Рейтинг
Порталус

ЧЕЛОВЕК НЕОБЫЧАЙНОЙ СУДЬБЫ На фото: ЧЕЛОВЕК НЕОБЫЧАЙНОЙ СУДЬБЫ, автор: admin

Публикация №1107508584 04 февраля 2005

Доктор психологических наук, профессор Дмитрий Александрович Ошанин известен как один из первых организаторов исследований по проблемам инженерной психологии и технической эстетики в нашей стране, им предложена и разрабатывалась концепция оперативности психического отражения.

Полная версия публикации

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ Л.С. ВЫГОТСКОГО О ДЕТСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ На фото: ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ Л.С. ВЫГОТСКОГО О ДЕТСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ, автор: admin

Публикация №1107508493 04 февраля 2005

Проблемы искусства, художественного творчества и психологии воображения для Л.С. Выготского были актуальны с начала и до конца его научной деятельности. Уже в “Психологии искусства” он изложил ряд столь глубоких положений по этим проблемам, что начиная с 1965 г. (когда она впервые была издана) до наших дней и, по-видимому, еще долго они будут будоражить умы исследователей психологов, искусствоведов, педагогов. Один только вывод о том, что основа эстетической реакции — катарсис — есть развоплощение содержания формой искусства [1], несмотря на основательные подтверждения в теории и практике (например, у В.А.Фаворского “Содержание формы”, “О выразительности художественной формы” [8; 238—240, 225—227], и в наши дни остается предметом ожесточенных споров. В этой же книге Л.С.Выготский изложил те основополагающие идеи о детском художественном творчестве, которые впоследствии развил в “Педагогической психологии” и психологическом очерке “Воображение и творчество в детском возрасте”.

Полная версия публикации

УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ И СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ На фото: УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ И СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ, автор: admin

Публикация №1107508463 04 февраля 2005

В когнитивном развитии важную роль играет понятие числа. Как показали Ж.Пиаже и А.Шеминска [13], понятие числа возникает в результате синтеза понятий класса и отношения.

Чтобы продемонстрировать развитие понятия асимметричного отношения, Ж.Пиаже использовал задачу сериации. Для изучения понятия класса наиболее подходящей считалась задача включения в класс, которая изучалась во множестве вариантов. Задача сериации, напротив, была изучена гораздо меньше. Исследования в области когнитивного развития стремились решить две проблемы: горизонтальный декаляж [1], [8] и связь стратегий сериации [8], [15], [16].

Полная версия публикации

ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕМПЕРАМЕНТА С НЕКОТОРЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА На фото: ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕМПЕРАМЕНТА С НЕКОТОРЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, автор: admin

Публикация №1107508437 04 февраля 2005

Биологическая детерминация реального поведения и личности человека представляется наиболее сложной для формализации и недостаточно изученной областью наук о человеке, поскольку, с одной стороны, она проявляется на разных уровнях индивидуальности, а с другой — ее проявления неотрывны от социального характера активности человека. Одним из развитых направлений изучения врожденных особенностей индивидуальности является изучение темперамента. Наиболее комплексными исследованиями в этой области являются работы, начатые еще И.П.Павловым и продолженные В.Д.Небылицыным, Б.М.Тепловым, В.М.Русаловым, П.В.Симоновым, Г.Айзенком, Я.Стреляу, Д.Греем, М.Закерманом и другими.

Полная версия публикации

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКТЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В ИНДЕКСАХ МОТИВАЦИИ ОПРОСНИКА ЭДВАРДСА На фото: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКТЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В ИНДЕКСАХ МОТИВАЦИИ ОПРОСНИКА ЭДВАРДСА, автор: admin

Публикация №1107508412 04 февраля 2005

Целью статьи является анализ теоретических предпосылок и возможностей понимания диагностики мотивов применительно к методике А.Эдвардса, широко применяемой за рубежом для анализа личностного профиля в ряду других многофакторных личностных опросников. В первых публикациях по апробации опросника А.Эдвардса на отечественных выборках [9], [10] представлен эмпирический материал, но не проанализированы основания использования этого диагностического средства в психологических исследованиях, авторы которых могут не разделять исходных предпосылок в понимании мотивов.

Полная версия публикации

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ РЕБЕНКА И РОДИТЕЛЕЙ С ПОМОЩЬЮ “ФИЛЬМ-ТЕСТА” РЕНЕ ЖИЛЯ На фото: ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ РЕБЕНКА И РОДИТЕЛЕЙ С ПОМОЩЬЮ “ФИЛЬМ-ТЕСТА” РЕНЕ ЖИЛЯ, автор: admin

Публикация №1107508388 04 февраля 2005

Известная проективная методика Рене Жиля “Фильм-тест” содержит 25 картинок, на которых изображены те или иные ситуации взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, а также 17 словесных описаний критических для ребенка ситуаций [2], [3]. Рисунки схематичны, изображают, скорее, соотношение позиций людей, нежели их эмоциональный настрой, что по мнению И.Н.Гильяшевой и Н.Д.Игнатьевой, “облегчает идентификацию испытуемого с тем или иным персонажем, позволяет предположить у него любое эмоциональное выражение лица” [1].

Полная версия публикации

ФАКТОРЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ УЧИТЕЛЕЙ На фото: ФАКТОРЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ УЧИТЕЛЕЙ, автор: admin

Публикация №1107508364 04 февраля 2005

О типичности стресса для педагогической деятельности из-за ее насыщенности такими стресс-агентами, как социальная оценка, неопределенность, повседневная рутина, говорят многие зарубежные исследователи ([24] и др.). Проявления стресса в работе учителя разнообразны и обширны. Так, в первую очередь выделяются фрустрированность, тревожность, изможденность и выгорание [23; 87 — 92]. В отечественных исследованиях в перечень стресс-реакций учителей включается до 14 различных проявлений [7].

Полная версия публикации

РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ На фото: РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ, автор: admin

Публикация №1107508341 04 февраля 2005

Термин “языковая компетенция” был введен Н. Хомским примерно в середине XX в. и семантически противопоставлен термину “использование языка”. Различие значений этих терминов раскрывалось как разница между знанием “говорящего-слушающего” о языке и применением языка в практике общения и деятельности человека. Стремясь остаться в рамках строго лингвистического исследования, Н. Хомский пытался абстрагироваться от реальных речевых актов и настойчиво подчеркивал, что имеет в виду “идеального говорящего-слушающего”, т.е. абстрактно мыслимого носителя языка. Реального же носителя языка со всеми его речевыми особенностями он квалифицировал как объект не лингвистического, а психологического, социологического, дидактического исследования [9], [10].

Полная версия публикации

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕТСКОГО РИСУНКА НА ТЕМУ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ ТРАГЕДИИ На фото: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕТСКОГО РИСУНКА НА ТЕМУ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ ТРАГЕДИИ, автор: admin

Публикация №1107508318 04 февраля 2005

Понятен интерес психологов к художественно-изобразительному творчеству детей и подростков: в своих рисунках дети гораздо “разговорчивее”, нежели в речевом общении. Это верно и по отношению к содержанию изобразительного сообщения, и по отношению к его психологическому подтексту. Но если искусствоведческий анализ может раскрыть какие-то особенности композиции, выразительных средств, техники исполнения рисунка, то с психологическим анализом рисунка (и соответственно психологическим анализом личности самого исполнителя) дело обстоит гораздо сложнее. Трудность здесь в том, что изображение должно быть описано на формализованном языке, так как это описание только и может являться основой однозначной психологической интерпретации исследователя.

Полная версия публикации

ОЦЕНКА КОГНИТИВНЫХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЗОНЫ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ На фото: ОЦЕНКА КОГНИТИВНЫХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЗОНЫ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, автор: admin

Публикация №1107508285 04 февраля 2005

Общеизвестен значительный вклад Л.С. Выготского в развитие целостного понимания психики нормального и аномального ребенка. Его подход, базирующийся на оценке качественных новообразований детского возраста, в значительной степени определил последующие отечественные исследования и социальную практику в области дефектологии [3]. В частности, и по настоящее время классификация, критерии диагностики умственной отсталости и выбор специальной программы обучения опираются на заложенные Л.С. Выготским традиции [5], [6].

Полная версия публикации

Предыдущая
Следующая


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Публикации, отправленные в архив рубрики



О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама