь возможность сделать их предметом научного наблюдения, необходимо распределить все душевные явления на группы или классы более или менее однородных явлений. Такое распределение душевных явлений на классы, мы можем назвать классификацией душевных явлений. Такая классификация имеет огромное значение, между прочим, и для объяснения всех сложных душевных явлений. Уже и в обиходной жизни мы делим душевные явления на три основных класса: познания, чувства и воли. Мы или знаем что-либо, или чувствуем что-либо, или действуем каким-либо образом. Как мы увидим ниже, эта классификация может служить для практического применения, но нуждается в ближайшем объяснении, потому что при неправильном понимании ее, может показаться, что мы возвращаемся к теории способностей, допускавшей наличность: отдельно, друг от друга действующих душевных способностей. Вопрос о классификации душевных явлений получает для современной психологии принципиальную важность...

Открыть полную версию публикации

Ваше мнение о публикации?

World Library

Проект для детей старше 12 лет!

Научная цифровая библиотека Порталус: опубликовать статью, опубликовать исследование, опубликовать книгу

 

 
РЕКЛАМА: узнать расценки на рекламу
ТЕХПОДДЕРЖКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ: eewc@yandex.ru
АВТОРАМ, ДЕЯТЕЛЯМ НАУКИ: регистрация, статистика публикаций
Copyright @ 2004-2017, Научная цифровая библиотека "Порталус". Все права защищены.