Рейтинг
Порталус

АРХЕТИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПОПУЛЯРНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ КИНОФИЛЬМАХ

Дата публикации: 21 декабря 2009
Автор(ы): ПЕТРЕНКО Е. К.
Публикатор: Петренко Екатерина
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1261373898


ПЕТРЕНКО Е. К., (c)

Сайт автора: nlo-27@ya.ru

В современной науке практически все внимание ученых-психологов уде-ляется исследованию сознательных процессов, в то время как бессознатель-ное, в частности выделенное К.-Г. Юнгом коллективное бессознательное, проявления которого исследовать крайне сложно, отходят на второй план. Затруднения в изучении данной стороны психики объясняются по большей мере ограниченностью возможностей исследователя в выделении чистых проявлений коллективного бессознательного из всей массы психических процессов, явлений, состояний и продуктов психической деятельности. Од-нако, несмотря на сложности, возникающие при попытках его диагностиро-вания и изучения, коллективное бессознательное по сей день вызывает ко-лоссальный интерес со стороны многих исследователей и оказывает значи-мое влияние на все сферы жизни человека, определяя его мотивацию, инте-ресы, предпочтения, установки и т.п. Коллективное бессознательное представляет для нас особый интерес, так как оно оказывает влияние на каждого человека и на все общество в целом, передается из поколения в поколение, являясь хранилищем латентных следов памяти человечества, носителем особых конструкций – архетипов, – универ-сальных элементов личности человека. По словам К.-Г. Юнга, в коллектив-ном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эво-люции, возродившееся в структуре мозга каждого индивида. Однако прояв-ляется это «наследие» в строгой взаимосвязи со временем, культурой, уров-нем развития общества. Такое средство массовой коммуникации как телевидение играет достаточ-но значимую роль в современном обществе. Телевизионное воздействие но-сит практически повсеместный характер: в каждой семье имеется телевизор, люди затрачивают огромное количество времени на просмотр кинофильмов и телепередач. Именно поэтому использование архетипов коллективного бес-сознательного в кинопродукции является одним из основополагающих прин-ципов привлечения внимания различных общественных групп и влияния на них. При восприятии кино как искусства человек испытывает эстетическое удовольствие или наслаждение. Дж. Фиске выделяет два основных типа "по-пулярных” удовольствий, получаемых при соприкосновении личности с про-дуктами творческой деятельности. Во-первых, это удовольствия, сконцен-трированные на теле и носящие, с точки зрения социума, характер наруше-ния и скандала. С другой стороны, существуют "смыслопроизводящие” удо-вольствия, которые сконцентрированы на социальной идентичности. К по-следнему типу, по К.-Г. Юнгу, можно отнести восприятие человеком архети-пов коллективного бессознательного. Когда человек сталкивается с образами архетипов, он всегда чувствует силу, которая была трансформирована в этот образ. Поэтому встреча с архетипическим образом всегда сопровождается сильным эмоциональным переживанием, сообщающим индивиду чувство надличностной энергии, некоей силы, явно превосходящей его индивидуаль-ное Эго. Однако, не секрет, что при просмотре одного и того же фильма раз-ные люди испытывают разные переживания. Это объясняется тем, что все архетипы коллективного бессознательного живут в каждом из нас, но в раз-ной степени имеют место в нашей жизни, поведении и т.д. Эмоционально идентифицировав себя с тем или иным «экранным» персо-нажем, чей архетип доминирует в личностный сфере человека, он начинает подражать ему в поведенческих проявлениях, вербальных высказываниях, привычках, интересах, ценностях и т.д. Можно найти множество примеров эмоциональной инфекции, посредством которой мы начинаем неосознанно подражать в своей речи и поведении кому-то из окружающих. Узнавая на экране телевизора свои ведущие архетипы на эмоциональном уровне, определяя личные предпочтения, человек вместе с его индивидуаль-ными и личностными характеристиками или даже целая социальная группа становятся объектом непосредственного воздействия архетипических обра-зов. В нашем исследовании в качестве такой социальной общности выступает современная молодежь. Мы изучили несколько самых популярных и востре-бованных среди представителей современной российской молодежи на дан-ный момент времени художественных фильмов и определили ее архетипиче-ские «предпочтения» - надличностную силу, трансформированную в образы. Гипотезой нашего исследования являлось следующее утверждение: в по-пулярных среди молодежи фильмах наиболее часто встречается архетип Ге-роя. Данное предположение связано с тем, что, на наш взгляд, представители данной возрастной категории стремятся главным образом к самостоятельно-сти, к достижению поставленных целей, к самореализации и установлению прочных позиций в обществе. Выборку нашего исследования составили студенты из разных российских городов в возрасте от 18 до 22 лет. Основанием для такой рандомизации слу-жит тот факт, что коллективное бессознательное – надындивидуально по своей природе и проявляется одинаково в той или иной общности людей, его носителей, вне зависимости от территории, на которой они проживают. Общность же достигается путем относительного уравнивания в возрастной и статусной категориях. Объем выборки, произведенной случайным способом, составил 100 человек: 50% женского, 50% – мужского пола. По результатам проведенного опроса был составлен рейтинг самых попу-лярных среди российской молодежи кинофильмов. Всего было названо 328 фильмов, из них первое место по рейтингу занял фильм «Эффект бабочки» (16 % голосов), второе – «Достучаться до небес» (11% голосов), третье – «Бойцовский клуб» (10 % голосов). Данные произведения содержат в себе глубокие смыслы, одной из их особенностей можно назвать тот факт, что скрытое, непонятное и необычное в начале просматриваемого фильма к кон-цу становится логичным и закономерным. Далее для выявления архетипических предпочтений молодежи мы приме-нили количественно-качественный метод контент-анализа. Мы считаем, что в данном случае использование данного метода оправдано, во-первых, тем, что имеется большое количество однородного материала для анализа, во-вторых, целью, состоящей в постижении внетекстовой реальности, а также сложно-стью непосредственного изучения этой реальности. Данный метод не только позволяет подойти к изучению коллективного бессознательного с качествен-ной стороны, но и дает ему количественную оценку. В качестве категорий анализа использовались архетипы, в качестве индикаторов – образы, которые они принимают. В ходе исследования были получены следующие данные. Из всех проявле-ний основных архетипических образов, выделенных Юнгом (Самость, Ани-ма, Анимус, Персона, Мудрость, Тень, Мать, Отец, Дитя, Герой, Чудовище), отмеченных в выше названных кинофильмах, 26 % составил архетип Отца, 18 % – архетип Дитя, 17 % – Анимус, 16 % – Герой. То есть мы выяснили, что в популярных среди молодежи фильмах наиболее часто встречается ар-хетип Отца, а значит, предположительно, он доминирует в молодежном кол-лективном бессознательном и оказывает наиболее значимое воздействие на ее представителей. Возможно, этот факт связан с ведущей деятельностью юношеского возраста, возможно – с ситуацией, преобладающей в их соци-альном окружении и являющейся наиболее значимой в данном возрасте, а возможно, архетипический образ отца сочетает в себе те качества, которые считаются необходимыми в молодежной среде и предстают в качестве этало-на современного юноши. Кроме того, мы проанализировали, насколько часто демонстрируются в фильмах такие явления, как любовь, рождение, смерть, возрождение и ин-тимные сцены. На первом месте оказалась смерть (36 % из общего количест-ва отмеченных явлений). Чаще всего – смерть носителя архетипов Дитя, Чу-довища, Героя. Гибель героя – стандартное событие архетипического сюже-та, а гибель Героя обычно сопровождается его последующим возрождением либо оказывается мнимой. Что касается Дитя, то это – типичное состояние персонажа перед Смертью, выражающееся в беспомощности, зависимости. Таким образом, гипотеза исследования нашла лишь частичное подтвер-ждение. Обнаружено, что в популярных среди молодежи фильмах наиболь-шее внимание уделяется архетипу не героя, но отца, а также архетипу Дитя и Анимусу. Интерпретация полученных данных требует дополнительного ис-следования механизмов связи архетипов в фабуле современной аудиовизу-альной художественной продукции.

Опубликовано на Порталусе 21 декабря 2009 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): архетипы, коллективное бессознательное, кино



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама