К ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В КУЛЬТУРЕ УХОДЯЩЕГО ВЕКА
Публикация №1107175513 31 января 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
XX век начался, по общему мнению и ощущению, не по календарю, а в 1914 г., с началом первой мировой войны. В нее вступали страны и народы, не ведая, что именно с этого рокового момента начинается поворот к новому, невиданному доселе веку. Поворот этот обнаружился окончательно в 1916 г., когда немцы под Верденом использовали отравляющий газ, нарушив тем самым все прежние представления о допустимых средствах борьбы, и, по свидетельству очевидца, все почувствовали, что война перешла последнюю черту, что отныне все позволено и ничего уже не свято. В это же время Александр Блок написал, что слова «нравственность», «гуманность» произносить теперь просто неприлично и пошло. Для нашей страны реплика эта оказалась пророческой — произносить их здесь на многие годы стало делом заведомо двусмысленным.
Development as an object of psychogenetics
Публикация №1107081876 30 января 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
M. S. Egorova, T. M. Maryutina
Two aspects of genetic-invironmental interaction in human development—specific and individual—are analysed. The former is connected to ontogenetic realization of normative laws determining universal for human population traits. Possible mechanisms of genotypic influence on psychic development are considered. Normative laws of genetic—environment interaction and genetic-environmental interaction in individual psychological traits' formation are independent phenomena. The latter can be experimentally studied by special genetic methods. The possibilities of these methods usage in psychological research (for instance, in the study of developmental stages order and of the role played by environmental factors in individual differences' formation) are analysed.
Публикация №1107081856 30 января 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
17 июня 1992 г. скончался доктор психологических наук, профессор Л. А. Венгер — выдающийся детский психолог с мировым именем. Вся научная жизнь Леонида Абрамовича была посвящена изучению психологических проблем в области восприятия, познавательных способностей, диагностики умственного развития.
Л. А. Венгер родился 26 мая 1925 г. Его юность совпала с трудными предвоенными и военными годами, которые тяжело отразились на его судьбе.
КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
Публикация №1107081836 30 января 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
В июне 1992 г. в Москве на базе факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова состоялся первый семинар «Качественные методы в изучении общественного мнения», в котором приняли участие сотрудники Социально-психологического центра факультета психологии МГУ и Всероссийского центра изучения общественного мнения. Главной темой семинара был метод фокус-групп. Сотрудники Социально-психологического центра, владеющие этим методом и имеющие практический опыт его применения, сделали ряд сообщений, касающихся методологии, процедуры исследования, особенностей интерпретации результатов.
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Публикация №1107081815 30 января 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
В июле 1992 г. на базе учебно-методического центра в Голицыне (под Москвой) была проведена вторая Международная конференция по гуманистической и трансперсональной психологии «Когда распалась связь времен; переживание критических изменений в личной, социальной и глобальной жизни». В организации конференции приняли участие Центр психологии и психотерапии (Москва), Сэйбрукский институт (Сан-Франциско), Ассоциации гуманистической психологии России и Великобритании.
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ ТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССА
Публикация №1107081795 30 января 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
С 13 по 15 мая 1992 г. в Киеве проходила международная конференция «Психология травматического стресса сегодня»[1], в работе которой участвовало около 100 специалистов из стран СНГ, Прибалтики, Великобритании и США.
Открывая конференцию, председатель оргкомитета Л. Бурлачук особо выделил социальное значение исследований в области психологии травматического стресса. На пленарном заседании были заслушаны доклады: «Социально-психологические условия травматизации психики детей, проживающих в зоне Чернобыля» (Л. Киричук, Киев), «Социально-психологические проблемы психологии стресса» (С. Ениколопов, Москва), «Биологические аспекты посттравматического стресса у пострадавших при аварии на Чернобыльской АЭС» (Л. Нягу, Киев), «Психология PTSD: история и перспективы» (П. Каменченко, Москва), «Психологическое общество травматического стресса: цели, задачи, структура, проблемы и перспективы развития» (Е. Черепанова, Москва).
Публикация №1107081772 30 января 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
Сегодня перед многими нашими психологами встала трудная и ответственная задача переосмысливания роли господствовавшей в нашей стране идеологии и порождавшейся ею практики в развитии и самом существовании психологической науки. Книга выдающегося ученого и общественного деятеля Б. Рассела, впервые изданная на русском языке, является не только ценным историческим документом. Для специалистов-психологов она полезна еще и тем, что стимулирует их размышления о развитии психологии в нашей стране. Происходит это потому, что многие положения в книге противоположны постулатам отечественной психологической науки. Причем следует отметить, что автор сформулировал эти положения еще в 1920 г. Последнее обстоятельство позволяет понять, что было проигнорировано в ходе развития теоретической психологии в нашей стране.
ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ (ЧИТАЯ О. МАНДЕЛЬШТАМА)
Публикация №1107081747 30 января 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
В конце предыдущей части статьи речь шла о трудности анализа последнего перехода: от поступка к личности — человеку историческому, осознающему, понимающему свое место в истории и действующему в принадлежащем ему времени. Надеюсь, что и здесь психологические воззрения О. Мандельштама помогут преодолеть эти трудности. Само понятие личности не является неизменным: оно исторично. «Древнее имя личности — герой»,— сказал в начале XX в. Вяч. Иванов. В истории европейского сознания заслуга открытия уникальной, неповторимой человеческой личности принадлежит Августину. Он первый оценил значение и предпринял анализ философских и психологических понятий человека и человеческой личности, которая рассматривается им в отношении к Абсолютной Личности Творца (см.: Столяров А. А. Аврелий Августин. Жизнь, учение и его судьбы // Аврелий Августин. Исповедь. М., 1991. С. 30).
РЕЧИ И ПРИВЕТСТВИЯ НА ТОРЖЕСТВЕННОМ ОТКРЫТИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА им. Л. Г. ЩУКИНОЙ ПРИ ИМПЕРАТОРСКОМ МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Публикация №1107081722 30 января 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
В момент официального открытия первого психологического института в России будет уместно сказать несколько слов о его задачах. Задачи университетского психологического института находятся в тесной зависимости от задач самого университета: организация научной работы в университете самым непосредственным образом отражается на организации научной работы в университетском институте.
Публикация №1107081701 30 января 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
Проблема контроля, сдерживания и предотвращения агрессии всегда обладала высоким уровнем актуальности, но особую популярность и внимание со стороны ученых и общественности она приобрела в эпоху НТР, когда создание различных видов оружия массового уничтожения людей привело к возможности самоуничтожения человеческой цивилизации. К тому же ряд явлений социальной истории второй половины XX в., как, например, значительный рост преступности, распространение терроризма и фактически непрерывные вооруженные региональные конфликты и т. п. содействовали значительной актуализации данной проблематики.
Публикации, отправленные в архив рубрики
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK