Публикация №1107508841 04 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
27 сентября 1996 г., на 91-м году жизни скончался Владимир Иванович Селиванов — заслуженный деятель науки РСФСР, доктор философских наук, профессор кафедры психологии Рязанского государственного педагогического университета им. С.А.Есенина.
Родился В.И.Селиванов 7 июля 1906 г. в деревне Борисовская Ленского района Архангельской области.
После окончания педагогического техникума в 1926 г. и двухлетней работы учителем В.И.Селиванов был направлен в Москву для обучения в Академии коммунистического воспитания им. Н.К.Крупской. В 1935—1938 гг. он учился в аспирантуре Государственного института психологии (ныне Психологического института РАО), по окончании которой защитил кандидатскую диссертацию. В 1953 г. он стал доктором философских наук, защитив диссертацию в Институте философии АН СССР.
НЕ УДРУЧАЙТЕ АВТОРА, С КОТОРЫМ СОГЛАСНЫ
Публикация №1107508819 04 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
В № 5 журнала “Вопросы психологии” за 1996 г. Т.В.Ахутина в своей статье “А.С. Выготский и А.Р. Лурия: становление нейропсихологии” фактически приписывает мне отрицание того, что в московский период творчества Л.С.Выготский ориентировался на марксизм и принцип знакового опосредствования психических функций (см. сноску на с. 85). При этом она произвольно присоединяет к цитате из моей книги “Л.С.Выготский: в поисках новой психологии” (СПб., 1993) дату 1927 г., которой в подлинном тексте нет. Выражая свое удовлетворение тем, что Т.В.Ахутина согласна с необходимостью выделять отдельные периоды в творчестве Л.С.Выготского, не могу вместе с тем не рекомендовать ей более внимательно ознакомиться с текстом моей монографии, чтобы убедиться, что приведенная ею цитата характеризует гомельский, домосковский период воззрений Л.С.Выготского, тогда как в следующем параграфе я показываю, что для московского периода была характерна именно ориентация на марксизм и принцип знакового опосредствования.
ВТОРОЙ СЪЕЗД ОБЩЕСТВА ПСИХОЛОГОВ УКРАИНЫ
Публикация №1107508770 04 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
23—27 сентября 1996 г. в Киеве состоялся II съезд Общества психологов Украины, на котором собралось около 600 делегатов — в большинстве своем школьные психологи.
Первый день работы был посвящен проблемам психологического образования. Второй день открылся пленарным заседанием; затем работали секции, “круглые столы”, проводились вечерние лекции, прошла презентация различных профессиональных и региональных психологических ассоциаций.
ПСИХОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ
Публикация №1107508748 04 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
29—30 октября 1996 г. в Москве в Военном университете состоялась межвузовская научно-практическая конференция “Место и роль психологии и педагогики в подготовке и совершенствовании профессионализма офицерских кадров”. В ее работе приняли участие свыше ста представителей вузов и училищ. Основная цель конференции, как отметил начальник Военного университета Н.И. Звинчуков, — совместными усилиями обсудить проблемы психологического образования офицерских кадров.
ЮБИЛЕЙ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ МГУ
Публикация №1107508724 04 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
В течение двух дней с 21 по 22 ноября 1996 г. проходила юбилейная научная конференция, посвященная 30-летию образования факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова “Современное состояние психологической науки и психологического образования в Московском университете”.
На п л е н а р н о м з а с е д а н и и, состоявшемся в Доме культуры МГУ на Ленинских горах, было так много желающих выступить с приветственными обращениями в адрес факультета, что большую часть запланированных докладов пришлось перенести на следующий день. Заседание открыл декан факультета Е.А.Климов, уделивший основное внимание итогам и перспективам научной и преподавательской деятельности на факультете. Сотрудников, студентов и выпускников факультета приветствовали зам. министра общего и профессионального образования РФ А.Г.Асмолов, ученый секретарь РАО Н.Н.Нечаев, представители Санкт-Петербургского университета. Об истории становления факультета рассказала А.Н.Ждан.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ФИНСКИХ СЛУШАТЕЛЕЙ
Публикация №1107508700 04 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
Методика преподавания иностранного языка имеет теснейшую связь с психологией, что очень важно для преподавателей, обучающих русскому языку финнов на краткосрочных курсах в системе Летних университетов Финляндии. Не нужно объяснять, насколько необходимо педагогу знать, как воспринимается материал учащимися (а ведь обучение на краткосрочных курсах ведется интенсивными методами!), как слушатели запоминают его.
Публикация №1107508674 04 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
Еще в 60-х гг. труды М.Г.Ярошевского положили начало исследованиям в нашей стране такой актуальной темы, как психология науки — комплексному изучению творчества ученого. С тех пор эта проблематика плодотворно развивалось автором и его учениками (см.: Научное творчество. М., 1969; Проблемы научного творчества в современной психологии. М., 1971; Социально-психологические проблемы науки. М., 1973; Человек науки. М., 1974; Школы в науке. М., 1974; Психология XX столетия. 2-е изд. М., 1974; Роль дискуссий в развитии естествознания. М., 1986; и др.).
О ПУБЛИКАЦИЯХ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
Публикация №1107508653 04 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
В последние годы отмечается повышенный интерес к психологии и различным методам психологического обследования с целью диагностики уровня умственного развития, определения готовности детей к школьному обучению, профпригодности и профориентации, выявления отклонений в психическом развитии для определения адекватности того или иного вида и типа обучения. Введение в системе образования, учреждений здравоохранения и социальной защиты должности психолога, повышение социального интереса к практической психологии потребовало значительного увеличения числа таких специалистов, что повлекло за собой возникновение большого количества кафедр и факультетов с подобной ориентацией, а также различного рода экспресс-подготовки, коммерческих курсов, в том числе и заочно-очного обучения.
ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ
Публикация №1107508630 04 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
Значение факторов ситуации в развитии и проявлении психического фактически признано всеми подходами к объяснению человеческого поведения, а расхождения между ними связаны с тем, в какой степени ситуационные факторы способны детерминировать поведение человека.
Однако признание роли ситуационных переменных в детерминации поведения человека еще не означает изучения самой этой ситуации.
ЗАВИСИМОСТЬ ЗРИТЕЛЬНЫХ ИЛЛЮЗИЙ ОТ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Публикация №1107508608 04 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
Наличие зрительных иллюзий субъективных контуров рассматривается как структурирование зрительного поля, его анализ и разложение на главные и второстепенные детали, синтез из деталей субъективных контуров целостного изображения.
Оптические (зрительные) иллюзии бывают обусловлены иррадиацией возбуждения в сетчатке, переоценкой длины линий, контрастом изображений, целостным восприятием, интерференцией помех. При этом в механизме возникновения иллюзий взаимодействуют как периферические, так и центральные факторы [2], [5]—[8].
Публикации, отправленные в архив рубрики
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK