Рейтинг
Порталус

Метод инициирования состояния антирелаксации у водителя транспортного средства

Дата публикации: 19 ноября 2009
Публикатор: Чаусовский Григорий Александрович
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ Томалогия →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1258617498


Метод инициирования состояния антирелаксации у водителя транспортного средства

Чаусовский Григорий Александрович, доцент Запорожского национального университета


По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий гибнут 1,27 миллиона человек.
Доминирующим аспектом причин транспортных аварий является неудовлетворительное психофизиологическое состояние водителя (усталость, сон за рулем, отвлечение от управления транспортным средством, недопустимая релаксация). Этому способствует тот факт, что, согласно утверждениям физиологов, — один час работы водителя соответствует рабочей смене человека, который занят тяжелым физическим трудом.
В настоящее время для мониторинга психофизиологического состояния водителя разработаны методы регистрации электрических биопотенциалов (для этого требуется фиксация на теле водителя измерительных электродов и сложная дорогостоящая биопотенциалометрическая аппаратура), а также электронные системы контроля различных биомеханических показателей. Однако на практике эти разработки практически не используются ввиду их сложности и целесообразности применения в сугубо исследовательских целях (ведь водитель личного автомобиля не будет фиксировать на себе многочисленные электродные сенсоры и наблюдать за показаниями электронной биомедицинской аппаратуры). Характерно, что вне контроля известных методов остается такой потенциально аварийно-инициирующий фактор, как пользование водителем мобильным телефоном.

Разработанный метод позволяет устранить вышеотмеченные недостатки и обеспечить непрерывное слежение за уровнем бодрствования водителя транспортного средства общедоступными эргономическими приемами. Его конструктивное миниатюризированное оформление позволяет осуществлять надежный автоматический контроль и вибротактильную сигнализацию при наступлении недопустимого для водителя транспортного средства состояния релаксации или отвлечении беседой по мобильному телефону, с пассажирами и т. п.
Физиологической предпосылкой разработки является общеизвестный факт, что при наступлении состояния релаксации снижается тонус мимических мышц лица, в частности, круговой мышцы рта (m.orbicularis oris) и мышц губ (m. levator labii superioris; m. depressor labii inferioris). Непрерывная регистрация тонуса вышеотмеченных мышц осуществляется с помощью микротактильного сенсора, рабочие органы которого, выполненные в виде тонких подпружиненных пластинок, смыкаются при естественном сжатии губ. Микротактильный сенсор коммутирует цепь подачи питания от миниатюрного таблеточного литиевого источника питания на микровибратор (при естественном сжатии губ водителя микровибратор отключается, а при уменьшении тонуса мышц губ, что характерно для состояния релаксации, микровибратор включается). При этом все элементы разработки (микротактильный сенсор, таблеточный источник питания и микровибратор) находятся на общей конструктивной основе, которая при релаксации начинает вибрировать и оказывать сигнализационное вибротактильное воздействие на губы и передние зубы, что исключает возможность релаксации и засыпания за рулем.
Это обусловлено тем, что губы имеют существенное представительство в коре головного мозга и весьма чувствительны к внешним микровибрациям. В свою очередь, в зубах человека имеются связанные со слуховыми центрами мозга свободные нервные окончания, вибрационное воздействие на которые также исключает возможность релаксации и наступления предсонного состояния (диффузного бодрствования ).
Так как вышеописанная конструкция закреплена на цепочке, находящейся на шее, то при разговоре по мобильному телефону или засыпании за рулем она (при выпадении из губной щели) начинает вибротактильно воздействовать на кожные покровы верхней части туловища. Это способствует формированию на сознательно-подсознательном уровне повышенного уровня бдительности за дорожной ситуацией и адекватностью своей профессиональной и поведенческой деятельности.
По мнению автора разработки, её функциональные возможности формирования антирелаксационных эффектов могут найти применение не только при реализации профилактических антиаварийных мероприятий на транспорте. Предложенный метод перспективен также для обеспечения поддержания требуемого уровня бодрствования и адекватной поведенческой деятельности операторов стратегических объектов и потенциально опасных производственных систем

Опубликовано на Порталусе 19 ноября 2009 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама